Программа дополнительного образовательного объединения «Экологическое краеведение» (5–7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубравская средняя школа»
Дальнеконстантиновского района
Нижегородской области
Программа
дополнительного образовательного
объединения
«Экологическое краеведение»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: с 10 лет.
Педагог дополнительного
образования Жилова Н.А.
п. Дубрава
2015 г.
Пояснительная записка
Само слово «Экология» состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом и «логос» наука. Следовательно, экология - наука о нашем доме, Земле, о сложных взаимоотношениях в природе между живым и неживым. Наша Земля - дом человечества, где люди живут и трудятся, где находят необходимые для себя ресурсы, неиссякаемый источник их здоровья и вдохновения. Десятки тысяч людей пользуются богатствами природы, не подозревая, что все глубже и глубже вмешивается в ход естественных процессов, все больше нарушая зыбкое равновесие природы.
Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества. Все наверняка слышали об озоновых дырах, глобальном потеплении климата, загрязнения воздуха и воды. Реальными проблемами цивилизации стали: сохранение здоровья людей; обеспечение их продуктами питания;
охрана природной среды и сбережение генетического разнообразия биосферы.
Экологические проблемы существуют не только в планетарном масштабе, но и рядом с нами. Мы с ними сталкиваемся на каждом шагу и поэтому их нужно изучать и проводить практическую деятельность.
Дубравская средняя общеобразовательная школа Дальнеконстантиновского района является сельской малокомплектной. К сожалению, как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. А значит, необходима новая структура, новые пути экологического образования и просвещения.
Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы способных выявлять и решать экологические проблемы с целью сохранения природы родного края.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.
Кружок «Экологическое краеведение» работает в данной школе 23 года. С 2008 года школа работает над программой развития средней общеобразовательной школы как «Сельской школы этнокультурного наследия». Поэтому возникла потребность в создании программы, которая была бы нацелена не только на изучение природы своего края, его охраны, но и его культуры, традиций природопользования.
Актуальность введения данного курса продиктована объективным развитием прикладных областей экологического знания и их ролью в разрешении экологических проблем современности.
Цель программы:
формирование экологического мировоззрения и экологической культуры детей; воспитание любви к «малой родине», бережного отношения к природе, ответственности за сохранение окружающей среды и ее обитателей, стремления к природоохранной деятельности.
Задачи:
Образовательные.
развить экологическое мышление,
овладеть знаниями о методах экологической науки, о широких возможностях применения экологических знаний в науке, быту, технике, сельском хозяйстве
обеспечить усвоение учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного и животного мира, влияния человека на окружающую среду
сформировать понятие научной картины мира, роли и места человечества в биосфере, активной роли человечества как социального существа.
Воспитательные.
научить соблюдать нормы поведения в природе, понимать многостороннюю ценность природы, развить нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе
сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране.
Развивающие:
сформировать творческие способности, мышление, воображение, позволяющие реализовать свой интерес к природе, развивать способности, оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения, предвидеть возможные последствия своего труда.
1 год обучения. «Основы экологии»
Цели и задачи:
формирование представлений об экосистемах как взаимосвязанных комплексах живых организмов и их среды обитания;
Развитие познавательного интереса о взаимосвязях всех компонентов окружающей среды;
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;
обучение исследовательским навыкам.
2 год обучения «Экология растений».
Цели и задачи:
включение в познавательную деятельность знаний роли растений в биосфере;
оценка влияния человеческой деятельности на растения и, в частности, личного вклада каждого из учеников;
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;
обучение навыкам исследовательской деятельности.
3 год обучения «Экология животных».
Цели и задачи:
познание взаимосвязей в окружающем мире на основе изучения экологии животных;
оценка роли животных в жизни биосфере;
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;
обучение навыкам исследовательской деятельности.
Возраст детей: с 10 лет.
Сроки реализации программы: 3 года
Нагрузка: 36 часов в год (итого 108 часов).
