Музей в чемодане: "Домовой"

10
9
Материал опубликован 20 August в группе

Музей в чемодане: "Домовой"

Музейная азбука от А до Я


scale_1200

Автор: Ермакова Наталья Александровна, преподаватель высшей категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДХШ им А.А.Большакова


Да будет в Вашем доме счастье и покой..
Пусть в Вашей жизни не тускнеют краски..
Пусть в Вашем доме будет домовой
- Дом не живет, когда в нем нет сказки!

-2

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости!
Одним из самых популярных персонажей славянской мифологии, который был известен нашим далёким предкам и хорошо известен в наше время, даже тем, кто не признаёт старой славянской веры, считает себя христианином или атеистом, является Домовой. Легенды и сказания о Домовом сохранились и по сей день, и даже пользуются особой популярностью, многие знают - как подкармливать домового, как от него защититься, как умилостивить домового и другие интересные вещи.

-3

Славяне считали, что домовой - это умерший создатель рода. Что мы сейчас понимаем под словом "урод"? Это чаще всего оскорбление, а само слово имеет явную негативную окраску.

Уродом наши Предки называли первенца мужского пола. Это слово одного корня со словами: род и родил". Урод по традиции и по праву рождения становился основным наследником Рода. Он - самое важное чадо в семье. Но, кому больше дадено, с того и больший спрос. Поэтому на первенца ложилась забота о престарелых родителях, тогда как все последующие сыновья обычно уходили из отчего дома и строили свои семьи не под его крышей. Первый сын раньше всегда наследовал отчий дом, родовое гнездо. Поэтому и смысл слова "урод" понимался как тот, кто остается у рода. Вся чистота и сила Рода передавались уроду.

Позже традиции претерпели изменения: именно старший сын рано отделялся, строил свой дом, получал свою долю земли и имущества, а оставался жить в семье, ухаживать за пожилыми родителями и вести хозяйство младший сын. Он же и стал наследовать отчий дом. Так постепенно изначальный смысл слова урод начал исчезать.

И в данном контексте известная всем поговорка - «В семье не без урода» обретает иное, более верное прочтение. В семье не без первенца. Без какого-либо уничижительного значения.

Поскольку урода - первое и ненаглядное чадо, наделяли самыми лучшими качествами и внешней красотой, то через некоторое время слово стало означать "красивый". Недаром наши предки говаривали : «Уродился хорош собою, пригож да румян.»

-4

А. Афанасьев:

«На связь домового с поклонением предков указывает постоянно придаваемое ему имя дедушки (иногда батюшки). Имя это, как синонимическое в убеждении простолюдина, заменяет для него имя „домового“, и как оно указывает на почтительные родственные отношения, то употребляется всего чаще. О связи домового с поклонением роду говорят и его характер, и обряды, в честь его совершаемые».

Наши предки представляли домового в виде человека, который был на одно лицо с хозяином дома, а потому иногда его самого называли хозяином. Обычно домовой предстает в образе деда. Но существуют поверья, согласно которым чем старше домовой, тем он моложе выглядит, и наоборот. Так или иначе, он волосат, мохнат или носит меховую шубку, а руки и ноги его покрыты шерстью. Место обитания домового – печь или подпечье, но иногда лапоть, специально повешенный на печь, или другое место, которое домовой облюбует.

М. Забылин в своей работе «Русский народ» пишет:

«Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку».

А вот описание домового и некоторых его деяний из книги «Абевега русских суеверий» М. Д. Чулкова:

«Черт, под именем домового, он ходит в дом по ночам, в образе человека. Когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а не полюбит, то скотина совсем исхудает и переведется».

А. Афанасьев:

«На связь домового с поклонением предков указывает постоянно придаваемое ему имя дедушки (иногда батюшки). Имя это, как синонимическое в убеждении простолюдина, заменяет для него имя „домового“, и как оно указывает на почтительные родственные отношения, то употребляется всего чаще. О связи домового с поклонением роду говорят и его характер, и обряды, в честь его совершаемые».

Наши предки представляли домового в виде человека, который был на одно лицо с хозяином дома, а потому иногда его самого называли хозяином. Обычно домовой предстает в образе деда. Но существуют поверья, согласно которым чем старше домовой, тем он моложе выглядит, и наоборот. Так или иначе, он волосат, мохнат или носит меховую шубку, а руки и ноги его покрыты шерстью. Место обитания домового – печь или подпечье, но иногда лапоть, специально повешенный на печь, или другое место, которое домовой облюбует.

М. Забылин в своей работе «Русский народ» пишет:

«Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку».

А вот описание домового и некоторых его деяний из книги «Абевега русских суеверий» М. Д. Чулкова:

«Черт, под именем домового, он ходит в дом по ночам, в образе человека. Когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а не полюбит, то скотина совсем исхудает и переведется».

Домовой – это достаточно проказливое существо, способное зло шутить. В сельских и городских быличках описываются схожие или одинаковые элементы поведения домового. При этом домовой прибавляет к рачительности обитателей дома помощь, а к лени – беду, что отражает старинную веру в помощь умерших предков, которую те оказывают живым родичам. Отсюда и связь домового с печью (куда для него клали маленькие куски хлеба), поскольку в древности верили, что душа покойного может попасть в дом через дымоход.

Домовой охранял дом от проникновения в него опасных для человека духов: навий, леших, русалок и прочих. Если в семье был разлад и ссоры, домовой ослабевал, а если благополучие, то его магическая сила увеличивалась. Хотя домовой мог наказать обитателей дома или зло над ними подшутить, он не был опасен для жизни человека.

«Вера в домового тесно связана с языческим обожанием огня (небесного — в образе Дажьбога и Перуна и земного — в образе Сварожича) и умерших предков. Такая связь и придала особенную крепость и знаменательность вере в домового».(Из статьи русского исследователя древнеславянского фольклора А. Н. Афанасьева «Дедушка домовой»)
«Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой и неповоротливый: всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов…иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.» (С.Максимов)

На тему образа домового у славян было проведено немало исследований. Особое место ему выделил в своей работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» советский этнограф и писатель С. А Токарев:

«В народе считали, что в доме может быть только один домовой; если заведется их по какому-нибудь случаю двое, они начинают ссориться между собою».

А в «Описании древнего славянского языческого баснословия» М. Попова про домовых написано следующее:

«Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями.»
«О языческом(православном) обожании очага ясно свидетельствуют народные предания наши и западных славян: обряды над бадняком и многоразличные гадания по пламени, углям, золе и лучинам как нельзя лучше подтверждают такое положение. Сначала поклонялись самому очагу; но с дальнейшим развитием язычества привзошли сюда новые верования, слились с верованием первоначальным,- и олицетворились в пластическом и наглядном образе домового».(А. Афанасьев «Дедушка домовой»)

В подтверждение этой версии можно привести записанный тем же автором обряд, связанный с переездом молодой семьи в новый дом:

«Ровно в полдень по солнцу свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью; потом растворяет двери и, обращаясь к заднему куту, говорит: „Милости просим, дедушка, к нам на новоежилье“. После того она отправляется с горшком на новый двор, где хозяин с хозяйкою встречают дедушку-домового с хлебом-солью у растворенных ворот. Свекровь стучится в верею и спрашивает: „Рады ли гостям?“ Хозяева с низкими поклонами отвечают:„Милости просим, дедушка, на новое место“. Свекровь идет в хоромы; впереди ее хозяин несет хлеб-соль, сзади провожает молодая хозяйка. В избе свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ею по всем углам, как будто выпуская домового; затем высыпает все уголья в печурку; горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома».

-6

Признаки присутствия домового в доме

  1. Домовые ночные существа, поэтому их присутствие ощущаете исключительно ночью. Зачастую маленький друг будет передвигаться ночью, после 12 часов ночи и на кухне. Если слышите шорохи и шаги, то скорей волосатый сосед совершает ночной обход.

  2. Вам никогда не бывает страшно находиться в темноте. Вы хорошо спите и не боитесь находиться в одиночестве.

  3. Если у вас есть кошка и она часто смотрит в одну точку и не откликается на голос, это абсолютно точный знак присутствия домового. Кошка так же мурчит, когда он заходит в комнату.

Довольный домовой

Задача домовых помогать, но когда домовому не нравится атмосфера в доме, беспорядок, хозяева ленивы и не следят за хозяйством,
домовой начинает злиться и может проказничать: вдруг внезапно ломается что-то, начинает стучать дверь, нечаянно бьется посуда и прочее.
Также они терпеть не могут ссор в семье, работу по ночам, неухоженный внешний вид домочадцев.
В этом случае его необходимо задобрить: прежде всего прибраться и сделать ему подарок, приготовить что-то вкусненькое, считается, что они любят сладкое.

