Мониторинг качества чтения и понимания текста
Мониторинг качества чтения и понимания текста
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся.
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, содержащийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.
Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.
Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.
Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.
Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.
Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.
Мониторинг качества чтения и понимания текста.
Этапы для самооценки
1-й • Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также
этап простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации-
пояснения.
Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычленения в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных предложений, иногда отдельных фрагментов текста.
Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содержит иллюстрации.
Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.
Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).
Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, расписание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).
2-й • Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа-
этап щие наиболее употребительную интернациональную лексику.
Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повествовательных текстов.
Понимаю достаточно короткие описания.
Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рекламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).
Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных материалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).
| • Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом • Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные сообщения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). • Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в общественных местах — на улицах, железнодорожных станциях, а также на рабочем месте. |
3-й этап | • Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным • Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в • Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких |
4-й этап | • Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. • Могу вычленить главное и детали текста. • Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. • Понимаю чётко написанные инструкции. • Имею базовый словарный запас для чтения. • Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым |
5-й этап | • Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных • Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художественной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе). • Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных • Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, • Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре • Понимаю инструкции по использованию технических средств. |
6-й этап | • Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без • Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором • Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все детали. • Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной • Имею адекватный словарный запас для понимания содержания классических и современных художественных текстов, книг и газетных статей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. • Читаю и понимаю художественную литературу. • Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без • Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интересов, и при необходимости могу воспользоваться словарём. |
Необходимо заранее подготовить оценочную шкалу выполненных заданий, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество, баллов, а также их распределение по уровням чтения.