Форма и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу согласно расписанию занятий дополнительного образования.
Методы обучения
1. словесный - передача необходимой информации для дальнейшего обучения.
2. наглядный - просмотр таблиц, кинофильмов.
З. творческий - выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.
Существуют три формы организации занятий - стационарная, смешанная, походная.
Стационарная: в помещениях школы, библиотек, музеев.
Смешанная: в помещении, на природе, праздники, сборы перед экскурсиями и походами, экологические лагеря, конференции.
Походная: основная форма — походы и экскурсии на родники, в лес и т.д.
В данной программе соблюдается принцип преемственности с курсом «Биологии» основной общеобразовательной школы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предполагается получить следующие результаты в области образования:
- повышение экологической грамотности школьников;
- развитие интереса к изучению природы;
Предполагается получить следующие результаты в области воспитания:
- сформировать у школьника основы разумного, бережного отношения к окружающей среде;
- сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- сформировать умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- сформировать у школьника желание предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению окружающей среды.
Способы определения результативности.
Участие в конкурсах, акциях по защите и охране животных и растений, по благоустройству территории, конференциях;
Выступление с докладами, оформление выставок. Изучение мнения жителей поселка по экологически важным вопросам. (Приложение, таблица 1)
Формы подведения итогов реализации программы.
1. Участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях;
2. Участие в акциях по защите и охране животных и растений,
З. Участие в акциях по благоустройству территории,
4. Участие в конференциях;
5. Оформление выставок: рисунков, поделок, фотографий. (Приложение, Деятельность творческого объединения)
Условия реализации программы:
Для реализации учебного процесса имеется всё необходимое оборудование и кабинет биологии, полученный по национальному проекту, методические и дидактические материалы.
Обеспеченность учебно-методической литературой.
1. Биологические экскурсии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983 г.
2. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г
3. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. — С. — П.: Медиус, 2007г.
4. «Экологическое образование школьников», Н. Новгород, 1993 год.
5. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.
6. Школьный атлас. Определитель птиц. — М.: Просвещение,1988г.
7. Школьный атлас — определитель бабочек. - М.: Просвещение,1986г.
8. Школьный атлас — определитель беспозвоночных. - М.:
Просвещение, 1991 г.
9. Школьный атлас — определитель высших растений. - М.:
Просвещение, 1985г
10.А. И. Никитов, В. С. Кумченко, Т. А. Козлова
Большой справочник школьника. 5 – 11 классы
М., Дрофа, 2006 1104 стр.
Специализированное оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экран
Компьютер
Набор моделей по строению растений
микроскопы — 10 шт.
наборы для микрокопирования — 15 шт.
наборы микропрепаратов — 8 шт.
компас — 1 шт.
таблицы по ботанике — 1 шт.
таблицы по зоологии — 1 шт.
таблицы по охране природы — 1 шт.
Пособие на CD (DVD) "Ботаника
Пособие на CD (DVD) "Зоология
Тематический план образовательного объединения «Экологическое краеведение».
1 год обучения.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Что такое «экология»? |
2 |
2 |
- |
2 |
Факторы среды. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Неживая среда - воздух, вода, горные породы. |
8 |
4 |
4 |
4 |
Растения вокруг нас |
6 |
3 |
3 |
5 |
Животные вокруг нас |
6 |
3 |
3 |
6 |
Влияние среды жизни на здоровье человека |
4 |
2 |
2 |
7 |
Природные климатические явления. Фенология. |
6 |
2 |
4 |
Итого: |
36 |
18 |
18 |
2 год обучения
№ |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение. Экология растений. |
2 |
2 |
||||
2 |
Растение как живой организм. |
4 |
2 |
2 |
|||
3 |
Многообразие растительного мира |
10 |
3 |
7 |
|||
4 |
Условия необходимые для жизни растений |
4 |
2 |
2 |
|||
5 |
Растительные сообщества |
6 |
2 |
4 |
|||
6 |
Растения и человек. |
10 |
2 |
8 |
|||
Итого: |
36 |
15 |
21 |
3 год обучения
№ |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Экология животных. |
2 |
2 |
|
2 |
Животное как живой организм. |
4 |
2 |
2 |
3 |
Многообразие животного мира |
10 |
3 |
7 |
4 |
Условия необходимые для жизни животных. |
4 |
2 |
2 |
5 |
Сообщества животных. |
6 |
3 |
3 |
6 |
Животные и человек |
10 |
3 |
7 |
Итого: |
36 |
15 |
21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения. «Основы экологии»
1. Вводное занятие. (2 часа)
Беседа о значении экологических знаний. Место экологии среди других наук. Цели и задачи работы кружка. Т. Б.
