Рабочая программа образовательно-краеведческой направленности «Московское краеведение» (7–8 классы)
Пояснительная записка
Одной из задач, стоящих перед современной школой, является воспитание патриотизма. Причастность к истории своей Родины, в том числе и малой, ответственность за ее судьбу формируются в результате глубокого предметного знакомства с историей своей семьи, города, края и страны в их единстве.
Изучение Москвы и ее истории имеет свои особенности. Москва – это столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением. Этот город впитал в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции, сохраняющиеся во всем разнообразии ее исторических и культурных памятников.
Программа носит образовательно-краеведческий характер и имеет культурологическую и исследовательскую направленность.
Особенностью программы является то, что воспитание юного гражданина осуществляется не только в аудитории, но и непосредственно в музеях, парках и усадьбах города Москвы, на его улицах и площадях. Посещение памятных мест столицы позволит обучающимся своими глазами увидеть, как менялась Москва с течением времени, почувствовать атмосферу родного города.
Цель программы: формирование у обучающихся исторического сознания, воспитание потребности участвовать в сохранении и развитии культурного наследия родного города, развитие интереса к творческой и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- изучение исторического прошлого родного города,
- обучение основам исследовательской работы,
- формирование системы теоретических знаний по историческому краеведению,
- развитие мотивации к выбору будущей профессии,
- воспитание активной жизненной позиции,
- приобщение к культурным и историческим ценностям,
- формирование музейной культуры,
- формирование устойчивых нравственных и культурных ориентиров,
- воспитание чувства причастности к судьбе родного города.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю.
Основной формой организации учебных занятий являются групповые аудиторные практические занятия и тематические экскурсии, посещение памятных мест Москвы и музеев города.
Состав учебной группы не менее 10 человек.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Знания
Об исторической обстановке в стране и городе на каждом изучаемом этапе
О важных исторических событиях, происходивших на территории Москвы
О культуре, быте и традициях москвичей
О исторических личностях, внесших конкретный вклад в развитие города Москвы
О перспективных планах и дальнейшем развитии родного города
Умения
Ориентироваться в хронологии исторических событий
Самостоятельно вести записи и обрабатывать исторический материал
Определять принадлежность событий к конкретной исторической эпохе
Ориентироваться в музейных экспозициях по этапам исторического развития страны и города Москвы
Навыки
Работа с учебной литературой и историческими источниками
Использование музейного материала в учебной деятельности
Рассуждение и ведение беседы по конкретной исторической тематике
Для проверки знаний обучающихся используются следующие виды работ:
- семинары,
- викторины,
- дискуссии,
- составление кроссвордов,
- доклады и сообщения,
- творческие и исследовательские работы.
В качестве подведения итогов реализации программы проводится «Историческая гостиная».
Темы для исследовательской работы определяются с учетом интересов, возможностей и способностей обучающихся. Также учащиеся на занятиях выступают публично, что предполагает изучение основ ораторского искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Общее кол-во часов |
В том числе теорет.занятий |
В том числе практич.занятий |
1 |
Москва в допетровскую эпоху |
11 |
3 |
8 |
2 |
Москва во времена Петра I |
7 |
3 |
4 |
3 |
«Золотой век» дворянской Москвы |
16 |
6 |
10 |
4 |
Последние годы императорской Москвы |
11 |
3 |
8 |
5 |
Советский период в истории Москвы |
49 |
15 |
34 |
6 |
Москва современная |
11 |
3 |
8 |
7 |
Историческая гостиная |
3 |
3 |
0 |
Итого |
108 |
36 |
72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Москва в допетровскую эпоху Занятие «Москва в допетровскую эпоху» Посещение Музея военной истории «Стрелецкие палаты» Посещение Музея истории города Москвы |
Москва во времена Петра I Занятие «Петр I в Москве» Посещение Государственного историко-архитектурного художественного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» |
«Золотой век» дворянской Москвы Занятие «Москва дворянская» Посещение Оружейной палаты Кремля Занятие «Москва в жизни и творчестве писателей XIX века» Посещение Дома Гоголя Посещение Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате Посещение Дома-музея М.Ю. Лермонтова. |
Последние годы императорской Москвы Занятие «Последние годы династии Романовых в Москве» Посещение Музея революции 1905 года Посещение Музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» |
Советский период в истории Москвы Занятие «Москва довоенная» Посещение Государственного центрального музея современной истории России Занятие «Москва в период Великой Отечественной войны» Посещение Музея Великой Отечественно войны на Поклонной горе Посещение Государственного музея обороны Москвы Посещение Музея памяти 1941-1945 гг. Занятие «Москва послевоенная» Посещение Музея космонавтики Посещение Государственного музея спорта Занятие «Москва в жизни и творчестве писателей XX века» Посещение Дома-музея М.М. Пришвина Посещение Музея П.П. Бажова Занятие «Театры Москвы» Посещение Музея-квартиры С.В. Образцова. Посещение Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. |
Москва современная Занятие «Москва – один из крупнейших мегаполисов мира» Посещение музея-усадьбы Царицыно, обзорная экскурсия по Москве. Историческая гостиная |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа «Я шагаю по Москве» дополняет и расширяет знания по истории столицы. Знакомит с культурными традициями города Москвы, помогает воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Посещение музеев, парков, усадеб, экскурсии по городу позволяют ощущать реальное городское пространство.
Для получения навыков исследовательской работы обучающиеся готовят доклады, сообщения, которые вырабатывают навыки работы с источниками, учат внимательно слушать.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение нового материала, рассказ, беседа);
- наглядный (применение наглядных пособий, карт, технических средств);
- практический (работа с картами, иллюстрациями);
- исследовательский (выполнение обучающимися исследовательских заданий и проектных работ).
При реализации программы используются следующие формы обучения: приобретение теоретических знаний, проблемное изложение материала, беседа, сообщения и доклады, самостоятельная работа с историческими источниками, книгами, иллюстрациями, просмотр фильмов по изучаемой теме, экскурсии в музеи, посещение парков и усадеб.
Экскурсии
Музей военной истории «Стрелецкие палаты» (к разделу «Москва в допетровскую эпоху»)
Музей истории города Москвы (к разделу «Москва в допетровскую эпоху»)
Государственный историко-архитектурный художественный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» (к разделу «Москва во времена Петра I»)
Оружейная палата Кремля (к разделу «Золотой век» дворянской Москвы»)
Дом Гоголя (к разделу «Золотой век» дворянской Москвы»)
Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате (к разделу «Золотой век» дворянской Москвы»)
Дом-музей М.Ю. Лермонтова (к разделу «Золотой век» дворянской Москвы»)
Музей революции 1905 года (к разделу «Последние годы императорской Москвы»)
Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» (к разделу «Последние годы императорской Москвы»)
Государственный центральный музей современной истории России (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Государственный музей обороны Москвы (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Музей памяти 1941-1945 гг. (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Музей космонавтики (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Государственный музей спорта (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Дом-музей М.М. Пришвина (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Музей П.П. Бажова (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Музей-квартира С.В. Образцова (к разделу «Советский период в истории Москвы»)
Обзорная экскурсия по Москве (к разделу «Москва современная»)
Музей-усадьба Царицыно (к разделу «Москва современная»)
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
Технические средства обучения
компьютер
проектор, экран
принтер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой. – М.: Научно-методический центр, 1999.
Канторович И.В. Из истории Москвы. – М.: Московский учебник, 1997
Имена московских улиц. М., 1997.
Векслер А.Г. Москва в Москве. – М., 1982.
Муравьев Вл. Московские предания и были. – М., 1988.
Прогулки по Москве. – М., 1991.
Москва на рубеже XX-XXI веков./ Под ред. Кузьмина А.В. – М.: Московские учебники и Картолитография, 2003.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. – М., 1959
Буганов В.И. Страницы летописи Москвы. М., 1986.
