Методические указания и рекомендации «Мониторинг сформированности регулятивных УУД с учетом специфики и преемственности классов начальной школы»
Критериально-уровневые показатели сформированности регулятивных УУД
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
||||
1 класс |
Принимает цель деятельности данную учителем в готовом виде; часто не способен удержать ее в течение всего урока (отвлекается, не знает, что именно надо делать), нуждается в пошаговом контроле |
Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя; принимает и выполняет практические задачи; испытывает затруднения в соотнесении поставленной цели и достигнутого результата |
Совместно с учителем определяет и формулирует цель деятельности, принимает, осознает и удерживает ее на протяжении всего урока; при выполнении учебных действий осознает, что необходимо сделать и что уже сделано для достижения поставленной цели |
При направляющей помощи учителя формулирует цель деятельности; принимает и сохраняет учебную задачу на протяжении всего урока (осознает, что надо делать в процессе решения учебной задачи); соотносит цель и полученный результат |
2 класс |
Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя; принимает и выполняет практические задачи; испытывает затруднения в соотнесении поставленной цели и достигнутого результата |
Совместно с учителем определяет и формулирует цель деятельности, принимает, осознает и удерживает ее на протяжении всего урока; при выполнении учебных действий осознает, что необходимо сделать и что уже сделано для достижения поставленной цели |
При направляющей помощи учителя определяет границы знания и незнания, обнаруживает и формулирует проблему; определяет последовательность действий для достижения цели; соотносит цель и полученный результат |
В сотрудничестве с учителем дифференцирует известное и неизвестное, анализируя проблему; определяет и формулирует цель деятельности; при выполнении учебных действий регулирует процесс выполнения заданий, соотносит цель и результат |
3-4 класс |
Совместно с учителем определяет и формулирует цель деятельности, принимает, осознает и удерживает ее на протяжении всего урока; при выполнении учебных действий осознает, что необходимо сделать и что уже сделано для достижения поставленной цели |
При направляющей помощи учителя определяет границы знания и незнания, обнаруживает и формулирует проблему; определяет последовательность действий для достижения цели; с трудом соотносит цель и результат |
Способен определить цель деятельности после предварительного обсуждения; выделяет способы, средства достижения цели; учитывает выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; соотносит цель и полученный результат |
Способен самостоятельно сформулировать цель деятельности после анализа темы урока, проблемы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определить и обосновывать последовательность действий по достижению цели |
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
ПЛАНИРОВАНИЕ |
||||
1 класс |
Принимает предложенный план действий по выполнению поставленной задачи (копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь), не может самостоятельно работать по предложенному педагогом плану |
Выполняет работу в соответствии с предложенным учителем планом; понимает последовательность выполняемых действий после разъяснения и проговаривания в устной речи; нуждается в пошаговом алгоритме действий и контроле |
Составляет план работы совместно с учителем; понимает последовательность действий, если предоставлен алгоритм или подробный план решения; при выполнении задания, часто отходит от разработанного плана |
В сотрудничестве с учителем планирует учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен самостоятельно работать по совместно разработанному плану |
2 класс |
Выполняет работу в соответствии с предложенным учителем планом; понимает последовательность выполняемых действий после разъяснения и проговаривания в устной речи; нуждается в пошаговом алгоритме действий и контроле |
При направляющей помощи учителя способен спланировать свою учебную познавательную деятельность в соответствии поставленной задачей (составляет план по образцу) испытывают затруднения в разработке алгоритма деятельности, часто не выдерживают последовательность действий |
В сотрудничестве с учителем планирует учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; выбирает способ и необходимые средства ее решения; способен самостоятельно работать по совместно разработанному плану, соблюдая последовательность действий |
Способен в сотрудничестве с учителем спланировать свою учебную познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей; работая по плану использовать необходимые средства для ее решения; обосновать последовательность учебных действий |
3-4 класс |
При направляющей помощи учителя способен выделить учебные действия, выбрать способ, определить необходимые средства для решения учебной задачи; самостоятельно работать по предложенному педагогом плану; испытывают затруднения в разработке алгоритма деятельности, часто не выдерживают последовательность действий |
В сотрудничестве с учителем составляет план, определяет последовательность учебных действий; выбирает способ и необходимые средства для решения учебной задачи; способен самостоятельно работать по совместно разработанному плану, соблюдая последовательность действий |
В процессе коллективной деятельности составляет план решения проблемы (задачи); определяет последовательность действий, средства необходимые для решения; при выполнении соблюдает разработанный алгоритм деятельности |
Способен планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять необходимые средства для решения учебной задачи; работать по разработанному плану; соотносить собственные действия и план |
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
КОНТРОЛЬ |
||||
1 – 2 класс |
Обнаруживает и исправляет ошибки, недочеты с помощью учителя; допускает одни и те же ошибки в отношении неоднократно повторенных действий; не понимает сути допущенных ошибок, не соотносит их с пройденным учебным материалом |
Осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать правильность выполнения; способен сличить результат выполнения задания с эталоном, обнаружить ошибки |
Способен сознательно контролировать свои действия, соотносить конечные результаты своей деятельности с образцом; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет |
Умеет контролировать процесс и результаты деятельности, соотносить выполненное задание с образцом; самостоятельно отличает верно выполненное задание от выполненного неверно на основе заданных критериев |
3-4 класс |
Осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям; заметив ошибку, не может обосновать своих действий |
Может с помощью учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия (ориентироваться на образец); называть выполненные учебные действия и обосновывать их последовательность |
Способен сознательно контролировать свои действия, соотносить конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом; с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи |
Умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляя контроль в процессе достижения результата; определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев, обосновывать свои действия |
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
ОЦЕНКА |
||||
1-2 класс |
С помощью учителя разграничивает известный и новый материал; соотносит свою работу с готовым результатом; не может адекватно оценить свою работу на уроке, ориентирован на оценку учителя |
При помощи учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивает правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; адекватно воспринимает оценку учителя |
Способен оценивать полученный результат с ориентацией на образец по заданным требованиям, оценивать действия одноклассников; с помощью учителя определять причины успеха / неуспеха, высказать оценочное суждение |
Умеет оценивать действия / выполненные задания свои и одноклассников; содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия |
3-4 класс |
Способен сличить и оценить полученный результат с ориентацией на эталон, по заданным требованиям; с помощью учителя оценить свои возможности по решению новой задачи, определить причины успеха / неуспеха |
Способен оценить выполненное задание / работу на основе заданных критериев и в диалоге с учителем, в том числе с позиции эффективности выбранных способов деятельности |
При направляющей помощи учителя способен определить степень успешности своей деятельности на основе заданных критериев оценки в процессе коллективного обсуждения; оценивать действия других одноклассников |
Умеет адекватно оценивать свою работу и других обучающихся; определять причины успеха / неуспеха учебной деятельности; способен выдвигать и обосновывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
||||
1-4 класс |
С помощью учителя высказывает предложения вариантов последовательности действий, необходимые для выполнения задания; с трудом прогнозирует результаты выполняемых действий |
При помощи учителя определяет последовательность действий, инструменты, необходимые для выполнения задания; предлагает возможные варианты последовательности действий для решения проблемы, выделяет лишнее |
При помощи учителя определяет время, круг вопросов, необходимых для выполнения учебного задания / решения проблемы; предвосхищает результат деятельности |
Способен спрогнозировать результаты выполняемых действий; определить способы и средства решения поставленной задачи; предвосхищает результат, его временные характеристики |
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
КОРРЕКЦИЯ |
|||||
1-2 класс |
С помощью учителя обнаруживает и исправляет допущенные ошибки в случае расхождения с эталоном |
С помощью учителя вносит необходимые исправления в выполненное задание, в случае с расхождением с эталоном, выделяет нерациональное действие |
Способен вносить необходимые коррективы, исправления в выполненной работе на основе ее оценки учителем, с учетом характера допущенных ошибок и по наводящим вопросам |
Умеет самостоятельно вносить соответствующие исправления в выполненном задании, в случае расхождения с эталоном; сверяет свои действия с планом, корректирует их в случае необходимости |
|
3-4 класс |
Под руководством учителя вносит необходимые коррективы в действие как по ходу его реализации, так и после его завершения на основе образца или заданных критериев |
Вносит необходимые коррективы, исправления в выполненном задании на основе его оценки и по наводящим вопросам учителя |
Способен вносить необходимые коррективы в действие после оценки и учета характера сделанных ошибок; работая по плану, сверяет свои действия с целью |
Умеет самостоятельно вносить дополнения и коррективы в план, способ действия после оценки и в случае изменения условий, расхождения с эталоном |
|
САМОРЕГУЛЯЦИЯ |
|||||
1-4 класс |
Под руководством учителя выполняет предложенные учебные задания, в том числе и на выбор |
При направляющей помощи учителя выполняет задания в соответствии с поставленной целью, планом; прилагает волевые усилия для достижения результата, начинает и заканчивает действия в требуемый временной момент |
Способен настроить себя на самостоятельную продуктивную деятельность; выбрать и выполнить задания, предложенные на выбор, прилагая волевые усилия для достижения результата; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент |
Самостоятельно выполняет задания в соответствии с поставленной целью; конструктивно действовать в ситуациях неуспеха, преодолевая препятствия; сдерживать реакции, не имеющие отношение к цели |