Урок музыки в 5 классе «Композитор-художник М.К. Чюрлёнис: симфоническая поэма "Море" и триптих "Соната моря"»
Технологическая карта урока по ФГОС
Музыкальная живопись и живописная музыка
Музыка на мольберте.
Тема урока: Композитор-художник М.К. Чюрлёнис: симфоническая поэма «Море» и триптих «Соната моря».
Данные об учителе: Лозовская Наталия Вячеславовна, учитель музыки Частного общеобразовательного учреждения Заокской Христианской СОШ.
Предмет: музыка. Класс: 5.
Учебник (УМК): Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка 5 класс, М.: Просвещение, 2014 г. Раздел учебника: Музыка и изобразительное искусство. Музыка на мольберте. С. 134 – 141.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование:
книги о М.Чюрлёнисе;
ноты М. Чюрлениса;
компьютер;
музыкальный центр;
Видеопроектор;
экран;
мольберты;
цветные колокольчики;
фортепиано.
Музыкальный материал: М.Чюрлёнис «Соната моря», прелюдия ми минор, песня «Дети любят рисовать» (муз. В. Шаинского, сл. Э.Успенского).
Цели урока:
Деятельностная: познакомить учащихся с художественным и музыкальным произведением о море композитора-художника М.К. Чюрлёниса, создать условия для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций;
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: живописная музыка, музыкальная живопись, композиция и форма в музыке и живописи, форма сонаты, триптих, символизм, цветовая гамма, звуковая палитра;
Духовно-нравственная: показать учащимся духовный смысл художественного триптиха «Соната моря» и симфонической поэмы «Море» М.Чюрлениса, создать условия для духовного переживания при соприкосновении с музыкой и живописью литовского композитора.
Задачи урока:
Когнитивная:
дать учащимся представление о музыкальной форме жанра сонаты и показать, как она представлена в изобразительном искусстве;
развивать культуру слушания музыкальных произведений, определяя на слух новые и пройденные музыкальные произведения;
Деятельностная:
создать условия для развития компетенций:
-
-
общекультурной (учащиеся смогут проявить смекалку, фантазию, креативность);
коммуникативной (учащиеся будут активно работать в группах, выступать публично);
учебно-познавательной (учащиеся смогут определить цель учебной деятельности и спланировать свою работу).
-
Личностная:
научить учащихся культуре общения, умению слушать друг друга;
развивать ответственность за результаты коллективного труда,
создать условия для проявления эмоциональной открытости, артистичности, самостоятельности;
развивать у учащихся фантазию и образное восприятие музыки.
Предполагаемый результат
Обучающиеся будут знать:
творчество М. Чюрлёниса, его музыкальные и живописные произведения;
характерные особенности жанра сонаты.
Обучающиеся будут уметь:
анализировать жанр сонаты;
изображать музыку на мольберте;
выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы);
проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность);
оценивать свою деятельность и деятельность команды;
исполнять песню «Дети любят рисовать» на цветных колокольчиках.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
когнитивными (познавательными) УУД:
анализируют триптих «Соната моря» и соотносят его содержание с симфонической поэмой «Море» М. Чюрлёниса;
умеют сравнивать новый музыкальный материал (Симфоническая поэма «Море» М. Чюрлёниса) и художественный материал (живописные произведения М. Чюрлёниса).
регулятивными УУД:
самостоятельно определяют цель учебной деятельности (знакомство с творчеством М. Чюрлёниса поможет обучающимся расширить свое представление о музыке и изобразительном искусстве);
умеют планировать и составлять план действий с учетом конечного результата.
коммуникативные УУД:
высказывают свою точку зрения по инициативе учителя;
умеют слушать и понимать других;
участвуют в коллективном обсуждении;
умеют работать в группе.
личностные УУД:
Умеют чувствовать красоту музыки и выражают свои чувства;
Умеют оценивать свои возможности.
На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:
Понимание роли каждой личности в истории культуры.
Размышление над словами: музыкант, художник.
Размышление над понятием «духовное содержание».
