Музей как средство познания мира дошкольником
Музей как средство познания мира дошкольником
(из опыта работы)
Ребенок широко открытыми глазами смотрит на окружающий его мир. И этот мир должен быть прекрасным.
Одним из средств познания ребенком красоты окружающей действительности в дошкольном образовании выступает музей, знакомство с которым происходит в рамках реализации программы по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного». Уже в этом возрасте у детей формируется способность наблюдать, замечать, размышлять над увиденным.
Эти умения помогают педагогу, выполнять главные задачи программы: приобщение к музею и художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Погружение в мир тайн и секретов музея для ребенка должно быть увлекательным и интересным. В рамках программы с этой целью создаются условия для развития познавательной и творческой активности детей: при участии родителей обогащается развивающая предметно-пространственная среда группы, создается картотека конспектов организованной образовательной деятельности, которые используются для проведения занятий по программе.
В группе организован развивающий центр «Мир музея», в котором ребенок знакомится с изобразительным искусством и учится созерцать прекрасное, рассматривая тематические альбомы и репродукции картин русских художников. В центре представлены авторские дидактические игры и методические пособия, играя с которыми, дошкольник может попробовать себя в роли художника, подбирая цветовую палитру к картине, скульптора, «создавая» памятник, знатока музея, угадывая жанр картины, закрепляя тем самым знания по разным темам и реализуя свои творческие способности.
Благодаря многообразию тематики и содержанию программы в своей практике использую разнообразные формы образовательной работы с детьми. Это позволяет успешному освоению материала дошкольниками. Для знакомства с миром искусства рассказываю о произведении и его авторе, эвристическая беседа помогает формированию у воспитанников умения осмысливать и делать выводы, продуктивная деятельность дает возможность детям проявить свой творческий потенциал.
Большое значение для приобщения к культуре своего народа, способствующей пониманию дошкольниками содержания музейных памятников и экспонатов, имеет создание разных тематических экспозиций в рамках проектной деятельности, когда дети и родители становятся активными участниками выбора темы экспозиции, подбора или изготовления экспонатов, оформления выставки и знакомства с ней. Работа с экспозициями проходит в форме занятий – экскурсий с рассказом детей о выбранном экспонате, занятий с игровыми элементами, в форме исследовательской и продуктивной деятельности.
Тематические занятия по музейной педагогике проводятся в игровой форме, которая создается с помощью разных методов и приемов, способствующих выполнению поставленных педагогических задач. Используя метод «Оживления картины», у детей есть возможность проявить свою фантазию и воображение, а через метод «Вхождения в картину» ребенок представляет себя на месте изображенного персонажа. Применяя прием «Я-экскурсовод», закрепляется умение дошкольника описывать картину. Ребенок-рассказчик лучше усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова товарища с большим вниманием. Научить ребят чувствовать гармонию музыки и живописи помогает прием «Послушай картину», прием «Узнай картину по описанию» тренирует визуальную память детей. Обобщение изученного материала проводится в форме квест-игры, выполняя интересные и занимательные задания которой, дошкольники выступают в роли настоящих знатоков музея. Успешно участвуем с ребятами в городских итоговых мероприятиях в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», показывая хороший уровень знаний по предмету. За подготовку воспитанников и плодотворный труд в реализации программы получаю высокую оценку от руководителей Музея изобразительных искусств Республики Карелия.
Для повышения интереса дошкольников к миру музея и эффективности работы использую информационно-компьютерные технологии: проектор и интерактивную доску для изучения визуального материала программы, создаю мультимедийные презентации, игры, в которых дети с удовольствием путешествуют по музею, выполняя разные задания.
Значимую часть в формировании у дошкольников представлений о художественном музее и особенностях его коллекций играют посещения музея. Регулярные совместные с ребятами экскурсии в музей изобразительных искусств способствуют расширению кругозора детей, вызывают у них эмоциональный отклик, формируют бережное отношение к музейным экспонатам, ценностное отношение к истории и культуре своего народа.
Во многом первоначальные эстетические понятия формируются именно в семье, поэтому сотрудничество с родителями является условием эффективного художественно-эстетического развития дошкольников. Для сплочения детско-родительского коллектива организовываются для родителей и детей досуговые мероприятия, мастер-классы, совместные посещения музея. В свою очередь родители оказывают содействие в пополнении предметно-пространственной среды и организации тематических экспозиций.
Своим педагогическим опытом делюсь с коллегами: участвую в семинарах на базе Музея изобразительных искусств Республики Карелия, посещаю дискуссионные площадки и методические объединения города, перенимаю опыт коллег в рамках городских мероприятий. Транслирую свои методические разработки на педагогических сайтах.
Считаю своим достижением радость и восторг в глазах ребят при знакомстве с новой экспозицией в музее, множество детских вопросов экскурсоводу – это доказывает большой интерес дошкольников к происходящему в мире музея. Новые впечатления вдохновляют ребят как истинных художников выразить их карандашами и красками на бумаге. Признание художественных талантов моих воспитанников подтверждают награды за участие их работ в конкурсах детского творчества. Энтузиазм и увлеченность детей и родителей в познании искусства дает мне силы и творческий подъем для самосовершенствования в этом направлении и дальнейшей совместной плодотворной работы, ведь мы - часть истории своей страны и причастны к развитию ее культуры.
Список использованной литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2002 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. ПриказомМинистерстваобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
3. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. – СПб., 2008. – 208 с.