12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна405

Общие умения коммуникации и их мониторинг.

Качество обучения - это

освоение предметных знаний и умений;

умение применять эти знания на практике

( в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

овладение межпредметными умениями.

Межпредметные умения - это

Коммуникативные умения (умение выбрать нужную интонацию, мнение сопереживать собеседнику, предугадать реакцию собесебника, выбирать по отношению к каждому из собеседников правильный способ обращения и т.д);

умения работать с информацией;

овладение информационными технологиями;

умение сотрудничать и работать в группах;

умение учиться и совершенствоваться.

Коллективный способ обучения формирует у учащихся:

Универсальные способы мыследеятельности;

Навыки коллективного труда;

Коммуникативные умения и навыки;

Общительность, коммуникабельность;

Общие умения коммуникации.

Что такое общие умения коммуникации? Это умения, которые позволяют человеку оформить свои мысли в тексты и понимать содержание чужих текстов.

Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений;

Умение оформить свои мысли в письменный текст;

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

Умение самостоятельно изучать литературу ( умение читать с пониманием).

Они называются общими, потому что представлены в обобщенном виде и включают в себя множество конкретных умений. Общие умения коммуникации являются макроумениями, включающими в себя множество микроумений.

Для учителя, перед которым стоит задача формирования общих умений коммуникаций, меняется смысл учебного процесса. При планировании занятий ему необходимо понимать, над какими умениями необходимо работать тому или иному ребенку. Наряду с предметными ЗУНами,цель учебного занятия может быть сформулирована так: «учиться выделять главную мысль текста, выделять смысловые части текста, озаглавливать смысловые части текста, составлять план текста. Учитель должен создавать ситуации для ребенка, когда ему приходится самостоятельно ( в паре, в малой группе) изучать текст, излагать определенные темы другому устно, излагать определенные темы письменно и давать такие виды работ, которые формируют общие умения коммуникации. Меняется и организация учебного процесса. Групповая форма уже не может быть ведущей, доминирующей, поскольку она не позволяет каждому члену учебной группы быть максимально включенным в процессы коммуникации.

Изменения организации учебного процесса. Педагог должен последовательно «проводить» ребенка через такие этапы работы:

Специально организованные ситуации коммуникации ( каждый должен регулярно слушать, читать, излагать определенные вопросы устно или письменно);

Регулярная рефлексия деятельности ребенка в ситуации коммуникации;

Постановка дальнейших образовательных задач по результатам рефлексии.

Содержание общих умений коммуникации и виды работ по их формированию.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие микроумения:

Концентрировать внимание при слушании;

Выделять в тексте понятное и непонятное;

Выделять смысловые части текста;

Выделять главную мысль текста;

Извлекать из текста информацию, данную в явном виде, так и данную в неявном виде;

Сформулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

Высказать свое мнение относительно слушаемого текста.

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному:

Интерпретация услышанного ( в форме плана, конспекта, схемы, таблицы, рисунка и т.д.)

Поиск верных и неверных утверждений по содержанию;

Поиск ответов на заданные вопросы;

Анализ устного ответа товарища;

Постанова вопросов на понимание и обсуждение слушаемого текста;

Формулировка собственных выводов;

Формулировка собственного отношения к услышанному.

Кроме того, для развития умения слушать с пониманием необходима регулярная работа по методике «Взаимопередача тем» и поабзацное изучение текста в парах сменного состава по методике Ривина.


 

Умение самостоятельно изучать литературу ( умение читать с пониманием) складывается из следующих микроумений:

Читать бегло вслух, про себя;

Читать осознанно;

Читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от ситуации;

Выделять в тексте ключевые слова;

Толковать непонятные слова;

Выделять в тексте понятное и непонятное;

Отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста;

Сформулировать вопрос по тексту;

Выделить главную мысль текста;

Озаглавить части текста, составить план;

Формулировать выводы на основе прочитанного;

Выполнить краткий или подробный пересказ.

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием):

Поабзацное чтение и изучение текстов в парах постоянного состава и в парах сменного состава;

Интерпретация прочитанного в форме плана, конспекта, схемы, таблицы,рисунка и т.п.

Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прочитанного;

Поиск ответов на заданные вопросы в читаемом тексте;

Анализ прочитанного текста;

Критика прочитанного текста;

Постановка вопросов на понимание и обсуждение прочитанного;

Постановка вопросов на понимание и обсуждение прочитанного;

Формулировка собственных выводов на основе прочитанного;

Формулировка собственного отношения к прочитанному

Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения включает в себя следующие микроумения:

Определять границы содержания текста;

Сформулировать тему текста четко,компактно;

При изложении мыслей придерживаться темы;

При изложении мыслей придерживаться определенного плана;

Правильно связывать слова в предложении, предложения в текст;

Излагать тезисно;

Формулировать выводы из собственного текста;

Подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

Пользоваться первоисточниками ( делать ссылки, цитировать)

Подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мыслей.

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений:

Выступление с докладом от малой группы,анализ и коррекция доклада;

Выступление заданного объема на определенную тему, анализ и коррекция;

Устный пересказ текста, краткий или подробный, анализ и коррекция пересказа;

Устный анализ текста ( ответа, сочинения товарища и др);

Высказывание собственного отношения к прочитанному или прослушанному тексту, факту, событию.

Умение оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажений складывается из следующих умений:

Сформулировать тему своего текста четко, компактно;

Определить границы содержания темы;

Выбирать объем текста в зависимости от ситуации;

Составлять разные виды плана;

При изложении мыслей придерживаться темы;

При изложении придерживаться плана;

оформлять мысли тезисно;

Подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

Имеющиеся примеры, факты обобщить и оформить выводы; грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие умения оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажений:

Составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам;

Письменный пересказ текста, краткий или подробный, анализ и коррекция написанного в парах сменного состава, с учителем;

Письменное изложение доклада малой группы, анализ и коррекция;

Письменное изложение определенного вопроса заданного объема, анализ и коррекция написанного;

Письменный анализ текста ( ответа, сочинения товарища), анализ и коррекция написанного ( в парах сменного состава, с учителем).

Кроме того, для развития умения излагать свои мысли письменно, рекомендуется организация работы в ПСС по составлению плана и письменному оформлению текста ( по обратной методике Ривина).

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 1 ступени должны уметь:

Читать осмысленно, плавно, выразительно, передавая как замысел автора, так и свое отношение к читаемому ( более 100 слов в минуту вслух, 140 – про себя);

Выделять тему и главную мысль текста;

Находить в тексте непонятные слова и толковать их по словарю или по контексту;

Находить в тексте информацию в явном и неявном виде;

Выполнять краткий пересказ текста;

Производить анализ языковых средств;

Составлять план текста;

Формулировать вопросы на понимание и обсуждение текста;

Создавать собственные высказывания с 2-3 микротемами;

Строить высказывания в соответствии с литературными нормами.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 2 ступени должны уметь:

Осознанно и бегло читать различные виды текстов;

Составлять различные виды планов текста;

Составлять конспекты текста;

Выделять главную мысль текста, определять тему текста;

извлекать информацию, содержащуюся в тексте в явном и неявном виде;

Интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию;

Формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;

Производить анализ языковых средств;

Формулировать вопросы на понимание и обсуждение текстов;

Самостоятельно создавать различные виды текстов, письменных и устных.

Для овладения общими умениями коммуникации важным является умение задавать вопросы.

Вопросы классифицируются соответственно различным уровням познавательных задач. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности.

Вопросы по таксономии Блума.

Оценка

Синтез

Анализ

Применение

Понимание

Знание

Уровни сформированности общих умений коммуникации.

1 ступень.

Первый – чтение текста ( менее 90 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя); воспроизведение текста по плану с сохранением его основной мысли (выраженной в явном виде), стиля и типа; ответы на наводящие вопросы.

Второй – выразительное, осмысленное , беглое чтение текста (более 100 слов в минуту вслух, более 120 слов в минуту про себя), составление простых планов текста, схем, таблиц по содержанию текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста; нахождение необходимой информации и усвоение ее; умение ориентироваться в мире дополнительной литературы; выражение своего отношения к высказыванию; ответы на различные виды вопросов; подробный и сжатый пересказ текста; выступление по заданной теме; письменное составление небольшого текста по заданной теме.

Третий- выразительное, осмысленное, беглое чтение текста ( более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя). Нахождение необходимой информации и ее систематизация; умение пользоваться справочной литературой (словарями и т.д); самостоятельное осмысление содержания высказывания; формулирование различных видов вопросов; пересказ текста от другого лица.

2 ступень.

Первый - чтение текста (менее 100 слов в минуту вслух, более 100 слов в минуту про себя);составление простого плана текста; воспроизведение текста по плану, схемам, таблицам, сохраняя основную мысль (выраженную в явном виде), его стиль и тип, ответы на вопросы; нахождение необходимой информации и усвоение ее; выражение своего отношения к высказыванию.

Второй – выразительное, беглое чтение текста (более 120 слов в минуту вслух, более 140 слов в минуту про себя); умение ориентироваться в дополнительной литературе; умение понять и задать различные виды вопросов; выступить по заданной теме.

Третий – правильное чтение текста ( более 140 слов в минуту вслух, более 160 слов в минуту про себя); составление различных видов планов (простой, сложный, тезисный) текста, схем, таблиц на основе текста и умение пользоваться ими при воспроизведении текста, сохраняя его основную мысль(выраженную в явном и неявном виде); составление конспектов текста; нахождение в тексте необходимой информации и ее систематизация; самостоятельное осмысление содержания высказывания; анализ и критическая оценка собственных высказываний и высказываний других.

Литература:

О.В.Запятая «Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся»

Д.И.Карпович, Л.В.Бондаренко « Практика становления классно-предметной системы обучения»

Сборник статей «Не классно-урочное обучение. Модели, содержание образования, управление»


 


 

Приложения.

