Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

0
0
Материал опубликован 2 March 2016 в группе

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Фетисовой Елены Николаевны

2014-2015 учебный год

 

«Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама»

Джованни Руффини

 

Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда вижу глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.

На мой взгляд, в современной школьной практике существует противоречие между поставленными целями (формирование компетентно- развитой личности), в том числе средствами русского языка и литературы, и отсутствием теоретически обоснованного подхода к определению методов и средств их достижения, между качеством обучения и личной заинтересованностью каждого школьника в процессе познания; между необходимостью развития индивидуальности учащихся и использованием традиционных технологий, не способных дать необходимый результат. В связи этим целью своей деятельности я ставлю формирование социально-компетентной личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и неповторимости.

Цель моей педагогической деятельности - создать условия для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся через совершенствование методов, форм обучения русскому языку и литературе средствами различных видов искусства, через сочетание урочной и внеурочной деятельности .

Основной целью обучения русскому языку считаю обеспечение единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление основных его закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Главную цель литературного образования определяю так: становление духовного мира человека. Для реализации данной цели ставлю следующие задачи: изучение литературы как искусства слова и активное включение ученика в творчество с последовательным усилением его самостоятельности.

Все цели и задачи современного гуманитарного образования в полной мере реализуются по УМК Русский язык: 5-6классы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., 7 класс- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.,8-9 классы- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Литература: 5-9 классы-В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

 

Класс

Учебник

Дидактические материалы

5-6

Русский язык: 5-6классы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.,

Богданова Г.А. диагностика знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, 5 класс.-Ульяновск, «Симбирская книга»,2000, Беляева О.В., ДоценкоО.А.Поурочные разработка по русскому языку,5 класс.-М.»Вако»,2007

Контрольные диктанты в 5-9 классах,-М.- «Просвещение»,2007, Русский язык в тестах.-С.-Петербург, 2005, Сергеева Е.М. «Тесты по русскому языку».Издательство «Экзамен», М.-2011

7

Русский язык:

М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.,

Родина И.О.»Контрольные и проверочные работы по русскому языку.5-7 класс»/М.,2001

Сенина Н.А. «Русский язык: Тесты для промежуточного контроля», Ростов-на-Дону,2009

8-9

Русский языкЛ.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.

Амбушева Т.М. Поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой,8-9 кл.Волгоград,

И.П.Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты», М.-2015,Дидактический материал по русскому языку, 8,9 кл.

5-9

Литература: 5-9 классы-

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.Читаем, думаем, спорим..М. «Просвещение», 2006

Кучеряева Л.А. Урок. Методические рекомендации по проектированию, проведению и диагностике урока.Саратов, 2005

Е.Л.Ерохина. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература»-М. ,2001

Литература 8 класс: Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной-Волгоград, 2001

Н.В.Охременко, О.В.Федина.Итоговые работы по литературе 5-11 кл.М.,1997

Е.М.Мордес.Искать, пробовать, обучать…Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5-11кл.-Волгоград,2002

Учебно- воспитательный процесс ставит в центр образовательной системы развитие всех качеств личности ребёнка. Я считаю, что такой подход обращает меня к личности каждого ребёнка, к его внутреннему миру, где таится ещё не развитые способности и возможности. Суть данного подхода я вижу в том, что идти в системе образования не от учебных занятий к ребёнку, а от ребёнка к учебному занятию, идти от тех возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. На уроке стараюсь создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы обучение приносило ребёнку радость. В своей работе стараюсь понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранить их, не нанося ущерба достоинству. Я- концепции ребёнка. Цель моей работы: представить возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности.

Учебно-исследовательская и творческая деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. Индивидуальная деятельность педагога- предметника базируется на коммуникативно- деятельностной концепции образования. Она предполагает

развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в учении, формирование способности и потребности к рефлексии, саморазвитию и самореализации в предметной области.

Разрабатываю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты, карточки-задания с учетом индивидуальных особенностей учащегося, раздаточный материал. Веду подборку методических пособий, журналов, газет. (См. стр.40)

Работаю по теме самообразования «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы». Целью моей работы является изучение и внедрение в деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее, результативнее.

Основные направления образовательной деятельности:

Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;

Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла.

Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся

Сотрудничество учителя и ученика как равноправных участников образовательного процесса.

Коллективное сотрудничество в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности.

Создание высокой личностной мотивации к изучению предмета и к образованию в целом, что влечёт за собой интенсивную работу.

Достижение высоких результатов в обучении как следствие решения всех вышеуказанных проблем.

Среди разнообразных путей решения изложенных задач наиболее значимыми в моей педагогической практике являются следующие:

1. Создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке. Организация всего учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми. Энергично начинаю урок и веду его так, чтобы каждый ученик был занят делом. Сочетаю умеренные поощрения и наказания. Это  обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Кроме того,  стимулирующая роль и поощрений, и наказаний одинаково важна: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению, или коррекции, отрицательных. Обсуждаю с детьми  в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Заканчиваю урок, как правило, общей оценкой класса и отдельных учеников, что даёт возможность всем испытать удовлетворенность от работы на уроке.

2. Применение технологий личностно-ориентированного обучения.

Особое значение здесь имеет исследовательский метод обучения и технология коллективной мыследеятельности. Они ориентированы на поиск учениками самостоятельных решений учебной проблемы. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. Поэтому на уроке я ставлю познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного решения, использую проблемные творческие задания. Ситуация поиска позволяет обучающимся осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.

3. Применение современных технологий обучения, прежде всего, компьютерных.

С этой целью при подготовке к урокам использую диски, составляю собственные презентации в программе PowerPoint. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика. Отдельные презентации составляю с привлечением обучающихся, которые помогают в подборке материалов и компьютерном оформлении. Стало возможным использование компьютеров на уроках. Выполнение творческих заданий, учебных проектов обучающимися невозможно без использования Интернет- ресурсов. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher .

4. Применение здоровьесберегающих технологий.

Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (младшие классы), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.

5. Применение разных видов контроля знаний обучающихся.

Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания. Для закрепления навыков грамотного письма использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся, так как именно опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний обучающихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и аргументированный ответ. Считаю, что нельзя ограничиваться только изложением фактов, главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений. Стараюсь не допускать односложных ответов. В отдельных случаях разрешаю пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями. После ответа ученика проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах.

6. Мотивация учебно-познавательной и творческой деятельности.

Для мотивации обучающихся обращаюсь в своей практике к мультимедийным материалам (интерактивные CD-диски),  включаю в урок фрагменты презентаций, расширяю формы работы с источниками на уроке. Совмещаю видео- и аудиоматериалы с текстовыми. Такое комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в учебный материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию. Разрабатываю и провожу уроки (например, В. Астафьев «Васюткино озеро», «А.С.Пушкин и Тамбовский край») (см. стр.37) с использованием компьютерной презентации: уроки объяснения нового материала, уроки-лекции, уроки-обобщения, и другие уроки. Планирую и провожу  уроки коллективной мыследеятельности, на которых обучающиеся работают в группах и парах. При необходимости помогаю начать работу в группах, наблюдаю за тем, как идёт сотрудничество между учениками, не вмешиваясь в ход обсуждения, в конце оцениваю работу учеников, их сотрудничество в группах, парах. Обучение в сотрудничестве даёт осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы, осознание творческой взаимозависимости членов группы, умение вести диалог, идти на компромисс, уважать мнение других. Привлекаю обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, научно-исследовательской работе. (см. стр.38-39, 59-61)

7. Изменение внутреннего отношения обучающихся к уровню своих возможностей и перспективам их развития.

Оказываю помощь в учёбе на основе индивидуального подхода, используя при этом методы и формы переубеждения, переучивания, поощрения. Поддерживаю успехи каждого ученика в коллективе класса, работаю с родителями.

8. Систематическое пополнение методической базы и оснащение кабинета.

Подбираю обучающие диски по русскому языку и литературе для всех классов, приобретаю и изучаю современную методическую литературу, оформляю тематические папки, использую в работе педагогический опыт других учителей. Это существенно расширяет мои возможности в системной работе по формированию нормированной устной и письменной речи обучающихся в соответствии с разделами русского языка. Позволяет мне тщательно готовиться к урокам, не допуская некомпетентности по предмету.

Качество условий моей педагогической деятельности во многом определяется пониманием администрацией учебного заведения необходимости создания условий для более эффективной деятельности учителей. Администрация ОУ прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания не только комфортных условий для работы, но и создания качественной материально-технической базы: есть необходимая мебель, кабинет, технические средства в кабинете(компьютер), возможность использования компьютерных классов с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор).

