12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Окунева Людмила Витальевна85
Россия, Архангельская обл., Архангельск

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

«Regional studies. Arkhangelsk region»

(«Краеведение. Архангельская область»)

в 8 классе

 

Составитель:

учитель английского языка I

квалификационной категории

Окунева Людмила Витальевна


 

город Архангельск

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

В настоящее время появилось понимание того, насколько важно изучение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта. Презентация региональной культуры на международном уровне является сейчас крайне актуальной для развития взаимовыгодных международных контактов. Овладение региональной культурой во всех её проявлениях может происходить в ходе обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. Однако именно региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно. Во многих учебных пособиях региональный компонент можно проследить главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника, места учёбы и проведения досуга. Но большинство заданий построено таким образом, что учащиеся рассказывают о своём регионе, сообщая нейтральные факты энциклопедического характера, не представляющие интерес ни для своих потенциальных иностранных собеседников, ни для партнёров по общению, ни для самих учащихся. А интересными или значимыми фактами о своём регионе они либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке. В любом случае регионоведческая составляющая в содержании обучения иностранному языку является на сегодняшний день фрагментарной.

Таким образом, в сложившейся ситуации представляется актуальным введение факультатива по иностранному языку, ставящего перед собой цель изучение особенностей родного края средствами иностранного языка, способствующих решению ранее озвученных проблем.

Практика показывает, что учащиеся проявляют большой интерес к событиям родного края, задаются вопросами об истории и культурных традициях региона. Архангельск и Архангельская область с их уникальной историей и культурными традициями привлекает внимание не только гостей из других городов России и ближнего зарубежья, но и представителей из дальнего зарубежья. Большие изменения, произошедшие в международных отношениях за последние годы, привели к открытию границ между государствами, а, следовательно, активному развитию международного туризма. Ежегодно всё больше иностранцев посещают Рос­сию, и наша область не является исключением. Поэтому умение достойно представить культуру своего региона, показать красоту и особенность родного края представителям иноязычных культур является весьма актуальным. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в реальном диалоге культур.

Поэтому представляется целесообразным введение данного факультатива в средней школе.

Содержание программы

В 8 классе учащиеся уже приобрели некоторый опыт и достигли определенного уровня коммуникативного владения иностранным языком по основным видам речевой деятельности. Это даёт возможность продолжить языковое образование, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. Логичным представляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных знаний во всех видах речевой деятельности с учётом выбранной области исследования «Краеведение». Краеведческое образование предполагает сочетание воспитания с обучением, при ведущей роли первого. Воспитание культуры иноязычного общения для целенаправленного практико-ориентированного интеркультурного сотрудничества представляется весьма актуальным. Воспитание касается различных сфер культуры: художественная, экологическая, производственная, бытовая, коммуникативная. Знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества характера, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение и готовность к самореализации, сотрудничеству, культурному взаимообмену, информационному обмену. У учащихся воспитываются ценностные ориентации в условиях современного диалога культур, международного экономического сотрудничества и межкультурного обмена [Программа развития воспитания в системе образования России 2000].

Учебно-познавательный аспект предполагает знания о своей и сопредельных культурах, знания о своей области, городе, умение представить свой регион, свою культуру, владение коммуникативными умениями, которые могут позволить осуществить межкультурный обмен.

Таким образом, главными задачами данного факультатива являются как воспитательные, так и образо­вательные:

1. Патриотическое и нравственное воспитание школьников.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса при помощи использования местного материала (Учащихся привлекает воз­можность обсуждать историю родного края, обычаи, традиции и обряды своего народа на иностранном языке).

3. Предоставление ученику возможности использовать приобретённые язы­ковые навыки и фактические знания в новых реальных ситуациях, что по­вышает мотивацию к изучению предмета «Иностранный язык».

В содержание включены следующие аспекты:

- изучение краеведческих данных, связанных с различными историческими, экономическими, географическими, общественно-социальными фактами;

- установление разнообразных межъязыковых и межпредметных связей, используя знания и опыт учащихся;

- переход от простого усвоения учебного материала к активному приобретению знаний, самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала;

- систематизация полученных краеведческих сведений и создание целостной картины истории и современной жизни родного края.

Содержание программы и принцип организации и подачи учебно-познавательного материала обеспечивают эффективный процесс изучения иностранного языка как средства общения и приобщения к духовному наследию, а также инструмента культурного самоопределения учащихся в поликультурном пространстве современного мира. Учащиеся решают проблему культурной идентификации себя в качестве представителей российской культуры, т.е. носителей неповторимых традиций, обычаев и т.д., характерных для России, и в то же время осваивают азы культурной толерантности, необходимости терпимого отношения к другим культурам, равноправия и ценности каждой культуры [Бим 2002].

