12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Демидович Лариса Николаевна387
Россия, Томская обл., Кожевниковский район с.Осиновка

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

Демидович Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. В соответствии с деятельностным подходом,  основным направлением в содержании образования является организация учебно-исследовательской, поисково - творческой работы учащихся. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным участником образовательной деятельности.

Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Этому полностью соответствует проектный метод, поскольку он учит школьника мобилизовать, обобщать, интегрировать свои знания и умения и использовать дополнительные источники получения информации.

 Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя – словес ники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. А интересная работа над проектом даёт ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы

Алгоритм работы над проектом нацеливает на организацию поисково –исследовательской деятельности каждого участника данной группы, на получение конкретного продукта.

Учитель

Ученик

Первый этап – «погружение» в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы и вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач

Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Четвёртый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап – оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка

На каждом этапе проектной деятельности учитель имеет возможность совершенствовать различные общеучебные умения. Представим в виде таблицы, как соотносятся этапы проекта и совершенствуемые общеучебные умения.

Этапы проекта

Совершенствуемые умения

Постановка проблемы

Спорить, слушать, вести этикетный диалог

Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта

Определять задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Овладевать этикетными средствами в ситуации спора, отказа. Уметь работать в группе. Уметь руководить группой. Выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания.

Сбор и структурирование информации. Оформление проектной папки (портфолио)

Определять замысел текста, анализировать исходный текст, создавать текст пересказа. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. Быть консультантом. Осуществлять наблюдение или эксперимент. Использовать информационные технологии. Составлять тезисы, конспекты текстов. Составлять таблицы, схемы, графики.

Изготовление и оформление продукта

По условным обозначениям исправлять тексты, находить и обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочёты. Пользоваться учебными принадлежностями, приборами, механизмами.

Выбор формы презентации и подготовка презентации.

Ориентироваться в ситуации общения, учитывать аудиторию. Исправлять ошибки в собственной речи.

Презентация.

Распределять дыхание, регулировать громкость голоса и темп речи, выделять главные по смыслу слова.

Рефлексия.

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Характеризовать и оценивать голос товарища. Находить отклонения от норм в речи. Определять богатство и точность речи. Оценивать собственные действия посредством сравнения с деятельностью других учеников.

Оценивать собственные действия посредством сравнения с деятельностью в прошлом.

Оценивать собственные действия в соответствии с установленными нормами.

Проекты удобны еще тем, что они разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Варианты результатов проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад, мультимедиапрезентация, творческий отчет, сценарий.

Я в своей деятельности чаще всего использую информационный, творческий, ролевой и исследовательский проекты.

Творческий проект позволяет приобрести учащимся опыт творческой деятельности

При прохождении темы: «Историческая основа поэмы Некрасова «Русские женщины», я предложила ребятам составить сценарий литературного вечера, который будет содержать информацию о судьбах жён декабристов, последовавших за осужденными мужьями на каторгу.

Слайды. В ходе работы над данным проектом ребята собрали и изучили документы о декабристском движении и подготовили доклады к выступлению, подобрали портреты декабристов и их жён, выучили стихи на тему «Подвиг жён декабристов» и провели школьный конкурс стихов по данной теме, а объединив результаты работы групп, составили сценарий вечера «Подвиг любви бескорыстной» Продуктом же нашей совместной деятельности стал общешкольный литературный вечер по данному сценарию. Свой первый педагогический опыт по проектной деятельности я представила на Вороновском окружном педагогическом совете.

Результаты проектной деятельности показали, что необходимо на данном этапе продолжить использовать данную технологию на уроках русского языка и литературы как форму организации учебной работы.

 

Исследовательский проект по русскому языку включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. По данной технологии я с ребятами разработала проекты «Биография одного слова» и «Давай, заглянем в святцы» где учащиеся устанавливали лексическое значение слова, «собирали» ключевые его признаки, проводили анализ сочетаемых свойств слова (народно-поэтических и книжно-литературных формул). В ходе этой работы на основании словообразовательных, этимологических связей у учащихся формируются необходимые знания по лексике.

