Мониторинг качества чтения и понимания текста

2
0
Материал опубликован 3 November 2019

Мониторинг качества чтения и понимания текста


Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.

Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся.

Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, содержащийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изуче­ния всех без исключения предметов.

Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.

Первая группа ориентирована на проверку общего понимания со­держания текста, куда относится умение находить информацию, за­данную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничи­вать факты и вымысел, факты и мнения.

Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род заня­тий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.

Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатле­ния и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информа­ционные лакуны текста.

Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широ­ком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми ха­рактеристиками текста.

Мониторинг качества чтения и понимания текста.

Этапы для самооценки

1-й • Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также
этап простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации-

пояснения.

Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычлене­ния в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных пред­ложений, иногда отдельных фрагментов текста.

Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содер­жит иллюстрации.

Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.

Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).

Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рас­писание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).


2-й • Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа-
этап щие наиболее употребительную интернациональную лексику.

Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повество­вательных текстов.

Понимаю достаточно короткие описания.

Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, ре­кламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).

Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных ма­териалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).


Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом
носителе).

Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные со­общения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе).

Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в обществен­ных местах — на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте.

3-й этап

Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным
образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационно-описательные учебные тексты.

Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в
таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные документы (в том числе на цифровом носителе).



Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких
текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне
для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).

4-й этап

Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а

также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике.

Могу вычленить главное и детали текста.

Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различ­ной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей.

Понимаю чётко написанные инструкции.

Имею базовый словарный запас для чтения.

Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым
языком (в том числе на цифровом носителе).

5-й этап

Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных
текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и по­требностями.

Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художествен­ной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе).

Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных
статьях по знакомым проблемам.

Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить,
имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом
носителе).

Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре­
делённую позицию или выражает конкретную точку зрения.

Понимаю инструкции по использованию технических средств.

6-й этап

Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без
затруднений понимаю основное содержание.

Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором
отстаивается какая-то точка зрения.

Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все де­тали.

Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной
корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписываться с другом или знакомым.

Имею адекватный словарный запас для понимания содержания класси­ческих и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём.

Читаю и понимаю художественную литературу.

Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без
затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом
носителе).

Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.

Необходимо заранее подготовить оценочную шкалу выполненных заданий, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество, баллов, а также их распределение по уровням чтения.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.