Табло учета общих умений коммуникации.

Вопросы по таксономии Блума.

Формирование общих умений коммуникации.

 

Класс Предмет ФИО преподавателя


 


 

Фамилия, имя учащихся

Умение самостоятельно изу-

чать литературу

Умение слушать и работать с вопросами

Умение оформлять свои мысли в устный текст

Умение оформлять свои мысли в письменный текст

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

1

2

3

1

2

3

4

1

                                     

2

                                     

3

                                     

4

                                     

5

                                     

6

                                     

7

                                     

8

                                     

9

                                     


 

Умение самостоятельно изучать литературу.

Микроумения:

1 – выделение ключевых слов

2 – озаглавливание абзацев

3- составление плана, оформление тезисов

4 – воспроизведение текста по ключевым словам, по тезисам

5- выделение непонятных слов и нахождение их значения

6 – умение иллюстрировать теоретический материал рисунками, схемами, таблиуами.


 

Умение слушать и работать с вопросами.

Микроумения:


 

1 – выделение ключевого слова в вопросе

2 – умение корректно задавать вопрос

3 – нахождение соотношений между вопросами предложенными ответами

4 – постановка вопроса к конкретной части текста, абзаца

5 – формулировка ответа из предложения- вопроса.


 

Умение оформлять свои мысли в устный текст.

Микроумения:


 

1 – нахождение главных частей текста ( вступление, основная часть, завершение)

2- использование слов, способствующих выстраивать логику рассуждения во-первых, во-вторых, следовательно, поэтому, из этого следует и т.д.)

3 – воспроизведение текста по ключевым словам, по плану, по тезисам.


 

Умение оформлять свои мысли в письменный текст.

Микроумения:


 

1 – анализ и правка предложенного текста небольшого объема

2 – редактирование неправильно построенных предложений – утверждений, предложений – вопросов

3 – работа с деформированным текстом

4 – перестраивание предложений.

Вопросы по таксономии Блума.


 


 

Вопросы на знание

Это самый низкий уровень вопросов, требующий механического вспоминания информации. Информация воспроизводится практически в том самом виде, в котором была получена. Ученику достаточно знать фрагменты материала для того, чтобы успешно ответить на вопрос. Такие вопросы чаще всего предусматривают один правильный ответ. И, как это не покажется странным, часто бывают наиболее трудными для слабых учащихся.

Используются для проверки знаний.

Не стимулируют развитие навыков критического мышления, способствуют тренировке памяти.

Примеры:

Какой самый большой город в Японии?

Кто написал «Войну и мир»?

Сколько граммов в килограмме?

Кто, что, назови, где, когда, перечисли

 

Вопросы на понимание

Задаются для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями. Ученик должен подумать, как они увязываются между собой, группируются, объединяются в категории. Эти вопросы являются ключевыми, поскольку они как никакие другие стимулируют мыслительную деятельность.

Примеры:

Как вы проиллюстрируете круговорот воды в природе?

В чем состоит главная идея этого рассказа?

Если я соединю эти три фигуры вместе, что получится?

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.


 

Вопросы на применение

Требуют использования уже известной ученикам информации в новых условиях или ситуациях. Вопросы на применение дают возможность решать проблемы, исследовать их. Эти вопросы достаточно сложны, так как подразумевают нестандартные ответы и поиск решений.

Примеры:

Как определить местонахождение Гренландии с помощью знаний о широте и долготе?

Что произойдет, если все эти числа умножить на девять?

Как с помощью насоса выкачать воду из подвала, если ее уровень около 20 сантиметров?

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

 


 

Вопросы на анализ

Вопросы на анализ предусматривают разложение информации на составляющие. Анализ требует от ученика уметь определить причины, последствия, мотивы, уметь обобщать и приходить к умозаключениям.

Примеры:

Что способствует коррозии металлов?

Почему началась война между СССР и Финляндией?

Почему животных называют млекопитающими?

Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.


 

Вопросы на синтез

Вопросы на синтез связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. Если вопросы на применение сводятся к решению проблем на основе имеющейся информации, то вопросы на синтез дают возможность использовать собственные знания и опыт для творческого решения проблемы. Вопросы на синтез могут иметь множество самых разных ответов.

Примеры:

Как из этих деталей построить ветряную мельницу?

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы могли дышать под водой?

Постройте башню высотой 1 метр с помощью пяти блоков.

Составьте предложение из предлагаемых слов.

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте


 

Вопросы на оценку задаются учащимся для того, чтобы они вынесли собственное суждение о хорошем и плохом или о справедливом и несправедливом. Для принятия решений и решения проблем необходимо мышление именно этого уровня. У вопросов на оценку не может быть одного правильного ответа.

Примеры:

Что ты можешь сказать о своей работе?

Какое задание понравилось тебе больше всего?

Как ты считаешь, большевики были искренни в своих деяниях?

Почему Циолковского считают великим ученым?

Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

.

 


 


 


 


 

13

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.