Программа дополнительного образовательного объединения «Экологическое краеведение» (5–7 класс)

0
0
Материал опубликован 31 March 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубравская средняя школа»

Дальнеконстантиновского района

Нижегородской области

 

 

Программа

дополнительного образовательного

объединения

«Экологическое краеведение»

 

Срок реализации программы: 3 года

Возраст детей: с 10 лет.

Педагог дополнительного

образования Жилова Н.А.

п. Дубрава

2015 г.

Пояснительная записка

Само слово «Экология» состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом и «логос» наука. Следовательно, экология - наука о нашем доме, Земле, о сложных взаимоотношениях в природе между живым и неживым. Наша Земля - дом человечества, где люди живут и трудятся, где находят необходимые для себя ресурсы, неиссякаемый источник их здоровья и вдохновения. Десятки тысяч людей пользуются богатствами природы, не подозревая, что все глубже и глубже вмешивается в ход естественных процессов, все больше нарушая зыбкое равновесие природы.

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества. Все наверняка слышали об озоновых дырах, глобальном потеплении климата, загрязнения воздуха и воды. Реальными проблемами цивилизации стали: сохранение здоровья людей; обеспечение их продуктами питания;

охрана природной среды и сбережение генетического разнообразия биосферы.

Экологические проблемы существуют не только в планетарном масштабе, но и рядом с нами. Мы с ними сталкиваемся на каждом шагу и поэтому их нужно изучать и проводить практическую деятельность.

Дубравская средняя общеобразовательная школа Дальнеконстантиновского района является сельской малокомплектной. К сожалению, как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. А значит, необходима новая структура, новые пути экологического образования и просвещения.

Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе - мое педагогическое кредо. Многие годы работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы способных выявлять и решать экологические проблемы с целью сохранения природы родного края.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.

Кружок «Экологическое краеведение» работает в данной школе 23 года. С 2008 года школа работает над программой развития средней общеобразовательной школы как «Сельской школы этнокультурного наследия». Поэтому возникла потребность в создании программы, которая была бы нацелена не только на изучение природы своего края, его охраны, но и его культуры, традиций природопользования.

Актуальность введения данного курса продиктована объективным развитием прикладных областей экологического знания и их ролью в разрешении экологических проблем современности.


 

Цель программы:

формирование экологического мировоззрения и экологической культуры детей; воспитание любви к «малой родине», бережного отношения к природе, ответственности за сохранение окружающей среды и ее обитателей, стремления к природоохранной деятельности.

Задачи:

Образовательные.

развить экологическое мышление,

овладеть знаниями о методах экологической науки, о широких возможностях применения экологических знаний в науке, быту, технике, сельском хозяйстве

обеспечить усвоение учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного и животного мира, влияния человека на окружающую среду

сформировать понятие научной картины мира, роли и места человечества в биосфере, активной роли человечества как социального существа.

Воспитательные.

научить соблюдать нормы поведения в природе, понимать многостороннюю ценность природы, развить нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе

сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране.

Развивающие:

сформировать творческие способности, мышление, воображение, позволяющие реализовать свой интерес к природе, развивать способности, оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения, предвидеть возможные последствия своего труда.

1 год обучения. «Основы экологии»

Цели и задачи:

формирование представлений об экосистемах как взаимосвязанных комплексах живых организмов и их среды обитания;

Развитие познавательного интереса о взаимосвязях всех компонентов окружающей среды;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение исследовательским навыкам.

2 год обучения «Экология растений».

Цели и задачи:

включение в познавательную деятельность знаний роли растений в биосфере;

оценка влияния человеческой деятельности на растения и, в частности, личного вклада каждого из учеников;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение навыкам исследовательской деятельности.

3 год обучения «Экология животных».

Цели и задачи:

познание взаимосвязей в окружающем мире на основе изучения экологии животных;

оценка роли животных в жизни биосфере;

воспитание бережного отношения к окружающей природной среде и экологически обоснованных форм поведения;

обучение навыкам исследовательской деятельности.

Возраст детей: с 10 лет.

 

Сроки реализации программы: 3 года

Нагрузка: 36 часов в год (итого 108 часов).

Форма и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу согласно расписанию занятий дополнительного образования.

Методы обучения

1. словесный - передача необходимой информации для дальнейшего обучения.

2. наглядный - просмотр таблиц, кинофильмов.

З. творческий - выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.

Существуют три формы организации занятий - стационарная, смешанная, походная.

Стационарная: в помещениях школы, библиотек, музеев.

Смешанная: в помещении, на природе, праздники, сборы перед экскурсиями и походами, экологические лагеря, конференции.

Походная: основная форма — походы и экскурсии на родники, в лес и т.д.

