Мониторинг качества чтения и понимания текста
Мониторинг качества чтения и понимания текста
 
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся.
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, содержащийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.
Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.
Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.
Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.
Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.
Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.
Мониторинг качества чтения и понимания текста.
Этапы для самооценки
 1-й       • Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также
этап	простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации-
пояснения.
Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычленения в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных предложений, иногда отдельных фрагментов текста.
Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содержит иллюстрации.
Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.
Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).
Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, расписание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).
 
 2-й    • Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа-
этап	щие наиболее употребительную интернациональную лексику.
Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повествовательных текстов.
Понимаю достаточно короткие описания.
Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).
Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных материалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).
|  			 |  			•	Понимаю 			короткие письма 			личного характера 			(в том числе 			на цифровом • Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные сообщения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). • Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в общественных местах — на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте. | 
| 3-й этап |  			•	Умею 			свободно читать 			учебные тексты 			с разной скоростью 			и различным  			•	Могу 			найти и понять 			необходимую 			мне информацию 			общего характера 			в  			  			  			•	Могу 			просмотреть 			один текст 			средней длины 			или несколько 			коротких | 
| 4-й этап | • Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. • Могу вычленить главное и детали текста. • Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. • Понимаю чётко написанные инструкции. • Имею базовый словарный запас для чтения.  			•	Понимаю 			личную и деловую 			корреспонденцию, 			написанную 			простым | 
| 5-й этап |  			•	Могу 			достаточно 			легко и по-разному 			читать основные 			типы учебных • Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художественной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе).  			•	Могу 			вычленить 			главное и детали 			текста в простых 			научно-популярных  			•	Определяю 			значимость 			статей по целому 			ряду тем и могу 			решить,  			•	Понимаю 			статьи на 			современные 			темы, в которых 			автор занимает 			опре • Понимаю инструкции по использованию технических средств. | 
| 6-й этап |  			•	Могу 			достаточно 			быстро и легко 			читать все 			типы учебных 			текстов и 			без  			•	Понимаю 			основные выводы 			в чётко организованном 			тексте, в 			котором • Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все детали.  			•	Понимаю 			описание событий, 			чувств и пожеланий 			в текстах и 			в личной • Имею адекватный словарный запас для понимания содержания классических и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. • Читаю и понимаю художественную литературу.  			•	Читаю 			корреспонденцию, 			относящуюся 			к сфере моих 			интересов, и 			без • Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём. | 
Необходимо заранее подготовить оценочную шкалу выполненных заданий, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество, баллов, а также их распределение по уровням чтения.
 
 
                                     
                                 
                                 
                         
                        