План-конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе «Кубизм в творчестве художников»
План – конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе на тему «Кубизм в творчестве художников. Изображение животных в направлении кубизм».
Автор: Калинина Елена Михайловна, учитель ИЗО МОУ «Ермишинская средняя школа» Рязанской области
Учебно -методический комплекс | - Примерная авторская программа под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2012) и авторская программа под редакцией В.С. Кузина «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (М.: Дрофа, 2012.). - Рабочая модифицированная программа по предмету «Изобразительное искусство», 7 класс. |
Тема урока: | «Кубизм в творчестве художников. Изображение животных в направлении кубизм». |
Цель урока: | Основная цель – Дать представление о творчестве П.Пикассо и основываясь на полученные знания выполнить рисунок животного в направлении «Кубизм». Обучающая: познакомить с одним из направлений авангардной живописи – кубизм, и его представителем – П.Пикассо; обучить определять отличительные черты этапов кубизма; организовывать эмоциональное зрительское восприятие работ художника; создавать элементарный рисунок в данном направлении искусства; применять полученные знания о кубизме в собственной художественно-творческой деятельности. Воспитательная: продолжить формирование художественной культуры; воспитывать художественный вкус; воспитывать чувство такта, взаимоуважения. Развивающая: развивать умение выделять главное; развивать умение сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения; выявлять взаимосвязь изучаемого и изученного ранее материалов; развивать интерес к современному искусству; развивать культуру речи; развивать умение определять особенности изучаемого направления, выделять его среди других. К концу урока дети должны знать: особенности направления кубизм, правила работы над выполнением композиции. уметь: выполнять рисунок животного в направлении кубизм и соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или иллюстративную). |
Задачи урока | Образовательные: Активизировать познавательный интерес к авангардному искусству; Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике; Учить изображать животного в направлении кубизм; Учить композиционно размещать рисунок на альбомном листе. Развивающие: Развивать у детей эстетическое восприятие нового направления в искусстве; Развивать память, внимание кругозор учащихся; Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию. Воспитательные: Способствовать эстетическому восприятию учебного материала; Формировать эмоциональное восприятие произведений искусств; Воспитывать интерес к творческой деятельности П.Пикассо; Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Материалы и оборудование: | Для учеников: Альбом, гуашь или цветные карандаши, баночка с водой, палитра, тряпочка и влажные салфетки. Для учителя: Иллюстрация одной из картин П.Пикассо; Рисунки детей; Презентация к уроку в программе Power Point «Кубизм» Компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Тип урока | Комбинированный (беседа + самостоятельная работа) |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический |
Форма организации познаватель -ной деятельности: | фронтальная, индивидуальная |
Ход урока:
I. Орг. момент – 1 мин.
II. Основная часть - 35 мин.
Повторение - 2 мин
Целеполагание и мотивация – 2 мин
Актуализация знаний - 9 мин
Физкультминутка - 1 мин
Планирование работы– 1 мин
Практическая работа учащихся – 20 мин
III. Итог урока – 4 мин
Анализ работ - 2 мин
Рефлексия - 1 мин
Домашнее задание - 1 мин
Содержание урока:
Этапы урока | Работа учителя | Работа ученика |
I. Орг.момент – 1 мин. | 1. Проверка готовности учащихся к уроку: альбом, карандаши цветные, краски, баночка. 2. Организация внимания и эмоциональный настрой | |
II. Основная часть - 35 мин | ||
1. Повторение - 2 мин | - Скажите, пожалуйста, какое из направлений в искусстве мы с вами изучали на прошлом уроке? - Что мы рисовали в направлении «романтизм»? - А сейчас поднимите альбомы со своими работами для проверки (устно выставляется отметка за работу, наилучшие работы, с разрешения автора, показываются всем учащимся) слайд 1 (устный опрос по слайду) - Несколько уроков мы говорим о направлениях в искусстве и в течение этих уроков вы были художниками импрессионизма, реализма, сюрреализма, романтизма. Перед вами картины разных направлений в искусстве. - Скажите, к какому из направлений изобразительного искусства относятся данные картины? (последовательно под картинами появляются ответы). | - романтизм - женский портрет 1 – импрессионизм 2 - романтизм 3 - кубизм 4 – реализм 5 – абстракционизм 6 - сюрреализм |
2.Целеполагание и мотивация - 2 мин | - Сегодня мы более полно изучаем направление, которое отошло от традиционных форм в искусстве и внесло новшество в изображении действительности. слайд 2 - Перед вами картины художников. В каком из художественных направлений написаны картины? - Что изобразили художники в своих работах? - Назовите тему урока. (открыть название темы) - Как вы считает, какая цель нашего урока? (открыть цель) слайд 3 Посмотрите, как своеобразно, используя основные правила кубизма, П.Пикассо изображает животных!!! - Что больше всего вас заинтересовало в этих работах? - Хотите изобразить животного так же, как П.Пикассо ? | - кубизм - животных, кошек - Кубизм в творчестве художников. Изображение животных в направлении кубизм. - Нарисовать животное в направлении кубизм - несложное выполнение рисунка, интересные формы. - да |
3. Актуализация знаний. - 9 мин | слайд 4 Рассматривая произведения художников 20 века, задаёшься вопросом: - Каков наш мир? Мир открытый всем взорам, изученный, понятный каждому, кто хочет его понять и принять, или мир непостижимый, не поддающийся не только нашим чувствам, но и нашему разуму. То же самое, можно сказать и о произведениях искусства 20 века, о произведениях таких художников как Сальвадор Дали, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Каждый их них творил в своей манере, развивал своё направление в живописи, создал уникальные произведения, которые получили широкую известность во всём мире. слайд 5 Сегодня на уроке мы познакомимся с направлением в искусстве «кубизм» и с творчеством Пабло Пикассо. Кубизм возник в первой половине 20 века. Основоположником кубизма стал Жорж Брак, а последователем - Пабло Пикассо. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком, как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Для этого направления характерны – прямые линии, острые грани и углы, правильные геометрические формы (куб, шар, цилиндр, конус), создание объёма цветом, а не светотенью. слайд 6 Пикассо испанец, но долго жил во Франции. Живопись Пикассо делится на несколько периодов, в которых он показывает свои эмоции и настроение к жизни. слайд 7 Картина «Первое причастие» была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств в Барселоне, в 1896 году. В период раннего творчества Пикассо всегда искал подходящие формы, которые могли бы передать его мысли и чувства. Он работал одновременно в разных манерах. слайд 8 Голубой период (1901 – 1904). Ключевыми словами для этого периода творчества Пикассо являются "одиночество", "боль", "страх", "вина", примером тому может служить «Автопортрет» мастера. слайд 9 Розовый период (с осени 1904 г. до конца 1906 г.). Большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов. Появляются новые темы – актеры, акробаты, атлеты. слайд 10 Ранний кубизм (1908 – 1921). Перед художниками встал вопрос: «Зачем рисовать?» Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого. В своих работах он отказывается от правдоподобия мира, и объём создаёт не светотенью, а цветом. слайд 11 Классический период ( 1917 – 1925). В этот период Пикассо по-настоящему разобрался в себе и осознал, что его по большому счету интересует лишь живопись, только ей он готов приносить жертвы, только ей служить. Его произведения наполнились вновь читаемостью, фигурностью и художественной логикой. слайд 12 – 13 Большое влияние на творчество Пикассо оказала гражданская война в Испании 1936 года. (рассказать по слайду о картине «Герника») слайд 14 В послевоенный период (1946 – 1973)в своих работах большое внимание Пикассо уделяет портретной живописи. слайд 15 - 16 - Излюбленными темами художника были изображение минотавров, бои быков, корриды и животных. | |
4.Физкульт- минутка - 1 мин | Ребята, на меня все посмотрите. Настало время отдыхать. Дружно встали из-за парт, Руки поднимите и ладошками встряхните. Повернулись влево, повернулись вправо. На корточки присели, поднялись и на стульчик сели. | |
5. Планирование работы - 1 мин | слайд 17 - Какая перед вами на сегодняшний урок стоит задача? (открыть ответ) - Какие характерные черты кубизма должны присутствовать в вашей работе? (открывать всё последовательно) | - Нарисовать в направлении « кубизм» любое животное и раскрасить его цветными карандашами или красками. - Преобладание прямых линий - Острые грани - Правильные геометрические формы: Цилиндр Куб, Шар, Конус - Создание объёма не светотенью, а цветом |
6.Практическая работа - 20 мин | слайд 18 - Перед вами на экране приведены примеры картин с изображением животных в направление кубизм. Основываясь на полученные знания и своё воображение выполните свой рисунок животного. | Самостоятельная работа |
III. Итог урока - 4 мин | ||
1. Анализ работ - 2 мин | Поднимите альбомы со своими рисунками и покажите, что у вас получилось. К доске вызываю тех ребят, у кого полностью всё выполнено. - Как вы считаете, справились ли ваши одноклассники с поставленной целью? - Какую оценку можно им поставить? | Обсуждение работ |
2. Рефлексия - 1 мин | 19 слайд - Чему учились на этом уроке? - Что понравилось? - С каким настроением уходите с урока? | - работать над картиной в направлении кубизм - рисовать так, как тебе нравиться, не соблюдая пропорции - с хорошим |
3. Домашнее задание- 1 мин | Альбом, краски, тряпочка, картины художников абстракционистов. | |
Для подготовки использовались интернет-ресурсы.