Статья «Моё педагогическое кредо»
Сентябрь…Удивительный месяц по цветовому убранству. Каких только цветов не увидишь на улице. Осень для меня - праздник, ведь именно первого сентября я иду в школу, на работу, и жду встречи со своими любимыми учениками. Когда учащиеся приходят из начальной школы в пятый класс, они попадают сразу в руки к огромному количеству учителей. Заходят в новый кабинет, садятся за парты и думают: какая она, эта новая учительница: весёлая или грустная, добрая или злая?
Моё рабочее место - кабинет русского языка. Я преподаю русский язык и литературу.
2010 учебный год был назван годом Учителя. Я думаю, что правильно. Нужно отдавать дань уважения этим людям, которые, как из пластилина, лепят человечков, а потом вкладывают знания, учат уму – разуму.
С пятого класса по крупице, по частичке учат ребята предмет «Русский язык» - трудный, но нужный. И всегда рядом учитель.
Я, Сафина Аниса Мансуровна, родилась в городе Магнитогорске в 1962 году в семье рабочих. Мама проработала продавцом всю свою жизнь. Отец – рабочий обувной фабрики. В первый класс пошла в 1969 году в школу №43. Семья жила тогда в бараке. Жили дружно. Соседи помогали соседям. А ребятишки весело играли на улице в снежки (если была зима), а весной, летом и осенью лазили по Магнитной горе, искали удивительные камешки. И находили! Радости не было предела! А ещё мы любили ходить на аглофабрику собирать остатки проволоки. Если её очистить от грязи, то внутри прятались цветные проводки: красные, синие, жёлтые. Мы их собирали, а потом плели ручки. Многие одноклассники мне завидовали: очень уж симпатичные получались у меня плетёные ручки. Конечно, потом я все их раздаривала. Хорошо запомнила я свою первую учительницу. Тамара Григорьевна Качкаева. Высокая, строгая, никогда не улыбающаяся, очень требовательная. Её немного все побаивались. А на уроках глаз с неё не сводили. Как красиво она говорила: строго, точно, ни единого лишнего слова, движения. А как одевалась! Строгие платья и костюмы. На каждом обязательно воротничок. Ой, сколько у неё их было. Потом перешла я в четвёртый класс. Появились новые учителя, предметы. Барак, в котором мы жили, шёл под слом. И всем семьям выделили квартиры на правом берегу. Нашей семье дали квартиру на телецентре. И пошла я в седьмой класс в школу №61. После восьмого класса, сдав экзамены, решила поступать в педагогическое училище. Захотелось стать учителем.
В училище преподаватели были серьёзные, умные, талантливые. И группа девчат подобралась хорошая. Вместе и на концерт, и на политинформацию, и к заболевшей… Мы всё делали вместе.. Видимо поэтому общаемся до сих пор. А куратором у нас была Мишина Зоя Дмитриевна. Партиец, человек дела, она нам покою не давала. Вместе с ней впервые поехали на картошку в Агаповский район. Поселили всех в бывшем коровнике, поставили двухъярусные кровати. В сшитые наперники и наволочки девчата сами набивали солому. Вот на этом и спали. Смеялись, но спали. И работали. Это были не забываемые моменты жизни. И Зоя Дмитриевна была с нами. И мы чувствовали себя увереннее. «Вот какой ещё надо быть,- думала я.- И я стану такой! Обязательно стану!»
Училищная жизнь пролетала незаметно. Сложно было, трудно, не всё сразу получалось (особенно урок музыки, где нужно было сыграть на мандалине.) Ведь выучила произведение к уроку, отрепетировала всё, а у доски растерялась – пальцы не слушаются, не зажимаются лады на струнах. И вновь помощь учителя. Спокойно, (а в классе сидят третьеклассники и кучка студентов), методист говорит: «Положи мандалину и пой». И я запела. И урок довела до конца. И получила четвёрку, заслуженную!
Практика в школах города мне очень нравилась. К урокам я готовилась на совесть. Это ведь малыши, они пример с нас берут. И вот именно к практике мы с мамой обошли все магазины и нашли коричневое строгое платье. А так как моя мама была рукодельница, то она крючком связала квадратный огромный воротничок и большие манжеты. Смотрелась я в этом платье строго, торжественно, прямо настоящая учительница! Вот и воплотилась во мне Тамара Григорьевна Качкаева – первая учительница. Я стала подражать ей во всём: в манере говорить, держать себя, одеваться.
Распределение. Его ждали. Как? Что? Куда? Мне достался Нязепетровский район. Почему – то не боялась уезжать из дома. Ждала чего – то нового, интересного, хотелось увидеть мир. В Нязепетровском районе меня определили в деревню Деево, а мою подругу – в посёлок Нестерово. Так как оба населённых пункта в одном направлении, то вначале мы заехали в посёлок Нестерово, где и остались. Выделили нам квартиру в доме на трёх хозяев.
Время шло своим чередом. В конце первой четверти директор школы вызвала меня к себе и сказала, что ей очень нравятся мои уроки, но не хотела бы я попробовать себя в другой роли – преподавать русский язык в среднем звене. И я согласилась. С утра вела уроки русского языка и литературы, а к обеду приходили мои третьеклассники.
Так незаметно пролетел первый год, подошёл январь второго года моей работы в школе. Перед новогодними каникулами вызывает меня к себе директор школы для разговора: «У тебя всё хорошо получается, но нужно образование. Зачахнешь ты тут. Уезжай».
На весенние каникулы отправилась я домой, в Магнитогорск. Посоветовалась с мамой, как быть. Очень хотела стать учителем биологии, но для этого нужно было ехать в город Челябинск. Понимала , что семья не потянет мою учёбу. «Поступай дома, проще будет»,- сказала мама. И пришлось выбирать. Так как математику я не очень – то любила, оставался только русский язык. Вернулась в село, доработала до конца года, отправила по почте заявление в приёмную комиссию. Вот так и стала я студенткой Магнитогорского Педагогического Института.
Время обучения в институте – это тоже мои любимые годы. Знания давались отличные, учились с удовольствием. А помимо учёбы были выезды в село на уборку картошки. С молодёжной бригадой ездила на строительство нового здания тракторного завода в город Челябинск. На фольклорную практику в село Ларино. Летом работала проводником. Впервые увидела море! А потом был Байкал.
Пока молод, всё интересно, всё нужно попробовать, всё посмотреть.
Время учёбы в институте пролетело незаметно. Вот уже и распределение. Куда? В Златоуст! Прибыв в город Златоуст, с вещами отправилась в городское управление образования, где мне сказали, в какой школе буду работать и дали направление в общежитие. Обустроившись на новом месте жительства, я поехала в школу № 23, которая была расположена на самом краю города, в рабочем посёлке металлургов.
. Нагрузку по тем временам дали большую: пять четвёртых классов! И все они занимались в разное время: одни с утра, другие приходили к одиннадцати часам, третьи – к часу…Рабочий день длился до шестнадцати часов. Я была молодая, поэтому усталости не ощущала. Ещё вечерами с девчатами ходили то в кино, то в клуб на дискотеку, а когда просто гуляли по городу.
. В соседней комнате со мной жила Люба Береговая. Она тоже из Магнитогорска, но приехала годом раньше. Вместе стали работать в одной школе, вместе получали «взбучку» от директора школы. Она приходила к нам на уроки, а потом садила у себя в кабинете и разносила уроки в пух и прах. И ещё добавляла: «Отвратительные уроки, я могу поставить вам только двойки!». А потом как – то (прошло уже где – то с полгода), она проболталась, что если бы она сразу начала нас хвалить, то тогда не вышло бы из нас учителей. Жестоко, но, видимо, она была права. Может поэтому и стали мы - Учителями!
Когда – то Аристотель сказал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». И он был прав. Счастье - стать хорошим учителем – нашло меня.
В этом же городе нашла я и другое счастье. Вышла замуж, родила двух ребятишек.
Но Магнитогорск, как магнит, тянул к себе. И вот, собрав вещи, заказав машину, семья переезжает. Работу нашла быстро, возле дома. Школа №66.
И. В. Гёте когда- то сказал: «Учатся у того, кого любят». Так и у меня. Жизнь как – то сводила с такими людьми, у которых можно было поучиться. А в школе №66 такими людьми оказались:
Лилия Павловна Савина, Людмила Борисовна Агапитова, Тамара Владиславовна Тиканова, Ирина Борисовна Емельянова, городской методист по историческому краеведению Ольга Александровна Гакина. Этим людям я благодарна за помощь, за поддержку. Как здорово, когда рядом с тобой по жизни идут замечательные учителя и удивительные люди.
Кто – то в шутку сказал, что нужно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. По папиной линии все её родственники разделились пополам: кто – то пошёл в медицину, а кто – то - в преподаватели. А во мне есть что – то и от первых и от вторых. Если бы повернуть время обратно, то я бы, наверное, смогла стать и хорошим врачом. Но я – Учитель! И горжусь этим званием!
И не случайно именно в год Учителя меня наградили Почётной Грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации. Значит, заслужила, значит, стала Учителем с большой буквы…