Выполненный объём работы, полученные результаты
При подготовке к уроку:
были проанализированы художественные и музыкальные произведения М. Чюрёниса (триптих «Соната моря», симфоническая поэма «Море», прелюдии);
проработана книга М. Эткинда «Мир как большая симфония» (книга о художнике Чюрленисе);
просмотрен документальный фильм «Чюрленис. Арка Ноя» Д. Менделеева из цикла «Библейский сюжет» (телеканал Культура);
использован личный опыт, полученный при посещении музея М. Чюрлёниса в Каунасе;
Подобраны песни на тему: «Музыка и рисование»;
Использованы следующие интернет ресурсы: http://www.la-fa.ru/faq168.html, http://meta-music.ru/composers/chyurlyonis-mikaloyus-konstantinas, http://ru.wikipedia.org/wiki, http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis.
Технологическая карта урока
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Компетенции/ Аспекты / УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Результат |
||
I этап: Организационный (7 минут) |
|||||||
Вступление. Мотивация к учебной деятельности. (Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне). Высказывание предположений. |
Приветствие учащихся перед началом урока. Создание творческой атмосферы. Пение: Проведение распевки. Исполнение песни «Дети любят рисовать» (Слайд 2). Интрига. Обращение к ученикам: - Ребята, почему мы исполнили песню «Дети любят рисовать»? Что необычного произошло в обстановке нашего класса? Как вы считаете, что нас ожидает сегодня на уроке? В нашем кабинете стоят по-новому парты, появились мольберты. Все вы сели по командам, но команды формировались по листочкам-картинкам, которые вы получили при входе в класс. Соберите из этих листочков картину и приклейте её на лист А 4. Подумайте, какое название вы дадите вашим картинам? (работаем в команде). |
Входят в кабинет, получают листок-картинку, занимают место за столом. Участвуют в пении. Высказывают предположение о том, что их сегодня ожидает на уроке (Мы будем вновь говорить о творчестве М. Чюрлёниса). Возможные ответы ребят: «Море», «Волны», «Затонувший город» и др. |
Коммуникативные: умение работать в группе. Учебно-познавательные: Умение строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию. Коммуникативные: Умение высказывать свои суждения. |
Создание творческой атмосферы и интереса к теме урока. Внешнее проявление заинтересованности. |
Класс поделился на три команды. Учащиеся распелись. Исполнили песню. Появление у учащихся интереса к теме урока. Эмоциональный отклик. |
||
II этап: Актуализация знаний. Постановка цели и задач (3 минуты) |
|||||||
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Компетенции/ Аспекты / УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Результат |
||
Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез. |
Смыслообразующий диалог. Слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомство с композитором и художником М. Чюрлёнисом. Давайте прикрепим картины М.Чюрлёниса на мольберт. В какой последовательности вы расположите эти картины? Почему? Если бы вы были композитором, то какую бы музыку написали к этим картинам? (3 прилагательных). Слово учителя: Перед нами триптих М. Чюрлёниса «Соната моря!». Как вы думаете, что мы сегодня узнаем при знакомстве с этим художественным произведением? Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жанром и формой сонаты и постараемся раскрыть духовное содержание триптиха М. Чюрлениса. Цель нашего урока (прописана на доске): «Раскрыть духовное содержание триптиха М. Чюрлениса «Соната моря». Как вы думаете, что такое «духовное содержание», «духовный смысл»? |
Возможные ответы ребят: взволнованную, тихую, печальную, тревожную. Возможные ответы ребят: мы будем говорить о живописи и музыке. Нас ожидает встреча с чем-то интересным. Учащиеся знакомятся с целью урока. Возможные ответы ребят: Это скрытое в картине что-то глубокое, жизненно-важное. |
Коммуникатив- ные: умение анализировать ситуацию, высказывать собственные предположения (навык монологической речи). Регулятивные: Умение определять цели учебной деятельности. |
Наблюдение за степенью активности каждого учащегося в процессе рассуждений. |
Начало работы в команде. У учащихся возникли интерес и желание раскрыть загадку художника. Определена цель урока и записана на доске. |
||
III этап: «Открытие нового знания». Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков на предыдущем уроке по творчеству М.Чюрлёниса и освоение нового материала. (25 минут). |
|||||||
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Компетенции/ Аспекты / УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Результат |
||
Действия по подготовке к освоению нового знания. Выявление знаний терминов, используемых на уроке. Проверка знаний. Выявление характерных особенностей творческой личности М.Чюрлёниса Ознакомление с фактами из биографии композитора. Выявление наиболее характерных особенностей картины Чюрлениса. Разрядка Прослушивание музыки. Осознание обучающимися цели своей учебной деятельности. |
Чтобы раскрыть загадку «Сонаты моря» нам придется пройти несколько испытаний. Испытание 1. «Багаж исследователя». Размышляя о творчестве М. Чюрлениса, мы будем использовать следующие термины: триптих, соната, звуковая палитра и др. Посмотрите на экран. (Слайд 3) Вы видите термины урока. Сейчас мы проверим, знаком ли вам смысл этих терминов? Каждой команде будут даны карточки из терминологического словаря (определения терминов). На доске написаны сами термины. Подберите каждому термину его определение (можно пользоваться словарями). Проверка задания: Учитель называет термин. Представитель команды даёт определение термина. Условия: желательно не подглядывая в листок определения. Испытание 2. «Загадка мастера». Слово учителя: Посмотрите на выставку книг. М. Чюрлёнис — композитор и художник. Это человек был наделен разными дарами: даром художественного и музыкального творчества. Также Чюрленис обладал и литературным даром. Каждая команда должна разгадать загадку творческой личности Чюрлёниса. Первая команда поразмышляет над темой: М. Чюрлёнис – писатель, поэт. Вторая команда охарактеризует Чюрлениса-композитора. Третья – Чюрлёниса-художника. Каждая команда должна подобрать 3 прилагательных. Прочитаем некоторые цитаты из литературных произведений Чюрлёниса, они представлены на выставке, (Приложение 1). Каким, по вашему мнению, был этот человек? Прослушаем Прелюдию ми минор. Это визитная карточка композитора. Охарактеризуйте Чюрлёниса – композитора. Посмотрим презентацию «Музыка живописи». Работая в группе, охарактеризуйте художественное творчество Чюрлёниса. Слово учителя: М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Также для символистов свойственно пессимистического восприятие мира. Отсюда печаль и минор в его музыкальных произведениях. Что такое символ? Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов: весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Приведите примеры символов. Испытание 3 «Окунёмся в море». Слово учителя: Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Нам нужно раскрыть духовное содержание картины. Обращайте внимание на символы. Идет презентация «Соната моря» и рассказ учителя Слайды 4-9). Слайд 11. Вывод. Композиция – стройная, хорошо продуманная. Форма – трехчастная: быстро – умеренно – быстро. Цветовая гамма – теплые оттенки желтого, голубого, синего и темно зеленого. Колорит - мягкий, нет резкого перехода от цвета к цвету. Звуковая палитра – в картине видно деление на пласты, как в музыке на голоса. Можно говорить о гармонии картины, о её многоголосии, партитуре. Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? Ритмическая пауза. Время музыкально-ритмической паузы. Испытание 4. Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море». Композитор описывает море очень поэтично. Прочитаем цитату. Слайд 11. Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения Чюрлениса. Мы будем слушать и рисовать. От каждой команды выберем художника. Во время прослушивания наши художники должны представить и нарисовать море, которое композитор изобразил в музыке. Можно использовать элементы художественной техники Чюрлениса и символы. Остальные члены команд заполняют листы по прослушиванию. У нас 3 минуты (наши песочные часы). Проверка задания. Слово учителя: Попросим художников рассказать, что изображено на их картинах. Команды определяют, какая картина по колориту цветовой гамме ближе стилю Чюрлениса. Есть ли элементы символизма. Кульминация урока. Учитель предлагает учащимся высказать свои версии о духовном смысле триптиха «Соната моря». Слово учителя: Ответ на наш вопрос содержится в фильме Д. Менделеева о Чюрленисе из цикла «Библейский сюжет». Смотрим отрывок. Вывод учителя после просмотра: Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн (слайд 9 ). |
