Мониторинговая работа по русскому языку

5
0
Материал опубликован 8 April 2016 в группе

МОНИТОРИНГОВАЯ РАБОТА 2

1.  Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1)Че­ло­век раз­ли­ча­ет вкус про­дук­тов в боль­шей сте­пе­ни за счёт обо­ня­ния, а не ре­цеп­то­ров языка, вот по­че­му, когда обо­ня­ние про­па­да­ет, пища ста­но­вит­ся без­вкус­ной, сле­до­ва­тель­но, бо­гат­ством вкуса че­ло­век обя­зан сво­е­му обо­ня­нию.

2) О вкусе из­вест­но го­раз­до боль­ше, чем об обо­ня­нии: по­доб­но па­ху­чим хи­ми­че­ским со­еди­не­ни­ям, ве­ще­ства, пе­ре­да­ю­щие нам вкус, рас­тво­ря­ют­ся в слюне и дают ощу­ще­ние вкуса.

3) Бо­гат­ством вкуса че­ло­век обя­зан сво­е­му обо­ня­нию: когда обо­ня­ние про­па­да­ет, пища ста­но­вит­ся без­вкус­ной, так как че­ло­век раз­ли­ча­ет вкус про­дук­тов в боль­шей сте­пе­ни за счёт обо­ня­ния, а не ре­цеп­то­ров языка.

4) Всем бо­гат­ством того, что на­зы­ва­ет­ся обо­ня­ни­ем, че­ло­век обя­зан сво­е­му вкусу.

5) При силь­ной про­сту­де пища ста­но­вит­ся без­вкус­ной, так как, бу­дучи ре­ак­ци­ей на хи­ми­че­ские ве­ще­ства, вкус срод­ни обо­ня­нию.

(1)Ока­зы­ва­ет­ся, всем бо­гат­ством того, что на­зы­ва­ет­ся вку­сом, че­ло­век обя­зан

сво­е­му обо­ня­нию. (2)<...> объ­яс­ня­ет­ся тот факт, что при силь­ной про­сту­де,

когда обо­ня­ние на время про­па­да­ет, пища ста­но­вит­ся без­вкус­ной. (3)При

про­сту­де мы по­лу­ча­ем ин­фор­ма­цию о вкусе толь­ко с по­мо­щью ре­цеп­то­ров языка,

а как по­ка­за­ли опыты, че­ло­век, опре­де­ляя вкус про­дук­тов толь­ко с по­мо­щью

ре­цеп­то­ров языка, не от­ли­ча­ет даже очи­щен­но­го яб­ло­ка от сы­ро­го кар­то­фе­ля.

2.  Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии тек­ста?

  Тем не менее

А

При этом

Этим

Во-пер­вых,

3.  Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРО­ДУКТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 ПРОДУ́КТ, -а, муж.

1. Пред­мет как ре­зуль­тат че­ло­ве­че­ско­го труда (об­ра­бот­ки, пе­ре­ра­бот­ки, ис­сле­до­ва­ния). Про­дук­ты про­из­вод­ства. Про­дук­ты об­ме­на. Про­дук­ты пе­ре­гон­ки нефти. Книга п. мно­го­лет­не­го труда.

2. перен. След­ствие, ре­зуль­тат, по­рож­де­ние чего-н. (книжн.). Язык п. ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия.

3. обыч­но мн. Пред­ме­ты пи­та­ния, съест­ные при­па­сы. Мо­лоч­ные про­дук­ты. За­па­сы про­дук­тов.

4.  В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

на­рвА­ла

на­ча­лАсь

дефИс

знА­чи­мый

апо­стрОф

5.  В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

 

На во­про­сы об од­но­класс­ни­ках мой то­ва­рищ от­ве­чал не­мно­го­слов­но и ДИ­ПЛО­МА­ТИЧ­НО умол­чал о быв­ших между ними раз­но­гла­си­ях.

