Доклад «Использование различных технологий на уроках русского языка и литературы»

1
0
Материал опубликован 8 November 2018
А.М. Сафина
ДОКЛАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

В этом учебном году я взяла 5 класс. Входным контролем было проведено анкетирование, которое позволило узнать, что предмет «Русский язык» оказался одним из сложных учебных предметов по школе. Почему? Вот в этом нам и предстоит разобраться. Давайте подумаем, чем же сложен этот предмет для пятиклассников?

Во – первых, в нём огромное количество правил. Во- вторых с введением ОГЭ и ЕГЭ ужесточились требования к уровню подготовки учащихся в школе. В – третьих, введено огромное количество спецкурсов и элективов. И все это связано с введением новых стандартов (ФГОС). Учащиеся уже с 5 класса загружены так, что свободного времени остаётся мало. А ведь многие посещают кружки, секции. Как помочь ребёнку в сложившейся обстановке? Вся ответственность ложится сейчас на учителя. Задача любого преподавателя, а тем более словесника, состоит в том, чтобы дать учащимся необходимые знания, умения по предмету, курсу. Но в то же время научить его пользоваться огромными возможностями, которые даёт предмет. Ведь русский язык велик и могуч.

Наши ученики должны применять все полученные знания на практике. Они должны уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять явления и предметы. Связывать полученные знания с жизнью.

Поэтому, чтобы дать учащимся качественное образование, нужны новые подходы к проведению уроков. Мне самой очень нравится «Модульная технология».

Применение информационных технологий в преподавании – это не дань моде, а необходимость, так как она способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению в том, что ученик самостоятельно или с помощью педагога достигает конкретных целей урока. Повышается интерес к предмету. Модульное обучение способствует формированию взаимосвязанной системы уроков разных типов и видов. Преобладают такие уроки, как: уроки-фестивали, уроки – выставки, уроки – лекции, уроки – беседы, уроки – лаборатории, симпозиумы.

Новизна этой технологии, в том, что учитель управляет познавательной деятельностью ученика; организует самостоятельную работу; включает всех учащихся в деятельность; создаёт положительную эмоциональную атмосферу урока. А это в наше время очень необходимо.

Другая технология, которая позволяет пересмотреть способы мотивации учеников к получению знаний по предметам, является технология развития критического мышления. Что даёт нам, учителям, эта технология? Прежде всего мы развиваем у учащихся мышление, креативность, мобильность, именно те качества, которые необходимы сейчас подрастающему поколению. В век компьютерной грамотности учащиеся учатся ориентироваться в огромном море информации. У них развивается самостоятельность. Эта технология развивает речь, письмо, память.

Из каких же этапов состоит данная технология?

1 этап – вызов (идёт актуализация знаний; пробуждается интерес к получению информации; ученик выдвигает собственные цели).

2 этап – осмысление (получение новой информации; корректировка поставленных целей).

3 этап – рефлексия (размышления, выбор новых целей для дальнейшей работы).

Самыми распространёнными методами и приёмами являются синквей, мозговая атака, кластеры. Я сама ими пользуюсь как на уроках русского языка, так и на литературе. Например, урок литературы по теме: «Остап – национальный герой?» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Работаем над составления синквейна. Начиная с 5 класса ввожу это понятие, объясняю правила написания данной работы:

Одно ключевое слово – имя существительное.

Два определения, которые характеризуют данное слово (прилагательные).

Три глагола.

Одно предложение – в нём идея.

Слово ассоциация.

Например:

Герой.

Мужественный, отважный.

Защищать, сражаться, терпеть.

Остап – сильная личность.

Подвиг.

Из приёма «кластеры» мне очень нравится «ромашка». Например, на элективном курсе «Литература России. Южный Урал» при изучении темы «Достопримечательности Магнитогорска» даю задание, которое нужно оформить «в ромашке».

По середине тетради напишите слово «памятные места».

Вокруг него в виде лепестков ромашки «набросайте» сова, подходящие под данное слово, поясняющие это слово, поясняющие.

 

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА

 

памятники

-правобережные скверы музеи парки стеллы

-левобережные -благоустроенные -городские

-неблагоустроенные - ММК

Данные приёмы очень хорошо помогают в изучении иногда сложных тем. Сюда же подключаю и «мозговую атаку». Предлагаю немного подумать по предложенной теме и записать всё, что они знают и помнят (например, в 8 классе при изучении темы «Связь слов в словосочетании» провожу повторение, используя «Мозговую атаку». Даю задание: вспомните и запишите в тетради всё вам известное о словосочетании.

Затем начинается обмен собранной информацией, на работу 5 минут…

А после, проанализировав весь собранный материал, делаем вывод: что такое словосочетание?

Благодаря технологии критического мышления ребята учатся работать в парах, графически оформлять свои работы, творчески мыслить, обобщать полученные знания.

Я считаю, что используя на уроках разные приёмы и методы, мы тем самым помогаем учащимся получить нужную информацию, а не утонуть в огромном потоке знаний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации