Доклад «Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы»
Доклад
Мотивационная
деятельность учителя
на уроках русского языка и
литературы
2023 год
Содержание.
1. Информационный лист
2.Введение
3. Тема опыта. Опыт работы.-----------------------------------
3.1. Формирование мотивации на различных этапах урока.
3.2.Почему снижается мотивация школьников по мере пребывания
их в школе.
33. Занимательность как способ мотивации на уроках русского языка.
3.4.Технология инноваций на уроках русского языка и литературы.
4.Заключение -------------------------------------------------
5. Приложение -----------------------------------------------
Цель обобщения опыта.
1.Отобрать в свою педагогическую копилку методы и приемы мотиваций. необходимых для работы на уроках русского языка и литературы.
2. Оказать помощь учителям- филологам для осуществления мотивационной деятельности на уроках.
Задачи.
1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
3. Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.
Этому способствует использование:
· Разнообразных форм и методов работы на уроках;
· Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
· Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Актуальность. Повысить в современном образовании положительную мотивацию школьников на уроках русского языка и литературы.
Планируемый результат:
Повысить качество обучения учащихся.
Введение
Одной из самых актуальным проблем в современном образовании остается снижение положительной мотивации школьников. Учителя-словесники отчетливо осознают исключительную важность проблемы формирования мотивации и считают, что лингвистическое содержание школьного курса русского языка требует новых подходов в организации процесса обучения. Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован. Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития учебной мотивации на уроках русского языка и литературы. Изучением этой проблемы я занимаюсь несколько лет и могу сказать, что в настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?
Я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Такое умение и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника. И важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой. Под мотивацией понимается любое желание, стремление, интерес, потребности, направленные на определенный объект (процесс обучения) и побуждающие к деятельности или действиям.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения. Таким образом, положительная мотивация в учебно-познавательной деятельности учащегося складывается из атмосферы в группе, сотрудничества преподавателя и учащегося.
МОТИВАЦИЯ личности преподавателя и формы преподнесения материала.
Методические рекомендации.
Очень многие понятия в русском языке остаются для детей формальными, потому что мы часто недооцениваем самого слова. Сделать многие понятия «живыми» для учащихся можно созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности, которая вызывает у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка.
Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, является средством создания положительного фона всего урока. Ведь ученик не может мыслить творчески, если он боится ошибиться. Поэтому авторитарная педагогика для «живого» урока неприемлема.
Как сделать урок «живым»? На уроках русского языка, как и на других дисциплинах, можно использовать ряд упражнений и приемов, позволяющих формировать и повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Итак, существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности . Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Вот некоторые приёмы и упражнения, которые я использую на уроках:
Приемы и упражнения |
Примеры |
«Экзаменаторы». Учащиеся на дом получают задание подготовить ряд вопросов по теоретическому материалу. А на уроке они начинают «экзаменовать» преподавателя. И если при подобном опросе преподаватель «допустит ошибку», то радости учащихся не будет конца, хотя они и понимают, что это всего лишь игра и ошибка преподавателем была сделана намеренно. |
Практика показывает, что сначала это домашнее задание выполняют самые ответственные учащиеся. Но вскоре в «игру» включаются все. |
«Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Те, кто первым отгадал слово, делают его фонетический, морфологический или словообразовательный разбор. Остальные ученики проверяют себя и работающего у доски. Полезность подобной работы связана с тем, что обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных, грамматический строй речи. |
Задание 1. Взятое взаймы и обязанность (долг). Обогревать и заставлять тонуть (топить). Задание 2. Свежезамороженный дождь (град). Задание 3. Продукт, который маслом не испортишь (каша). Она в лес не убежит (работа). |
«Орфографические задачки». Это упражнение — своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову. |
Задания. План предстоящей работы (программа). Лучший образец (идеал). Тысяча тысяч (миллион). Графическое обозначение звука на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка). |
«Почему?» Задание представляет собой ряд вопросов, целью которых является активизация мыслительной деятельности при воспроизведении полученных ранее знаний. Главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение. Таким образом, формируется умение строить связное высказывание в научном стиле. |
Задания. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? Почему оба слова написаны правильно? Чем отличаются слова: стукнете – стукните; вырастишь – вырастешь. |
«Ораторская речь». За одну — две минуты учащийся убеждает весь класс в том, что изучение этой темы необходимо. |
|
«Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока. Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам: первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь; вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета; третья строка – три глагола, описывающие действия предмета; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; пятая строка — слово-синоним к первому. |
____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ Она Интересная, фантастическая. Рассказывает, развлекает, воспитывает. Ученье – свет, неученье – тьма. Книга. |
Необычное определение темы. |
В начале занятия учитель читает стихотворную загадку о восклицательном знаке. Ребята понимают, какая тема урока – |
Нестандартные темы сочинений Сочинение лингвистических сказок. |
«Воскресенье. Утро. Май», «Настоящий мальчишка (девчонка). Какой он (она)?» «Приключения в Стране Местоимений», «Автобиография Митраши» |
«Удивляй!» Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса. Что произойдет, если…? – В таких вопросах рассматривается парадоксальная ситуация. |
— Что произойдет, если в русском языке не станет антонимов? — Что произойдет, если люди не смогут пользоваться в речи именами прилагптельными?
|
«Верю — не верю»
|
• Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что….» • — Верите ли вы, что в слове примерять (платье), в корне пишется е, т.к. после корня нет суффикса а? • — Верите ли вы, что в числительном семьсот в середине пишется ь?
|
При изучении нового материала можно предложить дифференцированные задания. «На вкус и цвет»:
|
•Выполните то задание, которое вы считаете наиболее интересным: 1)выполнить два упражнения из учебника; 2)написать по памяти , сформулировать правило с примерами; 3)переписать на точность страницу текста из книги. |
«Анкета». Каждый ученик получает анкету, включающую вопросы, позволяющие полностью повторить тему.
|
Анкета по теме «Лексика» 1. Что такое лексика? 2. Какие слова называются однозначными (примеры) 3. Какие слова называются многозначными (примеры) 4. Омонимы – это… (примеры) 5. Синонимы – это… (примеры) 6. Антонимы – это… (примеры) 7. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы? |
На этапе подведения итогов урока проводим рефлексию:
|
На уроке я… Узнал… Научился… Понял… Наибольшие трудности почувствовал… Я не умел, а теперь умею… На следующем уроке я хочу… |
Я всегда выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения, а о недостатках говорю в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать в группе, а общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.
Ввожу в практику использование электронных физминуток, которые снимают напряжение, оживляют ребят, мотивируют их дальнейшую деятельность на уроке.
При работе с учениками низкой мотивации я использую следующие методические рекомендации: ученику даются только базовые знания:
- усвоение знаний происходит вместе и их практическим применением;
- в классе создаётся атмосфера сотрудничества, доверия, взаимоуважения;
- учитель должен подкреплять и поощрять достижения данного ученика, пускай и незначительные.
Обучение на уроках русского языка и литературы, направленное на
мотивацию учащихся, формирует у них способность мыслить неординарно, видеть проблемную ситуацию, выход из неё, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности, развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом
толерантность, необходимый такт, взаимопонимание. А эти качества
очень необходимы выпускнику современной школы, который вступает во
взрослую жизнь. Принцип моей работы заключается в следующем: 1. Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием.
2. Всех результатов добиваться своим трудом.
3. Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии.
4. Вести экспериментальную деятельность.
5. Принимать участие в исследовательских проектах школы 6.Любое начатое дело доводить до конца.
Заключение.
Работая в условиях ФГОС, учитель создаёт активную познавательную атмосферу на уроке, и это заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.
Завершить хотелось бы словами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».
Литература:
1. Работаем по ФГОС ООО. Методические рекомендации по преподаванию русского языка в условиях введения и реализации ФГОСООО. Орел. 2020 г.
1. Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/
М.И.Божевич. -- М., 2013.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. -- СПб.:, Питер,
2004.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Создание личности/ А.Н.Леонтьев.
М., 2013.
4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/ А.К.Маркова,
Т.А.Матис, А.Б. Орлов -- М., 2014.
5. Старикова М.Г. Современный урок: пособие для педагогов/
Г.М.Старикова, - Мозырь, 2015.