В целях повышения своего уровня профессиональной деятельности планирую темы по самообразованию, по которым выступаю на заседаниях МО гуманитарного цикла. Среди них темы: «Проектная и исследовательская деятельность школьников», «Личностно- ориентированный подход на уроках русского языка и литературы», «Проведение интегрированных уроков по русскому языку». 

В  связи с изменениями федерального государственного общеобразовательного стандарта, а также концепции духовно - нравственного развития, лежащей на основе отбора содержания обучения и воспитания  молодого поколения, главная задача, стоящая перед любым учителем-предметником, -  воспитание и развитие личности; далее идёт развитие метапредметных умений и способность применять их на практике, и лишь потом – знания, необходимые по данному предмету. В обучении русскому языку использую коммуникативно – деятельностный, личностно- ориентированный подходы. Анализ научной литературы,  изучение достижений ведущих педагогов – практиков,  собственный опыт привели меня к мысли, что наиболее эффективными способами для достижения цели, определённой Госстандартом по русскому языку, литературе  - достижение уровня минимально достаточной коммуникативной компетенции - являются следующие:                                   

        Технология развития критического мышления

        Совершенствование общеучебных умений

        Системно – деятельностный подход в обучении

        Использование ИКТ

        Игровые технологии

Применение этих способов в комплексе – основа моей системы обучения русскому языку и литературе. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовывать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка и литературы. Я согласна с мнением М.А. Гориной, считающей, что сам факт проведения урока в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях.

Наименование технологии

Обоснование выбора

Способы применения

Технологии уровневых дифференциаций (автор Г.К.Селевко)

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Форма организации учебного процесса, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств

Разнообразные условия обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента

Здоровьесберегающие технологии (автор: Н.К.Смирнов)

Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Физкультминутки

Зрительные гимнастики

Личностно-ориентированный подход (автор: И.С. Якиманская)

Важнейшая задача не только обучение, но и развитие личности, а также необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Также существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”).

Ориентирую учащихся на самостоятельную работу, собственные открытия

Использую дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика

Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся

Игровые технологии (автор Егорченко И.В.)

Моделирует различные жизненные ситуации и позволяет глубже понять изучаемые социальные явления и отношения с точки зрения управления этими отношениями.

-урок- путешествие

- урок- КВН

-урок- викторина

-сюжетно-ролевые игры.

Интерактивные технологии

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.

Технология направляющего текста, технология исследования частного случая, технология РАФТ (технология, направленная на развитие критического мышления)

Прием «графические схемы» - при составлении опорных конспектов; прием «корзина идей» - при изучении нового материала, прием «лекция со стопами» - этап объяснения и закрепления материала.

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей русского языка и литературы школы и района. На семинаре учителей русского языка и литературы выступала с сообщением на тему «Личностно- ориентированный подход на уроках русского языка и литературы», на педсовете с сообщением по теме самообразования: «Проектная и исследовательская деятельность школьников». Дала открытые уроки: «Путешествие по стране Глаголия», 5 кл.,«Синтаксис сложного предложения»9 кл, «А.С.Пушкин и Тамбовский край» 8кл.

Ежегодно принимаю участие в работе РМО: делюсь опытом, рассказываю о новинках методической литературы, обобщила опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Разработаны и апробированы программы:

Элективный курс «Русский язык и культура речи», 2010 г.

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика», 2011г.

Рабочие программы по русскому языку 5,6,7,8,9 класс

рабочие программы по литературе 5,6,7,8,9 класс

Рабочую программу для дополнительных занятий по математике 6, 8 класс 2014-2015 г.

Методические разработки:

внеклассное мероприятие «Внеклассное мероприятие «Мама, папа, я –читающая семья» для 5 класса

Праздник «День защитника Отечества»» для 1-9 классов;

Праздник «День Учителя», «8 марта» для 1-9 классов

Конспект урока с презентацией на тему ««А.С.Пушкин и Тамбовский край»» для 8 класса;

классный час «Вечер путешествий: «Жив талант, бессмертен гений» для 6,8 классов

урок «« Путешествие по стране Глаголия»» 5 класс;

Праздник «День Знаний » для 1-9 классов

Праздник «Новогодняя сказка» для 1-9 классов

презентации к урокам литературного краеведения, 2012-2014 гг.(см. стр.37, 64)

Рабочие программы и разработки внеклассных мероприятий размещены на сайтах : ПроШколу, Современный Учительский Портал, Копилка уроков- сайт для учителей, Конспекты уроков.рф, gotovimyrok , Videouroki.net (сертификаты размещения материалов прилагаются).