2. Факторы среды.(4 часа)
теория(2): учение об окружающей человека среде. Факторы окружающей среды, их классификация и характер их воздействия на человека
практика(2)-изучение факторов среды;
3.Неживая среда - воздух, вода, горные породы.(8часов)
теория(4):факторы неживой среды - воздух, вода, горные породы. Природные и социальные условия окружающей среды Качество окружающей среды. Воспроизводство окружающей среды: основные направления. Особенности жизни в техногенных и антропогенных системах.
Факторы и агенты среды, вызывающие «средовые болезни. Болезни цивилизации как процесс и форма адаптации человека к окружающей среде.
практика(4)
-оценка природных условий Дальнеконстантиновского района;
-влияние факторов среды на здоровье человека.
4 Растения вокруг нас(6 часов)
теория(3)Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Изучение правил поведения людей в природе.
практика(3)
-Акция «Голубая ель»
-Акция «Берегите первоцветы»
-определение растений используемых в озеленении школы.
-экскурсия в лес.
5 Животные вокруг нас(6 часов)
теория(3)Многообразие окружающего нас животного мира. Значение животных в жизни человека. Причины сокращения численности диких животных. Условия охраны и рационально использования диких животных в свете требований Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Животный мир Нечерноземной зоны РФ. Единство и взаимосвязь животного и растительного мира. Птицы Нечерноземья и их роль.
практика(3)
-Акция «Неделя в защиту животных»
-Акция «Покормите птиц зимой»
-Акция «Все птицы в гости к нам»
6. Влияние среды жизни на здоровье человека(4 часа)
теория(2): Определение понятия «здоровье» Показатели здоровья.
Организм — физико-химическая система, существующая в окружающей среде. Единство организма и среды. Основные химические элементы, входящие в состав тела человека.
практика(2)
- опыты со зрительным анализатором,
- определение остроты слуха,
- испытания вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов.
7.Природные климатические явления. Фенология. (6 часов)
теория(2) Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Значение фенологических наблюдений для хозяйственной деятельности человека. Правила проведения наблюдений, ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Программа наблюдений по сезонам (осень, зима, весна, лето).
практика(4)
-выявление и сбор этнографического материала о мире природы и связи его с трудовой деятельностью людей.
2 год обучения «Экология растений».
1.Введение. Экология растений.(2 часа)
Цели и задачи курса, его структура.
2. Растение как живой организм.(4 часа)
теория(2) Цветковое растение и его органы: корень и побег; строение побега: стебель, листа, почки; цветок. Плоды и семена, Состав растений.
практика(2)
- Распознавание органов цветкового растения Ознакомление с сухими и сочными плодами. Практическая работа
- Ознакомление с правилами сбора растений для изготовления гербарного материала.
3. Многообразие растительного мира(10 часов)
теория(3) Многообразие растений. Флора. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.
практика (7)
- «растения, которые кормят человечество»,
-« по следам Робинзона»
4. Условия необходимые для жизни растений(4 часа)
теория(2) Зависимость строения растений от условий среды обитания, Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние света (свето- и тенелюбивые растения). Фотопериодизм. Растения длинного и короткого дня. Период покоя у растений. Роль снежного покрова в жизни растений. Растения и вода. Растения и почва.
