Статья «Мозаика движений»

3
0
Материал опубликован 4 November 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок».

Лапина Наталья Михайловна, учитель – логопед.

 

Программа «Мозаика движений» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

Актуальность темы. В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии - перинаталь­ного поражения центральной нервной системы. [1]. Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются и воспитываются в нашей группе на основании заключений ТПМПК. Контингент нашей группы - неоднороден: пятнадцать детей седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с I, II, III уровнем речевого развития, осложненного дизартрическим компонентом), из них четверо детей со вторичной задержкой психического развития. Все дети являются часто болеющими. Дети в группе ослаблены, быстро утомляются.

Одна из актуальных проблем в нашей группе - это глобальное нарушение развития речи у детей дошкольного возраста. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

В анамнезе у детей - признаки перинатальной энцефалопатии - перинаталь­ного поражения центральной нервной системы. [1]. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая трав­ма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода.

В начале учебного года в сентябре, после общего обследования логопеда и психолога, наблюдений воспитателей у детей были выявлены недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Недостаточная координация движений имеется во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Движения детей бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью.

В процессе индивидуального консультирования родителей выяснилось, что все вышеперечисленные проблемы негативным образом влияют на обучение. И на родительском собрании встал вопрос о готовности ребенка к школе с данными проблемами. Стало понятно о необходимости введения дополнительных эффективных оздоровительных технологий в игровой форме. Успешное обучение дошкольников осуществляется только в игровой форме. Одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, является нейропсихология детского возраста [7].

Новизна. Формой такой работы стал нейропсихологический подход, который основывается на использовании Метода замещающего онтогенеза. Это направление в коррекционной и развивающей работе считается одним из самых перспективных. Нейропсихологический подход к подготовке к школе обеспечивает правильное и комплексное формирование задействованных в процессе обучения высших психических функций.

Целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов.

Мы пришли к выводу, что нам, психологу и логопеду в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, целесообразно использовать нейропсихологический подход в виде совместного игрового занятия. Поэтому на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» была разработана Программа «Мозаика движений» и преимущественно ориентирована на коррекцию  и абилитацию 1-го функционального блока мозга, и основана на комплекс нетрадиционных упражнений. В программе представлены нейропсихологические методы и приемы в работе логопеда и психолога.

При подготовке к школе мы не сажаем ребенка за парту, не учим читать и писать, мы просто активизируем, наполняем энергией и силой мозг. Коррекция с применением нейропсихологических методов начинается с двигательных методов, так как закрепление телесных навыков предполагает извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.

Эти методы являются базальными для развития высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. [1].

Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии.

Программа: «Мозаика движений» является модификацией программ В.С. Колгановой, Е.В. Пивоваровой «Нейропсихологические занятия с детьми» и Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития», в которых реализуется принцип замещающего онтогенеза, предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций. Педагоги, участвующие в коррекционно-развивающем процессе, включили игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятии, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Программа «Мозаика движений» направлена на развитие произвольной регуляции поведения дошкольников при помощи методов нейропсихологической коррекции, позволяет преодолеть недостатки формирования у детей психологических предпосылок учебно-познавательной деятельности:

снижение общей работоспособности, утомляемость, рассеянность;

нарушение мыслительной деятельности;

снижение функции внимания и памяти;

несформированность пространственной сферы;

несформированность функции контроля и произвольности,

недостаточность саморегуляции в процессе учебно-познавательной деятельности;

стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе;

выстраивает адекватные коммуникации со сверстниками и взрослыми;

раскрывает потенциальные возможности ребенка.

Считаю, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Очень легко ставятся звуки и формируется речь у детей с ОНР.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Заниматься могут дети с сохранным интеллектом, имеющие трудности в общении, познавательном и речевом развитии, поведении, задержки в развитии познавательном, эмоциональном, речевом, а также дети, имеющие проблемы со здоровьем. Программа рассчитана на проведение во время пребывания детей на базе детского сада в логопедической группе.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 25 занятий. Игровые фронтальные занятия проводятся один раз в неделю, время проведения – 25 минут. Каждое занятие может отрабатываться по 2-3 раза до тех пор, пока не будет достигнут результат. Занятия проходят не только фронтально, но и в подгруппах, и индивидуально.

Цель Программы - создание условий для активизации интеллектуальной и речевой готовности у воспитанников к школьному обучению посредством использования нейропсихологических методов и приёмов.

Были поставлены задачи:

для детей:

Развитие межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие высших психических функций.

Формирование волевой и поведенческой регуляции.

Регуляция и нормализация мышечного тонуса с помощью растяжек, реципрокных упражнений.

Развитие в дви­гательной, речевой и познавательной сферах, максимально возмож­ная адаптация их в окружающем мире.

Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности в вопросах

применения в работе нейропсихологических методов.

Применять в практике работы с детьми нейропсихологические методы.

Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство

гордости за достигнутые результаты.

Для родителей:

Познакомить родителей с современными нейропсихологическими методиками, их целями и задачами.

Научить родителей применять эти методики во взаимодействии с детьми.

Включили методы и формы работы, направленные на реализацию задач программы.

Содержание нашей совместной деятельности построено на: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослых с детьми.

Формы работы: Игровое занятие со здоровьесберегающими технологиями.

Форма организации детей: индивидуальная, парная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Ожидаемые результаты.

Преодоление и коррекция имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений.

Создание базовых предпосылок для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Развитие высших психических функций.

Стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Функциональная активация подкорковых образований мозга.

Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

Развитие у детей крупной и мелкой моторики, пространственных представлений (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади), повысится уверенность в своих силах, как физических, так и интеллектуальных..

Повышение продуктивности деятельности и работоспособности.

Раскрытие индивидуальности в каждом ребенке.

Мы используем различные техники в коррекционно – развивающих занятиях. Но чтобы получился коррекционный эффект с детьми, необходимо использовать специальную структуру в занятии, так как нейропсихологический подход имеет свои особенности и состоит из нескольких этапов:

1.Ритуал приветствия.

2. Основная часть:

Артикуляционные упражнения/биоэнергопластика.

Дыхательные упражнения.

Упражнения - растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц).

Глазодвигательные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергитизацию организма).

Упражнения на формирование мелкой моторики/биоэнергопластика.

Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения (активизируют вестибулярный аппарат).

Ползание.

Рисование двумя руками.

Общий двигательный репертуар.

3. Завершающая часть: игры и упражнения на развитие произвольности или коммуникативной или когнитивной сфер, релаксационные упражнения.

В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы используется метод сравнения данных входящей и исходящей диагностики психолога и логопеда.

1. Итоговая диагностика специалистами.

2. Отношение детей к занятиям.

3. Поведение в группе.

4. Отзывы родителей.

5. Динамика на занятиях по математике, развитию речи.

6. Отзывы воспитателей.

Обязательное условие – это показания и противопоказания к занятиям.

Занятия показаны ребенку, имеющего следующие проблемы:

родовая травма;

повышенный или пониженный тонус;

частые заболевания, в том числе на первом году жизни,например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;

в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

мало ползал или не ползал совсем;

ходил на цыпочках;

поздно начал говорить;

гиперактивен или излишне медлителен;

импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;

быстро утомляется, с трудом засыпает;

не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;

пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;

при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;

плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

пишет, рисует левой рукой;

пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;

двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);

с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;

неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

Ограничения и противопоказания:

эпилепсия;

психические заболевания и генетические синдромы;

с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Техники упражнений и общие рекомендации по их выполнению.

Нейропсихологический подход заключается в комбинировании различных форм и методов коррекционной работы, видов деятельности, в чередовании общения, увлекательных игр и упражнений, в создании ситуации успеха.

1. Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Дыхательные упражнения выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

«ДЕРЕВО»

«РАКЕТА»

 

2. Развитие внимания. В результате двигательной коррекции, проведенной нами на первом этапе занятий, происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга; активизация структур, с которыми мы работаем далее.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, а это предполагает тщательное выполнение любого задания. Детям даются различные задания на развитие объёма, устойчивости и распределения внимания. Выполнение корректурных проб. Упражнения на развитие способностей к переключению и концентрации внимания.

Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. На этом этапе работаем с ритмами организма, с гностическими функциями (узнавание, выделение из фона, разные обводки, двуручные рисунки).

Диагностический материал является также и коррекционным - зашумлённые, наложенные фигуры, недорисованные изображения, выделения фигуры из фона. Идёт работа с помехоустойчивостью.

Далее мы расширяем детям объём зрительного восприятия. Ребёнок работает одной рукой, другой рукой и далее двумя руками. В одном направлении, в разных направлениях. При работе двумя руками – руки должны двигаться одновременно. Взаимодействие обеих рук активизирует каждое полушарие в отдельности и межполушарные взаимодействия.

«ШАГОВЫЙ ДИКТАНТ»

 

Чтобы убрать проявления зеркальности, детям дают различные варианты бланковых методик. Рисование фигур, букв и цифр на внутренней и внешней стороне ладони, на спине. Опознавание букв и цифр с закрытыми глазами.

Развиваем слуховое восприятие. Хороший эффект для работы с фонематическим слухом даёт прослушивание ребёнком собственной речи на магнитофоне. Возникает сильная мотивация для дальнейших занятий. Рекомендуем родителям дома давать ребёнку слушать сказки, стихи, пьесы в исполнении актёров с хорошей дикцией.

Пространственные представления: даются различные перешифровки, двигательные диктанты по команде. Складывание фигур и букв из палочек, лучинок. Дорисовка предметов. Графические диктанты по команде. Работа со структурно-топологическими представлениями.

Работа с номинативной функцией речи, с сопоставлением образа слова и его значением. Описание сюжетных, серийных картинок. Повышение словарного запаса. Обыгрывание с детьми слов на разных уровнях. Описание предметов и их качеств. Работа по профилактике дисграфии.

Развитие различных видов памяти происходит сначала через формирование процессов узнавания, затем - воспроизведения и, наконец – избирательности памяти.

При формировании наглядно-образного и словесно–логического мышления используются задания на бланках и упражнения в виде игр. Сравнение понятий близких и далёких друг от друга по смысловому значению. Задания на простые и сложные аналогии. Простраивание причинно-следственных связей.

ЧАШЕЧКА

ЛОПАТОЧКА

 

Артикуляционные упражнения/биоэнергопластика.

У многих наших детей обнаруживаются патологические синкинезии (содружественные движения).

ИГОЛОЧКА

 

У детей встречаются неадаптивные синкинезии, например, когда ребёнок на что-то смотрит или что-то делает (например, пишет), и в этот процесс у него включается и язык - это лучший вариант, но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок пишет, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п. Но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок говорит, у него в этот процесс тоже включается целый ряд процессов, которые не должны быть. Специальные упражнения помогают развязать те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, и позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало, перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.



ЧАСИКИ

ЧАСИКИ

«КОБРА»

 

4. Упражнения - растяжки.

«КАЧАЛКА»

Растяжки – это система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Упражнения представлены в определённом порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание по - пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.

«СКРУЧИВАНИЕ»

I этап ползания: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе.

II этап ползания: ползание на четвереньках с опорой на руки.

III этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах. В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников.

5. Глазодвигательные упражнения. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глаза­ми на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырём вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений используем какие-либо яркие предметы: маленькие игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т. п. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована.

6. Мелкая моторика. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Регулярные упражнения для пальцев улучшают память, умственные способности ребёнка, снимают эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

«КОЛЕЧКО»

 

Мелкую моторику рук развивают: 

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

 

«ОЛАДУШКИ»

 

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); 

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия; 

игры и рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Рисование двумя руками. Упражнения направлены на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, развитие пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю. Они позволят более глубоко проработать развитие пространственных представлений ребёнка, расширить диапазон движений в разных зонах пространства, развить координацию, расширить поле зрительного восприятия, закрепить формирование мелкой моторики [2].

7. Общий двигательный репертуар. Упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела. Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и самоконтроля, через которые формируются функция произвольности и контроля, развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторик, повышается самооценка ребенка и укрепляется его иммунитет.

«ПОЛЗАНИЕ»

«УЛИТКИ и КРАБЫ»

8. Упражнения релаксационные. Релаксация проводится как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц. Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.

Результаты нейропсихологической помощи. Нейропсихологическая помощь детям с негрубыми нервно-психическими расстройствами направлена на преодоление имеющихся нарушений, предотвращение формирования более серьезных отклонений в развитии и поведении, снижение риска социальной дезадаптации.

Итог коррекционной работы: удержание ребёнком программы; знание ребёнка о собственном теле; динамика в развитии; развитие произвольности.

Условия эффективности нейропсихологического подхода.

Необходим комплексный подход: медикаментозное лечение; отношение в семье; логопедическая и психологическая помощь; понимание воспитателей.

Материально-техническое оснащение:

Кабинет логопеда в стандартной комплектации; ковры для занятий на полу в групповой комнате; канцелярские принадлежности; музыкальный центр; магнитные доски для работы с маркером; детские столы и стульчики; диагностический, наглядный, бланковый материал; наборы детских музыкальных инструментов, различные игрушки.

Список использованных источников.

1. Колганова В.С.,. Пивоварова Е.В «Нейропсихологические занятия с детьми»: в 1ч. Ч. 1/Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.:АЙРИС – пресс,2016. – 416 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).

2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»: в 2ч. Ч. 2. Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.:АЙРИС – пресс,2016. – 416 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).

3. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. «Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития» - СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2012 -112 с.

4. Семенович А.В. с. 302 «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. -474 с.

5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. М.,2003.

6. Скворцов И.А. Детство нервной системы. М.,1995.

7. Султанова А.С. -Нейропсихологический подход к обеспечению психического здоровья детей и подростков

8. Хомская Е.Д. нейропсихология. М.,1987

9. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.-256с. КУРС СТУДИЯ.

10. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. - М.: Аркти, 1999.-136 с.

11.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. - М.:Центрполиграф,2002.-32

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.