Статья «Деятельностный подход в развитии интереса к чтению и пониманию художественного текста»

19
0
Материал опубликован 13 May 2017 в группе

 Деятельностный подход в развитии интереса к чтению и пониманию художественного текста

   Книга является величайшим инструментом обмена информацией. Но кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. С.Капица считает, что «поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким и циничным». Чтобы этого не произошло, необходимо развивать у учеников интерес к чтению. И одну из главных ролей в воспитании читателя играет урок литературы.

   Развивающее обучение повышает мотивацию к обучению. «Час работы научит большему, чем день объяснений» (Ж.-Ж. Руссо). Основу развивающего обучения составляет системно-деятельностный подход, в основе которого лежат принципы деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

    Основополагающее правило системно-деятельностного подхода предполагает следующие действия, применяемые как межпредметные принципы познания:

– «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»;

– «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;

– «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют».

  Реализовать принципы СДП помогает использование современных педагогических технологий. На уроках литературы важное место занимает составление ментальных карт.

   Информация в графическом изображении на листе формата А4 в состоянии отразить связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между героями и событиями, описанными в художественном произведении. Английский психолог Тони Бьюзен разработал правила и принципы конструкции ментальных карт. В настоящее время данные технологии активно применяются в различных сферах деятельности.

   Ментальная карта (интеллект карта) может отражать сложные взаимоотношения наших мыслей, расставить по порядку объекты и явления, извлечь из текста произведения более важные детали. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление (рис.1, рис.2).

Рисунок 1. Х.Андерсен

«Снежная королева»

Рисунок 2. К.Бальмонт

«Фейные сказки»

   Как показывает опыт, составление ментальных карт по прочитанному произведению помогают ученику вычленить главные идеи произведения, установить взаимосвязь между героями и событиями конкретного произведения (рис.3, рис.4). Использование картинок, рисунков при составлении карты облегчает понимание и запоминание материала.

Рисунок 3. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Рисунок 4. Образы помещиков в поэме.

    Ментальные карты могут включать в себя речевые характеристики героев, «крылатые» выражения из текстов произведений, символы, образы, ассоциации, возникающие при чтении (рис.5, рис.6).

Рисунок 5. А.П.Чехов

«Человек в футляре»

Рисунок 6. А.П.Чехов «Хамелеон»

    На стадии рефлексии защита (индивидуальная или групповая) является возможностью отработки навыков публичного выступления.

   Немаловажное значение создания ментальных карт состоит в том, что этот процесс является возможностью развития творчества ученика, его эстетического вкуса. А главное – вынуждают ученика осмысленно отнестись к прочтению художественного произведения, повышают интерес к произведению.

   Таким образом, составление ментальной карты выполняет не только обучающие задачи, повышает мотивацию к обучению, к осознанному восприятию мира и своего места в нем. Составление карты является одним из способов активизации школьников, направленной на формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способным активно отстаивать свою точку зрения.

Список литературы.

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.