Структура факультатива

Данный факультатив построен с учётом принципа культурологического подхода в обучении иностранному языку и краеведческого принципа. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Краеведческий принцип заключается в систематичном рациональном использовании местного материала в учебно-воспитательном процессе.

Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основного принципа как ситуативность. Содержание программы ориентировано на развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка, получение опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Данный факультатив опирается также на следующие специфические принципы:

- природосообразности (учёт не только возрастных, но и индивидуальных особенностей учащихся);

- принцип компаративности (сопоставление и анализ норм, традиций, ценностных систем различных культур, нахождение сходства и различия и на основе этого культурное самоопределение, выбор своих ценностных предпочтений);

- принцип автономии учащихся (когда они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, проявляют свою самостоятельность);

- принцип комплексности и доминантности целей (воспитание культуры, развитие способностей к собственно обучению иноязычному общению для целенаправленного практико-ориентированного сотрудничества);

- принцип систематичности и тематичности [Бим 2002].

Цель факультатива

Основной целью является формирование иноязычной коммуникативной и социокультурной компетентности учащихся, развитие коммуникативных умений учащихся на базе изучения материала об Архангельской области, овладение способами представления родной культуры в инокультурной среде. Факультатив «Regional studies. Arkhangelsk region» ставит своей целью развитие у детей способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира.

Главные задачи: ознакомление со спецификой природы и географического положения родного края, культурными особенностями и традициями; местными экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения; развитие интегративных умений общаться на английском языке в условиях неофициального и официального общения во время заочных зарубежных поездок и приема иностранных гостей; участвовать в различных дискуссиях по краеведению.

Сопутствующие задачи:

1) развивать навыки аудирования и чтения текстов краеведческого характера на английском языке;

2) развивать навыки устной речи (монологической и диалогической) на английском языке;

3) в целях развития социокультурной компетенции – приобщать учащихся к культуре речевого этикета страны изучаемого языка, формировать умения представлять свой регион и его достопримечательности на изучаемом языке в условиях иностранного общения.

4) совершенствовать учебные умения и навыки при организации работы с различными источниками информации.

5) сформировать культорологический потенциал;

6) сформировать адаптивный тип жизнедеятельности;

7) поддерживать мотивацию учения;

8) развивать междисциплинарные связи;

9) сформировать умение выбрать нужную информацию, анализировать, систематизировать и обобщать ее, проводить параллели со страной изучаемого языка, рассказывая о сходных фактах и явлениях и соблюдая культуру иноязычной речи.

Для достижения поставленных целей и задач необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет систематизировать знания о культуре страны изучаемого языка и пополнить знания о своей родной культуре, включая сведения о родном крае, его истории, традициях и культурном наследии. Данный принцип позволяет сгруппировать тематический, лексический, грамматический материал и выстроить его в гибкую систему, где каждый элемент занимает логически выверенное место. Чётко обозначенная тема обсуждения определяет дидактическую задачу и средства её решения, методический подход к изучению материала, его объём и содержание. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Каждый из них включает определённую тему, ситуации общения, материал для обсуждения и усвоения (включая разные виды речевой деятельности). Тематика нового для учащихся позволяет значительно увеличить словарный запас иностранных слов и грамматических структур, тем самым расширяя и углубляя знания по иностранному языку. Использование краеведческих материалов совершенствует со­держательную часть процесса обучения иностранному языку в целях дос­тижения более высокого уровня владения им учащимися. Таким образом, иностранный язык выступает не только как средство, но и как цель обуче­ния.

Следующая часть блока представляет собой практическую деятельность учащихся (подбор необходимого материала, повторение грамматических структур, речевых моделей, организация подобранного материала для последующей презентации и т.д.). Тщательно продуманная и спланированная деятельность учащихся включает: индивидуальную дифференцированную работу, коллективную творческую деятельность, групповую и самостоятельную работу по применению полученных знаний, формирование прочных коммуникативных умений и на их основе коммуникативных навыков.

Завершающий этап совместной деятельности – контроль. По завершению работы над определённым тематическим блоком учащимся предлагается подготовить отчётные творческие материалы: мини-проекты, творческие работы (фото отчёт, рисунок, буклет), групповые и коллективные проекты. Проекты по предложенным темам способствуют формированию творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся. Используются такие виды работы как работа с краеведческими материалами и заочные экскурсии по родному краю на английском языке.

Данный факультатив решает целый комплекс задач в свете формирования коммуникативной компетенции. Его можно условно подразделить на две части - информационную и практическую. Факультатив построен на интеграции нескольких учебных дисциплин: история России, родного края, музыка, литература, Мировая Художественная Культура, английский язык, география, биология. Это особенно ценно для тех учащихся, которые в дальнейшем выберут специальность, в которой необходимы знания иностранного языка.

В программу обучения вводится система упражнений, таких как просматривание текста на одном языке с одновременной передачей его содержания на другом, выделение смысловых единиц сообщения с помощью ключевых или рельефных слов с последующим воспроизведением первоначального текста, группировка слов и словосочетаний по семантическим полям, группировка разговорных клише, вводных конструкций в рамках разговорного этикета и их перевод.

Данный факультатив носит компаративный характер, он доказывает необходимость изучения истории родного края в сравнении с историей всей страны. Таким образом, мы видим, что помимо решения образовательных задач, данный факультатив имеет и большое воспитательное и развивающее значение. Он ориентирован на формирование личности и индивидуального мировоззрения, осознание значимости отечественной культуры и ее вклада в мировую культуру.

Использование краеведческого материала отвечает принципам культурологического подхода в обучении иностранному языку. В понятие культура включается совокупность всех факторов (материального и духовного содержания), которые окружают личность и способствуют социализации в данном обществе. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

Концепция диалога культур предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе обучения. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранному языку и культуре, т.к. она сама является ключом к пониманию культуры иной страны. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Включение элементов краеведения на каждом этапе обучения и обогащение новым материалом на факультативных занятиях является важным источником стимулирования интереса к изучению иностранного языка, способствует развитию самостоятельности и творческой активности учащихся, их ценностной ориентации в условиях современного диалога культур [Миролюбов 2001].

Разработанный факультатив призван развивать навыки исследовательской работы. В нём широко используются проектные формы работы (разработка экскурсионного маршрута, заочная экскурсия, буклет, стихотворение о родном крае, совместное обсуждение проблем), подготовка докладов и сообщений (например, «Знаменитые люди родного края», «Флора и фауна Архангельской области» и др.). Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное, составлять учебный конспект.

Необходимо отметить, что освоение учебного материала состоит из двух этапов. На первом занятии вводится и закрепляется новая лексика, определённые грамматические конструкции и речевые модели, что позволяет осуществить принцип доступности. Учащимся предлагается обдумать дальнейшее использование предъявляемого материала. Даётся установка на сбор краеведческого материала по предложенной теме для последующего использования в творческой отчётной деятельности. На втором занятии учащиеся составляют план своего высказывания, готовятся к воспроизведению материала. Подобная система занятий позволяет достичь высокой мотивированности, заинтересованности в личных достижениях. Все этапы работы находятся под строгим мониторингом преподавателя, что достигается проведением текущего контроля, который варьируется следующим образом: вопросно-ответная форма (устно или письменно); проблемные задачи; перевод; микро-доклады и сообщения; взаимоконтроль, диспуты, круглые столы, заочные экскурсии и т.д.

Факультатив заканчивается защитой проектов.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма организации деятельности уч-ся и учителя

Кол-во

часов

Раздел I. Культура русского народа и культура страны изучаемого языка.

1.

Вводное занятие.

Англичане и русские, какие они?

Цели и задачи факультатива.

Творческие задания по раздаточным материалам. Беседа. Ролевая игра. Сравнительный анализ темы.

1

2.

Влияние географического положения на черты характера людей.

Проектно-исследовательская деятельность. Составление сравнительной таблицы «Черты характера русских /британцев/ американцев».

1

3.

Традиции и праздники русских и англичан.

Творческая деятельность, подбор видео и фото материала. Обсуждение с элементами пересказа. Практикум (проектная деятельность)

1

4.

Принятые нормы поведения в Росии и в англоязычных странах.

Обучающая самостоятельная работа в подгруппах (манеры русских, англичан, американцев). Диалог-обсуждение. Поисковое чтение текстов.

1

5.

Путешествуем по Великобритании.

Ролевая игра-путешествие по Великобритании (Англии, Уэльсу, Шотландии, Северной Ирландии).

Коммуникативно-направленная деятельность уч-ся.

1

Раздел II. Общая информация о родном крае.

1 (6).

Географическое положение Архангельской области, его влияние на образ жизни и деятельность местного населения.

Анкетирование исходных знаний учащихся о родном крае (на русск.яз.). Обзор темы с элементами беседы. Ознакомительное чтение краеведческого текста. Составление лексического словарика по теме.

1

2 (7).

Природа и климатические условия края.

Лекция. Работа с раздаточным материалом по теме, работа в группах (климат, особенности ландшафта). Беседа. Создание накопительной папки для микротекстов, рисунков, фотографий.

1

3 (8).

Флора и фауна региона.

Чтение микротекстов. Практикум. Работа в микрогруппах по блокам: растения, животные края.

1

4 (9).

Добро пожаловать на Архангельскую землю.

Проектно-исследовательская деятельность. Ориентация на сбор необходимой информации.

1

5 (10).

Мой край в фотоматериалах.

Проектно-исследовательская деятельность. Составление подробного плана. Обсуждение результатов поиска информации. Самостоятельная работа уч-ся (с использованием Интернет ресурсов, мультимедийных средств). Подбор фото и видео материала к проекту.

1

6 (11).

Проект «Архангельская область»

Проектно-исследовательская деятельность. Защита проектных работ. Прослушивание выступлений уч-ся, контроль лексических, грамматических, произносительных умений и навыков. Коммуникативно-направленная групповая работа.

1 -2

Раздел III. Из истории родного края.

1 (12).

Из истории Архангельска

Лекция. Презентация темы. Работа с раздаточным пособием.

1

2 (13).

Архангельск – административный и культурный центр региона.

Выполнение тренировочных заданий. Обзор темы. Диалог-обсуждение.

1

3 (14).

Архангельск - мой родной город.

Работа с текстами по карточкам. Составление опорных моделей высказываний. Дискуссия по теме.

1

4 (15).

Достопримечательности Архангельска и Архангельской области

Заочная экскурсия по Архангельску и Архангельской области. Чтение с извлечением полной информации. Практикум.

1

5 (16).

Экскурсия по Архангельску.

Аудирование текста по теме. Составление плана экскурсии.

1

6 (17).

Экскурсия по интересным местам Архангельской области

Обучающая самостоятельная работа. Проведение заочной экскурсии по выбранной теме: «Архангельск – старый и молодой», «Достопримечательности Архангельска», «По интересным местам Архангельской области» и др.

1

Раздел IV. Культурная жизнь региона.

1 (18).

Традиции, обычаи и праздники родного края.

Обзор темы с элементами беседы. Речевая ситуация «Презентация традиций родного края зарубежным гостям». Практикум. Консультация.

1

2 (19).

Музеи и выставки города Архангельска

Презентация темы. Аудирование, развитие диалогической речи. Работа в микрогруппах с раздаточным текстовым материалом.

1

3 (20).

Выдающиеся деятели науки, культуры и искусства Архангельской земли

Обучающая самостоятельная работа уч-ся. Коммуникативно-направленная групповая работа. Написание сценария презентации.

1

4 (21).

Знаменитые земляки.

Подготовка к презентации материала по теме. Техническое воплощение презентации согласно технологической программы Power Point. Индивидуальная и групповая творческая работа.

1

5 (22).

Достижения в различных сферах деятельности. Чем мы гордимся?

Изучающее чтение текстов по теме. Практикум. Обзор темы с элементами пересказа и обсуждения.

1

6 (23).

Подготовка коллективного или индивидуального проекта «Культурная и социальная жизнь родного края».

Индивидуальная или групповая работа уч-ся. Коммуникативно-направленная работа. Практикум.

1

7 (24).

Презентация творческой работы.

Занятие контроля. Презентация индивидуальных, групповых, коллективных творческих работ.

1

Раздел V. Школа, в которой я учусь.

1(25).

Из истории Средней школы № 36

Индивидуальная самостоятельная работа уч-ся с краеведческим материалом (ознакомление с ролями гидов-переводчиков, иностранных гостей и друзей школы, учителей иностранного языка). Составление опорных микротекстов по теме. Практикум.

1

2 (26).

Школа сегодня и завтра.

Занятие – ролевая игра. Консультация. Практикум. Коммуникативно-направленная самостоятельная деятельность уч-ся.

1

3 (27).

Традиции и обычаи моей школы.

Занятие-семинар. Самостоятельная работа с текстами, поисковая работа, подготовка сообщений по теме.

1

4 (28).

Традиции и обычаи моего класса.

Групповая творческая работа. Составление плана для высказываний по теме. Подбор фото, видео материалов, рисунков для коллажа.

1

5 (29).

Педагогический коллектив школы.

Практикум. Обзор темы с элементами беседы. Викторина «Знаешь ли ты историю своей школы?»

1

6 (30).

Выпускники школы

Презентация темы. Аудирование материала по теме.

Составление опорных речевых моделей. Разработка мини-экскурсии по теме.

1

7 (31).

Школа, в которой мы учимся.

Занятие контроля и обобщения (создание коллажа «Школа, в которой я учусь»). Заочная экскурсия по родной школе. Коммуникативно-направленная творческая работа.

1

Раздел VI. Принимаем иностранных гостей

1 (32).

Принимаем иностранных гостей.

