Доклад «Проектирование виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
«Проектирование виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с "усвоения знаний" на формирование "компетентностей", происходит переориентация на личностно ориентированный подход. То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать. Все это требует внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Наиболее эффективным средством развития компетентностей является использование в учебном процессе метода проектов. Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и предусматривают использование ИКТ.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.
Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.
Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.
Так что же такое виртуальные экскурсии и почему они приобрели такую популярность?
Экскурсия-это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на изучении заранее подобранных объектов в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и т.д. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинён задаче раскрытия чётко определённой темы. Отсюда вытекают признаки, которые отличают экскурсию от туризма и путешествия:
Протяжённость по времени проведения—1-2 часа;
Наличие экскурсантов;
Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
Целенаправленность показа объектов, наличие определённой темы;
Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов)
Отсутствие хотя бы одного признака из названных семи лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Виртуальная экскурсия—это, по сути, мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий виртуальные экскурсии являются интерактивными. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от неё, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например прогуляться по отдельным помещениям. И всё это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно обойти весь музей и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая классную комнату. Виртуальная экскурсия , конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное представление об изучаемом объекте.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
Не покидая учебного кабинета, можно посетить объекты, расположенные за пределами станицы, края, и даже страны.
За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, храмов. Компьютерная обработка информации об изучаемом объекте повышает производительность работы проектировщиков, а также помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации.
Очень важны доступность, возможность повторного просмотра, наглядность.
В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, получают об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствуют закреплению знаний по современным комьютерным технологиям.
Виртуальная экскурсия—это прекрасная возможность познания окружающего мира для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью. Как при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определённый алгоритм действий, позволяющий добиться положительного результата.
Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы из 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему) с учётом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя—помочь сделать первые шаги.
Технология подготовки виртуальной экскурсии
Экскурсия—это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения. Самый важный этап в подготовке экскурсии—отбор объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться к изучаемой теме ещё раз. Аксиомой экскурсионного процесса является правило: от показа к рассказу, предполагающее первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.
Далее разрабатывается технологическая карта экскурсий как своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики. Часто текст для проведения экскурсий оперативно адаптируется для реальных экскурсантов с учётом их знаний, подготовленности и специфики аудитории.
Подготовка экскурсии имеет четыре основных этапа:
Предварительная работа (разработка темы, определение целей и задач. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия).
Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Поэтому каждая экскурсия должна иметь свою чёткую тему, которая объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Тема экскурсии—это то, что положено в её основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы виртуальной экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания банка виртуальных экскурсий. Отбор объектов при подготовке экскурсии участники творческой проектной группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой.
После выбора темы определяется цель виртуальной экскурсии—то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинён той же конечной цели. А цель, в свою очередь, тесно связана с понятием «идея», так как предусматривает изложение не только определённого материала, но и чётких идейных позиций. Идея как замысел виртуальной экскурсии, как главная её мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы.
Задача экскурсии состоит в том, чтобы достичь её целей путём раскрытия темы (продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определёнными впечатлениями, в основном зрительными). Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы. Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема.
Виртуальные экскурсии на уроках литературы
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.
В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.
Применение технологии виртуальной экскурсии
во внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по литературе «Проектируем виртуальные экскурсии» (Раздел «Литературное краеведение») для 5-8 классов предполагает работу в три этапа:
В первой части курса «Ярмарка проектов» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по теме «Литературное краеведение», в соответствии с диагностикой проблемных зон в изучении данных тем; совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов) с учётом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения Ярмарки проектов происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи.
Во второй части «Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий» дети подробно, в занимательной форме игры, круглых столов разрабатывают и применяют формы и способы первичного проектирования виртуальных экскурсий: исследование ресурсов Интернета, подбор литературы краеведческого характера. Большое внимание уделяется таким способам сбора информации, как встреча с замечательными людьми, итервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны и труда, писателей, поэтов станицы, района, посещение библиотеки, школьного музея, краеведческих музеев станицы, района, края.
В третьей части «Проектирование виртуальных экскурсий» выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных презентационных творческих работ. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для научно-практических конференций.
Дидактические принципы реализации программы:
Занимательность
Научность
Сознательность и активность
Наглядность
Доступность
Связь теории с практикой
Индивидуальный подход к учащимся
Приведу пример отрывка из программы внеурочной деятельности «Проектируем виртуальные экскурсии»
Тема 4. В гостях у членов литературного объединения (14 ч)
Работа Творческой мастерской проектировщика виртуальных экскурсий. Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью. Знакомство учащихся с членами литературного объединения: поэтами, писателями—своими современниками. Интервьюирование, сбор и обработка необходимой для проведения виртуальной экскурсии информации, накопление фото, видео, аудиоматериалов. Написание эссе по теме «Строка, рождённая поэтом, нашим земляком». Круглый стол по теме «Литературные места Тамани». Посещение экскурсий литературного музея и слушание лекций сотрудников Таманского музейного комплекса. Первичная обработка информации для виртуальной экскурсии. Подготовка к редактированию. Проведение редактирования материалов. Презентация по теме «Книга, которую я всем советую прочитать». Подготовка выставки книг писателей и поэтов-земляков. Анонс книг, которые следует прочитать. Конкурс «Книжная полка». Составление творческих работ—литературных обозрений. Составление вопросов и проведение викторины. Конкурс чтеца-декламатора по алгоритму подготовки и проведения конкурса. Выпуск литературного альманаха.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения и воспитания более интересным, качественным, результативным.
Список использованной литературы:
Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.
http://osvita.ua/school/lessons_summary/education/36910/
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с.
http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий
http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-virtualnoi-yekskursi-pri-formirovani-u-detei-celostnoi-kartiny-mira.htmlПолезные ссылки:
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html Виртуальные экскурсии по музеям России
http://musei-online.blogspot.com/ Виртуальные туры (экскурсии) в музеи всего мира
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/ Виртуальные выставки