МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Мордовский национальный костюм
Тематическое занятие в подготовительной группе
Тема: «Мой родной край»
Музыкальный руководитель:
Репина И.В.
2016 г.
Цель: Знакомить с мордовским национальным костюмом, музыкой мордовских композиторов, с декоративно-прикладным искусством, с мордовской матрешкой.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о родном крае.
- Знакомить с музыкой мордовских композиторов.
- Закрепить умение выполнять движения мордовского танца.
Развивающие:
- Дать представление о национальной деревянной игрушке матрешке.
- Развивать мыслительные операции, речь, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к малой родине, бережному отношению к ее традициям.
- Воспитывать умение слушать.
Предварительная работа:
- беседа о мордовском крае,
- рассматривание иллюстраций
- заучивание песни, танца.
Материал: мордовская матрешка, репродукции картин Ф.Сычкова, альбом по творчеству Ф.Сычкова.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с мордовским народным искусством . Я для вас сегодня принесла игрушку матрешку. Как вы думаете, в какой костюм она нарядилась? ( в мордовский) Какой он яркий, красивый, как много в нем красного цвета. А еще я хочу, чтобы вы рассмотрели вот эти картины художника Ф.Сычкова. На них изображены мордовские девушки в национальных мордовских костюмах. Красочностью и самобытностью отличается национальная мордовская одежда. Крестьянки при свете лучины создавали настоящие произведения искусства. Одежда изготавливалась вручную и передавалась от матери к дочери. В нашем детском саду тоже есть мордовские костюмы: и мокшанский , и эрзянский. Посмотрите, какие у нас девочки красивые. Девочки, станцуйте нам танец, а мы поможем вам песней.
Песня-танец «Мордовские матрешки» Н.Сураевой-Королевой.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы внимательно смотрели танец. А какие движения мордовских танцев в нем использовались?
Дети: Лебедушка, вертушок, замочек.
Музыкальный руководитель: А я хочу вам предложить самим станцевать под мордовскую народную мелодию. Мы будем выполнять знакомые танцевальные движения.
Звучит «Левженский наигрыш». Дети выполняют танцевальные движения.
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу, чтобы вы послушали вот эту музыку.
Звучит «Мордовская плясовая» Л.И.Воинова.
Дети: Музыка веселая , танцевальная.
Музыкальный руководитель: Эту музыку написал композитор Л.И.Воинов, она звучит в исполнении оркестра, а главным в нем звучит баян. Давайте еще раз послушаем .( звучит музыка плясовой) И не просто послушаем, а подыграем вместе с оркестром на наших шумовых инструментах. Представим себе, что мы на празднике.
Дети играют вместе с звучанием «Мордовской плясовой».
Музыкальный руководитель: На занятиях, ребята, мы с вами познакомились с разными мордовскими народными играми. Давайте вспомним.
Дети: «В петушка», «В ключи», «В платки», «Раю-раю»
Музыкальный руководитель: Давайте поиграем в мордовскую народную игру «Раю-раю»
Дети играют в игру (программа «Валдоня»,с.92)
Музыкальный руководитель: И сегодня в мордовских селах национальные костюмы одевают и на семейные праздники, и на различные фестивали. Я предлагаю вам посмотреть ,как девочки нашего детского сада выступали на фестивале. Они танцевали мордовские танцы в народных костюмах.
Дети смотрят запись выступления на «Фестивале детского творчества».
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше занятие. (Задает вопросы по ходу занятия) Я хочу дать вам альбом мордовского художника Ф.Сычкова, чтобы вы в группе еще раз рассмотрели его картины и полюбовались мордовским национальным костюмом.