Заочная экскурсия в школьный краеведческий музей. Коммуникативно-направленная деятельность уч-ся.

1

2 (33).

Конференция «Представляем родной край на иностранном языке».

Практическое занятие. Защита творческих работ, выступление с рефератами по программе факультатива.

1

3 (34).

Мастер-класс «Лучшие знатоки родного края».

Итоговый контроль по программе факультатива. Монологические и диалогические выступления. Защита творческих работ.

1

Содержание программы факультатива

Раздел I включает в себя ряд заданий, которые дают возможность сделать сравнительный анализ традиционных праздников страны изучаемого языка и своей малой родины, характерных особенностей поведения представителей иной культуры и своего народа, типичных черт характера представителей разных культур.

Практические занятия включают:

Выполнение лексических и грамматических упражнений на закрепление изученного материала. Диалогические и монологические высказывания, участие в беседах, дискуссиях и обсуждениях по темам, ролевых играх. Составление сравнительной таблицы «Черты характера русских /британцев/ американцев». Поисковое и ознакомительное чтение. Аудирование презентуемого материала сверстников. Работа над письменной стороной речи: составление планов экскурсий, выступлений, презентаций и докладов. Самостоятельная творческая работа учащихся в разных режимах (групповая, коллективная, парная). Учащимся предлагаются проверочные и тестовые задания по лексике и грамматике в виде викторин, вопросо-ответных игр, заданий соревновательного характера. Самоконтроль и самооценка. Участие в проектно-исследовательской деятельности по темам.

Раздел I завершается ролевой игрой-путешествием по Великобритании.

Раздел II посвящён изучению, сбору и систематизации общей информации о родном крае: географическом положении и его влиянии на жизнь и деятельность местного населения, природе и климатических условиях, флоре и фауне Архангельской области.

В рамках содержания тем раздела II учащимся предлагается завести личные краеведческие справочные материалы: словарик, тетрадь для записи опорных моделей диалогических и монологических высказываний, разговорных клише, вводных конструкций в рамках разговорного этикета и др. Учащиеся нацеливаются на сбор информации из различных источников (СМИ, Интернет ресурсы), дальнейшую её систематизацию (фото и видео материалы, микро- и макротексты по темам, рисунки, слайды, газетные и журнальные вырезки) и хранение в письменном и электронном виде. С самых первых занятий учащиеся должны бережно собирать свой личный краеведческий материал, который они в дальнейшем могут предлагать потенциальным партнёрам по общению, гостям из ближнего и дальнего зарубежья, учащимся, учителям и друзьям школы, используя различные формы презентации (проект, реферат, доклад, презентация, фотоотчёт, фотовыставка, фотогалерея).

Практические занятия включают:

Введение нового лексического и грамматического материала в простых ситуациях общения. Фонетическая отработка звуков в скороговорках, пословицах, песенном материале. Упражнения по отработке языкового и речевого материала. Ознакомительное и изучающее чтение краеведческих текстов, поисковое чтение отрывков текстов из разных источников. Аудирование материала в предъявлении учителя и учащихся, отработка лексических единиц и речевых моделей. Отбор языковых единиц для будущей творческой работы, работа над грамматическими явлениями в заданиях к текстам (Обороты there is/are, was/were; употребление артиклей с географическими названиями, словообразование, оценочные прилагательные). Двусторонний диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, участие в беседе, дискуссии, запись опорных схем диалогических высказываний. Проектно-исследовательская деятельность. Выполнение грамматических упражнений, отработка грам. конструкций (There is a tendency…, It is an open secret that…, It should be noted that…, Special attention should be paid to the fact…, It is significant that..., To my mind, As I see it, etc.) необходимых для презентации проекта, практика в употреблении ранее изученных лексических единиц. Инсценировка речевых высказываний для выступления.

Раздел II завершается защитой индивидуальных, групповых и коллективных (по выбору учащихся) проектных работ.

Раздел III предусматривает обработку информации по историческому наследию родного края, знакомит учащихся с историей Архангельской области и города Архангельска, их настоящим и будущим. Ученики знакомятся с достопримечательностями г.Архангельска и области. В разделе используются статьи, очерки и материалы периодических публикаций, фото- и видеоматериалы, касающиеся затронутых тем.

Практические занятия включают:

Прослушивание аудиозаписей и выполнение тренировочных заданий различного характера. Аудирование текстов по темам раздела, при просмотре видео материалов и презентаций преподавателя. Практика диалогической речи: диалог-обсуждение, диалог-расспрос и обмен мнениями. Работа с текстами и лексикой по данной теме, включает грамматический материал о временных формах английского глагола (Present, Past, Future Simple), числительных, имена собственные, употребление артиклей с названиями памятников, улиц, парков, мостов и т.д., грамматические упражнения:

Упражнения среднего уровня

Задания репродуктивного уровня, включающие упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Данные задания нацелены на отработку и закрепление знаний речевого этикета и навыков коммуникативной деятельности;

Упражнения профессионального уровня

Задания продуктивного характера, предполагающие составления плана экскурсии по достопримечательным местам в соответствии с определёнными потребностями учащихся или заданной ситуации общения.

Чтение текстов с различной стратегией: с извлечением полной информации, с пониманием основного содержания, поисковое. Монологические высказывания репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. Проведение заочной экскурсии по выбранной теме раздела. Творческая поисковая деятельность с индивидуальными краеведческими накопительными материалами (создание папок в электронном виде под названиями: краеведческая копилка, краеведческие тексты, фотоматериалы, рисунки, образцы высказываний и т.д.).

Раздел III завершается подготовкой и проведением заочной экскурсии, в ходе которой учащиеся выступают в ролях гидов-экскурсоводов и иностранных гостей, демонстрируют достигнутый уровень владения учебным материалом в разных видах деятельности, а также уровень владения некоторыми стратегиями учения.

Раздел IV позволяет учащимся практиковаться в использовании информационных технологий при изучении иностранного языка, в составлении экскурсионных маршрутов. Данный раздел посвящён изучению культурной и социальной сфер жизни родного края. Дети знакомятся с традициями, обычаями и праздниками региона; выдающимися деятелями науки, культуры, искусства, чья жизнь и деятельность была непосредственно связана с родным краем. Учащиеся используют Интернет ресурсы для поиска необходимого материала, его переработки, систематизации и хранения. Ребятам предлагаются творческие формы работы по освоению учебного материала, направленные на взаимодействие учащихся (разработка проектов по теме, коллективных, групповых или индивидуальных (по выбору детей)). В данном разделе максимальный упор делается на самостоятельную творческую поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Ребята развивают так называемые информационные стратегии: поиска, получения и переработки информации и продукции собственных информационных сообщений. Вовлекаются следующие приемы: нахождение фактов, выделение необходимой информации, организация информации (установление связей событий, определение логической последовательности фактов), обобщение информации, сообщение информации и др. Кроме того, активизируются учебно-информационные стратегии, которые необходимы при работе с различной учебной литературой и дополнительными информационными и справочными материалами, при формулировании, изложении, оформлении и представлении собственной учебной продукции (составление плана текста, реферативный обзор текста, составление краткого обобщения прочитанного/услышанного, краткое изложение (пересказ/конструирование) прочитанного/услышанного, составление доклада/презентации, сжатие, сокращение текста, выписки, цитирование, заполнение таблиц, схем).

Практические занятия включают:

Работа с текстовыми материалами краеведческого характера с разными целями и стратегиями (работа в микрогруппах с раздаточным текстовым материалом, изучающее чтение текстов по темам раздела, ознакомительное чтение), переработка полученного текстового материала для будущих проектов. Выполнение упражнений и заданий по активизации употребления лексического материала раздела в речи. Выполнение условно-речевых и речевых грамматических упражнений (дифференцированных, подстановочных, трансформационных): конструкции активного и пассивного залога (it is said /known /thought /supposed /believed /suggested…), сложноподчинённые предложения, согласование времён, имена собственные, даты, цифры, годы. Аудирование презентационного материала в предъявлении учителя и учащихся, выполнение заданий, вычленение различных категорий смысловой информации, речевых упражнений. Работа с письменными и устными образцами монологической речи, фразами речевого этикета.

Раздел IV завершается презентацией индивидуальных, групповых или коллективных творческих работ по теме «Культурная и социальная жизнь родного края».

Раздел V посвящается изучению краеведческого материала наиболее близкого детям, т.к. он непосредственно мотивирован, актуален и интересен. Ребятам предлагается информация об истории школы в датах и лицах. Дети в ходе поисковой познавательной деятельности собирают материал о школе сегодня, её традициях и обычаях, о педагогическом коллективе школы, о выпускниках и их дальнейшей судьбе. В данном разделе учащимся предлагается принять роли научных работников, англоговорящих представителей, иностранных гостей, гидов-экскурсоводов, т.к. они становятся участниками ролевых игр «Приём иностранных гостей в школе», «Экскурсия по школе», «Экскурсия в школьный краеведческий музей». Учащимся предлагается с первых занятий раздела отбирать материал для итогового занятия: выполнение коллажа «Школа, в которой я учусь», а также фотоматериал для проведения заочных экскурсий по школе, в свой класс и т.д. На данном этапе работы у учащихся накапливается значительный краеведческий материал разного содержания и объёма, и преподаватель может предложить ребятам определиться с направлением, темой, формой конечного продукта самостоятельной творческой деятельности по завершении факультатива (реферат, презентация, доклад, проект, фотоальбом, коллаж, краеведческий справочник, краеведческий словарь и т. д.).

Практические занятия включают:

Аудирование текстов в презентации преподавателя и в монологической и диалогической речи сверстников, выполнение заданий к текстам. Практика в диалогических и монологических высказываниях по темам раздела, участие в беседах и обсуждении прочитанных и прослушанных материалов, ролевых играх. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с краеведческим материалом (ознакомление с ролями гидов-переводчиков, иностранных гостей и друзей школы, учителей иностранного языка). Составление опорных микротекстов, плана для высказываний по теме. Самостоятельная работа с текстами (изучающее и ознакомительное чтение), поисковая работа, подготовка сообщений по теме. Групповая творческая работа. Подбор фотоматериалов, рисунков для коллажа. Работа над письменной стороной речи: умение делать необходимые выписки из текста, использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской работы, составление письменных материалов, необходимых для презентации результатов проектной деятельности, составление плана экскурсий. Коммуникативно-направленная творческая работа.

Раздел V завершается проведением экскурсий по школе, школьному музею, выполнением коллективной творческой работы – изготовление коллажа «Школа, в которой я учусь».

Завершающий раздел VI предполагает выход на итоговое обсуждение изученного краеведческого материала в ходе заочной экскурсии, конференции, мастер-класса. Возможны и другие интерактивные формы организации учебно-познавательного процесса, где ребятам будет предоставлена возможность в той или иной форме презентовать накопленный краеведческий материал в том ракурсе, который был интересен им. На занятиях контроля учащиеся могут представить свои версии фрагментов и блоков фото- и видеоматериалов, экскурсий по интересным местам (например, «По реке Двине», «Малые Корелы – музей под открытым небом», «Мой край, как дорог сердцу ты!»), альбомов с рисунками и текстовым оформлением.

На заключительном занятии подводятся итоги факультатива «Regional studies. Arkhangelsk region», проводится обсуждение содержания данного факультатива, защита творческих проектов учащихся.

В содержание данного факультатива входят все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной, групповой. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения языком на каждом этапе обучения.

Содержание программы предлагает учащимся следующие возможности самоопределения:

1. Выбор объектов изучения.

2. Выбор форм и видов текущих творческих работ.

3. Выбор темы и формы представления итоговой работы.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате обучения по программе факультатива ученик должен:

Знать/понимать

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой факультатива и соответствующими ситуациями общения, отражающих особенности культуры родной страны/страны изучаемого языка;

- значение изученных грамматических явлений;

- страноведческую и краеведческую информацию из аутентичных источников и текстов краеведческого содержания: сведения о родной стране (стране изучаемого языка), родном крае, культурной и социальной жизни края, исторических и современных реалиях, знаменитых людях родного края и др.;

- беседовать; вести диалог (в рамках изученной тематики);

- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики.

Уметь

аудирование

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в ситуациях общения (в рамках предложенных тем), во время презентационной деятельности учителя и сверстников, понимать основное содержание текстов монологического и диалогического характера;

чтение

- читать аутентичные тексты различных стилей (дополнительные краеведческие материалы для чтения), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое).

письменная речь

- составлять планы экскурсий, выступлений, презентаций и докладов, делать необходимые выписки из текста, использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской работы, составлять письменные материалы, необходимых для презентации результатов проектной деятельности, цитировать, заполнять таблицы, схемы, письменно излагать необходимые сведения, делать выписки из иноязычного текста.

говорение

Диалогическая речь

- участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также

в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе тематики факультатива.

Монологическая речь

- делать сообщения, доклады, рефераты, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;

- защищать проектные творческие работы;

- рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка;

- представлять социокультурный портрет своей страны и своего края;

В учебно-познавательной деятельности:

- использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу, ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, выделять ее из различных источников, участвовать в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием Интернет ресурсов, мультимедийных средств.

Лексическая сторона речи

- употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации в рамках тематики факультатива, устойчивые словосочетания, реплики-клише, идиомы, материал устного народного творчества (пословицы, скороговорки, песни);

Грамматическая сторона речи

- распознавать и употреблять в речи изученные грамматические явления (временные формы: Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous, Present Perfect; модальные глаголы и их эквиваленты);

- употреблять артикли (определённый/неопределённый) с географическими названиями, названиями достопримечательностей и др.;

- употреблять в речи различные виды местоимений; прилагательные (оценочные) и наречия (их степени сравнения); числительные;

- употреблять различные средства связи в текстах, обеспечивающие его целостность [Примерные программы по иностранным языкам, 2005].