Ребята подбирают карточки с терминами и их значениями. Термины урока: мольберт, композиция, форма, соната, цветовая гамма, звуковая палитра, символизм, триптих, тема, колорит. Ребята участвуют в работе. Учащиеся читают цитаты. Возможные ответы ребят: мечтательный, задумчивый, креативный. Возможные ответы ребят: загадочный, странный, таинственный. Учащиеся смотрят презентацию (2,5 мин). Возможные ответы ребят: печальный, грустный, трагичный. Учащиеся слушают рассказ учителя. Возможные ответы учащихся: Это какой-то знак. Возможные ответы учащихся: Овечка – смирение, рыба – символ христиан. Учащиеся знакомятся с триптихом «Соната моря», слушая рассказ учителя, высказывают свои переживания от увиденного. Учащиеся на карте, вложенной в музыкальный словарь, находят Литву. Возможные ответы учащихся: О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек. Ребята участвуют в ритмической игре: Два притопа, два прихлопа, два щелчка – получилась музыкальная игра. Учащиеся слушают музыку, «Художники» от каждой команды рисуют. «Художники» представляют свои картины и поясняют содержание. Команды оценивают творчество «художников». Учащиеся смотрят отрывок из документального фильма. Учащиеся духовно осмысливают триптих «Соната моря». |
Учебно-познавательные: Умение соотносить название термина и его значение. Общекультурная Умение понимать значение терминов, используемых в живописи и музыке. Коммуникативные: Умение взаимодействовать в группе. Коммуникативные: Умение взаимодействовать в группе. Личностные: Умение чувствовать красоту музыки, выражать свои чувства.
Общекультурная: Умение понимать значение личности в истории культуры. Учебно-познавательная: умение запомнить и выявить важные моменты из материала презентации. Личностные: самостоятельно мыслить, быть эмоционально открытым. Личностные: Умение переключится с одной деятельности на другую. Учебно-познавательные: Систематизировать информацию, формулировать правильно ответы. Учебно-познавательные: Умение решать нестандартные ситуации на основе имеющихся знаний. Личностные: Умение проявить творческую фантазию. Коммуникативные: Взаимодействие в команде. Оценивание творческого продукта. Регулятивная: Умение выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя. |
Наблюдение за выполнением выдвинутых условий. Наблюдение за работой команд. Наблюдение за активностью в работе всех учащихся. Наблюдение за активностью всех учащихся Наблюдение за внимательностью учащихся Наблюдение за внимательностью и заинтересован- ностью всех учащихся. Наблюдение за проявлением интереса учащихся к предлагаемому материалу. Наблюдение за работой команд. |
Расширение знаний учащихся в области знания музыкальных терминов. Проверены знания терминологического словаря урока. Сохраняется интерес вокруг личности М. Чюрлёниса Учащиеся познакомились с М.Чюрлёнисом -человеком, музыкантом, художником. На доске зафиксированы слова, характеризующие Чюрлениса художника и композитора. Дано представление о понятиях «символизм» и «символ». Произошло детальное знакомство с триптихом «Соната моря». Разрядка физического напряжения у учащихся. Произошло знакомство с симфонической поэмой «Море». Произошло соединение музыки и живописи. Сформирован вывод цели урока. |
||
IV этап: Рефлексия (10 минут) |
|||||||
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Компетенции/ Аспекты / УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Результат |
||
Оценка результатов учебной деятельности, команды и всего класса Музицирова-ние. Игра на цветных колокольчи- ках. |
Оценочная игра. Пришло время оценить нашу работу на уроке. Слово учителя: Знаете ли вы, что многие композиторы имели цветной слух, т.е. у них каждый звук гаммы ассоциировался с каким-то цветом. Например, Н. Римский – Корсаков, А. Скрябин, Б. Асафьев. Мы сейчас сыграем на цветных колокольчиках. Их цвета соответствуют цветам радуги. Мы исполним песню «Дети любят рисовать». Внимательно слушайте гармонию. Выставление оценок в дневники. |
Принимают участие в игре. Играют на цветных колокольчиках |
Общекультурная Самооценка. Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном исполнительстве. |
Рефлексивная игра. Наблюдение за участием в игре каждого учащегося. Оценки проставлены в дневники. |
Сделали вывод: получилось ли у них быть командой. |
13