12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Лебедева111
Люблю свою работу
Россия, Ивановская обл., Иваново

Мотивация обучения у учащихся начальной школы.



учитель начальных классов

МОУ «СШ №41»

Лебедева Н.В.

г. Иваново


Задумываясь о том, как повысить успеваемость и успешность каждого ученика, встает вопрос о мотивации. Как замотивировать учащихся получать хорошие отметки? Что же такое мотивация?

С позиции педагогики мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это мотивированная активность, которая проявляется учащимися при достижении целей учения.

Большинство учеников пришедших в 1 класс с удовольствием слушают учителя, выполняют все требования. Дети замотивированы на получение высокого результата. Но вот проходят первые месяцы обучения, и у некоторых детей наступает период охлаждения к обучению. Им не хочется делать домашних заданий, на уроках они часто отвлекаются. Можно привести много фактов, почему так происходит. Но, остановлюсь на мотивации.

Мотивация может быть внешняя и внутренняя. В чем же их различие? Внешняя мотивация – мотивация, при которой за выполнение задания ученик получает вознаграждение или результат, который нужен не самому ребенку. Например, принять участие в турнире Смешариков, чтобы получить приз. Или получить пятерку, чтобы дома родители за пятерку дали денежку. У выпускников буду учить предмет, чтобы получить больше баллов по ОГЭ или ЕГЭ.

Внутренняя мотивация — когда ученик работает над чем-то ради личностного результата, не стремясь ни к каким дополнительным наградам.

Например, делать домашнее задание просто потому, что ему нравится этот предмет. Ребенок искренне желает заниматься чем-то. Его никто не принуждает, не заставляет делать.

t1673296341aa.jpgt1673296341ab.jpg

Получается, главное отличие в подпитке мотивации: для внешней мотивации обязательно нужна подпитка извне, тогда как для внутренней достаточно получать наслаждение от процесса. Ученые обнаружили, что ожидаемый внешний стимул (к примеру, хорошая оценка) уменьшает внутреннюю мотивацию. При правильном использовании внешней мотивации можно добиться чудесных результатов.

Когда полезна внешняя мотивация?

Вознаграждения могут вызвать интерес в том, что сначала не очень увлекало ученика.

Вознаграждения можно использовать для того, чтобы мотировать учеников приобретать новые навыки и знания. Когда эти навыки получены, ребенок может заинтересоваться в своем дальнейшем развитии.

Внешняя мотивация может быть источником обратной связи. Благодаря этому, ученики смогут узнать о своих результатах и смогут улучшить свои показатели.

Когда лучше использовать внешнюю мотивацию?


1. Только когда награда будет сюрпризом. Ученик просто радуется внезапному подарку и нет привязки выполнения задания с получением обязательной награды в конце.

2. Слова похвалы тоже будет вознаграждением. Особенно важно, чтобы похвала была обоснована конкретными достижениями за определенный период. Т.е., не просто «Ты сегодня отлично позанимался», а «Сегодня ты намного лучше применил правила орфографии и подробно отвечал на вопросы».

3. Не стоит применять внешнюю мотивацию, если ученик достаточно внутренне мотивирован. Ребенку, радостно выполняющему задания по математике, уже интересен процесс обучения. А если к этому добавить бонус или приз на получение результата, то отбирается наслаждение от самого процесса обучения.

Для запуска работы внутренней мотивации необходимо создать оптимальные условия, в которых ученики смогут почувствовать прилив внешней мотивации.

Один из способов – это хорошо знать своих учеников, знать, чем интересуются, какие увлечения у них есть. Подбодрить каждого во время урока нужным словом.



Следующий способ – это потребность в признании и связи с другими людьми. Если ребенок доверяет людям вокруг, чувствует их одобрение и верит в то, что он многое может, у него растет заинтересованность в обучении. Возможность общаться с другими людьми лучше влияет на учебную мотивацию, чем когда ученик делает что-то один. То есть каждый ученик нуждается в позитивных взаимоотношениях с окружающими: с учителем и другими ребятами.

А вот если человеку внушать, что он ничего не может и не умеет, то у него падает мотивация: учиться, общаться, жить.

Так у ученика может развиться так называемая «выученная беспомощность». Она возникает в силу того, что ребенок или взрослый оказывается в ситуациях, когда его действиям придают негативную окраску. Этот опыт запечатлевается. Потом, в ситуации, где можно что-то сделать, он беспомощен и не может справиться с задачей.

И необходимо помнить о врожденном любопытстве. Мотивировать на выполнение заданий потому, что это побуждает интерес.

Сравнивая влияние внешних и внутренних факторов на мотивацию, понимаешь, что оптимальных результатов добьешься при балансировке между обоими типами. Поддержание конкуренции (внешняя мотивация) и поиск знаний ради себя (внутренняя мотивация).



Список использованных источников и литературы

https://skyteach.ru/2020/07/08/knopki-vozdejstviya-na-vnutrennyuyu-i-vneshnyuyu-motivaciyu/

Авторский коллектив Ассоциации российских тренеров АРТа, пособие «Проектный менеджмент для педагогов: руководство к действию», 2018

Петрановская Л.В., методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов «Травле – нет», 2018

https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-pedagogicheskoy-deyatelnosti-1

https://www.uchmet.ru/library/material/238834/101362

https://batyushkin.ru







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.