Для обучающихся
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. – М.: Наука, 1989.
Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. – М.: Мысль, 1990.
Рабинович М.Г. Москва не сразу строилась. – М.: Московский рабочий, 1982.
Осетров Е.И. Мое открытие Москвы. – М.: Детская литература, 1981.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. – М., 1983.
Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Сочинения в 2-х томах. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
Моя Москва. История столицы в рассказах для юных москвичей. Для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Пионер, 1997.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по программе «Московское краеведение»
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
сентябрь |
Москва в допетровскую эпоху |
3 |
2 |
сентябрь |
Москва в допетровскую эпоху. Музей военной истории «Стрелецкие палаты». Практическое занятие |
4 |
3 |
сентябрь |
Москва в допетровскую эпоху. Музей истории города Москвы. Практическое занятие. |
4 |
4 |
сентябрь |
Москва во времена Петра I . |
3 |
5 |
октябрь |
Москва во времена Петра I . парк Коломенское. Практическое занятие. |
4 |
6 |
октябрь |
«Золотой век» дворянской Москвы. |
3 |
7 |
октябрь |
«Золотой век» дворянской Москвы. Оружейная палата Кремля. Практическое занятие. |
4 |
8 |
октябрь |
Москва в жизни и творчестве писателей XIX века |
3 |
9 |
ноябрь |
Москва в жизни писателей XIX века. Дом Гоголя. Практическое занятие |
2 |
10 |
ноябрь |
Москва в жизни писателей XIX века. Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате. Практическое занятие |
2 |
11 |
ноябрь |
Москва в жизни писателей XIX века. Дом-музей М.Ю. Лермонтова. Практическое занятие |
2 |
12 |
ноябрь |
Последние годы императорской Москвы. |
3 |
13 |
декабрь |
Последние годы императорской Москвы. Музей революции 1905 года. Практическое занятие |
4 |
14 |
декабрь |
Последние годы императорской Москвы. Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» Практическое занятие |
4 |
15 |
декабрь |
Советский период в истории Москвы (Москва довоенная) |
3 |
16 |
декабрь |
Советский период в истории Москвы. Государственный центральный музей современной истории России. Практическое занятие |
4 |
17 |
январь |
Москва в период Великой Отечественной войны |
3 |
18 |
январь |
Москва в период Великой Отечественной войны. Музей Великой Отечественно войны на Поклонной горе. Практическое занятие. |
4 |
19 |
январь |
Москва в период Великой Отечественной войны. Государственный музей обороны Москвы. Практическое занятие |
4 |
20 |
январь |
Москва в период Великой Отечественной войны. Музей памяти 1941-1945 гг. Практическое занятие |
4 |
21 |
февраль |
Советский период в истории Москвы (Москва послевоенная) |
3 |
22 |
февраль |
Советский период в истории Москвы. Музей космонавтики. Практическое занятие |
4 |
23 |
февраль |
Советский период в истории Москвы. Государственный музей спорта. Практическое занятие |
4 |
24 |
февраль |
Москва в жизни и творчестве писателей XX века |
3 |
25 |
март |
Москва в жизни и творчестве писателей XX века. Дом-музей М.М. Пришвина. Практическое занятие |
2 |
26 |
март |
Москва в жизни и творчестве писателей XX века. Музей П.П. Бажова |
2 |
27 |
март |
Театры Москвы |
3 |
28 |
март |
Театры Москвы. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Практическое занятие |
2 |
29 |
апрель |
Театры Москвы. Музей-квартира С.В. Образцова. Практическое занятие |
4 |
30 |
апрель |
Москва современная |
3 |
31 |
апрель |
Москва современная. Практическое занятие |
4 |
32 |
апрель |
Москва современная. Музей-усадьба Царицыно. Практическое занятие. |
4 |
33 |
май |
Историческая гостиная |
3 |
ИТОГО |
108 |