Технология критического мышления основывается на так называемом интерактивном обучении. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Учащиеся осваивают активные способы мышления и активные способы работы с информацией, тем самым, пробуждается интерес к исследовательской работе, обобщают приобретённые  знания. Элементы этой технологии я применяю с 2009 года. Основатели этой технологии Выготский Л.С, Цукерман Г.А утверждали: «Наши дети должны понять, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не одинаковыми. Найти и показать особенность личного переживания (по поводу всего занятия, отдельного эпизода, конкретного человека) – в этом заключается момент осмысления». Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс. Критически мыслящий человек задаёт вопросы:

        Что я знаю?

        Что я узнал нового?

        Как изменились мои знания?

        Что я буду с этим делать?

В своей практике я испробовало многие формы работы с использованием информационных технологий:

-создание литературных презентаций (по биографии писателя, по отдельному произведению, о литературных направлениях и методах) в группах и индивидуально.

-тестирование по разным разделам литературы, русского языка, включая тестовую технологию ОГЭ по русскому языку.

-выпуск литературных бюллетеней, буклеты.

-метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. Стараюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних- до уровня хорошистов. Подбирая дифференцированные задания с целью продвижения вперёд и сильных, и слабых учащихся.

С целью оптимизации учебного процесса, достижения высокой степени сформированности языковой грамотности учащихся, учёта образовательных потребностей обучающихся на протяжении ряда лет я применяю комплексную систему диагностических методик:

Критерии

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала обучающихся

1.Усвоение общеобразовательной программы по русскому языку и литературы на средней ступени обучения (базовый уровень)

Мониторинг текущей и итоговой успеваемости

 

2.Развитость познавательных процессов старшеклассников

Методика исследования мотивов учебной деятельности

 

3.Уровень интереса обучающихся к русскому языку и литературе

Методика исследования интересов (анкета)

 

4.Профессиональная ориентация

Методика исследования профессиональных предпочтений

 

5.Уровень удовлетворённости обучающихся преподаванием русского языка

Исследование уровня удовлетворённости (анкета)

 

6.Участие педагогов и учащихся в областных, районных предметных олимпиадах, творческих конкурсах

Сбор информации. Мониторинг результативности участия в данных мероприятиях.

Анализ результатов проводимых исследований позволяет систематизировать развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Процесс обучения становится осмысленным, целенаправленным и согласовывается с индивидуальными потребностями каждого обучающегося.

Взаимоотношения с обучающимися строю на основе уважения человеческого достоинства. Предпочитаю демократический стиль общения. Главным принципом обучения считаю принцип ориентированности на личность ученика, который связан с учётом познавательных интересов и жизненных потребностей учащихся. В связи с этим принципом занятия проходят в доброжелательной, творческой атмосфере, в сотрудничестве учителя и ученика, где каждый является равноправным участником образовательного процесса. Такая организация обучения позволяет развивать сотрудничество обучающихся друг с другом на занятиях, работать в группах переменного состава, способствует сплочению коллектива. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого- развитие самостоятельности, любознательности и стремление достичь большего.

Я стараюсь, чтобы мои уроки и внеурочная деятельность значительно развивали образовательные интересы детей и показывали области применения полученных ранее предметных знаний и навыков, как в области образования, так и в области социально- гуманитарных наук, за что имею «Благодарственное письмо» от администрации Токарёвского района. 

Сотрудничество педагога с учащимися и друг с другом, уважение человеческого достоинства каждого участника образовательного процесса, использование активных форм, методов при обучении русскому языку, детское и учительское творчество, развитие навыков исследовательской деятельности у учащихся способствовало созданию такой учебной атмосферы, которая стимулирует и побуждает обучающихся к саморазвитию, участию в развивающих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах. За эту работу имею «Благодарственное письмо» от администрации Токарёвского района. Повышению познавательной активности и интереса к русскому языку и литературе служит наша совместная с учениками работа над школьной стенгазетой «Голос школы», выпуск литературных бюллетеней, проведение недели русского языка и литературы.

Мною были разработаны и успешно внедрены в практику элективные курсы для учащихся 9 класса «Русский язык и культура речи», «Анализ текста. Теория и практика», целью которых является познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка, пробудить интерес к языку, литературе. 

