Проект «Чудеса Хохломы»
МОУ «Богородская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Чудеса Хохломы»
Работу выполнили
учащиеся 4 класса
Руководитель проекта:
Купцова Наталия Ивановна
2016 год
Оглавление.
Введение. 2
Основная часть. 5
1. Где зародилась Хохлома. 5
2. Сколько лет «золотой» посуде? 5
3. Как изготавливают предметы народного промысла. 5
4. Узоры и орнамент Хохломы. 7
Заключение. 10
Список литературы. 11
Приложение 1. 12
Приложение 2. 13
Введение.
Наш творческий проект посвящён русскому народному промыслу «Хохломе». В ноябре мы съездили на экскурсию в город Семёнов, побывали в музее народного быта «Дом Семёна ложкаря» и в музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома». Нас очень увлекла и заинтересовала эта поездка. Работы мастеров были просто великолепны! Больше всего нам понравились узоры «Хохломы». Захотелось ещё больше узнать об этом народном промысле и создать своё изделие с элементами росписи.
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
Тип проекта: информационно-творческий.
Цели проекта:
Познакомиться с возникновением народного промысла, узнать особенности изготовления расписной посуды.
Основополагающий вопрос:
Выяснить, кто создаёт красоту и нужна ли сегодня Хохлома?
Сроки реализации проекта: ноябрь – март.
Задачи проекта:
Обучающие:
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи, оригинально составлять узоры,
используя растительные элементы.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей.
Развивать чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение, зрительную память,
умение анализировать.
Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, «золотая Хохлома».
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народному творчеству, к русскому прикладному искусству.
Воспитывать уважение к работе мастеров.
Практические:
Освоить основные виды и приёмы выполнения хохломской росписи.
Расписать доски, ложки.
Провести презентацию проекта с приглашением ребят из начальной школы и родителей.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Актуальность проекта.
Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 4 класса освоить элементы хохломской росписи и использовать эти навыки в повседневной жизни.
Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационно – подготовительный. (Ноябрь).
Определение темы работы над проектом.
Постановка проблемы. Выявление её актуальности.
2 этап. Практико – ориентированный. Работа в группах. (Декабрь - февраль).
Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.
3 этап. Презентация результатов. (Март).
Представление проекта.
Основная часть. |
Нас заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.
2. Сколько лет «золотой» посуде?
Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всём мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом, используя знания, полученные во время экскурсии в г.Семёнов.
3. Как изготавливают предметы народного промысла.Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку нам помог сделать учитель технологии Зырин Сергей Анатольевич.
Теперь нужно загрунтовать изделие. У нас была смесь белой гуаши с клеем ПВА. Далее – роспись. А как расписывать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под» фон (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).
Мы решили расписать разделочные доски «под» фон.
4. Узоры и орнамент Хохломы.Существуют разнообразные виды орнаментов. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.
Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.
«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом.
«Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.
Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку. Самые затейливые узоры называются «Кудрины».
За увлекательным занятием!
Результат нашей творческой работы!
Деревянная ложка – подарок нашим дорогим папам! С Днём защитника Отечества!
Доска - панно для наших любимых мамочек!
С наилучшими пожеланиями в День 8 Марта!
Когда мы собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
Заключение
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Василенко В.М. Искусство Хохломы. (В. М. Василенко – М.: Искусство, 2009).
Емельянова Т. И. Золотая Хохлома. Альбом. (Т. И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010).
Жегалова С. К. Русская народная живопись (С. К. Жегалова – М.: Прикладное искусство, 2008).
Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». Авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская (Москва «Баласс», 2012).
Ресурсы интернета.
Приложение 1.
СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
1. |
2. |
3. |
4. |
СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ
1. |
2. |
3. |
4. |