Не­сколь­ки­ми яр­ки­ми, КРА­СОЧ­НЫ­МИ маз­ка­ми ху­дож­ник изоб­ра­зил раз­бе­жав­шу­ю­ся по лу­жай­ке де­тво­ру.

В не­дав­но об­на­ро­до­ван­ном до­ку­мен­те это не­боль­шое ост­ров­ное го­су­дар­ство угро­жа­ло своим со­се­дям раз­ры­вом ДИ­ПЛО­МА­ТИЧ­НЫХ от­но­ше­ний.

Дре­му­чее НЕ­ВЕ­ЖЕ­СТВО по­се­ти­те­ля изу­ми­ло даже ви­дав­ших виды опыт­ных со­труд­ни­ков.

Можно было за­ме­тить под мо­ста­ми мгно­вен­ные от­блес­ки звезд в тёмной —не то БО­ЛОТ­НОЙ, не то то реч­ной— воде.

6.  В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

убор­ка ЯСЛЕЙ

НАИ­БО­ЛЕЕ СИЛЬ­НЫЙ

ВО­СЬМЬ­ЮДЕ­СЯ­ТЬЮ сло­ва­ми

ПО­ЛО­ЩЕТ бельё

ПОД­ЧЕРК

7.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

 

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

 

1) Про­ду­мав рас­по­ря­док дня до ме­ло­чей, учи­ты­ва­лось то, что у меня на­пряжённый гра­фик ра­бо­ты.

2) Среди домов, по­стро­ен­ным на этой улице, было не­сколь­ко мно­го­этаж­ных.

3) Я знаю, что язык — самая живая и проч­ная связь, ко­то­рая объ­еди­ня­ет все по­ко­ле­ния в одно ве­ли­кое ис­то­ри­че­ское целое — народ.

4) Фёдор Аб­ра­мов вспо­ми­нал, как по при­ез­де в Моск­ву «на меня об­ру­ши­лось всё худ­шее, что таит в себе позд­няя осень».

5) Те из линг­ви­стов, кто за­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, не со­мне­ва­ет­ся в осо­бой роли гла­го­ла и в по­э­ти­че­ском,и в про­за­и­че­ском тек­сте.

6) Вни­ма­тель­но на­блю­дая за от­дель­ны­ми жи­вот­ны­ми, учёные вы­яви­ли не­ко­то­рые за­ко­но­мер­но­сти их по­ве­де­ния.

7) В рас­ска­зе К.Г. Па­у­стов­ско­го «Скри­пу­чих по­ло­ви­цах» го­во­рит­ся о роли рус­ской при­ро­ды в жизни и твор­че­стве ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра П. И. Чай­ков­ско­го.

8) В оче­ред­ной раз пе­ре­чи­тал Д.С. Лихачёва, слу­чай­но об­ра­тив вни­ма­ние на про­пу­щен­ную ранее ин­те­рес­ную мысль о храме, ко­то­рый из­ве­стен как храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го.

9) По­свящённая жизни и твор­че­ству ав­то­ра «Ти­хо­го Дона» и «Под­ня­той це­ли­ны» вы­став­ка, ко­то­рую ту­ля­ки от­кры­ли в га­ле­рее «Ясная По­ля­на», на­зы­ва­ет­ся «Дон. Шо­ло­хов. Рос­сия».

 

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

поздр..вле­ние

экстр..маль­ный

выр..щен­ный

ур…вне­ние

вым…кнуть(под дождём)

9.  Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 об..скать, дез..нфек­ция

по..твер­дить, о..ни­мать (у со­ба­ки)

пр..под­не­сти, пр..вивка

об..йти, пр..де­душ­ка

пр..ка­зать, пр..уныть

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

  по­датл..вый

потч..вать

повес..вший

под­прыг..вать

наде..лся

11.  Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква У.

они улучш..т

они сдерж..т

он про­ти­во­реч..т

они пе­ре­вяж..т

они вы­держ..т

12.  Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

 Липы в ста­ром саду (не)вы­руб­ле­ны, их уда­лось со­хра­нить.

Солн­це брыз­га­ми яр­ко­го света взры­ва­ет тайгу, еще (не)успев­шую стрях­нуть с себя ноч­ной покой.

Со­всем (не)ста­рин­ная, а очень со­вре­мен­ная шляпа.

(Не)смот­ря на сухую по­го­ду, в за­тя­ну­тых тра­вой кю­ве­тах бле­сте­ла вода.

В пол­ном оди­но­че­стве он про­сто­ял с ми­ну­ту, (не)ре­ша­ясь дви­нуть­ся даль­ше.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

 Я хочу по­го­во­рить с вами (НА)СЧЁТ квар­ти­ры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уде­лить мне не­мно­го вни­ма­ния.

Прой­дя (В)ДОЛЬ бе­ре­га, ка­ра­ван оста­но­вил­ся, и по­гон­щи­ки при­ня­лись (ПО)ОЧЕ­РЕ­ДИ рассёдлы­вать оле­ней.

(С)ПРАВА, со­всем близ­ко, сверк­ну­ла мол­ния, и, точно от­ра­зив­шись в зер­ка­ле, она (ТОТ)ЧАС же вспых­ну­ла вдали.

(НЕ)СМОТ­РЯ на то что боль­шин­ство сти­хо­тво­ре­ний Жу­ков­ско­го яв­ля­ют­ся пе­ре­вод­ны­ми, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим рус­ский пей­заж.

В доме ца­ри­ли ти­ши­на и покой, ТО(ЖЕ) спо­кой­ствие ца­ри­ло в душах хо­зя­ев, ЗА(ТО) гостю от этого ста­но­ви­лось толь­ко тре­вож­нее.

14.  Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 Дли(1)ый ряд не­ви­да(2)ых кар­тин в стари(3)ых рамах, раз­ве­ша(4)ых по не­кра­ше(5)ым сте­нам, ра­до­вал глаз буй­ством кра­сок.

15.  Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) После обеда ба­буш­ка вы­хо­ди­ла на бал­кон или с вя­за­ни­ем или с шитьём.

2) В XIX веке в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке наука и про­из­вод­ство раз­ви­ва­лись быст­ры­ми тем­па­ми.

3) За снеж­ным ту­ма­ном не видно ни поля ни те­ле­граф­ных стол­бов ни леса.

4) Бо­га­тый и не бед­ству­ет да жа­лу­ет­ся.

5) Я про­ра­бо­тал пол­го­да в пес­ках и как сле­ду­ет оце­нил их.

16.  Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 Когда на село (1) рас­по­ло­жен­ное в до­ли­не (2) легла ши­ро­кая про­хлад­ная тень от горы (3) за­кры­ва­ю­щей запад (4) народ со­брал­ся у белой ста­рин­ной церк­ви.

17.  Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 Весёлое, без­за­бот­ное дет­ство (1) всё равно (2) когда-ни­будь кон­чит­ся, а взрос­лая жизнь (3) ко­неч­но (4) по­тре­бу­ет серьёзных ре­ше­ний и от­вет­ствен­ных по­ступ­ков.

18.  Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 Сер­деч­ная грусть (1) при­чи­на (2) ко­то­рой (3) вам хо­ро­шо из­вест­на (4) со­про­вож­да­ла меня всю до­ро­гу.

19.  Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 Гу­де­ли чёрные то­по­ля (1) и (2) хотя море ещё иг­ра­ло при­бо­ем (3) стало за­мет­но (4) как по­сте­пен­но рас­чи­ща­лось небо.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

 

(1)В 1969 году в во­ро­неж­ской «Ком­му­не» я про­чи­тал за­мет­ку «За­жи­во по­гребённый» о че­ло­ве­ке, ко­то­рый в сорок вто­ром году де­зер­ти­ро­вал из армии и в те­че­ние два­дца­ти лет укры­вал­ся на чер­да­ке. (2)Он не­дав­но спу­стил­ся на землю и на­звал своё имя. (3)Тон­ких Ни­ко­лай. (4)Слу­чай не­ве­ро­ят­ный. (5)Как жур­на­лист, я не­мед­лен­но вы­ехал в Во­ро­неж­скую об­ласть...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от­кры­ла жен­щи­на лет се­ми­де­ся­ти. (9)Хо­зяй­ка не рада гостю, но голос ис­ка­тель­ный.

