Конспект комплексного занятия в ДОУ «Моя Родина — Крым»
Конспект комплексного занятия «Моя Родина — Крым»
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие» (формирование знаний о родном крае, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое (аппликация)»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, физическая, познавательная, изобразительная.
Программное содержание: формировать знания о родном крае, его особенностях, о своей местности. Расширять и углублять представления о Родине, её уникальных местах, о городах, их роли в жизни Крыма; учить с гордостью и уважением относиться к истории прошлого нашего края, учиться высказывать предложения; воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты-целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к рассказу педагога о Крыме, с интересом слушает о истории родного края, дополняет своими ответами, называет местность, запоминает небольшие тексты по теме занятия, запоминает названия населённых пунктов.
Материалы и оборудование: фотоиллюстрации о Крыме, видеоматериал «Свидание с Крымом», вырезанные заготовки из цветной бумаги детали дома, деревьев, клей, кисти, салфетки.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу о нашем любимом крае-Крымском полуострове, который является частью России-великой и могучей страны.
Счастливый край, где блещут воды,
Лаская пышные брега,
И светлой роскошью природы
Озарены холмы, луга.
А. Пушкин
Россия очень богатая, большая и очень разная: на севере очень холодно и всё покрыто снегом, на юге-жарко и солнечно, где-то идёт много дождей, а в другом месте-сухо. Есть могучие высокие горы, широкие реки, огромные поля, прекрасные сады, красивые равнины, леса. Каждый уголок по-своему уникален и интересен. Есть большие города, маленькие посёлки, уютные деревни и прекрасные столицы. Нам нравится каждый уголок, любимый город, улица, место, где мы с вами живём.
Одно из самых красивых мест на юге России- это Крымский полуостров. Это наша Родина-край, в котором мы родились, живём, ходим в детский сад.
Крым-самый красивый, удивительный, любимый, тёплый, солнечный, уютный край!
Воспитатель: Послушайте, как говорят о Крыме.
Полуостров наш приветлив,
в гости нас к себе зовёт,
кто у моря утро встретит,
тот о Крыме запоёт!
Ребята, Крымский полуостров омывается водами Чёрного и Азовского морей. Чёрное море- ласковое и тёплое, волнующее и спокойное, оно красиво всегда, в любое время года. Наше море привлекает нас своей красотой, оно такое разное: лазурное с тихими волнами, синее и серебристое, тёмное с бурлящей, грохочущей пеной. С давних времён Чёрное море являлось главным для Крыма, с ним связана история, наше настоящее и будущее. По морю приплывали суда с товаром, и заморские гости спешили увидеть наш край, море дарит нам богатый улов рыбы, тёплые волны омывают наш берег! Наше Чёрное море удивительно- оно прославлено в легендах, песнях, стихах. Его красота привлекает художников, поэтов, писателей, историков. В наше время на всём побережье построены здравницы, санатории, детские оздоровительные лагеря. Мы ежегодно любим отдыхать у моря, купаться в его тёплых волнах, смотреть на ласковый прибой. А кто из вас знает, что самое глубокое место на Чёрном море-2245 метров находится у Ялты? В Чёрном море живет около 1500 видов растений и животных, в том числе 180 различных видов рыб. Огромные стаи дельфинов живут в море, их часто можно увидеть с прогулочного катера. Морская прогулка – самая интересная, приятная, незабываемая. Вот как писал А. С. Пушкин:
Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля…
Воспитатель: Чёрное море приносит летом прохладу, а зимой «утепляет» непогожие дни. Воздух на Южном берегу целебен: здесь всегда с удовольствием дышится. Хорошие пляжи на Южном берегу, большинство с галькой. Вода у берегов быстро прогревается, поэтому даже в холодные дни морская вода тёплая. Купальный сезон начинается с мая и продолжается до октября. А в летние дни солнце всегда одаривает нас своей щедростью. Поэтому Южный берег считают лучшим курортом.
Крым-большой и светлый дом,
Расти и жить привольно в нём,
Здесь климат целебный и здравниц уют
Край наш курортом гости зовут!
Наша первая остановка возле моря, послушайте шум морского прибоя
(аудиозапись «Морской прибой»)
А теперь небольшая физкультурная пауза.
(физкультурная пауза)
(педагог показывает, дети повторяют и имитируют движения)
-красивое Чёрное море---(волнообразные движения руками,
-высокие горы---(руки над головой,
-красивые, зеленые леса---(покачивание руками над головой,
-тёплые, длинные реки---(волнообразное движение одной рукой,
-широкий, тёплый край---(разводим руки в сторону).
-Это всё наш край родной!
(дети повторяют 2 раза)
Воспитатель: Какая она- наша Родина? Как она называется? В каком городе мы с вами живём?
С тобой живём и родились на загадочной земле мы Крымом край родной зовём, растём мы в дружбе и тепле.
В Крыму проживает много национальностей: русские, украинцы, реки, болгары, татары. Каждый народ имеет свои обычаи, культуру, родной язык.
Все они живут в городах, сёлах, деревнях, посёлках.
Самый главный город в Крыму – Симферополь, его называют столицей. «Город- собиратель» -так звучит он в переводе с греческого. Город основан с 1784 года, однако местность заселена с давних времён, в окрестностях обнаружена стоянка древнего человека, жившего здесь, как считают учёные, 40-50 тысяч лет назад. Первые дома строились древними мастерами –скифами и греками. Постепенно город застраивался, появлялись красивые дома, здания, новые улицы. В последнее время растут стремительно новостройки, появляются новые районы, площади, проспекты. Симферополь переплетён историей прошлого, но и гордиться настоящим! В настоящее время Симферополь является главными воротами Крыма. Он встречает гостей на железнодорожном вокзале, отсюда они едут по разным направлениям. Сегодня Симферополь-это административный, промышленный, культурный центр, с богатым прошлым и настоящим.
Приятно пройтись по знакомым улицам, погулять в зелёных парках, посмотреть достопримечательности. В городе много театров, музеев, кинотеатров и памятных мест. В столице есть улицы с историческим прошлым, а из центральной части города идут четыре
главные магистрали в разные уголки. Одна из них ведёт на Южный берег Крыма. Дорога Симферополь-Алушта является троллейбусной трассой- единственной в стране по протяжённости горного рельефа.
(показ фотоиллюстраций о Симферополе)
Воспитатель: Ребята, подскажите, чем ещё богат наш город?
(ответы детей) :
-в нашем городе много парков, детских площадок;
-есть больницы, поликлиники, аптеки;
-дома, в которых мы живём, много детских садов.
Воспитатель: Симферополь-это ещё и культурная столица! В городе есть библиотеки, где мы можем взять интересную книгу, на различных выставках и музеях представлены предметы народного творчества крымского народа и работы, выполненные руками детей, в Крымском театре кукол и Симферопольском цирке всегда многолюдно и весело- там идут интересные представления, а Крымская филармония показывает для детей увлекательные концерты. В городе ежегодно проходят фестивали, конкурсы, музыкальные представления, праздники. Симферополь с радостью встречает гостей- артистов, музыкантов, поэтов, художников. Свои таланты показывают наши маленькие артисты-ребята из различных детских и творческих коллективов.
Наша следующая остановка в нашем детском саду «», который находится в городе………….
Воспитатель: Ребята, расскажите о нашем детском саде, какой он, что интересного в нём бывает?
(ответы детей)
-в детском саду мы занимаемся и играем;
-у нас проходят интересные утренники;
-мы получаем новые знания на занятиях;
-в саду проводят разные праздники, развлечения;
-наш детский сад очень большой, много разных групп;
-к нам приезжают артисты из музыкальных коллективов и показывают нам увлекательные представления, где мы участвуем;
Воспитатель: ребята, давайте сейчас на большом плакате выполним из различных заготовок из бумаги наш детский сад. Вы можете использовать готовые формы-заготовки для постройки дома, детали-заготовки деревьев. Наша интересная работа будет коллективной, поэтому помогайте друг другу. Наш детский сад должен получится красивым, поэтому при работе с аппликацией будьте аккуратны.
(самостоятельная работа детей, педагог помогает детям в процессе работы, подсказывает им по мере необходимости, напоминает о правильном обращении с клеем и кисточкой во время работы)
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый детский сад у нас получился! Просторный и удобный, и называется он – скажем все вместе: « »!
А сейчас мы немного отдохнём и проведём весёлую физкультминутку!
(физкультминутка)
(дети делают круг, держат друг друга за руки и присели на корточки)
Воспитатель начинает первую фразу- дети заканчивают и выполняют движения:
Воспитатель: Утром дети все спешат в наш любимый
Дети: детский сад (дети постепенно встают и шагают на месте);
Воспитатель: его «» называют
Дети: здесь играем и поём, дружно весело живём! (каждый ребенок берёт за руки рядом стоящего и все вместе одновременно поднимают руки вверх);
Воспитатель: Пусть стоят на месте ножки (дети делают «пружинку»,
только хлопают в ладошки (дети хлопают,
хлоп да хлоп перед собой.
А теперь скорей похлопай,
да погромче, за спиной (хлопки за спиной).
Выше, выше, выше хлопай,
Руки выше поднимай (дети хлопают в ладоши над головой,
а теперь качать руками можно целых пять минут (дети качают руками перед собой).
Отдыхая вместе с нами (дети приседают на корточки и складывают ладошки под щёку,
руки тоже отдохнут.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(сели на места)
Воспитатель: Давайте отправимся дальше путешествовать по нашему краю. Есть ещё два места, о которых хочется особо сказать: Севастополь и Керчь. Слава легендарных городов –героев переживает века. Они- лучший памятник мужеству, стойкости, героизму воинов Великой Отечественной войны. Большие испытания выпали на долю этих городов во время войны. Навечно в памяти нашего народа останется великий подвиг защитников Севастополя, 250 дней, сдерживающих у своих стен огромную армию врага, и мужество героев-защитников Керчи. За героизм, стойкость, отвагу, проявленные при освобождении Крыма, многим воинам было присвоено почётное звание Героя Советского Союза. Севастополь и Керчь- являются городами –героями, они награждены орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
(показ фотоиллюстраций о городах)
Отправляясь дальше путешествовать по Крыму, мы заглянем в Ялту!
Залитые ярким солнцем пляжи, всплески морского прибоя, утопающие в зелени парки, корпуса санаториев и пансионатов- всё это Ялта- столица курортов Крыма. Мягкий, целительный климат, щедрая природа привлекает сюда отдыхающих и туристов. Свои экскурсии Ялта предлагает детям: это Никитский ботанический сад- зелёная сокровищница Крыма, музей «Поляна сказок», Ялтинский зоопарк, водопад Учан-Су, и морские прогулки вдоль побережья на катере.
Южный берег Крыма объединяет в себе многие города, создавая целый ряд климатических курортов. Это- тёплая, приветливая Алушта, восхитительная Ялта, солнечная Феодосия и детская здравница Евпатория. В городах созданы прекрасные условия для отдыха и лечения, для занятий спортом, прогулок, экскурсий.
Сегодня мы с вами посмотрим фильм «Свидание с Крымом», в котором вы увидите самые красивые уголки нашего полуострова, Симферополь и другие города, достопримечательности Крыма. Приятного вам просмотра!
(просмотр документальный фильм «Свидание с Крымом»)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о Крыме, о родном городе, где мы с вами живём-это всё наша любимая Родина, всё это –часть нашей великой России!
Все вместе выполнили коллективную работу детский сад « ». А мы всегда с вами должны любить свой край, жить дружно и помогать друг другу!
Наше занятие закончилось, спасибо вам!
Литература
1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С. ,Васильева М. А. «Комплексные занятия По программе «От рождения до школы»»
2. Зеленин Г. И., Войтенко Л. А. «Этот удивительный Крым»
3. Темиров Г. «Туристкие маршруты Крыма»
4. Чернов В. «Южный берег Крыма»
5. Видеоматериал «Свидание с Крымом» (документальный фильм, 2009 год, Союз «Сталкер»)