Конспект занятия для детей подготовительной группы «Мой край родной — моя Донецкая Народная Республика»
Об опыте организации самоуправления в классе численностью менее 10 человек
Дружный, единый, сплоченный коллектив – это мечта каждого классного руководителя. От уровня сплоченности коллектива зависит очень многое, как в учебе, так и во внеурочной деятельности. В сплоченном, положительно настроенном коллективе легко работать и самому классному руководителю, и учителям-предметникам.
Взяв под свое крыло свой первый класс я решила начать выстраивать систему самоуправления в классе с самых первых дней учебного процесса. Из начальной школы дети уже имели опыт самоуправления, но, только на уровне поручений. В среднем же звене все гораздо серьезнее.
Чтоб понять, какой ребенок может быть организатором того или иного дела я пообщалась с бывшим классным руководителем класса, родителями и самими детьми. Сразу выяснилось, что как минимум 2 ребенка обладают лидерскими качествами, могут проявлять инициативу, реализовывать проекты, придумывать идеи.
Для определения старосты класса был разработан конкурсный отбор, где ребятам предстояло продумать решение нескольких возможных ситуаций в коллективе, а затем запущенно анонимное голосование. Ребенок, получивший наибольшее количество голосов стал старостой класса, а второй участник – его заместителем.
Затем нам предстояло выбрать сектора. Здесь задача сильно упростилась, так как дети сами выбрали сектор по интересам, таких секторов получилось 3 – сектор «Спорта», сектор «Досуга и творчества», «Учебный» сектор.
Староста и его заместитель вошли в школьный совет учащихся, ученики из спортивного сектора стали помогать организовывать спортивные мероприятия, сектор «Досуга и творчества» активно устраивает конкурсы и мероприятия в рамках класса и школы, а «Учебный сектор» помогает ребятам осваивать сложный для них учебный материал.
Конечно же, в рамках класса было организованно дежурство, ежемесячно вывешивается график , где есть колонка с именем ребенка, датой его дежурства и изменениями в графике, ведь за месяц дети могут заболеть или не придти по семейным обстоятельствам.
В начале детям было тяжело, но со временем они привыкли, начали самостоятельно меняться в графике.
Помимо основных обязанностей секторов дети «обросли» дополнительными поручениями – сбор информации о питании одноклассников и заказ в столовую, подготовка мультимедийного оборудования к классным часам и внеурочным занятиям «Разговоры о важном».
Так же, в классе появились свои традиции – в конце четверти и на праздник «23+8» устраивать конкурсную программу с чаепитием.
Благодаря самоуправлению каждый ребенок чувствует себя успешным, важным и нужным, учится организации времени, взаимодействию в коллективе, решению поставленных задач. Самоуправление вырабатывает в детях чувство ответственности, развивает взаимоуважение, взаимопомощь, доверие.
К 7 классу дети заметно изменились, конечно, они повзрослели, их поступки стали более обдуманными, они начали сами выступать с различными предложениями и так рады, если эти предложения были услышаны и поддержаны.
Самоуправление – важнейшая часть воспитательного процесса, без которой в классном коллективе очень тяжело налаживать взаимоотношения и коллективные дела. Чем раньше сформируется классный коллектив, чем сплоченней он будет, тем самому классному руководителю будет легче работать с классом, ведь огромную часть дел дети с радостью возьмутся выполнять сами.