Конспект занятия для детей подготовительной группы «Мой край родной — моя Донецкая Народная Республика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ–САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 170 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Номинация
«Методическая разработка образовательной деятельности»
Конспект занятия
по патриотическому воспитанию
для детей подготовительной группы
на тему: «Мой край родной – моя Донецкая Народная Республика»
Подготовил воспитатель Есикова Л.В. |
Донецк, 2023
Цель: расширение представлений детей о формировании и истории Донецкой Народной Республики.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить и уточнить представления детей о Родине, истории ее происхождения;
- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в республике, воспитывать чувство гордости за ее достижения;
- Обобщить и систематизировать знания о символике Донецкой Народной Республики (флаге, гербе и имне);
- Расширять представления о разных профессиях;
- Систематизировать знания о достопримечательностях города Донецка.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы с помощью дидактических игр;
- Развивать эмоциональное отношение к истории своей Родины, родного города;
- Развитие таких качеств как гражданственность, доброжелательность, любознательность;
- Активизировать и расширять словарный запас по теме.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, гордость, уважение к Родине;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах (в музее);
- Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Оборудование: конверт с пригласительным, афиша, бейджик, проектор, экран, столы, стулья, презентация «История создания ДНР», д/и «Собери из частей символы ДНР», плакат «Символика ДНР», фотографии главы ДНР, людей разных профессий, военнослужащих, людей, которые прославили наш край в разные времена, Презентация к д/и «Назови достопримечательность».
Предварительная работа: беседы о Родине, рассматривание иллюстраций и альбомов «Донецк – моя Малая Родина», «Достопримечательности Донецка», «Чем славен наш край?», знакомство с правилами посещения музея, прослушивание и изучение гимна ДНР, прослушивание песен о Донбассе, чтение стихотворений, рассказов, энциклопедий, подготовка презентаций.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы - ответы), наглядные (просмотр презентаций, рассматривание плаката, фотографий), практические (физминутка, гимнастика для глаз), игровой.
Словарная работа: Республика, Донецкая Народная Республика, Малая Родина, Юзовка, Сталин, Сталино.
Ход занятия:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент
Дети играют в игровой зоне. Воспитатель предлагает им собрать игрушки и обращает их внимание на необычный конверт.
Воспитатель: - Ребята, что же это?
Дети: - Это конверт.
Воспитатель: - Посмотрим, что внутри?
Дети: - Да
Воспитатель открывает конверт.
Достает пригласительное (Приложение 1).
Воспитатель: - Ребята, это пригласительное в музей.
Воспитатель зачитывает детям текс пригласительного:
«Уважаемые ребята!
Сегодня мы приглашаем Вас посетить интерактивный музей и окунуться в историю формирования Донецкой Народной Республики. Вас ждут увлекательные истории, задания и игры. Вы узнаете много интересных фактов и поделитесь с нами своими знаниями о своем родном городе. Поскорее приходите к нам!»
Воспитатель: - Нас приглашают окунуться в историю Донецкой Народной Республики. Вам интересно? Примем приглашение?
Дети: - Да!
Воспитатель предлагает детям построиться парами
и пойти в музыкальный зал.
Дети с воспитателем подходят к залу. На двери висит афиша.
Дети ее рассматривают.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на афишу (Приложение 2). Для того, чтобы войти, мы должны ответить на вопрос. Сможем ответить?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Какой город вы считаете своей малой Родиной?
Дети: - Донецк.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Справились с заданием. Но перед тем как зайти в музей давайте вспомним правила посещения музея.
Дети: - 1. Не трогать руками экспонаты и витрины;
2. Не мешать другим посетителям;
3. Не разговаривать громко и не шуметь;
4. Передвигаться не спеша.
II.Основная часть.
В то время пока дети заходят в зал, воспитатель надевает бейджик «Музейный работник» и встречает детей.
1. Просмотр презентации «История Донецкой Народной Республики от древности в наши дни» (Приложение 3)
Музейный работник: - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас в интерактивном музее Донецкой Народной Республики. Приглашаю Вас в наш первый зал, посвященный истории создания Республики.
Дети садятся на стульчики. Музейный работник стоит возле экрана.
