12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шакирова Венера Фаритовна34

Авторская программа раннего обучения чтению в ШРР «Росинка»: технологический подход.

Шакирова В.Ф., педагог дополнительного образования, ЦДТ «Азино»


Все мы умеем читать и писать, но все ли можем научить. Выходя из стен педучилища и пединститута, наученные многому, мы всё равно в испуге думали: «Вот придут к нам первоклассники, а вдруг кто-то из них не умеет читать». И очень обрадовались, что в наших классах дети уже умели читать. Проблема, казалось, отпала сама собой. Но пришлось менять место работы, и директор вновь открываемого Детского центра решила создать школу дошколят. Это сейчас они есть в каждом Детском центре, это сейчас дошкольников учат везде, а 14 лет назад мы были одними из первооткрывателей. Были традиционные программы обучения чтению для первоклассников, и мы первый год пробовали работать по ним и по учебникам Горецкого для 6-леток – оказалось, что эта методика малоэффективна при работе с дошкольниками. Пришлось искать иные приемы и методы, читать немногочисленную литературу. Это сейчас достаточно методического и дидактического материала, а тогда, в середине 90-х, всё было в дефиците.

Перед нами стала проблема, как сделать так, чтобы процесс обучения был бы интересен малышам, да ещё и результативен? Как за два занятия в неделю по 30 минут научить тому, чему первоклассников учат 6 месяцев, да ещё и каждый день по 40 минут? А система дополнительного образования добровольная, а не обязательная, как школа. Не научишь быстро, потеряешь контингент. Не было единой программы обучения чтению детей дошкольного возраста, не было методики обучения, а жизнь ставила задачи, которые надо было решать. Искали, анализировали, ходили на курсы, сравнивали. И получилось, что, например, методика Н.С. Зайцева опирается на механическую память и не развивает фонематический слух, не учит звуко-буквенному анализу, текстовый материал существующих букварей и азбук не рассчитан на кругозор дошкольника и не даёт достаточного и последовательного материала для формирования навыка слитного чтения..

Педагоги школы раннего развития решили создавать свою программу раннего обучения чтению дошкольников. Постепенно изменяя, отшлифовывая, совершенствуя, разработали программу «АБВГДЕйка» – так, что сейчас можно сказать: «Да, работает, причём эффективно». Через 2 месяца 97% учащихся ШРР читают. Приходят малыши – уходят ученики. Не стыдно передавать их школьным учителям, дети прекрасно демонстрируют основные учебные умения младшего школьника: технически грамотное чтение, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие, делить слова на слоги, определять место ударения в слове. Столько лет проработав, понимаешь, как важно педагогу представлять конечные результаты обучения по программе: что должны дети знать в конце года и как этого достичь, какие методы и приёмы наиболее эффективны с педагогической точки зрения и интересны с детской.

Помимо задачи обучения чтения, ставятся задачи по развитию речи, расширению словарного запаса, формированию фонематического слуха. Урок за уроком, крупица за крупицей. Каждое занятие должно работать на результат

Главной целью данной программы является формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через технологическое развитие соответствующих навыков слитного и осознанного чтения.

Анализируя программу с точки зрения инновационных моментов, можно констатировать, что отличает данную программу от подобных ее технологическая разработанность. Чётко выстроена логика обучения по программе, этапы и продолжительность, средства и дидактические приемы, предполагаемые результаты.

По каждому разделу тематического плана представлены соответствующие задания, наиболее эффективные приемы, наглядный и иллюстративный материал.

Дидактическое обеспечение программы состоит из нескольких частей:

Конспекты занятий (на начало, середину и конец учебного года),

Примерные наглядные материалы,

Дидактические игры и приёмы по каждому разделу программы,

Диагностический материал, который представлен основными параметрами и критериями обученности, а также технологией проведения диагностики.

Фактически программа представляет собой не просто изложение основных целевых и содержательных установок, а прообраз образовательно-методического комплекса, соединяющего воедино программный продукт и методические средства его реализации.

В настоящее время мною разработаны методические пособия для обучения чтению дошкольников, которые конкретизируют авторскую методику, позволяют детям эффективнее осваивать обучающий материал в соответствии с особенностями программы

В основу обучения по программе положены идеи технологии полного усвоения, элементы игровых технологий.

Так, согласно технологии полного усвоения, продвижение по программе осуществляется пошагово, с условием освоения необходимого предыдущего базового компонента для последующего (например, большее количество времени уделяется чтению прямых и обратных слогов как необходимой базы для успешного обучения чтению в дальнейшем; первые два месяца основное направление в работе – это работа по звуковому анализу, развитию фонематического слуха и формирование умений позиционного чтения, то есть чтения с опорой на гласную). Главная идея: все ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал. Главные девизы: «Учиться победно», «Учить всех, учить каждого», «Легко учить, легко учиться».

Игровые технологии предусматривают преимущественное создание и использование на занятиях игровых ситуаций сообразно развитию ведущего вида деятельности дошкольника – игре. Программа «АБВГДЕйка» имеет большее количество дидактических игр, наглядного и раздаточного материала с игровым компонентом.

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

тестирование по индивидуальным карточкам,

самостоятельные работы,

беседы, выступления.

В зависимости от полученных результатов корректируется образовательный процесс.

Начальная диагностика проводится для определения общего развития познавательных способностей, способности к подражанию, развития мелких мышц руки, уровня развития фонематического слуха и речевого развития. Это позволяет педагогам осуществить дифференцированный подход к формированию учебных групп.

Промежуточный этап включает в себя диагностику по отдельным разделам программы, которая необходима для выявления пробелов в уровне усвоения знаний, умений и навыков и, в зависимости от полученных результатов, позволяет педагогам корректировать учебный процесс.

Итоговое тестирование проводится в два этапа:

1) предметная диагностика по усвоению образовательной программы;

2) проверка знаний воспитанников на выпускном вечере, в сценарий которого включены задания в игровой форме по всем изучаемым разделам.

На каждом занятии проверятся уровень усвоения учебного материала, дети выполняют индивидуальные задания, читают вслух, это необходимо для предотвращения ошибок при обучении технике чтения, параллельно с групповыми объяснениями каждому ребенку даются практические советы, делаются записи в рабочих тетрадях для родителей. Для родителей проводятся консультации, на которых объясняется методика обучения чтению, ошибки конкретного ребенка и объясняется, как правильно помочь ребенку дома (это также требование технологического подхода).

Каждый критерий оценивается в качественных показателях, индивидуально для каждого ребенка. Основным критерием для педагога является качество чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами), характер допущенных ошибок (искажение звукобуквенной структуры слова, перестановки, пропуски, добавления, персеверации букв, слогов – застревание на какой-либо букве, слоге или повторения в слове, неправильная постановка ударения, ошибки интонирования), понимание прочитанного. Результаты заносятся в таблицу и сравниваются в процессе обучения, в середине и в конце года.

Изложенная в программе «АБВГДейка» система работы с дошкольниками по развитию у них навыка чтения и понимания текста, на наш взгляд, может быть использована в практике работы любой школы раннего развития в системе дополнительного образования детей, так как ее отличает технологичность, а значит, универсальность (воспроизводимость в практике работы любого педагога). Изложенная в программе «АБВГДЕйка» система работы с дошкольниками по развитию у них навыков чтения и понимания текста получила признание на 1 Всероссийском конкурсе авторских программ дошкольного обучения, организованном Федеральным институтом развития образования (г. Москва, 2008 г.) и завоевала звание лауреата 1 степени.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.