Мониторинг деятельности классного руководителя
Мониторинг деятельности классного руководителя
Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Проконтролировать деятельность классного руководителя по содействию школьникам в усвоении программ общего и дополнительного образования предлагаем по приведенной ниже методике.
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.
При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя мы исходили из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:
-
установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
-
разработка форм, методов и приемов деятельности;
-
реализация намеченных планов;
-
анализ результатов деятельности;
-
коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.
Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).
1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.
2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.
3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.
4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.
5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.
6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.
С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).
Первый блок программы мониторинга – теоретический, реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:
-
информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе;
-
определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.
Нам видятся необходимыми следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).
В формулировках задач должно предусматриваться:
-
обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам;
-
организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;
-
стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся.
Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.
Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования. Нами разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4). Критериями оценки в данном случае являются:
-
координация работы учителей-предметников и родителей;
-
организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками);
-
информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей;
-
работа с учащимися;
-
степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников.
И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год.
По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:
-
Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.
-
Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.
-
Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.
-
Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.
-
Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.
-
Организовать дифференциацию обучения.
-
Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.
-
Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.
-
Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.
-
Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.
-
Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Приложение 1
Анкета для классных руководителей № 1
Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.
Спасибо за сотрудничество!
Фамилия, имя, отчество __________________________________________
Класс _______
Количество учащихся в классе _______
1. Соответствуют ли предложения школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители?
-
Да.
-
Частично.
-
Нет.
2. Реализуются ли в школе оригинальные образовательные и воспитательные программы?
-
Да.
-
Частично.
-
Нет.
Перечислите известные Вам программы _____________________________
________________________________________________________________ .
3. В чем особенности содержания образования и воспитания в Вашем классе?
_________________________________________________________________
4. Осведомлены ли Вы о том, как распределена нагрузка по отдельным предметам?
-
Да.
-
Частично.
-
Нет.
В чем особенности учебного плана? ________________________________ .
5. Какие образовательные области Вы считаете основными?
-
Естественнонаучные дисциплины.
-
Физико-математические дисциплины.
-
Предметы гуманитарного цикла.
-
Индустриально-техническое направление.
-
Другое ____________________________________________________ .
6. Какие учебные компетенции следует формировать у учащихся на определенном возрастном этапе?
-
Развитие памяти, внимания.
-
Развитие логического мышления.
-
Развитие творческих способностей.
-
Другое_____________________________________________________ .
7. Какие академические проблемы (проблемы освоения образовательной программы) существуют, исходя из возраста и конкретного контингента учащихся в Вашем классе?
-
Неуспеваемость.
-
Низкий уровень усвоения знаний.
-
Трудности освоения программы по отдельным предметам.
-
Неравномерность распределения учебной нагрузки.
-
Отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.
-
Другое_____________________________________________________ .
8. Какие группы учащихся можно выделить по успешности освоения образовательной программы?
-
С низким уровенем освоения.
-
Со средним уровенем освоения.
-
С высоким уровенем освоения.
В чем проблемы обучения в каждой из названных групп, каков их состав?___
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Какие меры принимаются по устранению подобной дифференциации?_____
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10. Часто ли Вы консультируетесь с учителями, работающими в Вашем классе, по вопросам успеваемости учащихся?
-
Не консультируюсь вообще.
-
Редко, при острой необходимости.
-
Только перед родительским собранием.
-
Достаточно часто.
-
Постоянно, согласно плану совместной работы.
11. Какие формы совместной работы классного руководителя, родителей и учителей-предметников практикуются в Вашем классе?
-
Посещение отдельных уроков, наблюдение за слабоуспевающими учащимися на уроке, поведением детей.
-
Индивидуальные консультации с учителями.
-
Встречи-беседы учителей-предметников с родителями.
-
Приглашение отдельных учителей на родительские собрания.
-
Педагогический консилиум.
-
Другие формы работ _______________________________________________ .
12. Как осуществляется планирование совместной деятельности учителей-предметников и родителей по организации образовательного процесса в классе?
-
Нет конкретного плана совместной работы.
-
Планирование осуществляется эпизодически.
-
Планирование регулярное.
-
Ваш вариант ответа ________________________________________________ .
13. Есть ли в Вашем классе одаренные дети? ____________________________
14. Какие формы изучения особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности Вы применяете? Учитываете ли Вы возраст учащихся при выборе ресурсов дополнительного образования?______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
15. Как осуществляется консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, факультативов, секций, клубов и т. д. внутри и вне школы? Какие ресурсы к этому привлечены?
_________________________________________________________________
16. Как Вы отслеживаете работу с неуспевающими учащимися?__________
_________________________________________________________________
17. Как осуществляется представление результатов, достижений, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам? Какая система поощрений существует в Вашем классе?_________
_________________________________________________________________
Елена Викторовна