Музейный работник: - Слайд 1. История нашего края довольно длинная и насчитывает не одно столетие.
Слайд 2. В разные века и годы Донбасс находился под контролем крупных империй и политических режимов. Долгое время территории Донбасса называли Диким Полем.
Слайд 3. Они были мало заселены, постепенно сюда стали прибывать переселенцы. Так сформировалось особое сословие - казаки.
Слайд 4. Позже (в XIX веке) Донбасс стал одним из промышленных центров Российской империи. Так как территория была богата природными ископаемыми, началось строительство поселка для металлургов и шахтеров, получившего название Юзовка, в честь основателя Джона Юза.
Слайд 5. Быстрыми темпами росла добыча угля на шахтах. С развитием предприятий росло население поселка.
Слайд 6. С тех пор наш город стремительно развивался. В разные времена город имел разные названия. После Юзовки с 1924 по 1929 года город называли Сталин, до 1961 - Сталино. А после 1961 года город получил название Донецк.
Слайд 7. Донецк - центр Донецкой области. Донецк расположен в степной зоне, в верховьях реки Кальмиус и окружён небольшими лесами, холмами, реками и озёрами. Донецк называют городом шахт, терриконов и миллиона роз.
Слайд 8. Весной 2014 года из-за разногласий с действующими властями Донецкая область решила отделить в отдельную Республику.
7 апреля 2014 года была провозглашена Донецкая Народная Республика, были приняты Декларация о суверенитете ДНР и Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики.
11 мая 2014 года был проведен референдум, на котором граждане Республики выразили свое отношение в поддержку суверенитета ДНР. На следующий день, 12 мая 2014 года, на основании декларации о независимости, был провозглашен суверенитет Донецкой Народной Республики.
14 мая 2014 года Верховным Советом была принята Конституция, которая является основным законом ДНР.
Музейный работник: - Ребята, вы просмотрели презентацию о истории нашего края. Скажите, пожалуйста, когда была провозглашена Донецкая Народная Республика?
Дети: - 7 апреля 2014 года.
Музейный работник: - Когда мы празднуем День Республики?
Дети: - 11 мая.
Музейный работник: - Какой документ является основным законом ДНР?
Дети: - Конституция.
Музейный работник: - Молодцы, ребята, внимательно слушали. Предлагаю пройти в следующий зал.
2. Физминутка
Музейный работник: - Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю чучуть подвигаться.
Раз, два, три, четыре, пять, отправляемся гулять. | шаг на месте |
Степь Донецкую пройдем, | идут по кругу |
По морю дружно проплывем, | имитируют движения плавания |
Все поля мы оббежим. | бег по кругу |
Остановка. Мы устали. | стоят на месте |
Руки к солнцу мы подняли, | руки вверх |
Присмотрелись | рука к голове |
Перед нами вдруг гора, шахтерами создана она. | показывают руками гору |
Это просто террикон и его мы обойдем. | идут по кругу |
Видим шахты, там трудятся шахтеры | наклоны вниз |
Гремят не смолкая заводы весь день. | стучат руками перед собой |
По городу всюду розы цветут | нюхают цветы |
И счастливые детишки с мамами идут. | бег в припрыжку |
3. Беседа «Символика Донецкой Народной Республики»
Дети проходят дальше по залу. Останавливаются возле столов.
Музейный работник: - Ребята, прежде чем продолжить нашу беседу, предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Собери из частей» (Приложение 4)
Музейный работник: - Вы должны разделиться на три команды. Каждая команда становится возле стола.
Дети делятся на три команды.
Музейный работник: - Вы видите перед собой части одной картинки. Вам нужно как можно быстрее собрать картинку и назвать то, что изображено на ней.
На столах лежат разрезные на 9-12 частей картинки флага, герба и гимна ДНР. Дети собирают их.
Музейный работник: - Вы готовы? Что у Вас получилось собрать?
Дети: - Флаг. Гимн. Герб.
Музейный работник: - Что объединяет эти картинки?
Дети: - Это символы Донецкой Народной Республики.
Музейный работник: - Правильно, дети! У каждого государства есть своя символика. Она позволяет отличить одно государство от другого.
Обратить внимание детей на плакат, висящий на стене.
Музейный работник: - Перед нами символы Донецкой Народной Республики. Рассмотрим повнимательнее флаг. Он представляет собой полотнище трех цветов: черно-сине-красное. Что же символизируют эти цвета?
Черный - плодородные земли и уголь Донбасса;
Синий - волны Черного и Азовского морей и свободолюбивый дух народа;
Красный - розы и кровь, пролитую за свободу.
Музейный работник: - Какую форму имеет наш флаг? Как расположены на нем цвета?
Дети: - Флаг имеет прямоугольную форму. Цвета расположены горизонтально.
Музейный работник: - Какой еще символ Донецкой Народной Республики вы видите на плакате?
Дети: - Герб.
Музейный работник: - Герб представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла - в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом.
Особенностью герба Донецкой Народной Республики является то, что лапы у орла отсутствуют, а Архистратиг Михаил изображается с бородой.
Музейный работник: - О чем мы с Вами еще не поговорили?
Дети: - Про гимн.
Музейный работник: - С 9 мая 2015 года в качестве гимна Донецкой Народной Республики официально используется песня «Великий Донбасс, честь и гордость народа». Государственный гимн Донецкой Народной Республики должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
4. Гимнастика для глаз «Флаг ДНР»
Музейный работник: - Ребята, вы такие молодцы! Все знаете, во всем мне помогаете. Но я заметила, что ваши глазки устали. Давайте сделаем для них зарядку.
Флаг у нас прекрасный | рисуем глазами прямоугольник |
Черный, синий, красный. | рисуем глазами зигзаг |
Черный – уголь и земля, | рисуем глазами овал на потолке |
Синий – дух народа и моря, | рисуем глазами овал по флагу) |
Красный – розы цвет. | рисуем глазами овал по полу |
Лучше флага в мире нет! | поморгать глазами |
5. Главные люди Донецкой Народной Республики
Музейный работник: - Ребята, мы с вами поговорили о истории нашего края, рассмотрели символику. О чем мы еще не поговорили?
Дети: - О людях.
Музейный работник: - Правильно, мы еще не поговорили о тех, кто проживает на территории нашего края и о тех, кто прославил наш край. Донецкая область охватывает очень большую территорию. Люди нашего региона всегда были очень трудолюбивыми и среди наших земляков есть очень много известных личностей. Но сейчас мы не будем окунаться в историю. Предлагаю вспомнить только важных людей в истории нашей Донецкой Народной Республики.
На стене развешены фотографии главы ДНР, людей разных профессий, военнослужащих, людей, которые прославили наш край в разные времена.
Рассказывая, музейный работник, акцентирует внимание детей
на определенной фотографии.
Главой ДНР является Денис Владимирович Пушилин.
Хотелось бы отметить, что в такое трудное военное время все жители нашей Республики являются героями. Это медики, которые ежедневно спасают жизни людей. И педагоги, которые вкладывают свою любовь и заботу в детей, стараясь открыть перед ними интересный и познавательный мир знаний. И шахтеры, которые трудятся под землей, добывая уголь. И продавцы магазинов, которые работают для нас. И остальные люди, которые трудятся во благо нашей Республики.
Но в эти непростые для нас дни главными героями все же остаются военные. Ведь они стоят на страже защиты Родины, каждую минуту рискуя своей жизнью ради нас.
Каждый солдат – это герой. Но есть и солдаты, которые пожертвовали своей жизнью ради нас. Это первый глава нашей Республики – Захарченко Александр Владимирович. Это командиры - Арсен Павлов (Моторола), Толстых Михаил Сергеевич (Гиви), Жога Владимир Артемович и другие солдаты.
Музейный работник: - А каких вы знаете героев нашей Республики?
Дети называют известных им героев Республики.
Музейный работник: - Список солдат отдавших свою жизнь ради спокойной жизни Донецкой Народной Республики очень большой, их имена и подвиги навсегда нам запомнятся. А сейчас предлагаю в память о погибших сделать минуту молчания.
Звучит звук метронома. Дети молча стоят опустив головы.
Музейный работник: - Ребята, очень важно уважать людей любой профессии, ценить и помнить вклад каждого человека в развитие нашей Республики. Ведь процветание нашего края зависит только от нас, людей, которые здесь проживают.
6. Мой родной город и его достопримечательности.
Музейный работник: - Последний зал нашего музея посвящен нашему любимому городу, нашей столице. Кто мне ответит, что же это за город?
Дети: - Донецк.
Музейный работник: - Вы правы. Донецк – является столицей Донецкой Народной Республики. Еще Донецк – это наша Малая Родина. Скажите, почему мы называем его нашей Малой Родиной?
Дети: - Потому, что мы родились и выросли в этом городе.
Музейный работник: - Правильно! Мы выросли в этом городе и знаем каждый его уголок.
Музейный работник: - Предлагаю вам поиграть в игру, для того чтобы я узнала, как хорошо вы знаете свой город. Для этого сядьте, пожалуйста, за столы.
Дети садятся за столы напротив экрана.
Дидактическая игра «Назови достопримечательность» (Приложение 5)
Музейный работник: - Перед вами на экране будут появляться картинки, с изображением достопримечательностей нашего города. Вы должны назвать эту достопримечательность. И рассказать посещали ли вы данную достопримечательность.
Музейный работник листает слайды, а дети выполняют задание, называя достопримечательности.
Слайд 2. Парк стадиона Донбасс Арена. Возведение стадиона Донбасс Арена было приурочено к Евро-2012, проходившему в нашем городе. Парк вокруг Арены остался одним из любимых мест местных жителей и туристов.
Слайд 3. Цирк «Космос». К столетию города, в 1969 году, в Донецке открылся цирк «Космос». Здание это стало одним из главных украшений города, а просторная площадь, украшенная фонтанами, перед ним — любимым местом прогулок горожан.
Слайд 4. Памятник Жертвам Фашизма (Вечный огонь).
Слайд 5. Архитектурная скульптура пальма А. Мерцалова сделанная кузнецом Каспруком в 1999 году.
Слайд 6. Парк Щербакова построенный в 1931 году и считается визиткой города.
Слайд 7. Ко дню города в 2008 году был открыт планетарий. В современном здании показывают звездное шоу для маленьких зрителей и интерактивные лекции для взрослых.
Слайд 8. Монумент «Освободителям Донбасса» открыт в 1984 году и расположен в Киевском районе в парке им. Ленинского комсомола.
Слайд 9. Донецкий парк кованых скульптур в Ворошиловском районе еще одно интересное место отдыха. В 2001 году в тенистом сквере были представлены первые скульптуры.
Слайд 10. Ботанический сад
Слайд 11. Железная дорога для детей в Донецке это функциональный железнодорожный узел для детей.
Музейный работник: - Молодцы ребята! Вы хорошо знаете достопримечательности нашего города.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов
Музейный работник: - Наша встреча подходит к концу. Была очень рада вместе с вами окунуться в историю нашего края. Давайте вспомним, как называется наш музей?
Дети: - Интерактивный музей Донецкой Народной Республики.
Музейный работник: - Чем вы занимались в музее?
Дети: - Смотрели историю нашего края, повторили символику ДНР, вспомнили достопримечательности Донецка.
Музейный работник: - Что нового узнали?
Дети: - Что Донецк раньше был Диким полем. Основатель Донецка – Джон Юз. Донецк раньше назывался Юзовкой, Сталин, Сталино. Особенностью герба Донецкой Народной Республики является то, что лапы у орла отсутствуют, а Архистратиг Михаил изображается с бородой.
Музейный работник: - Чем славен ваш город?
Дети: - Шахтами, терриконами, розами, трудолюбивыми людьми.
2. Прощание
Музейный работник: - Наша экскурсия окончена. Но надеюсь на скорую встречу. Желаю вам вырасти настоящими патриотами своей Родины и внести свой вклад в ее развитие. До скорой встречи!
Дети: - До свидание!
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Пригласительное в музей»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Афиша музея»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Презентация
«История Донецкой Народной Республики
от древности в наши дни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дидактическая игра «Собери из частей символы ДНР»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Дидактическая игра «Назови достопримечательность»