12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купцова Наталия Ивановна66
Россия, Нижегородская обл., с. Богородское, Воскресенский район

МОУ «Богородская средняя общеобразовательная школа»

 

Проект

«Чудеса Хохломы»


 


 

Работу выполнили

учащиеся 4 класса

Руководитель проекта:

Купцова Наталия Ивановна

2016 год

Оглавление.

Введение. 2

Основная часть. 5

1. Где зародилась Хохлома. 5

2.  Сколько лет «золотой» посуде? 5

  3. Как изготавливают предметы народного промысла. 5

4. Узоры и орнамент Хохломы. 7

Заключение. 10

Список литературы. 11

Приложение 1. 12

Приложение 2. 13


 Введение.

Наш творческий проект посвящён русскому народному промыслу «Хохломе». В ноябре мы съездили на экскурсию в город Семёнов, побывали в музее народного быта «Дом Семёна ложкаря» и в музейно-туристическом центре «Золотая Хохлома». Нас очень увлекла и заинтересовала эта поездка. Работы мастеров были просто великолепны! Больше всего нам понравились узоры «Хохломы». Захотелось ещё больше узнать об этом народном промысле и создать своё изделие с элементами росписи.


 


 

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

П. Синяковский


 

Тип проекта: информационно-творческий.

Цели проекта:

Познакомиться с возникновением народного промысла, узнать особенности изготовления расписной посуды.

Основополагающий вопрос:

Выяснить, кто создаёт красоту и нужна ли сегодня Хохлома?

Сроки реализации проекта: ноябрь – март.

Задачи проекта:

Обучающие:

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи, оригинально составлять узоры,

используя растительные элементы.

Развивающие:

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение, зрительную память,

умение анализировать.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, «золотая Хохлома».

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству, к русскому прикладному искусству.

Воспитывать уважение к работе мастеров.

Практические:

Освоить основные виды и приёмы выполнения хохломской росписи.

Расписать доски, ложки.

Провести презентацию проекта с приглашением ребят из начальной школы и родителей.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Актуальность проекта.

Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 4 класса освоить элементы хохломской росписи и использовать эти навыки в повседневной жизни.

Методы работы: поиск, отбор и анализ информации.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Организационно – подготовительный. (Ноябрь).

Определение темы работы над проектом.

Постановка проблемы. Выявление её актуальности.

2 этап. Практико – ориентированный. Работа в группах. (Декабрь - февраль).

Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.

Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.

3 этап. Презентация результатов. (Март).

Представление проекта.
 

 Основная часть.

 
 1. Где зародилась Хохлома.

Нас заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи? Хохломской промысел был основан в  Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.

 

  2.  Сколько лет «золотой» посуде?

Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всём мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом, используя знания, полученные во время экскурсии в г.Семёнов.

   3. Как изготавливают предметы народного промысла.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.

Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

 


 

Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку нам помог сделать учитель технологии Зырин Сергей Анатольевич.

 


 


 

Теперь нужно загрунтовать изделие. У нас была смесь белой гуаши с клеем ПВА. Далее – роспись. А как расписывать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под» фон (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).


 


 


 

Мы решили расписать разделочные доски «под» фон.

  4. Узоры и орнамент Хохломы.

Существуют разнообразные виды орнаментов. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком. 

«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и чёрным цветом.

 «Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. 

 Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.

  Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку. Самые затейливые узоры называются «Кудрины».

За увлекательным занятием!

Результат нашей творческой работы!

Деревянная ложка – подарок нашим дорогим папам! С Днём защитника Отечества!

Доска - панно для наших любимых мамочек!

С наилучшими пожеланиями в День 8 Марта!

Когда мы собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.

В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.


Заключение

В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?», «Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.

Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!

 

Василенко В.М. Искусство Хохломы. (В. М. Василенко – М.: Искусство, 2009).


 

Емельянова Т. И. Золотая Хохлома. Альбом. (Т. И. Емельянова – М. Интербук – бизнес, 2010).


 

Жегалова С. К. Русская народная живопись (С. К. Жегалова – М.: Прикладное искусство, 2008).


 

Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». Авторы О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская (Москва «Баласс», 2012).


 

Ресурсы интернета.

 

  Приложение 1.


 


 


 


 

  Приложение 2.

 СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

1.

2.

3.

4.

СОВРЕМЕННАЯ ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ

1.

2.

3.

4.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.