Методические рекомендации:

В программу факультатива включены различные педагогические технологии обучения, например, такие как, ролевая игра [Семёнова 2005], технология проведения лекции на английском языке, технология перекрёстного чтения, технология проектного обучения [Полат 2002]. Перед проведением лекции на английском языке необходимо учеников познакомить с опорной схемой и планом лекции, затем ответить на вопросы по тексту лекции и только после этого учитель предлагает ученикам повторить и обобщить полученную информацию, пользуясь новыми словами, планом и опорной схемой лекции. При использовании технологии проектного обучения необходимо помнить о системе действий учителя и учащихся на разных стадиях работы. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Рекомендованы следующие стадии разработки проекта:

1. разработка проектного задания;

2. разработка самого проекта;

3. оформление результатов;

4. общественная презентация;

5. рефлексия.

Этапы работы над проектом:

Отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;

Обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);

Дискуссия/обсуждение новой информации и её документирование (оформление); подведение итогов и презентация проекта.

Количество шагов-этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности.

Цели проекта:

Развитие познавательных навыков учащихся в области изучения иностранных языков.

Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, самостоятельности.

Развитие личностной активности.

Развитие навыков логического изложения материала.

Развитие умения самостоятельно выражать свои мысли, говорить в нормальном темпе.

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи проекта:

Систематизировать и обобщить краеведческие знания по определенной теме. Развивать коммуникативные умения учащихся в говорении, аудировании, чтении и письме.

Подготовить к практической деятельности с использованием иностранного языка.

Содержание проекта:

Наполняется в зависимости от темы проектной работы.

Методические принципы построения заданий
На протяжении всех занятий соблюдается основной методический принцип от простого к сложному, в соответствии с которым задания делятся на три группы:

Упражнения начального уровня

Задания, включающие чтение небольших текстов, в которых излагается информация в интересной и доступной форме; за текстом следуют упражнения на понимание прочитанного;

Упражнения среднего уровня

Задания репродуктивного уровня, включающие упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Данные задания нацелены на отработку и закрепление знаний речевого этикета и навыков коммуникативной деятельности;

Упражнения профессионального уровня

Задания продуктивного характера, предполагающие составления плана экскурсии по достопримечательным местам в соответствии с определёнными потребностями учащихся или заданной ситуации общения.

Формы контроля уровня достижений учащихся


Достижения учащихся оцениваются по последнему продуктивному заданию раздела (проектная работа, реферат, доклад, презентация, коллаж, разработка плана экскурсии и т.д.). Оценивание происходит в соответствии со следующими критериями:

  1. структурная организация работы;
  2. содержание работы (информативная насыщенность, изложение собственного отношения к затронутой теме, сложность обсуждаемого вопроса);
  3. форма изложения материала (степень владения материалом (свободная – говорение без конспекта; несвободная – говорение с опорой на конспект), использование средств наглядности и др.);
  4. соблюдение языковых норм (грамматическая и лексическая правильность, разнообразие используемых речевых единиц).
  5. коммуникативные умения;
  6. оформление творческой работы [Бим, Миролюбов 2000]

Литература

  1. Бим И.Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2009. – С. 36-41
  2. Бим И.Л., Миролюбов А.А., и другие Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. М.: Дрофа, 2000
  3. Бурлакова И.И. Использование регионального компонента на уроках английского языка // ИЯШ. – 2008. – С. 45-48
  4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // ИЯШ. – 2007. - №4. – С. 60-63
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2008
  6. Иванова Н.Н., Чудилова А.И., Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов // ИЯШ. – 2008. – С. 55-57
  7. Коловерова М.Д., Пушкарёва И.А. Использование регионального компонента на уроках английского языка // Мир детства. – 2007. - № 1. – С. 74-78
  8. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: Аркти-Глосса, 2009
  9. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов // ИЯШ. – 2007. - № 4. – С. 49-53
  10. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранному языку // ИЯШ. – 2001. - № 5. – С. 11-14
  11. Нефёдова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // ИЯШ. – 1993. – № 2. – С.5-8
  12. Примерные программы по иностранным языкам // ИЯШ. – 2005. - № 5. – С. 2-33
  13. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2005. - № 1. – С.16-18
  14. Соловова Е.Н. Создание авторских программ и курсов – актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования // Английский язык в школе. – 2003. - № 3
  15. Топлёнкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка // ИЯШ. - № 3. – 2007. – С.51-53
  16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // ИЯШ. – 2004. - № 4. – С. 3-2
  17. Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангель­ской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой - Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2005. - 96 с.
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.