(10)Сей­час по­зо­ву Ни­ко­лая...

(11)Ни­ко­лай, как потом ока­за­лось, пер­вым уви­дел гостя – и сразу в сарай.

(12) Лю­бо­му че­ло­ве­ку в его по­ло­же­нии вся­кий раз­го­вор не­при­я­тен и тя­го­стен.

(13) Но гость сидит на ска­мей­ке, до­стал си­га­ре­ты, за­ку­рить пред­ла­га­ет – надо под­дер­жи­вать раз­го­вор.

(14)Слово за сло­вом я узнаю тра­ге­дию че­ло­ве­ка-труса.

(15)В сорок вто­ром, когда по­лы­хал Во­ро­неж, когда немцы рва­ну­лись к Волге, с хол­що­вы­ми сум­ка­ми за пле­ча­ми из Битюг-Матрёновки в Ли­пецк шла груп­па ребят.

(16)Парни спе­ши­ли к месту, где люди по­лу­ча­ли вин­тов­ки, потом са­ди­лись в теп­луш­ки и от­прав­ля­лись к Волге. (17)Каж­дый по­ни­мал, что ждёт его, но от стра­ха руки толь­ко креп­че сжи­ма­ли вин­тов­ку.

(18)А он ис­пу­гал­ся и бро­сил дру­зей, глу­хи­ми до­ро­га­ми пошёл назад, к дому.

(19) В под­сол­ну­хах до­ждал­ся по­лу­но­чи и, ози­ра­ясь, по­сту­чал в хату у Би­тю­га.

(20)Мама, от­крой...

(21)Мать сжала его в объ­я­ти­ях.

(22) Сынок... (23)Живой, здо­ро­вый. (24)Ни­ко­му не отдам... (25)Один раз живём...

(26)Так на­ча­лись страш­ные два­дцать лет жизни на чер­да­ке возле печ­ной трубы.

(27)Семь тысяч дней, по­хо­жих как близ­не­цы. (28)На­пе­речёт из­вест­ные звуки: это мать доит ко­ро­ву, это сест­ра по­ве­си­ла на стен­ку порт­фель, это скребётся мышь, это чер­вяк точит стро­пи­ла... (29)При каж­дом не­зна­ко­мом звуке че­ло­век у трубы

вздра­ги­вал, сжи­мал­ся в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зо­ря­ми, че­ло­век спус­кал­ся к земле. (31)Ози­ра­ясь, он об­хо­дил во­круг хаты, тро­гал ру­ка­ми под­сол­ну­хи, при­кла­ды­вал ла­до­ни к осты­ва­ю­щим после днев­ной жары тык­вам. (32)Уснув­шие куз­не­чи­ки ша­ра­ха­лись из-под ног. (33)Че­ло­век думал: «Это они меня бо­ят­ся… (34)Часто думал: спу­щусь к людям, рас­ска­жу всё. (35)Бо­ял­ся. (36)Уже не кары за тру­сость бо­ял­ся – бо­ял­ся жизни. (37)Я за­ви­до­вал тем ре­бя­там, ко­то­рые не вер­ну­лись. (38)Я думал: им хо­ро­шо, лежат спо­кой­но, им носят цветы, их пом­нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро­гал ру­ка­ми верёвку. (42)Ми­ну­та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»

(45)Так через два­дцать лет ого­ро­да­ми к сель­со­ве­ту прошёл ни­ко­му не зна­ко­мый че­ло­век, на­звал себя… (46)Вот и вся тра­ги­че­ская и жал­кая судь­ба де­зер­ти­ра, про­ме­няв­ше­го живую жизнь на бес­ко­неч­ные годы стра­ха. (47)Он живёт те­перь среди нас, сам за­ра­ба­ты­ва­ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра­бо­те, из­бе­га­ет людей. (49)Спит он по-преж­не­му на чер­да­ке. (50)«Никак не при­вык­ну к избе...» (51)Ве­че­ра­ми, перед тем как по­лезть на чер­дак, долго стоит во дворе, про­во­жа­ет закат.

