Презентация и конспект урока МХК в 11 классе «Романтизм в музыке»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока МХК в 11 классе, тема «Романтизм в музыке»
Учитель Квисберт Татьяна Владимировна,
МОУ «Рыбачьевская школа» г. Алушта, Крым.
Цели урока –
1) Познакомить учащихся с характерными чертами романтизма в музыке;
2) Развивать умение самостоятельно изучать материал и анализировать музыкальное произведение;
3) Воспитывать культуру восприятия шедевров музыкального романтизма.
Оснащение урока – Мультимедийная презентация, аудиозаписи произведений композиторов-романтиков, портреты композиторов и репродукции художников эпохи романтизма.
ХОД УРОКА
Организационный момент – приветствие, мотивационный этап, презентация темы урока.
Актуализация знаний учащихся по теме «Эпоха просвещения, ее идеалы и принципы. Венский классицизм, общие черты»
Основная часть – предъявление новой темы – «Романтизм в музыке», целеполагание и определение задач на урок.
Показ презентации «Романтизм в музыке»
Слайд 4. Исторические предпосылки возникновения романтизма.
Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский режим, отличался беспощадными формами эксплуатации народных масс.
«Государство разума потерпело полное крушение». Общественные и государственные учреждения, возникшие после революции, «...оказались злой, вызывающей горькое разочарование, карикатурой на блестящие обещания просветителей»
Слайд 6.
Обманутые в лучших надеждах, не способные примириться с действительностью, художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей.
Так возникло и сложилось новое художественное направление — романтизм.
Слайд 7.Мировоззренческие принципы романтизма.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна,
Она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное и совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Лирическое восприятие мира – важнейшая черта романтической музыки.
Слайд 8
Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии.
Шуман: «разум заблуждается, чувства – никогда».
Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка,
которая в силу своей специфики наиболее полно выражает
движения души.
Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Слайд 9. Романтизм обогатил искусство множеством новых тем, неизвестных в художественном творчестве предшествующих веков
Тема одиночества художника
Тоска по недостижимому идеалу, совершенству
Противоречие между реальностью и высоким стремлением, идеалом.
Бегство в прошлое, в древность,
в экзотические страны, фантастические миры.
Тема смерти как единственного способа разрешения противоречий.
Горькая ирония над несовершенством реального мира.
Тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии.
Слайд 10. Характеристика романтического героя
Романтический герой всегда одинок и непонят. Это артист, поэт, музыкант, художник – именно потому что он является незаурядной, одаренной личностью, он остается одиноким и глубоко несчастным. Излюбленные герои в произведениях романтиков - художники («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Слайд 11. Жанры романтического музыкального искусства
Желание излить самые сокровенные чувства приводят к возникновению жанра лирической исповеди. Преобладает жанр миниатюры как более камерный, интимный, расчитанный на неширокий круг слушателей. Циклы песен, пьес, музыкальные моменты, рапсодии, баллады отличаются автобиографичностью.
Слайд 12. Композиторы-романтики.
Франц Шуберт
Слайд 13. Роберт Шуман
Слайд 14. Фредерик Шопен
Слайд 15. Ференс Лист.
Слайд 16. Вагнер, Берлиоз.
Слушание и анализ музыкальных произведений Шуберта, Шумана, Шопена, Листа. Заполнение дневника слушателя.
Окончание урока. Подведение итогов. Блиц-опрос по теме «Мировоззрение романтизма. Новое в музыке в сравнении с эпохой классицизма.»
Оценивание, домашнее задание – подготовить сообщение про Рихарда Вагнера.