практика(2) — изучение потребности растений в свете;
изучение распределения устьиц у растений различных экологических групп;
5. Растительные сообщества(6 часов)
теория(2) Экологические связи растений. Взаимоотношение растений друг с другом и организмами иных систематических групп. Запахи в жизни растений. Фитонциды. Растительные сообщества нашего района.
практика (4)
-экскурсия по изучению растительных сообществ.
- выявление и сбор этнографического материала о мире леса и связи его с трудовой деятельностью людей.
6. Растения и человек.(10 часов)
теория(2) Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Лекарственные растения района. Меры предосторожности при их заготовке. Изучение правил поведения людей в природе.
практика (8)
- выявление и сбор этнографического материала по традициям неразрушающего природопользования.
3 год обучения «Экология животных».
1.Введение. Экология животных (2 часа)
Цели и задачи курса, его структура.
2. Животное как живой организм.(4 часов)
теория(2) животный организм и его строение. Основные отличия животных от растений, черты их сходства.
практика (2)
-распознавание органов животного организма.
3. Многообразие животного мира (10часов)
теория(3) Многообразие животных. Фауна. Разнообразие животных: беспозвоночные, позвоночные нашего края.
практика (7)
- изучение следов жизнедеятельности животных.
4. Условия необходимые для жизни животных.(4часа)
теория(2) Понятие среда жизни. Факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Лимитирующий фактор. Правило экологического оптимума. Влияние на животных различных абиотических факторов. Климатические факторы. Фотопериодизм. Роль снежного покрова в жизни животных.
практика (2)
-животные осенью: фенологические наблюдения.
- изучение роли снежного покрова в жизни животных;
5. Сообщества животных.(6 часов)
теория(3) Понятие об ареале. Типы ареалов. Экологические связи животных. Взаимоотношение животных друг с другом и организмами иных систематических групп.. Сообщества нашего района.
практика (3)
-экскурсия по изучению сообществ.
- выявление и сбор этнографического материала о мире животных и связи его с трудовой деятельностью людей.
6. Животные и человек (10 часов)
теория(3) Экологическое значение и особенности животного мира. Их хозяйственное и биологическое значение.. Местные животные, занесенные в Красную книгу РФ.
практика (7)
- выявление и сбор этнографического материала по ресурсосберегающим традициям промыслов района
Творческая природоохранная деятельность школьников
Акции |
Дата |
Учета птиц |
Сентябрь |
Желудь потерялся |
сентябрь |
Неделя защиты животных |
Октябрь |
Сделай мир чище |
Октябрь-ноябрь |
Покормите птиц |
Сентябрь-март |
Голубая ель |
Декабрь-январь |
Все птицы в гости к нам |
Февраль-март |
Первоцвет |
Апрель |
Марш Парков, день Земли |
Апрель – май |
Живи родник |
Июнь |
Чистая Дубрава |
Июнь-сентябрь |
Литература для педагогов и учащихся
Официально-документальные материалы:
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1992. -61 с.
2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1999. - 96 с.
3. Экологическое образование школьников: (Сборник программ по курсам экологии). — Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993.
Книги:
1. Ашихмина Т.Я, Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. — М.,2000.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Му5авьев А.Г. Практикум по экологии. Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. — М., 1996.
3. Алехин В. В. Метдика полевого изучения растительности и флоры. — М., 1983.
4. Александрова В.Д. Классификация растительности. - Л., 1969.
5. Аверкиев Л.С. Определитель растений Горьковской области.- Горький, 1985.
6. Биологические экскурсии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983
7. Викторов С.В.Востоков Е.А. Введение в индикационную геоботанику. - М., 1962,
8. Гиляров М.С. Почненные беспозвоночньие как индикаторы почненного режима и его изменений под влиянием антропогенньих факторов. - М.,1982, С 8-12.
