Презентация и конспект урока МХК в 11 классе «Романтизм в музыке»

3
0
Материал опубликован 20 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока МХК в 11 классе, тема «Романтизм в музыке»

Учитель Квисберт Татьяна Владимировна,

МОУ «Рыбачьевская школа» г. Алушта, Крым.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цели урока

1) Познакомить учащихся с характерными чертами романтизма в музыке;

2) Развивать умение самостоятельно изучать материал и анализировать музыкальное произведение;

3) Воспитывать культуру восприятия шедевров музыкального романтизма.

Оснащение урока – Мультимедийная презентация, аудиозаписи произведений композиторов-романтиков, портреты композиторов и репродукции художников эпохи романтизма.


 

ХОД УРОКА

Организационный момент – приветствие, мотивационный этап, презентация темы урока.

Актуализация знаний учащихся по теме «Эпоха просвещения, ее идеалы и принципы. Венский классицизм, общие черты»

Основная часть – предъявление новой темы – «Романтизм в музыке», целеполагание и определение задач на урок.

Показ презентации «Романтизм в музыке»

 

Слайд 4. Исторические предпосылки возникновения романтизма.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский режим, отличался беспощадными формами эксплуатации народ­ных масс.

«Государство разума потерпело полное крушение». Общественные и государственные учреждения, возникшие после революции, «...оказались злой, вызывающей горькое разочарование, карикату­рой на блестящие обещания просветителей»

 

Слайд 6.

Обманутые в лучших надеждах, не способные примириться с действительностью, художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей.

Так возникло и сложилось новое художественное направление — романтизм.

 

Слайд 7.Мировоззренческие принципы романтизма.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна,

Она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное и совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Лирическое восприятие мира – важнейшая черта романтической музыки.

 

Слайд 8

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии.

Шуман: «разум заблуждается, чувства – никогда».

Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка,

которая в силу своей специфики наиболее полно выражает

движения души.

Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

 

Слайд 9. Романтизм обогатил искусство множеством но­вых тем, неизвестных в художественном творчестве предшествующих веков

Тема одиночества художника

Тоска по недостижимому идеалу, совершенству

Противоречие между реальностью и высоким стремлением, идеалом.

Бегство в прошлое, в древность,

в экзотические страны, фантастические миры.

Тема смерти как единственного способа разрешения противоречий.

Горькая ирония над несовер­шенством реального мира.

Тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии.

 

Слайд 10. Характеристика романтического героя

Романтический герой всегда одинок и непонят. Это артист, поэт, музыкант, художник – именно потому что он является незаурядной, одаренной личностью, он остается одиноким и глубоко несчастным. Излюбленные герои в произведениях романтиков - художники («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

 

Слайд 11. Жанры романтического музыкального искусства

Желание излить самые сокровенные чувства приводят к возникновению жанра лирической исповеди. Преобладает жанр миниатюры как более камерный, интимный, расчитанный на неширокий круг слушателей. Циклы песен, пьес, музыкальные моменты, рапсодии, баллады отличаются автобиографичностью.

 

Слайд 12. Композиторы-романтики.

Франц Шуберт

Слайд 13. Роберт Шуман

Слайд 14. Фредерик Шопен

Слайд 15. Ференс Лист.

Слайд 16. Вагнер, Берлиоз.

Слушание и анализ музыкальных произведений Шуберта, Шумана, Шопена, Листа. Заполнение дневника слушателя.

Окончание урока. Подведение итогов. Блиц-опрос по теме «Мировоззрение романтизма. Новое в музыке в сравнении с эпохой классицизма.»

Оценивание, домашнее задание – подготовить сообщение про Рихарда Вагнера.

Предварительный просмотр презентации

Романтизм в музыке Квисберт Татьяна Владимировна, МОУ «Рыбачьевская школа» г.Алушта Крым

мировая художественная культура 11 класс «Романтизм в музыке»

«...всякий романтизм несёт в себе две души."» Лифшиц М. План урока Исторические предпосылки романтизма. Мировоззренческие принципы романтизма. Романтизм в музыке: круг тем и образов. Характеристика романтического героя. 5. Музыкальные жанры романтического искусства. 6. Творческие портреты композиторов-романтиков.

Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. РОМАНТИЗМ

Исторические предпосылки возникновения романтизма Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский режим, отличался беспощадными формами эксплуатации народ­ных масс. «Государство разума потерпело полное крушение». Обществен­ные и государственные учреждения, возникшие после революции, «...оказались злой, вызывающей горькое разочарование, карикату­рой на блестящие обещания просветителей»

Обманутые в лучших надеждах, не способные примириться с действительностью, художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей. Так возникло и сложилось новое художественное направле­ние — романтизм.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства и достойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом. Лирическое восприятие мира — важнейшая сторона содержа­ния романтической музыки. Мировоззренческие принципы романтизма

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии. Шуман: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Романтизм обогатил искусство множеством но­вых тем, неизвестных в художественном творчестве предшествующих веков Тема одиночества художника Тоска по недостижимому идеалу, совершенству Противоречие между реальностью и высоким стремлением, идеалом. Бегство в прошлое, в древность, в экзотические страны, фантастические миры. Тема смерти как единственного способа разрешения противоречий. Горькая ирония над несовер­шенством реального мира. Тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии.

Романтический герой Романтический герой всегда одинок и непонят. Это артист, поэт, музыкант, художник – именно потому что он является незаурядной, одаренной личностью, он остается одиноким и глубоко несчастным. Излюбленные герои в произведениях романтиков - художники («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Жанры романтического музыкального искусства Желание излить самые сокровенные чувства приводят к возникновению жанра лирической исповеди. Преобладает жанр миниатюры как более камерный, интимный, расчитанный на неширокий круг слушателей. Циклы песен, пьес, музыкальные моменты, рапсодии, баллады отличаются автобиографичностью.

Франц Шуберт (1797-1828) Австрийский композитор, основоположник европейского музыкального романтизма. Ведущие жанры – романтическая песня, музыкальный момент. Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

Роберт Шуман (1810 -1856) Немецкий композитор, публицист, критик. Мастер жанра миниатюры, циклы фортепианных пьес «Бабочки», «Крейслериана», «Карнавал», циклы песен «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты»

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Польский композитор, «сын оригинальной, сильной, но обреченной в траур Польши». Певец фортепиано, раскрывший глубокий внутренний мир переживаний и хрупкой иллюзорности счастья в своих мазурках, прелюдиях, ноктюрнах и этюдах.

Ференц Лист (1811 – 1886) Венгерский композитор, блестящий исполнитель и дирижер, родоначальник нового жанра – симфонической поэмы, автор венгерских рапсодий. «Прометей», «Орфей», «Гамлет», «Тассо»

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.