12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Ольга Павловна3255
Учитель информатики высшей категории, старший учитель, педагогический стаж 33 года
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Амвросиевка
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
3

Выступление «Можно ли использовать повышенный интерес детей к компьютерной технике как средство приобщения к чтению»

Можно ли использовать повышенный интерес детей к компьютерной технике как средство приобщения к чтению

  "Как хорошо уметь читать… ". Это первые строки стихотворения Валентина Берестова, наверное многие помнят из детства.

В последние годы эта фраза приобретает все большую актуальность и значение. В современном обществе умение школьников это не только и не столько овладение техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

В эпоху информационных технологий все чаще человек характеризуется как личность с развитой информационной культурой. Он должен иметь информационное мировоззрение, способность осуществлять самостоятельный информационный поиск. Но без развития интереса к чтению этими способностями человек обладать не будет.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер может стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к чтению.

Особое значение имеет данное качество для обучающихся основной и средней ступеней общего образования. Важно не просто уметь читать, читать быстро, без ошибок – важно понимать значение прочитанного, уметь воспроизвести, выполнить по инструкции.

Анализ результатов проверочных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», «не понял смысла …». Уделять внимание развитию навыков смыслового чтения на уроках информатики и ИКТ возможно на таких темах, изучение которых не вызывают особых затруднений у школьников. Ведь основная задача информатики изучение понятия информации, умение работать с информацией: обрабатывать, искать, передавать, систематизировать, анализировать, обобщать.

Программа по информатике включает в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Под смысловым чтением понимается:

осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,

извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,

определение основной и второстепенной информации,

свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей.

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического и критического мышления.

Извлечь необходимую информацию из прочитанного текста, определить основную и второстепенную информацию и т.д. можно лишь в том случае, если читающий понимает текст. Таким образом, для понимания текста читатель должен овладеть определенными мыслительными операциями. Рассмотрим некоторые приемы работы с текстами, которые, на наш взгляд, способствуют формированию у учащихся мыслительных операций, необходимых для текстовой деятельности.

Как известно, курс информатики включает практическую часть, и обучающиеся 5-х классов, которые начинают изучать информатику, знакомятся с таким видом учебной деятельности как практические работы на компьютере. Технология выполнения практической работы состоит из подготовительного этапа и этапа работы на компьютере. Подготовительный этап – это работа с инструкцией, т.е. с учебным текстом. Суть этого этапа состоит в том, чтобы, прочитав и поняв инструкцию, перейти к практическим действиям на компьютере. Можно сказать, что инструкция по выполнению практической работы – это технический текст, в котором точно и полно излагается порядок действий и обучающиеся должны неукоснительно следовать этому порядку. Задача учителя – научить пятиклассника работать с новым для него видом текста и в дальнейшем применять эти умения, т.е. самостоятельно выполнять практическую работу по инструкции.

После анализа структуры инструкции начинается активная работа с текстом: выясняем, сколько заданий нам надо выполнить и переходим к чтению заданий. В процессе чтения отмечаем незнакомые и непонятные слова, узнаем и уточняем их смысл, пытаемся выразить во внешней речи содержание прочитанного текста, т.е. то, что нам предстоит сделать. Такая работа с текстом позволяет, на наш взгляд, достичь второй ступени понимания текста: о чем и что говорится в тексте. Для достижения третьей ступени понимания, т.е. осмысления назначения всего текста в целом, можно задать учащимся вопрос: «Какие умения вы приобретете, выполнив данную работу?»

Некоторые примеры работы с текстом в среднем звене: чтобы дети могли бегло просмотреть текст и найти в них устройства компьютера можно предложить упражнение «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютером.

“Этот процесс орнитологи называют миграцией” (процессор)

“Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки” (модем)

Следующее упражнение: Анаграммы – перестановка букв в словах, где надо определить, какое слово закодировано.

Или, пример урока в начальной школе. Тема: Поиск информации в Интернете. Зачитываю детям слова:

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.» (Алексей Николаевич Толстой)

Предлагаю детям: «Давайте отгадаем, какому известному писателю принадлежат эти слова». В этом нам поможет ребус. Разгадывают ребус и узнают, что это А. Н. Толстой.

Можно ли найти подобную информацию о писателе в учебнике, в школьной библиотеке? А мы можем найти эту информацию сейчас? Где мы можем найти информацию об этом писателе? (в Интернете). Раздаю карточки с таблицами для заполнения. Давайте найдем в Интернете информацию об этом писателе и заполним строки таблицы: посмотреть портрет этого писателя, краткую биографию, его произведения, главных героев. Дети находят информацию, вставляют в таблицу заготовку. Дети любят работать с Интернетом, а одновременно знакомятся с писателем и его творчеством.

Следующий пример. Тема алгоритмы: Составление линейных алгоритмов. Тема очень сложная и не очень интересная на первый взгляд.

Сообщаю детям, что сегодня мы будем учиться составлять линейные алгоритмы по сказкам. Раздаю детям сокращенный вариант сказки Репка. Предлагаю прочитать сказку, а потом начинаем обсуждение: Какая последовательность действий в сказке? Кто первый хотел вытянуть репку, кто потом решил помочь и т.д. Потом начинаем строить алгоритм.

Тема: Алгоритмы с ветвлением (6 класс). Это алгоритм, в котором есть выбор выполнения того или иного действия. Предлагаю детям прочитать произведение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла».

Затем предлагаю применить в каждом предложении служебные слова Если…то…иначе». Например, «Если пахнет тестом и сдобой то булочная, если стружкою пахнет и свежей доской то столярная мастерская, если пахнет бензином, то шофёр и т.д....». Затем учимся строить блок-схемы по стихотворению.

Алгоритмы с повторением. (4 класс) Детям предлагается сказка «Колобок». После обсуждаем: Сколько раз убегал Колобок от зверей, пока не встретил Лису. В какой последовательности колобок встречал зверей в лесу? Построим блок-схему циклического алгоритма по сказке.

По окружающему миру дети учат круговорот воды в природе, цикл – пищевая цепочка, предлагаю дома прочитать этот материал ещё раз и построить блок-схему алгоритма.

Урок в 8 классе. Сложная тема: Двоичная система счисления

Предлагаю детям прочитать шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробовать разгадать загадку поэта. Для этого надо выписать упомянутые в стихотворении числа и перевести их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила.

Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают, получившееся стихотворение:

Ей было 12 лет,

Она в 5 класс ходила,

В портфеле по четыре книги носила.

Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук

Своими двумя ушами,

И две загорелые руки

Портфель и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Дети стараются справиться как можно быстрее с заданием, им интересно узнать, что получится в результате.

Для формирования у обучающихся способности к более глубокому пониманию текстов в старших классах можно предложить задания на структурирование и оформление учебного текста. Например, при изучении в 11 классе темы «Что такое система?», с которой одинадцатиклассники уже знакомы по курсу информатики основной школы, они выполняют задание в текстовом редакторе следующего содержания:

1. Прочтите текст.

2. Разбейте текст на абзацы.

3. Выделите основные понятия, рассматриваемые в тексте, и их определения.

4. Выпишите основные понятия в виде маркированного списка перед текстом после заголовка.

5. Оформите текст:

заголовок – стилем Заголовок 1

шрифт – Times New Roman, 12

выравнивание – по ширине

абзацный отступ – 1,25

интервал – 1,5

поля: левое – 3, правое – 1,5, верхнее и нижнее – 2.

6. В виде таблицы оформите систему основных понятий.

7. Какие вопросы можно было бы задать по данному тексту, чтобы выяснить, понятен ли он ученику? Сформулируйте эти вопросы и добавьте их в конец текста в виде нумерованного списка.

8. Сравните свой текст с текстом учебника. Отметьте и проанализируйте несовпадения.

9. Какую оценку вы поставили бы себе за выполненную работу?

Мир можно познавать и с точки зрения информатики и через информатику. Информатика – это столь же важный компонент общечеловеческой культуры, как, скажем, музыка или театр. Необходимо выработать у учащихся представление о ней, как о составляющей части мировой культуры нашей цивилизации в целом. Для того чтобы выработать такое представление, надо расширять кругозор учащихся, и, разумеется, сделать это возможно через книги.

Чтение текстов является одним из основных способов получения информации и в процессе обучения, и в профессиональной деятельности, и в быту, а с другой стороны чтение есть средство и условие развития теоретического мышления. Ввиду того, что навык смыслового чтения носит метапредметный характер, его формированию необходимо уделять внимание на уроках по любым предметам.

 

Частично используемые ресурсы:

https://elibrary.ru/item.asp?id=29774759

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/07/14/sholenkova_s.p._nekotorye_priemy_raboty_s_tekstami_na_urokah_informatiki.docx

 

https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/07/14/statya-nekotorye-priemy-raboty-s-tekstami-na-urokah

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.