12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кожемякина Татьяна Владимировна24

Мотивация к учебной деятельности обучающихся

Т. В. Кожемякина, методист

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 27»,

Россия, 630075, г. Новосибирск, ул. Народная, 13/2

 

В статье рассматривается теоретический материал об особенностях становления и функционирования учебной мотивации; определяется психологическое содержание понятий «мотивация», «учебная мотивация» и «учебный мотив».

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, учебный мотив, потребность, деятельность, личность.

 

В настоящее время проблема повышения мотивации обучающихся общеобразовательных школ к обучению имеет особое значение. Решение проблемы повышения мотивации учащихся к обучению особенно актуально для педагогов вечерних школ. Это связано с тем, что основной контингент таких школ составляют, как правило, учащиеся с низкими образовательными результатами. Это дети из неблагополучных семей; учащиеся, не сдавшие выпускные экзамены, не поступившие в учебные заведения; учащиеся, у которых сложились какие-либо жизненные обстоятельства; учащиеся, которые ушли в армию, молодые мамы с детьми.

Чтобы учащиеся с желанием посещали школу, изучали учебные предметы, не прогуливали уроки необходимо создать такие условия, чтобы у учеников была заинтересованность в обучении.

Обратимся к содержанию понятий «мотивация», «учебная мотивация» и «учебный мотив».

Мотивация от слова мотив. Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: мотив – это предмет потребности [5]. Потребности у ученика могут быть разными. Одна из них – потребность в обучении. Значит, при освоении учебных дисциплин необходим учебный мотив.

А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [4, с. 19].

Мотив может обладать:

1. Количественной характеристикой (по принципу «сильный –слабый»).

2. Качественной характеристикой (внутренние н внешние мотивы).

Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для ребенка деятельность значима (например, когда у школьника удовлетворяется познавательная потребность в учении), то тогда можно говорить о внутренней мотивации. В противном случае речь идет о внешних мотивах, так как к деятельности побуждает что-то извне [2, с.176].

Но чтобы в обучении добиться положительных результатов, необходима мотивация.

Мотивация – это не пусковой механизм. Ее главная роль состоит в непрерывном регулировании и активном направлении поведения к целевому объекту. Координируя различные поведенческие операции и направляя их к цели, мотивация превращает разрозненную активность в осмысленное действие [7, с.127].

Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке обучения и воспитания», является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника [4, c.1].

Формирование мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности школьников надо не только учитывать (а иногда это означает, что возрастные особенности просто проговариваются после того, как вся система методов работы учителя уже отобрана, построена), из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Это означает, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного возраста (младшего, среднего, старшего), чтобы подготовить ученика к решению задач следующего этапа развития его личности? Только после этого и на основе этого правомерен выбор форм современного обучения. В связи с раскрытием резервов возрастного развития мотивации осуществляется и индивидуальный подход к учащимся [4, с.2].

Поэтому педагогам нужно повысить мотивацию учащихся к обучению, заинтересовать, чтобы у них возникло желание изучать данный предмет. Для этого необходимо:

постоянно стимулировать и мотивировать положительное

отношение к учебе;

создавать ситуации успеха;

способствовать развитию как «сильных», так и «слабых»

учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

стимулировать любознательность, познавательные интересы и

способности.

Прежде чем начать обучение, учащимся необходимо понять для себя учебную задачу, необходимо применить способы и приемы учебных действий. Очень важно для ученика выполнения действий самоконтроля и самооценки.

Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты: учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля. При возникновении трудностей при выполнении учебной задачи, учитель объясняет детям, для чего надо выполнять то или иное задание. Ученик сопоставляет для себя эти задачи, т.е. перераспределяет задачу учителя для себя.

Этот этап создает готовность ученика к учебной деятельности, которая в дальнейшем ходе учения может и возрастать, и угасать в зависимости от организации учебного процесса [4, c.3].

Роль педагога в готовности учащихся к учебной деятельности очень важна. Учитель должен применять в своей работе разные формы, методы и приемы, активизирующие познавательные возможности учащихся. Любить свой предмет и преподавать его так, чтобы ученики с огромным желанием посещали уроки и имели высокие результаты в освоении учебного материала.

Список используемой литературы:

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. - Воронеж, 1995.

Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - С. 176.

Грекова В.А. «Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы» 2008. [Электронный ресурс] URL : https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-uchebnaya-m (Дата обращения: 08.02.2024)

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F(Дата обращения: 08.02.2024).

Мильман В.Э. Диагностика мотвиационной структуры личности. - М. - Воронеж, 1997.7. Леонтьев А.Н. О сознательности учения // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 7.

Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - С. 127.

ЯкашеваТ.В. Мотивация учебной деятельности учащихся. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» 2014/ [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (Дата обращения: 08.02.2024).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.