В данной программе соблюдается принцип преемственности с курсом «Биологии» основной общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предполагается получить следующие результаты в области образования:

- повышение экологической грамотности школьников;

- развитие интереса к изучению природы;

Предполагается получить следующие результаты в области воспитания:

- сформировать у школьника основы разумного, бережного отношения к окружающей среде;

- сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- сформировать умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

- сформировать у школьника желание предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению окружающей среды.

Способы определения результативности.

Участие в конкурсах, акциях по защите и охране животных и растений, по благоустройству территории, конференциях;

Выступление с докладами, оформление выставок. Изучение мнения жителей поселка по экологически важным вопросам. (Приложение, таблица 1)

Формы подведения итогов реализации программы.

1. Участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях;

2. Участие в акциях по защите и охране животных и растений,

З. Участие в акциях по благоустройству территории,

4. Участие в конференциях;

5. Оформление выставок: рисунков, поделок, фотографий. (Приложение, Деятельность творческого объединения)

Условия реализации программы:

Для реализации учебного процесса имеется всё необходимое оборудование и кабинет биологии, полученный по национальному проекту, методические и дидактические материалы.

Обеспеченность учебно-методической литературой.

1. Биологические экскурсии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983 г.

2. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г

3. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. — С. — П.: Медиус, 2007г.

4. «Экологическое образование школьников», Н. Новгород, 1993 год.

5. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.

6. Школьный атлас. Определитель птиц. — М.: Просвещение,1988г.

7. Школьный атлас — определитель бабочек. - М.: Просвещение,1986г.

8. Школьный атлас — определитель беспозвоночных. - М.:

Просвещение, 1991 г.

9. Школьный атлас — определитель высших растений. - М.:

Просвещение, 1985г

10.А. И. Никитов, В. С. Кумченко, Т. А. Козлова

Большой справочник школьника. 5 – 11 классы

М., Дрофа, 2006 1104 стр.

Специализированное оборудование:

Мультимедийный проектор.

Экран

Компьютер

Набор моделей по строению растений

микроскопы — 10 шт.

наборы для микрокопирования — 15 шт.

наборы микропрепаратов — 8 шт.

компас — 1 шт.

таблицы по ботанике — 1 шт.

таблицы по зоологии — 1 шт.

таблицы по охране природы — 1 шт.

Пособие на CD (DVD) "Ботаника

Пособие на CD (DVD) "Зоология

Тематический план образовательного объединения «Экологическое краеведение».

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Что такое «экология»?

2

2

-

2

Факторы среды.

4

2

2

3

Неживая среда - воздух, вода, горные породы.

8

4

4

4

Растения вокруг нас

6

3

3

5

Животные вокруг нас

6

3

3

6

Влияние среды жизни на здоровье человека

4

2

2

7

Природные климатические явления. Фенология.

6

2

4

Итого:

36

18

18

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Экология растений.

2

2

 

2

Растение как живой организм.

4

2

2

3

Многообразие растительного мира

10

3

7

4

Условия необходимые для жизни растений

4

2

2

5

Растительные сообщества

6

2

4

6

Растения и человек.

10

2

8

Итого:

36

15

21

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение. Экология животных.

2

2

 

2

Животное как живой организм.

4

2

2

3

Многообразие животного мира

10

3

7

4

Условия необходимые для жизни животных.

4

2

2

5

Сообщества животных.

6

3

3

6

Животные и человек

10

3

7

Итого:

36

15

21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения. «Основы экологии»

1. Вводное занятие. (2 часа)

Беседа о значении экологических знаний. Место экологии среди других наук. Цели и задачи работы кружка. Т. Б.

2. Факторы среды.(4 часа)

теория(2): учение об окружающей человека среде. Факторы окружающей среды, их классификация и характер их воздействия на человека

практика(2)-изучение факторов среды;

3.Неживая среда - воздух, вода, горные породы.(8часов)

теория(4):факторы неживой среды - воздух, вода, горные породы. Природные и социальные условия окружающей среды Качество окружающей среды. Воспроизводство окружающей среды: основные направления. Особенности жизни в техногенных и антропогенных системах.

Факторы и агенты среды, вызывающие «средовые болезни. Болезни цивилизации как процесс и форма адаптации человека к окружающей среде.

практика(4)

-оценка природных условий Дальнеконстантиновского района;

-влияние факторов среды на здоровье человека.

4 Растения вокруг нас(6 часов)

теория(3)Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Изучение правил поведения людей в природе.

практика(3)

-Акция «Голубая ель»

-Акция «Берегите первоцветы»

-определение растений используемых в озеленении школы.

-экскурсия в лес.

5 Животные вокруг нас(6 часов)

теория(3)Многообразие окружающего нас животного мира. Значение животных в жизни человека. Причины сокращения численности диких животных. Условия охраны и рационально использования диких животных в свете требований Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Животный мир Нечерноземной зоны РФ. Единство и взаимосвязь животного и растительного мира. Птицы Нечерноземья и их роль.

практика(3)

-Акция «Неделя в защиту животных»

-Акция «Покормите птиц зимой»

-Акция «Все птицы в гости к нам»

6. Влияние среды жизни на здоровье человека(4 часа)

теория(2): Определение понятия «здоровье» Показатели здоровья.

Организм — физико-химическая система, существующая в окружающей среде. Единство организма и среды. Основные химические элементы, входящие в состав тела человека.

практика(2)

- опыты со зрительным анализатором,

- определение остроты слуха,

- испытания вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов.

7.Природные климатические явления. Фенология. (6 часов)

теория(2) Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Значение фенологических наблюдений для хозяйственной деятельности человека. Правила проведения наблюдений, ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Программа наблюдений по сезонам (осень, зима, весна, лето).

практика(4)

-выявление и сбор этнографического материала о мире природы и связи его с трудовой деятельностью людей.

2 год обучения «Экология растений».

1.Введение. Экология растений.(2 часа)

Цели и задачи курса, его структура.

2. Растение как живой организм.(4 часа)

теория(2) Цветковое растение и его органы: корень и побег; строение побега: стебель, листа, почки; цветок. Плоды и семена, Состав растений.

практика(2)

- Распознавание органов цветкового растения Ознакомление с сухими и сочными плодами. Практическая работа

- Ознакомление с правилами сбора растений для изготовления гербарного материала.

3. Многообразие растительного мира(10 часов)

теория(3) Многообразие растений. Флора. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

практика (7)

- «растения, которые кормят человечество»,

-« по следам Робинзона»

4. Условия необходимые для жизни растений(4 часа)

теория(2) Зависимость строения растений от условий среды обитания, Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние света (свето- и тенелюбивые растения). Фотопериодизм. Растения длинного и короткого дня. Период покоя у растений. Роль снежного покрова в жизни растений. Растения и вода. Растения и почва.

практика(2) — изучение потребности растений в свете;

изучение распределения устьиц у растений различных экологических групп;

5. Растительные сообщества(6 часов)

теория(2) Экологические связи растений. Взаимоотношение растений друг с другом и организмами иных систематических групп. Запахи в жизни растений. Фитонциды. Растительные сообщества нашего района.

практика (4)

-экскурсия по изучению растительных сообществ.

- выявление и сбор этнографического материала о мире леса и связи его с трудовой деятельностью людей.

6. Растения и человек.(10 часов)

теория(2) Значение растений в жизни человека. Многообразие окружающего нас растительного мира. Охрана редких и исчезающих видов растений. Методы защиты растений. Наиболее ценные растения нашего района, области. Лекарственные растения района. Меры предосторожности при их заготовке. Изучение правил поведения людей в природе.

практика (8)

- выявление и сбор этнографического материала по традициям неразрушающего природопользования.

3 год обучения «Экология животных».

1.Введение. Экология животных (2 часа)

Цели и задачи курса, его структура.

2. Животное как живой организм.(4 часов)

теория(2) животный организм и его строение. Основные отличия животных от растений, черты их сходства.

практика (2)

-распознавание органов животного организма.

3. Многообразие животного мира (10часов)

теория(3) Многообразие животных. Фауна. Разнообразие животных: беспозвоночные, позвоночные нашего края.

практика (7)

- изучение следов жизнедеятельности животных.

4. Условия необходимые для жизни животных.(4часа)

теория(2) Понятие среда жизни. Факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Лимитирующий фактор. Правило экологического оптимума. Влияние на животных различных абиотических факторов. Климатические факторы. Фотопериодизм. Роль снежного покрова в жизни животных.

практика (2)

-животные осенью: фенологические наблюдения.

- изучение роли снежного покрова в жизни животных;

5. Сообщества животных.(6 часов)

теория(3) Понятие об ареале. Типы ареалов. Экологические связи животных. Взаимоотношение животных друг с другом и организмами иных систематических групп.. Сообщества нашего района.

практика (3)

-экскурсия по изучению сообществ.

- выявление и сбор этнографического материала о мире животных и связи его с трудовой деятельностью людей.

6. Животные и человек (10 часов)

теория(3) Экологическое значение и особенности животного мира. Их хозяйственное и биологическое значение.. Местные животные, занесенные в Красную книгу РФ.

практика (7)

- выявление и сбор этнографического материала по ресурсосберегающим традициям промыслов района

Творческая природоохранная деятельность школьников

Акции

Дата

Учета птиц

Сентябрь

Желудь потерялся

сентябрь

Неделя защиты животных

Октябрь

Сделай мир чище

Октябрь-ноябрь

Покормите птиц

Сентябрь-март

Голубая ель

Декабрь-январь

Все птицы в гости к нам

Февраль-март

Первоцвет

Апрель

Марш Парков, день Земли

Апрель – май

Живи родник

Июнь

Чистая Дубрава

Июнь-сентябрь

Литература для педагогов и учащихся

Официально-документальные материалы:

1. Закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1992. -61 с.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1999. - 96 с.

3. Экологическое образование школьников: (Сборник программ по курсам экологии). — Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993.

Книги:

1. Ашихмина Т.Я, Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. — М.,2000.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Му5авьев А.Г. Практикум по экологии. Учебное пособие под ред. С.В. Алексеева. — М., 1996.

3. Алехин В. В. Метдика полевого изучения растительности и флоры. — М., 1983.

4. Александрова В.Д. Классификация растительности. - Л., 1969.

5. Аверкиев Л.С. Определитель растений Горьковской области.- Горький, 1985.

6. Биологические экскурсии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983

7. Викторов С.В.Востоков Е.А. Введение в индикационную геоботанику. - М., 1962,

8. Гиляров М.С. Почненные беспозвоночньие как индикаторы почненного режима и его изменений под влиянием антропогенньих факторов. - М.,1982, С 8-12.

9. Гиляров М.С., Парель Т.С., Вызова Ю.Б. Изучение беспозвоночньих животных как компонент биоценоза. Программа и методика биогеоценологических исследований. - М.,1974.

10. Зверев А.Т. Экология. Сборник задач и упражнений. —М., 1996.

11. Ключи к экологии Авер Агесс Ленинград, 1982 г

12. Моя нижегородская отчина: опыт туристско - краеведческой деятельности образовательных учреждений / М-во образования и науки Нижегор. обл., ГОУ «Центр дет. и юнош, туризма и экскурсий».

Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. —298 с

13. Методические рекомендации по использованию биолаборатории. С.П.: Медиус, 2007г.

14. Экологическое образование школьников». 11.Н-Новгород, 1993 год.

15. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981 г.

16. Школьный атлас - определитель птиц. - М.: Просвещение, 1988г.

17. Школьный атлас - определитель бабочек. - М.: Просвещение, 1986г.

18. Школьный атлас - определитель беспозвоночных. - М. :Просвещение, 1991 г.

19. Школьный атлас - определитель высших растений. - М.: Просвещение, 1985г

Раздел, тема.

Форма занятий

Приемы и методы

организации

учебно-

воспитательного

процесса

Методический и

дидактический

материал

Техническое оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

 

1 год обучения. «Основы экологии»

1

Введение. Что такое «экология»?

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Факторы среды.

Индивидуально-групповая, экскурсия

Лекция

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

собеседование

3

Неживая среда - воздух, вода, горные породы.

Индивидуально-групповая

Рассказ, наблюдение, исследование.

Фото материалы,

альбомы, коллекции,

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

4

Растения вокруг нас

Групповая экскурсия, акции

Лекция, наблюдение, исследование

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции.

5

Животные вокруг нас

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой.

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции

6

Влияние среды жизни на здоровье человека

Индивидуально-групповая

Лекция, работа с научной литературой, исследование, опыты.

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

7

Природные климатические явления. Фенология.

Индивидуально-групповая, этнографические экспедиции

Рассказ, беседа, сбор этнографического материала.

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов наблюдений и исследований

2 год обучения «Экология растений».

1

Введение. Экология растений.

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Растение как живой организм.

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Беседа, работа с раздаточным материалом

Фото материалы,

альбомы, гербарии

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление гербария.

3

Многообразие растительного мира

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

4

Условия необходимые для жизни растений

групповая

работа с научной литературой, постановка эксперимента

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

микроскоп

Оформление результатов наблюдений

5

Растительные сообщества

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия,

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

6

Растения и человек.

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции.

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала

3 год обучения «Экология животных».

1

Введение. Экология животных.

групповая

беседа

презентация

Компьютер, Мультимедийный проектор

тест

2

Животное как живой организм.

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Беседа, работа с раздаточным материалом

Фото материалы,

альбомы, коллекции,

таблицы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

собеседование

3

Многообразие животного мира

Индивидуально-групповая, экскурсия, акции

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

4

Условия необходимые для жизни животных.

групповая

работа с научной литературой, постановка эксперимента

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

микроскоп

Оформление результатов наблюдений

5

Сообщества животных.

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия,

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы,

Компьютер, Мультимедийный проектор

Оформление результатов исследований и собранного этнографического материала

6

Животные и человек

Индивидуальная, Индивидуально-групповая, экскурсия, акции.

Лекция, работа с научной литературой, исследование, сбор этнографического материала

Научная литература, фото материалы,

альбомы.

Компьютер, Мультимедийный проектор

Конкурсы, акции. Оформление результатов собранного этнографического материала

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации