МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Станция юных техников»
Мульттренинг «Мир моей семьи»
Методическая разработка
Педагог-психолог
Коноплева Милия Сергеевна
Дзержинск
2017 год
Аннотация 2
Пояснительная записка 2
Материально-техническое обеспечение 3
Методические рекомендации по подготовке и
проведению мульттренинга 4
План мульттренинга 5
Сценарий мульттренинга 6
Заключение 9
Литература 10
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения мульттренинга среди младших школьников по формированию отношения к семье как к ценности. Она состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций на различных этапах мероприятия, сценария мульттренинга.
Пояснительная записка
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что проблема укрепления и становления семьи, семейного воспитания и воспитания семейных ценностей в нашем государстве стоит достаточно остро. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека необходимо формировать у детей как можно раньше. Необходимо актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; инициировать осознание детьми семейных ценностей.
Проблема формирования отношения к семье как к ценности у младших школьников является актуальной на современном этапе образования. Это и обозначило выбор темы данной разработки.
Новизна методической разработки заключается в том, что в ней будут использованы различные психолого-педагогические методы: психологические активизирующие упражнения, беседа, мультипликационный фильм, элементы арт-терапии.
Цель разработки – описание методики проведения мульттренинга, направленного на формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи:
Распространение передового педагогического опыта.
Обновление подходов к организации воспитательной деятельности.
Совершенствование методических фондов учреждения.
Материалы, представленные в разработке мульттренинга, имеют практическую направленность и могут быть использованы на занятиях психологами и педагогами основного и дополнительного образования.
Материально - техническое обеспечение
- помещение: актовый зал и учебная лаборатория МБУ ДО «Станция юных техников»;
- оборудование: столы, стулья;
- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;
- инструменты и материалы: альбом, цветные и простые карандаши, листы А 4.
- музыкальное сопровождение (песни из детских мультфильмов, спокойная музыка, звуки природы и т.д.).
Методические рекомендации по подготовке и проведению мульттренинга
Мульттренинг проходит в подгруппах по 8 – 10 человек. Подготовить класс или зал, расставить стулья по кругу для приветствия и создания доверительной атмосферы в группе. Приготовить на каждого ребенка альбомный лист для рисования, цветные карандаши, листы для упражнения «Я могу».
Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, необходимо провести приветствие, которое поможет разрядить обстановку. Упражнение «Незаконченные предложения
В начале мероприятия нужно рассказать детям, чем они сегодня будут заниматься, чтобы снять тревогу перед неизвестным.
Весь мульттренинг сопровождается просмотром красочной мультимедийной презентации, что предполагает наглядное изучение данной темы. Просмотр и обсуждение мультфильма «Встречайте бабушку» позволяет детям лучше прочувствовать тему мульттренинга.
В заключительной части мульттренинга для закрепления материала проводится рисунок на тему «Мир моей семьи». Рисование сопоровождает музыка из детских мультиков или спокойная релаксирующая мелодия (на усмотрение психолога), что позволяет создать теплую, непринужденную атмосферу.
После все участники рассказывают о своих рисунках, что они хотели изобразить, и что у них получилось. Необходимо поблагодарить детей за активное участие, провести релаксирующее упражнение и рефлексию.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи психологу, педагогу в организации воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей у школьников основного и дополнительного образования.
План мульттренинга.
Тема занятия: «Мир моей семьи».
Тип занятия: мульттренинг.
Цель занятия: формирование у младших школьников отношения к семье как к ценности.
Задачи занятия:
Раскрыть понятия «семья», выявить ее особенности.
Способствовать созданию комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Содействовать формированию уважения и заботливого отношения к членам своей семьи.
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Целевая группа: учащиеся начальной школы.
Введение
Приветствие детей, настройка на рабочий лад.
Подготовительный этап
Упражнение «Приветствие»
Упражнение «Незаконченные предложения»
Основной этап
Беседа «О семье»
Притча о сыновьях
Упражнение «Я могу»
Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку»
Обсуждение мультфильма
Заключение
Рисунок «Мир моей семьи»
Упражнение «Подари улыбку»
Обратная связь
Общая продолжительность: 1 час 10 мин.
Сценарий мульттренинга «Мир моей семьи».
Введение
Психолог: Здравствуйте, ребята! Прочитайте тему нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Слайд 1)
Подготовительный этап
Приветствие
Дети стоят в кругу. Психолог передает мяч любому из участников и предлагает назвать свое имя и любимое занятие (рисовать, читать, лепить и т.д.). Тот, кому достался мячик, перекидывает его другому, кому хочет. Условие упражнения: мяч должен побывать у каждого.
«Незаконченные предложения»
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я начну говорить фразу, а вы её продолжаете со своими комментариями к ответу.
Семья для меня - это...
Мои близкие никогда не...
Мои близкие всегда...
Для мамы радость – это...
Для папы радость – это...
Для бабушки радость – это...
Для ребенка радость – это...
В семье главное – это...
В семье нельзя без...
Семью иметь важно потому, что...
Счастливая семья – это...
Основной этап
Беседа о семье
Все вы живете в своих семьях среди своих близких и родных. Ребята, как вы считаете, зачем человеку семья? В семье надёжно, спокойно. В семье вас поймут и защитят. Если с вами произойдет какая-то неприятность, то в семье вам помогут справиться с ней, и подскажут, как поступить. Ребята, а какую семью можно считать счастливой? Там люди любят друг друга, заботятся, поддерживают и помогают друг другу. Ребята, а вы заботитесь о своих близких людях, о своей семье? Что вы делаете для этого? (Слайд 2)
«Притча о сыновьях» [1]
Психолог: Ребята, в продолжение нашей беседы, послушайте, пожалуйста, притчу о сыновьях. (Слайд 3)
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. (Слайд 4)
Вот говорит одна женщина другой:
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нет.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
Ну что? Каковы наши сыновья?
А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Психолог: Какой же это сын? Почему именно его увидел старик? (Слайд 5)
«Я могу» [2]
(Участникам раздаются листы А 4 и карандаши).
Психолог: Ребята, а как вы думаете, каким образом проявляется наша забота о близких нам людям? Ответы детей.
Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить следующее интересное и полезное упражнение. (Слайд 6)
Вам необходимо нарисовать в центре листа круг, в нем написать слова «Я могу». От круга отходят лучи, вдоль которых нужно написать, что вы можете сделать для своей семьи. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.
Ребята, давайте посмотрим на экран, что ещё можно сделать для своих близких. (Слайд 7, 8)
Мультфильма «Встречайте бабушку» [3]
Я думаю, вам интересно будет посмотреть мультфильм о семейных отношениях.
Обсуждение мультфильма
Понравился ли вам мультфильм? О чем он?
Вспомните персонажей, какие они по характеру?
Чем занимались родители и их сын в начале и в конце мультфильма? Почему?
Что изменилось в отношениях этой семьи с приездом бабушки?
Чем закончился мультфильм?
Что было важным для этой семьи в начале и в конце мультфильма?
Заключение
Рисунок «Мир моей семьи»
Ребятам предлагается нарисовать рисунок «Мир моей семьи». (Слайд 9)
По завершении обсуждение рисунков.
«Подари улыбку»
Психолог: Ребята, наша встреча подошла к концу, работа с вами была очень плодотворной и интересной. Давайте возьмемся за руки, скажем друг другу «Спасибо» и подарим самую добрую и нежную улыбку.
Дети встают в круг, и дарят друг другу улыбку.
Обратная связь
Что узнали нового? Что запомнили? Какие выводы для себя сделали?
Семья играет большую роль в жизни каждого человека. Семья – это поддержка и помощь, это забота друг о друге. Берегите свою семью и своих родных и близких!
Заключение.
Данный мульттренинг способствует тому, что дети могут занимать две позиции: ставят себя на место героев и ставят героев на место себя (поведение и взаимоотношения, вербальные и невербальные сигналы, переживания героев). Эти взаимные "перестановки" составляют основу восприятия, сопереживания и понимания мультфильма.
Поэтому специальные упражнения и обсуждения помогут формировать у детей желание возможных изменений в реальной жизни под влиянием нового культурного опыта.
Источники:
[1] http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/103-scazki/698-luchshii-sin
[2] http://psy.1september.ru/article.php?ID=200204312
[3] http://mults.info/mults/?id=74