Мастер-класс «Использование приемов РКМЧП как способ повышения учебной мотивации обучающихся на уроках физики»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Работу выполнил (а)
Тагирова Лилия Мухаматзакировна, учитель физики и математики.
МАОУ «Акбашевская основная общеобразовательная школа имени кавалера ордена Мужества Ильдуса Зиннатовича Кучукбаева».
Пермь 2017
Мастер-класс по теме «Использование приемов РКМЧП как способ повышения учебной мотивации обучающихся на уроках физики».
Цель мастер- класса:
Мотивация педагогов к овладению методикой технологии развития критического мышления , применению в своей педагогической деятельности.
- кому адресован- учителям физики, слушателям курсов.
-на какой возраст –обучающиеся 7 класса.
- продолжительность-
-оборудование- проектор, компьютер.
3.Ход мастер-класса
Известный американский психолог К.Роджерс сказал о том. что никакие усилия не имеют смысла , поскольку знанием становится только та часть информации , которая принята ребенком. Учитель должен помочь обучающимся овладеть способами самостоятельной работы. Технология развития критического мышления –один из способов превратить обучение-продвижение от незания к знанию- в совместный и интересный поиск.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она появилась в 1997 году. Американские ученые модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Мария Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Лев Семенович Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В. В.Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии. Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учѐбе, но и в обычной жизни(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Использование приемов критического мышления позволяет формировать:
1.Способность находить нужную информацию в различных источниках;
2.Критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть;
3.Систематизировать информацию по заданным признакам;
4.Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
5.Находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
6.Уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию.
Чем привлекает меня данная технология? Детей не легко мотивировать. Приходится постоянно придумывать как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Данная технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, думаю что смогла добиться следующих результатов:
-Изменилось отношение учеников к индивидуальной и групповой работе.
- Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
-Повысилась активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к изучению физики.
И самое главное , по-моему ,применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников,
Следует признать, что методика критического мышления применима не на всех уроках. Это связано с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Но она открывает огромное поле деятельности при изучении ряда тем, для использования на факультативных и элективных курсах. Использование критического мышления поможет учащимся следовать правилам логики и, следовательно, быть успешными в жизни.
Чтобы правильно построить урок по данной технологии, надо соблюдать 3 стадии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ |
||
I стадия |
II стадия |
III стадия |
Вызов: -актуализация опорных знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. |
Осмысление: -получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Рефлексия: -размышление, рождение нового знания: -постановка новых целей обучения. |
Функции трех стадий технологии развития критического мышления.
стадия |
Функция |
Вызов |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление |
Информационная( получение новой информации по теме). Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная(сохранение интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия |
Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний , выработка собственной позиции,оценка процесса). |
Качественные задачи способствуют развитию критического мышления обучающихся , развивают умение решать задачи , предъявляемые в необычной форме .Особенность таких задач состоит в , что они связаны с жизнью, обратимся к литературе и истории.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер. Ветер!
На ногах не стоит человек. А.А.Блок поэма «Двенадцать».
Вопрос: Почему человек не может удержаться на ногах?
(Скорее всего , на дворе гололед, и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая).
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье.
(сила трения качения)
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут?
(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)
Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:
Баба с возу, кобыле легче.
(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги)
Не подмажешь, не поедешь.
(для уменьшения трения применяют смазки)
«В октябре ни на колесах, ни на полозьях»
(В октябре обычно в средней полосе начинается сезон дождей, и поэтому земля раскисает, на санях еще ездить рано - трение значительно, а на колесах ездить поздно - увязнуть можно.)
18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
(Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?).
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Это позволяет использовать данную технологию на различных этапах урока:
при изучении нового материала. повторении и обобщении знаний.
В качестве примера предлагаю фрагмент урока изучения нового материала по теме «Трение в природе и технике».
Цель урока: формировать умение систематизировать и обобщать изученное. раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни.
Задачи:
Личностные_:
Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах
Метапредметные:
Продолжить формирование умения выделять физические явления, описывать их физическими величинами.
Развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике и технике.
Развивать навыки смыслового чтения через использование приема «Инсерт».
Предметные:
Формировать потребность в знаниях о силе трения и ее значении в жизнедеятельности человека;
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности , формирование уважительного отношения к иному мнению , развитие доброжелательности.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные:
Развитие умений применять знания в новой ситуации, работать в малых группах, наблюдать, анализировать Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
Предметные:
Расширение понятийной базы о силах за счет включения в нее понятия о силе трения, ее видах;
Межпредметная связь:
История, физическая культура.
Структура урока соответствует технологии ТРКМ: в процессе урока просматриваются три стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
На стадии вызова использую прием «Верные – неверные утверждения», предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Верите ли вы что:
одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести между трущимися поверхностями смазку;
сила трения покоя направлена одинаково с вектором скорости движущегося тела;
сила трения качения направлена противоположно вектору скорости движущегося тела;
тело лежит на поверхности стола, на него не действует сила трения;
сила трения скольжения больше силы трения качения при одинаковой нагрузке.
трение может быть полезным и вредным.
изучением трения ученые занимаются пятьсот лет?
спортсмены-лыжники наносят на лыжи особую смазку?
у растений и животных имеются органы для увеличения силы трения?
На стадии осмысления прием Инсерт.
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Фиксики. Сила трения.»
Целепологание(ставят обучающиеся):
должны научиться разрабатывать способы увеличения или уменьшения трения.
На стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезное и вредное.
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Работа с текстом учебника§33-34, с дополнительным текстом.
ü» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?»- есть вопрос
Домашнее задание:
Подготовить сообщение (из двух тем выбрать одну):
-«Трение в живой природе».
-«Применение воздушной подушки».
Рефлексия.
Возвращаемся к приему «Верные не верные утверждения»,какие утверждения были верными.
Предлагаю составить Синквейн (на выбор) :
- сила трения;
-трение скольжения:
- трение покоя.
Посмеемся:( от народного учителя Росии Ткачука В.И)
Когда я был школьником , мы с друзьями утащили из дома три куска мыла и натерли им рельсы на подъеме. Эта работа заняла у нас около трех часов . Ну вот мы затаились в кустах и наблюдали , как груженый состав в течение получаса пытался подняться в горку, но все время скатывался . Домой я вернулся счастливым человеком , чувством хорошо выполненного дела . Но дома меня уже ждал отец с ремнем, я не успел спросить , за что получу. Моим друзьям повезло больше. Их отцы не работали на железной дороге в отличие от моего папы . Так я понял , что такое коэффициент трения скольжения.
Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
Предлагается использовать следующие приемы:
1.Вызов- ЗХУ
2.Осмысление-Фишбоун
3. Рефлексия-Синквейн.
Демонстрация видеороликов «Лыжи катили лучше».
ФИЗИКА И ЛЫЖНЫЙ СПОРТ.
Механизм трения очень сложен. Правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха. Сила трения снижает спортивные результаты в конькобежном, лыжном и других видах спорта, поэтому ведутся непрерывные исследования по её уменьшению.
Силы трения возникают при взаимодействии лыж со снегом. Сила трения при скольжении зависит от величины нормального давления лыж на снег (от силы тяжести); его увеличение приводит и к замедлению скольжения. Сила трения сцепления во многом определяет угол срыва лыжи при отталкивании (проскальзывание). Улучшение сцепления лыж со снегом во многом зависит от применения мази с более высоким коэффициентом сцепления ..
Б иатлон является олимпийским видом спорта, сочетающим лыжную гонку со стрельбой из винтовки. C 1993 года и по настоящее время все официальные международные соревнования по биатлону проходят под эгидой Международного союза биатлонистов IBU.
Впервые в рамках крупных международных соревнованиях состязания, напоминавшие современный биатлон, были включены в 1924 году на первых зимних Олимпийских играх во французском городе Шамони. Их первоначальное название было «соревнования военных патрулей». В статусе демонстрационных состязаний соревнования военных патрулей позже были представлены на зимних Олимпиадах 1928, 1936 и 1948 годов.
- Доктор, что с моими лыжами? - Барышня, это «подлип». У меня есть для вас замечательное средство – вот эта мазь из фиолетовой баночки. Гарантирую 100-процентное «выздоровление».
Катался в этом году в Битце по первому снегу. На одном из подъемов меня остановил человек, признавшийся, что он только что купил себе пластиковые лыжи.
- Почему вы легко заезжаете на гору, а у меня лыжи что вперед, что назад – катятся одинаково?
- А вы их чем мазали?
- А что, их надо еще и мазать?!!
Диалог этот, при всей его кажущейся неправдоподобности, тем не менее, весьма характерен. Надо ли мазать пластиковые лыжи, и чем мазать?
Иван Исаев,
мастер спорта СССР по лыжным гонкам,
главный редактор журнала «Лыжный спорт».
Отличный пример экономичного набора для смазки лыж, названный в честь короля лыж, многократного чемпиона мира и Олимпийских игр Гунде Свана (Gounde pack). Включает красную лыжную мазь (+1 – 0), фиолетовую лыжную мазь (0 – 3), синюю лыжную мазь (-1 – 7) и синтетическую пробку-растирку. Этого комплекта хватит за глаза на все случаи жизни.
Это самый минимальный комплект, который может вам понадобиться для смазки лыж. Чтобы кататься по лыжне классическим стилем, лыжи надо намазать под колодкой держащей мазью. Колодка – это средняя часть лыжи, начинающаяся от пятки ботинка и расположенная вверх от крепления на 15-25 см. Вот эту среднюю часть лыжи (колодку) и надо мазать держащей мазью для того, чтобы лыжи у вас не скользили при толчке ногой назад.
На этом рисунке изображена как раз та средняя часть лыжи, которую надо мазать держащей лыжной мазью. Лыжники зовут эту зону лыжи колодкой. Как видите, у коротких лыж длиной менее 180 см (дети, подростки, не очень высокие взрослые женщины) колодка должна быть длиной 60 – 65 см. Более высокие лыжи длиной более 180 см должны иметь более длинную колодку – 70 – 75 см.
мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой. Итак, намазав лыжу под колодкой держащей мазью, её (мазь) следует растереть пробкой-растиркой. В идеале после растирания у вас должен получиться ровный, слегка блестящий слой.
1. Лыжи не держат, или, как говорят лыжники, «отдают», то есть не позволяют вам уверенно толкнуться, при толчке ногой проскальзывают назад. В этом случае достаточно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой, и ситуация окажется исправлена – вы можете снова получать удовольствие от катания. На исправление смазки у вас уйдёт всего лишь пара минут.
2. Лыжи, как говорят лыжники, «тупят», то есть совершенно не едут, а иногда ещё и покрываются льдом или снегом под колодкой – в той средней части лыжи, где вы нанесли слишком тёплую мазь. Лыжники называют эту ситуацию «подлипом», если к мази прилипает снег, или обледенением, если на мази образуется лёд. Выход есть, вам понадобится лишь чуть большее количество времени.
Использование описанных выше некоторых приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Обладая критическим мышлением, человек знакомясь с теми или иными идеями рассматривает возможные последствия их реализации. Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра».
Для того чтобы успешно внедрять технологию « Критического мышления» в практику надо:
- научить учащихся оценивать не только себя, но и других;
- вырабатывать навыки самостоятельной работы;
- осмысливать, применять и оценивать большой объем информации.
Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.
Информационные ресурсы:
Корнюшкина Л.В. Научно – методическая разработка
«Повышение эффективности образовательного процесса путём использования технологии развития критического мышления на уроках физики», Киров, 2016.
2.Материалы Мосиной А.А к модулю 3.
3.Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: Дрофа/Учебник 2017
Интернет-ресурсы.
1.Видеофрагмент "Фиксики о силе трения" http://www.youtube.com
2.Видеофрагменты по биатлону. http://www.youtube.com
3. Сайт http://www.skisport.ru