Обе работы были представлены на II и III областной конференции Метод проектов на уроке русского языка и литературы. Результаты

В ходе работы над проектом очень важным моментом является умение учащихся его в конечном итоге достойно представить и защитить. И здесь без ораторского искусства не обойтись. Но риторика в нашем школьном учебном плане присутствует только в начальных классах, поэтому публичному выступлению мы можем научить ребят при работе над проектом. «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений известных современников). При работе над данным проектом я поставила перед собой цель – привить учащимся навыки эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности; способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

И уже есть практический результат данной работы. При защите своего проекта «Первые шаги в храме: священные облачения» на областной конференции метод проектов на уроке русского языка и литературы моя ученица 5 класса стала победительницей в ораторском искусстве.

Из информационно-исследовательских наиболее удачным я считаю свой проект - «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени». В 8 классе мы знакомимся с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая встреча детей с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории. Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича. Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…” В ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенции.

Уже при погружение в проект (слайд таблица) у учащихся появляется желание изучить обстоятельства жизни людей ушедших эпох через описания истории повседневности.

Проблема

Мы плохо знаем быт и нравы русских людей 17 века

Почему?

Не интересовались, так как это было давно

Что делать?

Изучить быт и нравы русских людей 17 века

Как?

Изучить исторические документы

Что получить? (результат)

Изучение обстоятельств жизни людей ушедших эпох через описание истории повседневности.

Осмыслить отечественное прошлое сквозь призму истории женщин допетровского времени.

Познавательный (знания о жизни русских людей 17 века)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Готовя фрагменты презентаций у ребят появилась возможность в этом убедиться, но для этого им пришлось поработать с историческими и литературными, художественными первоисточниками.

Слайд 1

Распорядок дня в допетровской Руси 


 

Опыт данной работы показывает, что такое погружение в эпоху обогащает детей, создаёт у них целостное восприятие как исторических, так и культурных событий, позволяет им лучше ориентироваться во времени и пространстве

С данной работой я выступила на областной конференции учителей русского языка «Проектная метод на уроках русского языка и литературы

Слайд -сертификат

В настоящее время в практику работы учителя входят так называемые мини проекты, которые укладываются в один урок, их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи.

Для каждого учителя литературы является в настоящее время большой проблемой организовать внеклассное чтение по предмету. Ребята не хотят читать художественную литературу, подменяя ее телевизором и компьютером. Что бы как то привлечь ребят 8 класса к внеклассному чтению я им предложила разработать мини проект «Составление рекламного модуля с использованием максимального количества эпитетов.»

Они выбирали произведение из рекомендованных по программе и рекламировали его через презентацию. Некоторые учащиеся пожелали изменить обложку книги, по их мнению она должна быть более красочной, чтобы привлекать внимание читателя. Я уверена, чтобы выполнить данный проект им пришлось в первую очередь, познакомиться с содержание произведения.

Слайды.

Практико – ориентированные проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни не только класса, школы, но и села.

Приобретенный опыт по организации проектной деятельности на уроке позволяет мне ежегодно возглавить совместно с Лялюховой Н.Н. работу группы учащихся школы над социальными проектами. Совместно мы разработали и реализовали социальные проекты. «Память» - результатом проекта явилась реставрация памятника землякам, погибшим в годы ВОВ

Защитив проект на районном уровне ребята стали финалистами областного этапа. Слайд сертификат

«Городок спорта и отдыха»- строительство спортивной площадки»- защита проекта прошла в рамках II региональной научно - исследовательской конференции «Виват Одаренные» -3 место Слайд сертификат

«Об учителях школы» в результате издана книга. Проект «Их судьбою стала школа» был представлен – на районной и областной конференции. Слайд сертификат.

В ходе данной работы я пришла к выводу, что важным источником повышения профессиональной подготовки учителя является обмен опытом. Представляя свои работы на школьном, окружном, муниципальном, областном уровне я в первую очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все рациональное в свою педагогическую копилку. И еще, я убедилась у проектной технологии много сторонников и последователей.

Перспективы же своей деятельности я вижу в разработке и апробации новых творческих проектов, определив на практике наиболее интересные и результативные.

А учащиеся, накопив опыт использования данного метода на моих уроках, смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.