Статья «Мотивация на обучение»
Статья «Мотивация на обучение»
На Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения».
Автор статьи Гаев Сергей Владимирович-мастер производственного обучения ФКП ОУ №79. (Учебное отделение).
Мотивация-совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих направленность и характер какой-либо деятельности личности, ее поведения в рамках этой деятельности.
Введение.
Работа с мотивацией обучающихся тесно связана с методами обучения и их обоснованным выбором с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Профессиональную деятельность мастер производственного обучения, на производстве должен строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Особое место в жизни обучающихся и мастеров производственного обучения занимает учебная мотивация-система мотивов, побуждающих обучающихся к учебе. Таких мотивов на практике очень много, при этом у разных обучающихся преобладают различные мотивы, каждый из которых является либо внутренним («я хочу»), либо внешним («меня заставили, «меня вынудили»).
Воспитательное значение.
Непременным условием успешного учения и воспитания обучающихся является внимание на уроках-одна из основных забот преподавателя. Без внимания нет активности мысли и действий. Оно и средство, и цель воспитывающего обучения. Почти все приемы организации и методики преподавания преследуют прежде всего цель-установить и поддерживать внимание обучающихся. В производственном обучении это сделать легче, чем на уроках теории. Причина-в различном характере деятельности. Известно, что физический труд сам вызывает и поддерживает устойчивое внимание.
Приступая к изучению обучающихся, мастер составляет программу (план). В начале учебного года он собирает сведения об обучающихся.
Так же мастер проводит беседы с обучающимися с целью выяснения интересующих его вопросов. При этом беседа не должна превращаться в допрос. Беседы могут быть не только индивидуальными, но и групповыми. При подготовке к групповой беседе мастер продумывает цель, примерные вопросы, которые следует задать обучающимся, определяет место и время проведения беседы. Никаких записей во время беседы мастер не делает (только после нее).
К самым сильным побудительным причинам (мотивам) учения относят интерес к предмету. Интерес и внимание тесно связаны между собой. Внимание ведет к отбору полученной информации, интерес сам порождает и поддерживает избирательное внимание длительного времени (месяцы и годы). Интерес к уроку и к предмету не может возникнуть без внимания, направленного на конкретную учебную деятельность.
Процесс обучения представляет собой усвоение понятий и решение различного рода задач. Задачи бывают основные и вспомогательные. Основные задачи вытекают из руководящих идей, принципов данного предмета, понимание которых требует постепенного накопления предварительных сведений.
Существует, шесть факторов, которые служат мотивационными источниками для обучения взрослых:
Социальные отношения:
Внешние ожидания:
Обеспечение потребностей общества:
Продвижение в обществе:
Избавление/поощрение:
Познавательный интерес:
Удовлетворение, вызываемое самостоятельным мышлением обучающихся, служит наиболее глубоким и полным выражением интереса к предмету.
Следует предоставить больше возможностей рассказывать самим обучающимся, возбуждая их мысль различными вопросами в коллективной беседе, отыскивая истины.
Вопросы могут иметь различный характер:
на сравнение двух или нескольких явлений; например: найти черты сходства и различия между явлением проводимости и сопротивлением при прохождении электрического тока;
на вскрытие и объяснение зависимости между явлениями уже совершившимися; например: диаметр отверстия получился больше диаметра сверла; отчего это произошло?
Подобные вопросы в беседе на уроке возбуждают любознательность обучающихся. Мастеру целесообразно подбирать и записывать материал такого характера к каждой теме предмета. Чем больше его будет, тем легче на уроке возбудить любознательность и интерес обучающихся постановкой вопросов проблемного характера.
Весь программный материал теоретического обучения можно разделить на две неравные части:
Материал, усваиваемый по строго предписанным правилам в результате определенного количества умственных или практических действий обучающихся, (т.е. по алгоритму); сюда относятся: большинство разделов спецтехнологии машинно-ручных профессий, порядок чтения чертежей и их выполнения, трудовые действия обучающихся и др.
(Неалгоритмические) элементы; теоретические вопросы и задачи, которые нельзя решить, руководствуясь только правилами; к ним относятся: нахождение неисправностей станков, машин, механизмов и определение наилучших путей их устранения. Такие вопросы, задачи, помимо знания материала, требуют догадки, сообразительности, умения самостоятельно и творчески мыслить, находить взаимосвязь следствия и причины и т.п.
Исследования и опыт обучения показывают, что на первых порах нужно давать обучающимся задачи, решаемые по строгим правилам. Они легче: знай правило-и решишь.
По мере роста объема и уровня знаний и умений обучающихся следует постепенно, шаг за шагом, вводить вопросы, задачи, развивающие сообразительность. Они повышают внимание обучающихся, активизируют их мысль, делают обучение содержательным и интересным, поскольку создают затруднение и требуют поиска, ответа.
Положительные качества личности мастера.
Авторитет мастера, имеет большое значение в мотивации обучающихся.
Одним из верных средств укрепления авторитета служит постоянное стремление к совершенствованию.
Сложный комплекс личных качеств, знаний, навыков и умений мастера, способствующих успеху в деле воспитания и обучения, есть его педагогическое мастерство.
В общении с обучающимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.
Педагогический такт выражается в уважении к обучающимся, разумной требовательности, искренности тона и поведения мастера, умении быстро оценивать обстановку, верно понять мотивы поступков. Он проявляется и в умении не тратить впустую слов, когда надо действовать, никогда не прибегать к оскорбительным замечаниям, унижающим не только обучающегося, но косвенно и самого мастера.
Заключение.
Таким образом, существует закономерность: мотивация обучающихся зависит от собственной мотивации мастера ( педагога, преподавателя, наставника).
Практика показывает, что главный мотивирующий фактор-увлеченность самого мастера (преподавателя), его предметные интересы, его вовлеченность в процесс познания как таковой, искренняя заинтересованность в личностном развитии и профессиональном становлении обучающихся.
Лучший способ мотивировать взрослых обучающихся состоит в том, чтобы просто увеличить количество причин для участия в учебном процессе и уменьшить количество барьеров.
Давно замечено, что хороший урок меньше утомляет, плохой-превращается в серые томительные будни, от которых остается ощущение пустоты и усталости.
Список используемой литературы
Учебное пособие. Методика профессионального обучения. Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставника на производстве. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Блинова.
ООО «Издательство Юрайт» , г. Москва, 2017г.
Мотивация образовательной деятельности. Учебное пособие. О.А. Шляпникова. Ярославль, ЯрГУ. 2014г.
Основы профессиональной педагогики. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией С.Я. Батышева, С.А. Шапоринского. Москва «Высшая школа». 1977г.
Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. О.Ф. Федорова. Москва. Высшая школа. 1970г.
Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Под редакцией И.Г. Коваленко. Минск. «Высшая школа». 1977г.