Учащиеся школы имеют разноуровневые знания по русскому языку. В связи с этим возникает потребность в трансформации некоторой учебной информации в соответствии с индивидуальными потребностями отдельных обучающихся. В начале учебного года в 5 классе проводится диагностический входной контроль. Цель контроля – выявление у учащихся пробелов в области речевой и языковой компетенции. С учётом результатов диагностики дифференцированно предлагаю дидактический материал учащимся на учебных занятиях. Диагностика позволяет также качественно организовать дополнительные занятия по русскому языку (с целью устранения пробелов в знаниях, как с отдельными учащимися, так и с группой в целом).

Учащиеся с отличающимися возможностями занимаются дополнительно, причём, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Слабые учащиеся остаются на дополнительные занятия после уроков, провожу дополнительные платные занятия с учащимися по программам «Занимательная грамматика» 6 класс, «Синтаксис. Пунктуация» 8 класс.

Готовясь к урокам, стараюсь продумать способы повторного объяснения нового материала для слабых учащихся, подобрать материал для углубленного изучения темы с сильными. Постоянная задача- помочь слабым учащимся усвоить ведущие идеи темы и выработать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, работать с дополнительной и специальной литературой.

В среднем качество знаний обучающихся по русскому языку составляет в 2011-2012 уч. год-47%, в 2012-2013 уч. год-50% в 2013-2014 уч. год- 51%, по литературе 2011-2012 уч. год-72%, в 2012-2013 уч. год-65% в 2013-2014 уч. год- 73%.

Психологическая атмосфера в классе, характер взаимоотношений между учащимися имеют большое значение для формирования и дальнейшего развития детского коллектива, непосредственно влияют на положительные и высокие результаты в учении. С учётом имеющегося опыта мною выработана система проведения исследований, способствующих созданию психологически комфортной среды для обучающихся. Деятельность педагога неотделима от воспитательной работы. Я являюсь классным руководителем 6, 8 «д» классов. Главным в деятельности классного руководителя я считаю создание условий для всестороннего развития каждого  ребёнка, как личности, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в классе комфортно и мог реализовать свои  способности. В 2013 году одна из учениц поступила в Борисоглебский государственный педагогический институт на историко- филологический факультет. (см.стр.80) Уверена, что класс только тогда будет  хорош, когда в нём хорошо каждому ребёнку. Я считаю, что только систематическая работа учителя, его стремление не останавливаться на достигнутом, а идти  вперед вместе со своими учениками,  определяет успех преподавания русского языка и литературы и создаёт для меня атмосферу уверенности в завтрашнем дне. Для того чтобы успешно преподавать, привить интерес к предмету, учителю нужно постоянно заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень. Поэтому, кроме курсов повышения квалификации, я выступала с докладами на августовской конференции на тему: «Использование проектной методики в процессе преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС». Также мною разработана программа дополнительного образования: «Искусство быть читателем». Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо  продолжить работу над совершенствованием  активных форм проведения урока, больше использовать мультимедийные средства обучения и информационно- коммуникативные технологии.

Критерии

Показатели

Методики изучения

Сформированность комфортной психологической среды

1.Уровень адаптации учащихся из начальной школы к условиям обучения в средних классах

Исследование уровня адаптации (анкета)

 

2.Уровень психологической комфортности

Исследование психологической атмосферы в коллективе (методика Р.С.Немова)

 

3.Регулирование конфликтов

Исследование способов регулирования конфликтов (методика Н.В.Гришиной)

 

4.Уровень развития характеристик группы

Исследование уровня развития характеристик группы учащихся

Сформированность нравственной воспитанности

1.Уровень воспитанности

Исследование уровня воспитанности (методика Н.П.Капустина)

 

2.Уровень социализированности личности

Исследование уровня социализированности личности (методика М.И. Рожкова)

Сформированность особенностей личности

1.Уровень характерологических особенностей личности

Исследование характерологических особенностей личности (методика Т.В. Маталиной)

Анализ результатов исследования показывает:

- уровень адаптации учеников 5 классов- выше среднего (Х=15,9 баллов)

-психологическая атмосфера в коллективе учащихся, изучающих русский язык- комфортная. Среди качеств, характеризующих психологический климат, отмечены доброжелательность, увлеченность, удовлетворённость, сотрудничество.

-в развитии группы наблюдается положительная динамика. Группа организованная и сплочённая, проявляет активность в общественных интересах. В общении между членами группы наблюдается уважительное отношение друг к другу.

-Среди предпочитаемых типов поведения выделяется сотрудничество.

-Анализ результатов исследования уровня воспитанности обучающихся показал, что наиболее высокие оценки получили следующие показатели: «Мировоззрение» (Хср=4,66 балла), «Характер

(Хср=4,57 балла), «Человечность» (Хср=4,5 балла)

Учащиеся проявляют неприятие к безнравственному поведению. Результаты диагностических исследований служат основой планирования и коррекции воспитательной работы по различным направлениям организационно- воспитывающей деятельности, а также в индивидуальной работе с обучающимися и в работе с коллективом в целом. Использую также методы: педагогическое внушение, самовоспитание, метод педагогической ситуации, убеждения, дискуссии, авансирование похвалой.

Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения, уважительном отношении семьи к учащимся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

В своей деятельности применяю различные формы работы с родителями: классные родительские собрания, индивидуальные встречи, посещение на дому, совместные внеклассные мероприятия, анкетирование. Такая форма сотрудничества укрепляет отношение между учениками, учителями и родителями, способствует взаимоотношению и уважению. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, по проведению мониторинга, экзамена в новой форме. Запросы родителей я стараюсь учитывать при планировании работы дополнительных занятий. Мои родители всегда в курсе успеваемости детей. Все мнения родителей относительно успеваемости детей принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений. Большинство родителей находят взаимопонимание в общении с педагогом, компетентную поддержку. Родители считают, что на уроках русского языка и литературе педагог даёт обучающимся прочные знания, которые послужат базовой основой для изучения русского языка и литературы.

Динамику взаимоотношений и психологической совместимости с коллегами помогают определить разнообразные методики. С целью определения уровня общительности был использован тест В.Ф. Ряховского. По результатам теста (64 балла) обладаю нормальной коммуникабельностью. Любознательна, охотно слушаю собеседника, терпелива в общении с другими. Свою точку зрения отстаиваю без вспыльчивости. 

Достичь определённых результатов учителю невозможно без саморазвития и самосовершенствования собственной профессиональной компетенции. Этому способствует участие в заседаниях методических объединений, конференциях, обсуждение проблем с коллегами, обмен и изучение передового педагогического опыта, анализ собственной педагогической деятельности. В течение последних 5 лет неоднократно участвовала в работе районных семинаров и конференциях.

Являюсь заместителем председателя первичной профсоюзной организации МБОУ Токарёвской сош №1, за что имею «Благодарственное письмо» за активную работу по защите социально – экономических и трудовых прав работников отрасли 

Принимаю активное участие в жизни школы, а также села. За что имею «Благодарность» за участие в возведении мемориала, увековечивающего память о жителях Полетаевского сельсовета, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

На протяжении многих лет являюсь членом волейбольной команды школы, которая показывает хорошие результаты в районных соревнованиях. В 2013,2014,2015 годах занимали 1-е места

Повысить свой профессиональный опыт мне позволяет не только знакомство с новинками литературы, но и участие в семинарах, на курсах повышения квалификации. Осваивая Интернет- ресурсы, зарегистрировалась на портале «Сеть творческих учителей» в предметном сообществе учителей русского языка, на портале «Социальная сеть работников образования» опубликовала урок «Связь М.Ю. Лермонтова с тамбовским краем», создала свой персональный сайт на портале «Мультиурок», опубликовала авторский материал «Презентация по литературному краеведению» на сайте www.gotovimyrok.com На сайте Конспекты -уроков.ру опубликовала исследовательскую работу «А.С.Пушкин и тамбовский край».

Регулярно повышаю профессиональную квалификацию. Прошла курсы по программе: « Обеспечение нового качества литературно – лингвистического образования», «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Качественный переход к использованию информационных технологий в обучении детей литературе и русскому языку, да и другим дисциплинам, требует решения целого ряда проблем, среди которых следует выделить в первую очередь материально- техническое оснащение любого кабинета компьютерной техникой, разработку и создание соответствующего методического обеспечения, разработку методик использования компьютерной техники в практической деятельности учителя.         

Проблемы, которые я вижу в своей работе:

1.     Работа над дальнейшем повышением качества знаний учащихся, особенно по русскому языку.

2.     Поддержание интереса к чтению;  дети в последнее время очень мало читают.

3.     Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и одаренными детьми.                              

Перспективы в работе:

1.     Продолжать освоение перспективных педагогических технологий с целью эффективного преподавания русского языка  и литературы.

2.     Оснащение учебного кабинета русского языка компьютерными средствами обучения.

3.     Развивать внеурочную деятельность  с целью развития интереса к и литературе  и раскрытие творческого потенциала.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.