(52)Тру­сость в тяж­кий для Ро­ди­ны час тре­бу­ет на­ка­за­ния. (53)Но у кого под­ня­лась бы сей­час рука на этого жал­ко­го, ссох­ше­го­ся, с по­тух­ши­ми от стра­да­ния гла­за­ми че­ло­ве­ка, пе­ре­жив­ше­го семь тысяч дней стра­ха, на­ка­зав­ше­го себя сверх вся­кой меры! (54)Этот че­ло­век и те­перь го­во­рит: «Живём один раз». (55)Но он по­ни­ма­ет, как бес­по­щад­ны для него эти слова. (56)Два­дцать зо­ло­тых лет зачёрк­ну­то в жизни. (57)Да и те­перь что за жизнь? (58)Не вся­кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост­рый слух ловит шёпот:

(60)Де­зер­тир...

(61)Пре­зре­ние людей – самое тяж­кое на­ка­за­ние для че­ло­ве­ка. (62)А живём один раз...

 

(по В.М. Пес­ко­ву*)


20.  Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов в воз­рас­та­ю­щем по­ряд­ке.

 1) Тру­сость в тяж­кий для Ро­ди­ны час тре­бу­ет на­ка­за­ния.

2) Де­зер­тир на про­тя­же­нии 20 лет пря­тал­ся на чер­да­ке дома своей ма­те­ри.

3) Че­ло­ве­че­ское пре­зре­ние яв­ля­ет­ся одним из самых же­сто­ких на­ка­за­ний.

4) Герой по­вест­во­ва­ния был рад, что спас себе жизнь.

5) Ни­ко­лай был рад гостю и ра­дост­но встре­тил жур­на­ли­ста.


 

21.  Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­ни­ях 15-16 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

2) Пред­ло­же­ние 12 объ­яс­ня­ет при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 11.

3) В пред­ло­же­ни­ях 30-31 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) В пред­ло­же­нии 53 со­дер­жит­ся опи­са­тель­ный фраг­мент.

5) В пред­ло­же­ни­ях 58—59 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

22.  Из пред­ло­же­ний 52−54 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм со зна­че­ни­ем "не хва­та­ет ре­ши­мо­сти".

23.  Среди пред­ло­же­ний 52-62 най­ди­те такое, ко­то­рое со­еди­ня­ет­ся с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, лич­но­го ме­сто­име­ния и ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

24.  Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

Рас­ска­зы­вая о слож­ной, про­ти­во­ре­чи­вой судь­бе де­зер­ти­ра, В.М. Пес­ков ис­поль­зу­ет раз­лич­ные син­так­си­че­ские сред­ства. Среди них особо сле­ду­ет от­ме­тить (А)_____ (пред­ло­же­ния 13, 18, 31), ко­то­рые де­ла­ют по­вест­во­ва­ние более ди­на­мич­ным, а также (Б)_____ (пред­ло­же­ния 35, 39, 40, 42), по­мо­га­ю­щие пе­ре­дать ду­шев­ное вол­не­ние и ско­ван­ность пер­со­на­жа. Лек­си­ка тек­ста про­ста и не­за­мыс­ло­ва­та, как скуд­ная со­бы­ти­я­ми жизнь глав­но­го героя. Ощу­ще­ние од­но­об­ра­зия, бо­лез­нен­ной мо­но­тон­но­сти по­мо­га­ют пе­ре­дать мно­го­чис­лен­ные (В)_____ («думал» в пред­ло­же­ни­ях 33, 34, 38; «бо­ял­ся» в пред­ло­же­ни­ях 35, 36). В свою оче­редь, уме­лое ис­поль­зо­ва­ние ав­то­ром тро­пов, в част­но­сти (Г)_____ («жал­кая судь­ба» в пред­ло­же­нии 46, «тяж­кий час» в пред­ло­же­нии 52), до­бав­ля­ет ко­ло­ри­та, ожив­ля­ет по­вест­во­ва­ние.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) не­пол­ные пред­ло­же­ния

2) эпи­тет(-ы)

3) пар­цел­ля­ция

4) ги­пер­бо­ла(-ы)

5) ри­то­ри­че­ские во­про­сы

6) ряды од­но­род­ных чле­нов

7) срав­не­ние(-я)

8) ри­то­ри­че­ские вос­кли­ца­ния

9) лек­си­че­ские по­вто­ры

 

25.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста.

Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та). Объём со­чи­не­ния - не менее 150 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

Пояснение.

Ос­нов­ные про­бле­мы

1. Про­бле­ма де­зер­тир­ства (пре­да­тель­ства). (По­че­му сол­дат может стать де­зер­ти­ром (пре­да­те­лем)?)

2. Про­бле­ма тру­со­сти. (К чему при­во­дит че­ло­ве­ка тру­сость? Как по­след­ствия трус­ли­во­го по­ступ­ка вли­я­ют на че­ло­ве­ка?)

3. Про­бле­ма оди­но­че­ства осту­пив­ше­го­ся че­ло­ве­ка. (Может ли че­ло­век про­жить без об­ще­ния с лю­дь­ми, в ат­мо­сфе­ре осуж­де­ния? Легко ли это?)

4. Про­бле­ма на­ка­за­ния за про­сту­пок. (Что яв­ля­ет­ся самым тяж­ким на­ка­за­ни­ем для че­ло­ве­ка, пе­ре­сту­пив­ше­го нрав­ствен­ные за­по­ве­ди?)

5. Про­бле­ма смыс­ла жизни. (Можно ли жить толь­ко ради со­хра­не­ния своей жизни?)

6. Про­бле­ма жизни после пре­да­тель­ства. (Как скла­ды­ва­ет­ся жизнь после пре­да­тель­ства?)

 

По­зи­ция ав­то­ра

1. Сол­дат может стать де­зер­ти­ром из стра­ха смер­ти.

2. Тру­сость де­ла­ет че­ло­ве­ка нрав­ствен­но сла­бым. Тру­сость может при­ве­сти к пре­да­тель­ству. Один трус­ли­вый по­сту­пок может из­ме­нить судь­бу че­ло­ве­ка.

3. Че­ло­ве­ку не­вы­но­си­мо долго жить в оди­но­че­стве. Жизнь в усло­ви­ях, когда об­ще­ство осуж­да­ет че­ло­ве­ка, тя­же­ла.

4. Самым тяж­ким на­ка­за­ни­ем для че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся пре­зре­ние людей, жизнь в стра­хе и оди­но­че­стве, муки со­ве­сти.

5. Нель­зя жить толь­ко ради со­хра­не­ния соб­ствен­ной жизни, у жизни дол­жен быть дру­гой, более вы­со­кий смысл, цели.

6. Жизнь после пре­да­тель­ства ста­но­вит­ся для че­ло­ве­ка не­вы­но­си­мой.

 

п/п

Правильный ответ

1

31

2

Этим

3

3

4

нарвала

5

ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

6

почерк

7

21754

8

экс­тре­маль­ный

9

приказатьприуныть

10

потчевать

11

перевяжут

12

несмотря

13

справатотчас

14

1234

15

41

16

1234

17

34

18

14

19

1234

20

123

21

124

22

подняласьрука

23

55

24

6192


 

Комментарии
Комментариев пока нет.