12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гавва Юлия Викторовна1018
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»
2

Выступление «Можно ли привить ребенку любовь к чтению в мире гаджетов?»

Гавва Ю.В., педагог-библиотекарь

Можно ли привить ребенку любовь к чтению в мире гаджетов?

Дорогие друзья!

В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Мы с вами, когда росли, не знали компьютера и отдыхали, читая книги, читая фантастику. А современные дети, находясь под колоссальным информационным гнетом, находят мнимый отдых в электронной игре. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые компьютерные миры. Но педагоги знают, что именно нужно дать ребенку для его нормального психологического и нравственного развития. Первым делом, конечно же, книги.

С другой стороны, мы с вами не можем идти против цивилизации. Мы сами используем компьютер в работе, быстро находим нужную информацию в Интернете, активно пользуемся телефонами и планшетами. Это удобно. Я сама часто читаю книги с экрана телефона, например, в дороге. А для детей создано множество прекрасных сайтов и развивающих компьютерных игр, ради которых Интернет имеет право на существование.

Я думаю, что в этом противостоянии – книга-компьютер – победит разумный подход к электронике. Взрослые, и, прежде всего, родители в семье, должны научить детей ГРАМОТНО, ВОВРЕМЯ использовать гаджеты. Этот навык должен быть приобретен именно в семье, так как это вопрос воспитания. И также важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в Сети, мог для себя выбрать из Интернета сайты с полезной информацией, нужной литературой. Это как перед первым самостоятельным выходом на улицу: любящие родители подробно объясняют ребенку – что такое «хорошо» и что такое «плохо», чтобы он смог отличить плохую компанию от хорошей, приобрел добрых друзей. Так и с Интернетом. В ДЕТСКОЙ ГОЛОВЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН своеобразный «ФИЛЬТР» – ЧТО ВЗЯТЬ ДЛЯ СЕБЯ – СВЕТЛОЕ ИЛИ ТЕМНОЕ, ДОБРОЕ ИЛИ ЗЛОЕ. Понимание этого тоже изначально должно зародиться в семье, а потом уже развиться и окрепнуть в школе.

И, возвращаясь к семье, хочу назвать две, на мой взгляд, самые грубые ошибки, которые совершают современные родители, когда знакомят своего ребенка с компьютером:

Изначально у детей в семье неверно формируются установки по отношению к компьютеру (телефону, любому другому гаджету). Я думаю, такая ситуация складывается потому, что маленький ребенок увидел телефон раньше книги. Родители еще не порадовали его чтением вслух сказок, а уже показали яркий мультфильм на экране компьютера. Яркая динамичная картинка, несомненно, очень привлечёт малыша. Ведь слушать сказку – это работа более серьёзная для его мозга: нужно образно мыслить, представлять и оценивать действия героев, а, значит, думать! Хочу отметить еще один факт: в настоящее время покупка нового компьютера пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает его вес. Я поинтересовалась у детей, наших школьников, какому подарку к Новому году они были бы рады больше всего? – «Новый смартфон» – это был самый популярный ответ. И книга вновь проигрывает…

Купив компьютер, взрослые чаще всего оставляют ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. А правильнее было бы проводить время у компьютера вместе с ребенком. Именно так! И нужно дозировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Нужно формировать правильные установки еще до начала общения ребенка с компьютером, предлагая сначала интересное чтение, а потом уже 30 минут электронной игры. И мамы с папами должны обязательно знать, в какие игры играет ребенок, фильтровать их, устанавливать на компьютере средства контроля, особенно, когда ребенок подрастет. Иначе, повзрослев и заигравшись, он зайдет на сайты с нежелательным контентом, содержащие информацию, которая причинит вред его психическому здоровью и развитию.

Я всерьез задумалась, когда узнала, что в семье главы корпорации Microsoft Билла Гейтса введен запрет на использование гаджетов перед сном. Более того, трое его детей получили в подарок свой первый телефон только по достижении 14-летнего возраста. Этому же примеру последовали руководители самых крупных мировых IT-компаний. И это специалисты, которые подсадили полмира на всевозможные технологические новинки! Они вводят на них ограничения для самых близких и дорогих людей – своих детей… Странно? – Нет! Кроме малоизученных и хранящихся в тайне негативных последствий использования гаджетов для психики ребенка, многие из них для нас очевидны. У детей страдает зрение, нарушается осанка, память, внимание, у них нет образного мышления и творческой активности. Как правило, дети, злоупотребляющие экранными играми, пребывают в состоянии нервного напряжения, у них нарушен сон. А в запущенной форме «компьютерные» дети изолируются, у них нарушается коммуникативный навык, они перестают общаться и уходят «в себя», а это опасное состояние.

Да, к сожалению, современный ученик все реже и реже берет в руки книгу – образец правильного литературного языка. Гораздо быстрее он находит информацию в Интернете, а там за орфографией никто не следит. Постепенно, но очень настойчиво, в лексику детей врастает язык электронного общения, в первую очередь, язык SMS-сообщений. Наши дети уже не гуляют дружескими компаниями, как мы раньше, а сидят по домам, бессмысленно листают странички друзей в соцсетях и пишут друг другу краткие SМS-ки на корявом Интернет-сленге. Учителя русского языка в последнее время отмечают увеличение ошибок в письменных работах детей, катастрофическое падение орфографической грамотности.

Старшеклассники, поклонники гаджетов, спорят со мной. Они говорят, что бумажные книги уже уходят в прошлое так же, как канули в лету глиняные таблички с клинописью. Зачем нужна бумага? Ведь десятки томов сегодня скачиваются из Интернета в один клик. Но я бы все равно не советовала торопиться сбрасывать бумажную книгу со счетов. Она, действительно, очень важна, особенно на раннем этапе развития ребенка.

В январе 2018 года, в МГУ, провели интересный эксперимент. Студентам предложили прочитать короткий рассказ Льва Толстого на разных носителях. Те, кто читал бумажную книгу, в среднем справились за 17 минут, пользователям iРad и электронной книги понадобилось на 6% времени больше, а те, кто читал с телефона – больше на 10%. Материал, прочитанный с бумажного носителя, запоминается и усваивается лучше, чем с электронного. И этому есть научное объяснение. Все дело в том, что нашему мозгу больше нравится работать с бумажными книгами. Нам помогают запомнить информацию тактильные ощущения от контакта с книгой, её текстурой, обложкой, оформлением и даже ароматом бумаги.

Итак, прописные истины: чтение развивает память, словарный запас и письменные навыки, формирует художественный вкус и повышает культурный уровень, помогает правильно выражать и излагать свои мысли, а соответственно, помогает стать грамотным человеком. По статистике, у детей, которым родители читают регулярно не менее часа в день, словарный запас в 2-3 раза больше. И к семи годам они в несколько раз опережают сверстников по уровню развития. Во время чтения у малыша формируется нравственное отношение к окружающему миру. Герои из книг, как положительные, так и отрицательные, принимают решения, попадают в разные ситуации. Переживая с ними сказочные приключения, у ребенка формируется понимание добра и зла, дружбы и предательства.

Насильно заставить ребенка читать нельзя, важно, чтобы он сам пришел к выводу, что чтение – это увлекательно! Родители должны стать для него примером. Важно, чтобы ребенок видел маму и папу с книгой или журналом в руках. Нужно читать вместе, читать вслух, обсуждать прочитанное. Так проявляется любовь и поддержка. Совместное чтение сближает (Это подтверждают участники нашего конкурса «Самая читающая семья», посмотрите, как эмоционально они отзываются о том времени, которое провели с ребенком за чтением).

 А теперь о нашей работе по развитию семейного чтения: в 2019 году мы вновь организуем районный конкурс «Самая читающая семья». Сначала мы думали, что конкурс «заглохнет», продолжения не будет. Но после того, как мы получили множество рефлексий от родителей, где они писали, что конкурс им нравится и он нужен, что благодаря ему семья сблизилась, что совместное чтение и сочинительство помогло семье стать дружной командой – мы тогда продолжили работу.

Положение о конкурсе ежегодно меняется. Меняется тема. В этот раз наш конкурс был посвящен году волонтера в России. Мы долго думали, как связать волонтерство с чтением? Я общалась с родителями, прислушивалась к их советам. И тогда родилось интересное решение: наши семьи-участницы конкурса должны были доказать, что многие герои литературных произведений являются… волонтерами! Все герои творят добро, как девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик», спасают попавших в беду, как дед Мазай спасал зайцев, или бескорыстно лечат заболевших, как Айболит… Другая номинация предлагала семьям написать свою историю по мотивам народной сказки «По щучьему веленью», и придумать, что могло бы хорошего произойти, если бы Емеля был волонтером. Мы получили множество интересных, добрых работ, среди которых были сказки в стихах.

А стоит ли покупать ребенку очередной гаджет, решать, конечно, родителям, главное — не стоит забывать о том, что книги обязательно должны находится на полке в детской комнате и желательно, чтобы их было как можно больше!

г. Саратов.

Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.