9. Гиляров М.С., Парель Т.С., Вызова Ю.Б. Изучение беспозвоночньих животных как компонент биоценоза. Программа и методика биогеоценологических исследований. - М.,1974.
10. Зверев А.Т. Экология. Сборник задач и упражнений. —М., 1996.
11. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г
12. Моя нижегородская отчина: опыт туристско - краеведческой деятельности образовательных учреждений / М-во образования и науки Нижегор. обл., ГОУ «Центр дет. и юнош, туризма и экскурсий».
Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. —298 с
13. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. С.П.: Медиус, 2007г.
14. Экологическое образование школьников». 11.Н-Новгород, 1993 год.
15. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.
16. Школьный атлас - определитель птиц. - М.: Просвещение, 1988г.
17. Школьный атлас - определитель бабочек. - М.: Просвещение, 1986г.
18. Школьный атлас - определитель беспозвоночных. - М. :Просвещение, 1991 г.
19. Школьный атлас - определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985г
№ |
Раздел, тема. |
Форма занятий |
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1 год обучения. «Основы экологии» |
||||||
1 |
Введение. Что такое «экология»? |
групповая |
беседа |
презентация |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
тест |
2 |
Факторы среды. |
Индивидуально-групповая, экскурсия |
Лекция |
Фото материалы, альбомы, гербарии таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
собеседование |
3 |
Неживая среда - воздух, вода, горные породы. |
Индивидуально-групповая |
Рассказ, наблюдение, исследование. |
Фото материалы, альбомы, коллекции, таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов наблюдений и исследований |
4 |
Растения вокруг нас |
Групповая экскурсия, акции |
Лекция, наблюдение, исследование |
Фото материалы, альбомы, гербарии таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Конкурсы, акции. |
5 |
Животные вокруг нас |
Индивидуально-групповая, экскурсия, акции |
Лекция, работа с научной литературой. |
Фото материалы, альбомы, гербарии таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Конкурсы, акции |
6 |
Влияние среды жизни на здоровье человека |
Индивидуально-групповая |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, опыты. |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов наблюдений и исследований |
7 |
Природные климатические явления. Фенология. |
Индивидуально-групповая, этнографические экспедиции |
Рассказ, беседа, сбор этнографического материала. |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов наблюдений и исследований |
2 год обучения «Экология растений». |
||||||
1 |
Введение. Экология растений. |
групповая |
беседа |
презентация |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
тест |
2 |
Растение как живой организм. |
Индивидуально-групповая, экскурсия, акции |
Беседа, работа с раздаточным материалом |
Фото материалы, альбомы, гербарии таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление гербария. |
3 |
Многообразие растительного мира |
Индивидуально-групповая, экскурсия, акции |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала |
4 |
Условия необходимые для жизни растений |
групповая |
работа с научной литературой, постановка эксперимента |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
микроскоп |
Оформление результатов наблюдений |
5 |
Растительные сообщества |
Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала |
6 |
Растения и человек. |
Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции. |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала |
3 год обучения «Экология животных». |
||||||
1 |
Введение. Экология животных. |
групповая |
беседа |
презентация |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
тест |
2 |
Животное как живой организм. |
Индивидуально-групповая, экскурсия, акции |
Беседа, работа с раздаточным материалом |
Фото материалы, альбомы, коллекции, таблицы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
собеседование |
3 |
Многообразие животного мира |
Индивидуально-групповая, экскурсия, акции |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала |
4 |
Условия необходимые для жизни животных. |
групповая |
работа с научной литературой, постановка эксперимента |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
микроскоп |
Оформление результатов наблюдений |
5 |
Сообщества животных. |
Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы, |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала |
6 |
Животные и человек |
Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции. |
Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала |
Научная литература, фото материалы, альбомы. |
Компьютер, Мультимедийный проектор |
Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала |