12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сафина Зиля Сахабетдиновна17

«Молодость, загляни в глаза старости»

Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;

Задачи:

Раскрыть проблему демографического старения общества на основе представлений о физиологических особенностях процессов старения;

Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах  развития общества,  воспитания молодёжи;

 Продолжить формирование нравственных качеств личности:  человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.


 

На экране портрет пожилой женщины. Структура СИ-ФИНК -УАНДЭ

-Ребята, посмотрите внимательно на экран, чтобы не одна деталь не ускользнула.(дается 1 минута)

- Запишите все, что вы видите?

- О чем это заставляет вас задуматься, запишите на листочках. ( дается 1 минута)

- Зачитайте в командах друг-другу свои записи по часовой стрелке, начинают первые номера.3 стол участник под №2, ваше мнение. Структура РАУНД РОБИН

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке: добром сердце и добрых поступках. В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это - люди пожилого возраста. В России проживает несколько миллионов одиноких людей.

По данным института геронтологии Россия - страна долгожителей. Но вместе с тем обидно и то, что наше государство не может еще обеспечить достойную старость своим гражданам. Будем надеяться, что уже в недалеком будущем правительство и парламент сделают все возможное, чтобы человек прожил возраст, отпущенный природой и Богом, в счастье и благополучии.

Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы.

Старость - упрямая бестия, покрывающий морщинами лицо и руки, цепляет на плечи горб и дает каждому палку.

Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость».                    

Старость -  возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.

В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.

Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.

Чтец

Какая жизнь у старика –                                                        

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…

Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Земли…

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!


 

Нет ничего хорошего и для самих пожилых людей и для их близких.

Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети.

Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.                                                

Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …                                                                                        

Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у  стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

-Ребята, внимание на экран. Согласны ли вы с утверждением, обоснуйте свои ответы.( 10 секунд) Структура ЭЙ АР ГАЙД.

- А теперь запишите 2 предложения .(Да, я согласен с утверждением, потому что…)

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».


 


 


 


 

Перед вами история из жизни одной семьи

«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор».

- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:

- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

-Как это кем? Дочерью, конечно.

-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:

- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».

- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»

Учитель:

 Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы думаете по этому поводу?

Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.

« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

- Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

- Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».

-Ребята, а теперь изменилось ваше мнение? Если «да»в колонке «после» запишите своё мнение.

-У кого изменилось мнение?

- Какие примеры из прочитанных произведений вы можете привести на тему милосердия? – Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине пример милосердия, человеколюбия!

У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы.

В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием.

Как к старикам наш мир жесток и скуп,
Но всё своё имеет отраженье...
Отец на скатерть проливает суп,
у сына и невестки - отвращенье.

Он слеп и глух, так непонятна речь,
Чтоб не сидеть с ним за обедом близко-
Решили посадить его за печь,
И пищу ставить в деревянной миске.

Но вот однажды их родной малыш.
Принёс в избу от дерева кусочек.
-А ну, скажи нам, что ты мастеришь?
Порадуй-ка родителей сыночек!

И мальчуган сказал такую речь,
Что в ней сумела истина открыться:
- Состаритесь, вас посажу за печь,
Я мастерю из дерева корытце


 

Притча о матери

 

-Ребята, вы знаете скоро День матери. Домашнее задание написать сочинение- миниатюру на тему:

Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

Мудрые французы говорят: «Вот если бы это молодость знала, если бы старость могла ...» или «старость - не радость, никто ее не ждет, всякий умудряется отодвинуть ее нежелательный приход.». Хорошо, когда рядом с тобой живут твои родные - дети, внуки. А если их нет?

Хорошо, когда за свой жизненный путь ты свил теплое семейное гнездышко, когда вокруг лучатся родные улыбки, звенит детский смех. А если этого нет ...

Дом престарелых. Печальное пристанище на склоне лет. Хотя и там неплохо. Здесь не видишь людей в рваной одежде, здесь готовят достаточно приличную еду, показывают кинофильмы,хорошая столовая, комната отдыха.

Вот и закончилась наша беседа. Я надеюсь, что все мы станем добрее, милосерднее, и этот час доброты перерастет в ежедневную потребность делать добро. Символом добра являются белые цветы. Всем нам нелегко в этой жизни, но помните, что рядом есть люди, которым гораздо хуже. А мы можем хоть на чуть-чуть улучшить их жизнь. Я обращаюсь к вам со словами-просьбой: «Молодость, загляни в глаза старости»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.