12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Яркова37
Самарская обл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубравская средняя школа»

Дальнеконстантиновского района

Нижегородской области

 

 

Программа

дополнительного образовательного

объединения

«Экологическое краеведение»

 

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: с 10 лет.

Педагог дополнительного

образования Жилова Н.А.

п. Дубрава

2015 г.

Пояснительная записка

Само слово «Экология» состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом и «логос» наука. Следовательно, экология - наука о нашем доме, Земле, о сложных взаимоотношениях в природе между живым и неживым. Наша Земля - дом человечества, где люди живут и трудятся, где находят необходимые для себя ресурсы, неиссякаемый источник их здоровья и вдохновения. Десятки тысяч людей пользуются богатствами природы, не подозревая, что все глубже и глубже вмешивается в ход естественных процессов, все больше нарушая зыбкое равновесие природы.

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества. Все наверняка слышали об озоновых дырах, глобальном потеплении климата, загрязнения воздуха и воды. Реальными проблемами цивилизации стали: сохранение здоровья людей; обеспечение их продуктами питания;

охрана природной среды и сбережение генетического разнообразия биосферы.

Экологические проблемы существуют не только в планетарном масштабе, но и рядом с нами. Мы с ними сталкиваемся на каждом шагу и поэтому их нужно изучать и проводить практическую деятельность.

Дубравская средняя общеобразовательная школа Дальнеконстантиновского района является сельской малокомплектной. К сожалению, как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. А значит, необходима новая структура, новые пути экологического образования и просвещения.

Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы способных выявлять и решать экологические проблемы с целью сохранения природы родного края.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.

Кружок «Экологическое краеведение» работает в данной школе 23 года. С 2008 года школа работает над программой развития средней общеобразовательной школы как «Сельской школы этнокультурного наследия». Поэтому возникла потребность в создании программы, которая была бы нацелена не только на изучение природы своего края, его охраны, но и его культуры, традиций природопользования.

Актуальность введения данного курса продиктована объективным развитием прикладных областей экологического знания и их ролью в разрешении экологических проблем современности.


 

Цель программы:

формирование экологического мировоззрения и экологической культуры детей; воспитание любви к «малой родине», бережного отношения к природе, ответственности за сохранение окружающей среды и ее обитателей, стремления к природоохранной деятельности.

Задачи:

Образовательные.

развить экологическое мышление,

овладеть знаниями о методах экологической науки, о широких возможностях применения экологических знаний в науке, быту, технике, сельском хозяйстве

обеспечить усвоение учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного и животного мира, влияния человека на окружающую среду

сформировать понятие научной картины мира, роли и места человечества в биосфере, активной роли человечества как социального существа.

Воспитательные.

научить соблюдать нормы поведения в природе, понимать многостороннюю ценность природы, развить нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе

сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране.

Развивающие:

сформировать творческие способности, мышление, воображение, позволяющие реализовать свой интерес к природе, развивать способности, оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения, предвидеть возможные последствия своего труда.

1 год обучения. «Основы экологии»

Цели и задачи:

формирование представлений об экосистемах как взаимосвязанных комплексах живых организмов и их среды обитания;

Развитие познавательного интереса о взаимосвязях всех компонентов окружающей среды;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение исследовательским навыкам.

2 год обучения «Экология растений».

Цели и задачи:

включение в познавательную деятельность знаний роли растений в биосфере;

оценка влияния человеческой деятельности на растения и, в частности, личного вклада каждого из учеников;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение навыкам исследовательской деятельности.

3 год обучения «Экология животных».

Цели и задачи:

познание взаимосвязей в окружающем мире на основе изучения экологии животных;

оценка роли животных в жизни биосфере;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение навыкам исследовательской деятельности.

Возраст детей: с 10 лет.

 

Сроки реализации программы: 3 года

Нагрузка: 36 часов в год (итого 108 часов).

Форма и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу согласно расписанию занятий дополнительного образования.

Методы обучения

1. словесный - передача необходимой информации для дальнейшего обучения.

2. наглядный - просмотр таблиц, кинофильмов.

З. творческий - выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.

Существуют три формы организации занятий - стационарная, смешанная, походная.

Стационарная: в помещениях школы, библиотек, музеев.

Смешанная: в помещении, на природе, праздники, сборы перед экскурсиями и походами, экологические лагеря, конференции.

Походная: основная форма — походы и экскурсии на родники, в лес и т.д.

В данной программе соблюдается принцип преемственности с курсом «Биологии» основной общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предполагается получить следующие результаты в области образования:

- повышение экологической грамотности школьников;

- развитие интереса к изучению природы;

Предполагается получить следующие результаты в области воспитания:

- сформировать у школьника основы разумного, бережного отношения к окружающей среде;

- сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- сформировать умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

- сформировать у школьника желание предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению окружающей среды.

Способы определения результативности.

Участие в конкурсах, акциях по защите и охране животных и растений, по благоустройству территории, конференциях;

Выступление с докладами, оформление выставок. Изучение мнения жителей поселка по экологически важным вопросам. (Приложение, таблица 1)

Формы подведения итогов реализации программы.

1. Участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях;

2. Участие в акциях по защите и охране животных и растений,

З. Участие в акциях по благоустройству территории,

4. Участие в конференциях;

5. Оформление выставок: рисунков, поделок, фотографий. (Приложение, Деятельность творческого объединения)

Условия реализации программы:

Для реализации учебного процесса имеется всё необходимое оборудование и кабинет биологии, полученный по национальному проекту, методические и дидактические материалы.

Обеспеченность учебно-методической литературой.

1. Биологические экскурсии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983 г.

2. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г

3. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. — С. — П.: Медиус, 2007г.

4. «Экологическое образование школьников», Н. Новгород, 1993 год.

5. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.

6. Школьный атлас. Определитель птиц. — М.: Просвещение,1988г.

7. Школьный атлас — определитель бабочек. - М.: Просвещение,1986г.

8. Школьный атлас — определитель беспозвоночных. - М.:

Просвещение, 1991 г.

9. Школьный атлас — определитель высших растений. - М.:

Просвещение, 1985г

10.А. И. Никитов, В. С. Кумченко, Т. А. Козлова

Большой справочник школьника. 5 – 11 классы

М., Дрофа, 2006 1104 стр.

Специализированное оборудование:

Мультимедийный проектор.

Экран

Компьютер

Набор моделей по строению растений

микроскопы — 10 шт.

наборы для микрокопирования — 15 шт.

наборы микропрепаратов — 8 шт.

компас — 1 шт.

таблицы по ботанике — 1 шт.

таблицы по зоологии — 1 шт.

таблицы по охране природы — 1 шт.

Пособие на CD (DVD) "Ботаника

Пособие на CD (DVD) "Зоология

Тематический план образовательного объединения «Экологическое краеведение».

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Что такое «экология»?

2

2

-

2

Факторы среды.

4

2

2

3

Неживая среда - воздух, вода, горные породы.

8

4

4

4

Растения вокруг нас

6

3

3

5

Животные вокруг нас

6

3

3

6

Влияние среды жизни на здоровье человека

4

2

2

7

Природные климатические явления. Фенология.

6

2

4

Итого:

36

18

18

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Экология растений.

2

2

 

2

Растение как живой организм.

4

2

2

3

Многообразие растительного мира

10

3

7

4

Условия необходимые для жизни растений

4

2

2

5

Растительные сообщества

6

2

4

6

Растения и человек.

10

2

8

Итого:

36

15

21

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Экология животных.

2

2

 

2

Животное как живой организм.

4

2

2

3

Многообразие животного мира

10

3

7

4

Условия необходимые для жизни животных.

4

2

2

5

Сообщества животных.

6

3

3

6

Животные и человек

10

3

7

Итого:

36

15

21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения. «Основы экологии»

1. Вводное занятие. (2 часа)

Беседа о значении экологических знаний. Место экологии среди других наук. Цели и задачи работы кружка. Т. Б.

2. Факторы среды.(4 часа)

теория(2): учение об окружающей человека среде. Факторы окружающей среды, их классификация и характер их воздействия на человека

практика(2)-изучение факторов среды;

3.Неживая среда - воздух, вода, горные породы.(8часов)

теория(4):факторы неживой среды - воздух, вода, горные породы. Природные и социальные условия окружающей среды Качество окружающей среды. Воспроизводство окружающей среды: основные направления. Особенности жизни в техногенных и антропогенных системах.

Факторы и агенты среды, вызывающие «средовые болезни. Болезни цивилизации как процесс и форма адаптации человека к окружающей среде.

практика(4)

-оценка природных условий Дальнеконстантиновского района;

-влияние факторов среды на здоровье человека.

4 Растения вокруг нас(6 часов)

теория(3)Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Изучение правил поведения людей в природе.

практика(3)

-Акция «Голубая ель»

-Акция «Берегите первоцветы»

-определение растений используемых в озеленении школы.

-экскурсия в лес.

5 Животные вокруг нас(6 часов)

теория(3)Многообразие окружающего нас животного мира. Значение животных в жизни человека. Причины сокращения численности диких животных. Условия охраны и рационально использования диких животных в свете требований Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Животный мир Нечерноземной зоны РФ. Единство и взаимосвязь животного и растительного мира. Птицы Нечерноземья и их роль.

практика(3)

-Акция «Неделя в защиту животных»

-Акция «Покормите птиц зимой»

-Акция «Все птицы в гости к нам»

6. Влияние среды жизни на здоровье человека(4 часа)

теория(2): Определение понятия «здоровье» Показатели здоровья.

Организм — физико-химическая система, существующая в окружающей среде. Единство организма и среды. Основные химические элементы, входящие в состав тела человека.

практика(2)

- опыты со зрительным анализатором,

- определение остроты слуха,

- испытания вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов.

7.Природные климатические явления. Фенология. (6 часов)

теория(2) Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Значение фенологических наблюдений для хозяйственной деятельности человека. Правила проведения наблюдений, ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Программа наблюдений по сезонам (осень, зима, весна, лето).

практика(4)

-выявление и сбор этнографического материала о мире природы и связи его с трудовой деятельностью людей.

2 год обучения «Экология растений».

1.Введение. Экология растений.(2 часа)

Цели и задачи курса, его структура.

2. Растение как живой организм.(4 часа)

теория(2) Цветковое растение и его органы: корень и побег; строение побега: стебель, листа, почки; цветок. Плоды и семена, Состав растений.

практика(2)

- Распознавание органов цветкового растения Ознакомление с сухими и сочными плодами. Практическая работа

- Ознакомление с правилами сбора растений для изготовления гербарного материала.

3. Многообразие растительного мира(10 часов)

теория(3) Многообразие растений. Флора. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

практика (7)

- «растения, которые кормят человечество»,

-« по следам Робинзона»

4. Условия необходимые для жизни растений(4 часа)

теория(2) Зависимость строения растений от условий среды обитания, Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние света (свето- и тенелюбивые растения). Фотопериодизм. Растения длинного и короткого дня. Период покоя у растений. Роль снежного покрова в жизни растений. Растения и вода. Растения и почва.

практика(2) — изучение потребности растений в свете;

изучение распределения устьиц у растений различных экологических групп;

5. Растительные сообщества(6 часов)

теория(2) Экологические связи растений. Взаимоотношение растений друг с другом и организмами иных систематических групп. Запахи в жизни растений. Фитонциды. Растительные сообщества нашего района.

практика (4)

-экскурсия по изучению растительных сообществ.

- выявление и сбор этнографического материала о мире леса и связи его с трудовой деятельностью людей.

6. Растения и человек.(10 часов)

теория(2) Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Лекарственные растения района. Меры предосторожности при их заготовке. Изучение правил поведения людей в природе.

практика (8)

- выявление и сбор этнографического материала по традициям неразрушающего природопользования.

3 год обучения «Экология животных».

1.Введение. Экология животных (2 часа)

Цели и задачи курса, его структура.

2. Животное как живой организм.(4 часов)

теория(2) животный организм и его строение. Основные отличия животных от растений, черты их сходства.

практика (2)

-распознавание органов животного организма.

3. Многообразие животного мира (10часов)

теория(3) Многообразие животных. Фауна. Разнообразие животных: беспозвоночные, позвоночные нашего края.

практика (7)

- изучение следов жизнедеятельности животных.

4. Условия необходимые для жизни животных.(4часа)

теория(2) Понятие среда жизни. Факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Лимитирующий фактор. Правило экологического оптимума. Влияние на животных различных абиотических факторов. Климатические факторы. Фотопериодизм. Роль снежного покрова в жизни животных.

практика (2)

-животные осенью: фенологические наблюдения.

- изучение роли снежного покрова в жизни животных;

5. Сообщества животных.(6 часов)

теория(3) Понятие об ареале. Типы ареалов. Экологические связи животных. Взаимоотношение животных друг с другом и организмами иных систематических групп.. Сообщества нашего района.

практика (3)

-экскурсия по изучению сообществ.

- выявление и сбор этнографического материала о мире животных и связи его с трудовой деятельностью людей.

6. Животные и человек (10 часов)

теория(3) Экологическое значение и особенности животного мира. Их хозяйственное и биологическое значение.. Местные животные, занесенные в Красную книгу РФ.

практика (7)

- выявление и сбор этнографического материала по ресурсосберегающим традициям промыслов района

Творческая природоохранная деятельность школьников

Акции

Дата

Учета птиц

Сентябрь

Желудь потерялся

сентябрь

Неделя защиты животных

Октябрь

Сделай мир чище

Октябрь-ноябрь

Покормите птиц

Сентябрь-март

Голубая ель

Декабрь-январь

Все птицы в гости к нам

Февраль-март

Первоцвет

Апрель

Марш Парков, день Земли

Апрель – май

Живи родник

Июнь

Чистая Дубрава

Июнь-сентябрь

Литература для педагогов и учащихся

Официально-документальные материалы:

1. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1992. -61 с.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1999. - 96 с.

3. Экологическое образование школьников: (Сборник программ по курсам экологии). — Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993.

Книги:

1. Ашихмина Т.Я, Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. — М.,2000.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Му5авьев А.Г. Практикум по экологии. Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. — М., 1996.

3. Алехин В. В. Метдика полевого изучения растительности и флоры. — М., 1983.

4. Александрова В.Д. Классификация растительности. - Л., 1969.

5. Аверкиев Л.С. Определитель растений Горьковской области.- Горький, 1985.

6. Биологические экскурсии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983

7. Викторов С.В.Востоков Е.А. Введение в индикационную геоботанику. - М., 1962,

8. Гиляров М.С. Почненные беспозвоночньие как индикаторы почненного режима и его изменений под влиянием антропогенньих факторов. - М.,1982, С 8-12.

9. Гиляров М.С., Парель Т.С., Вызова Ю.Б. Изучение беспозвоночньих животных как компонент биоценоза. Программа и методика биогеоценологических исследований. - М.,1974.

10. Зверев А.Т. Экология. Сборник задач и упражнений. —М., 1996.

11. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г

12. Моя нижегородская отчина: опыт туристско - краеведческой деятельности образовательных учреждений / М-во образования и науки Нижегор. обл., ГОУ «Центр дет. и юнош, туризма и экскурсий».

Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. —298 с

13. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. С.П.: Медиус, 2007г.

14. Экологическое образование школьников». 11.Н-Новгород, 1993 год.

15. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.

16. Школьный атлас - определитель птиц. - М.: Просвещение, 1988г.

17. Школьный атлас - определитель бабочек. - М.: Просвещение, 1986г.

18. Школьный атлас - определитель беспозвоночных. - М. :Просвещение, 1991 г.

19. Школьный атлас - определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985г

Раздел, тема.

Форма занятий

Приемы и методы

организации

учебно-

воспитательного

процесса

Методический и

дидактический

материал

Техническое оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

 

1 год обучения. «Основы экологии»

1

Введение. Что такое «экология»?

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Факторы среды.

Индивидуально-групповая, экскурсия

Лекция

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

собеседование

3

Неживая среда - воздух, вода, горные породы.

Индивидуально-групповая

Рассказ, наблюдение, исследование.

Фото материалы,

альбомы, коллекции,

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

4

Растения вокруг нас

Групповая экскурсия, акции

Лекция, наблюдение, исследование

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции.

5

Животные вокруг нас

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой.

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции

6

Влияние среды жизни на здоровье человека

Индивидуально-групповая

Лекция, работа с научной литературой, исследование, опыты.

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

7

Природные климатические явления. Фенология.

Индивидуально-групповая, этнографические экспедиции

Рассказ, беседа, сбор этнографического материала.

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

2 год обучения «Экология растений».

1

Введение. Экология растений.

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Растение как живой организм.

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Беседа, работа с раздаточным материалом

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление гербария.

3

Многообразие растительного мира

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

4

Условия необходимые для жизни растений

групповая

работа с научной литературой, постановка эксперимента

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

микроскоп

Оформление результатов наблюдений

5

Растительные сообщества

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия,

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

6

Растения и человек.

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции.

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала

3 год обучения «Экология животных».

1

Введение. Экология животных.

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Животное как живой организм.

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Беседа, работа с раздаточным материалом

Фото материалы,

альбомы, коллекции,

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

собеседование

3

Многообразие животного мира

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

4

Условия необходимые для жизни животных.

групповая

работа с научной литературой, постановка эксперимента

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

микроскоп

Оформление результатов наблюдений

5

Сообщества животных.

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия,

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

6

Животные и человек

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции.

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.