-7

Угощение для домового

Угощение для домового — это своего рода знак внимания и уважения к нему, свидетельствующий о желании поддерживать дружеские отношения. При этом важно, чтобы угощение было не формальностью, а именно искренним жестом уважения. Славяне верили, что эта традиция помогает хранить связь с предками, а на бытовом уровне — если дух доволен и удовлетворен, то он будет беречь дом и его обитателей от бед и несчастий.

Подобного рода знаки внимания полагалось делать периодически в течение всего года, однако, к некоторым дням и праздникам они были приурочены особенно. Например:

7 февраля - народный календарь отмечает день Ефрема Сирина, «запечника, прибаутника, сверчкового заступника», который, как нетрудно понять из присказок, по сути перенял многие характеристики домашнего духа. Именно поэтому на Ефрема полагалось задабривать домового, оставляя ему небольшие подношения, при этом говорилось: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку».«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».«Дедушка-соседушка, люби мою скотинку».«Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.»

По другим данным самый главный день Домового, когда было принято обязательно угощать и задабривать хозяина дома, отмечался 10 февраля и носил название Велесечи или Кудеса/Кудесы. Кстати, в самом названии дня явно угадывается имя славянского бога Велеса и его потомков: если Велес — бог, то Велесичи — уже как бы «младшие боги», его дети или внуки, к которым, вероятно, относили и домашнего духа домового. «Кудесами» же часто назывался шаманский бубен, позволяющий установить связь с иным миром, а о глаголе «кудесничать» отражен целый ряд смыслов, связанных с обрядовыми шутками, прибаутками, розыгрышами и песнями.Праздник Кудесы в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

Праздник Кудесы в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

В этот день говорили: «Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!»

Или: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!»

Горшочек каши обязательно оставляли за печью и обкладывали горячими углями, для того, чтобы гостинец не остыл до полуночи. Именно в полночь домовой приходил ужинать. Если же этого не делать и относиться к своему домовому плохо, то он может разозлиться и будет озорничать, пока его не задобрить, что является очень сложным делом. Но на самом деле домовой - добрый дух. Он является хорошим хозяином в доме, помогает семье, но иногда шалит или вредничает.

Про мёд и как правильно кормить домового, чтобы деньги в доме. Мои хорошие, знаете ли вы, что мёд — это не только лакомство для нас, но и для наших домашних защитников — домовых?

Домовой, как хозяин вашего очага, заботится о благополучии дома. Особенно он любит малышей, оберегая их сон от злых мыслей и недобрых глаз. Но и у домового, как у любого существа, есть свои слабости. Одна из них — любовь к мёду.

Как угостить домового мёдом? Возьмите свежее, ароматное мёдо - домовые уважают только лучшее. Налейте немного мёда в красивое блюдце с узором. Это не просто вкусное угощение, а настоящее подношение. Наливая мёд, произнесите трижды: «Мёд золотой да сладкий, Дни наши пусть будут гладки. Помоги, домовёнок милый, Пусть будет в доме лад и сила».

После заговора чуть подуйте на мёд - это добавит вашему подношению теплоту и вашу энергию. Поставьте блюдце с мёдом за плиту или в угол кухни, где готовится пища. Если домовой вдруг перевернёт блюдце (он же шалун!) — не сердитесь. Просто промойте его, налейте мёда заново и повторите заговор шесть раз. Это он так проверяет, насколько вы искренни в своих намерениях.

Зачем всё это? Когда вы радуете домового, он отвечает вам взаимностью: приносит уют, защищает дом от ссор и неприятностей, а заодно помогает денежным потокам идти в ваш дом.

1 апреля - по народным поверьям именно в это время домовой просыпался после зимы. По старому стилю применявшемуся в повседневной жизни до 1918 г. на этот день приходился церковный праздник Марии Египетской и как раз в приметах и присказках, связанных с ним, ясно видна традиция на 1 апреля разыгрывать друг друга или символически обманывать в разных мелочах. Делалось это для того, чтобы запутать домового, уберечь себя от его шалостей. Это обрядовое действие связано с тем, что домовой — отчасти потустороннее существо, а в ином мире — «все наоборот». Так, для этого, чтобы Леший перестал водить кругами по лесу заблудившиеся надевают одежду наизнанку или меняют местами сапоги, а с Домовым — обманывают, чтобы не быть обманутым. «Вывернутая наизнанку» иномирная магия перестает действовать.

27 ноября — отмечается Филипп, Филиппово заговенье, то есть последний день перед началом рождественского поста. В этот день в народной обрядности полагалось приготовить обильную богатую трапезу и обязательно позвать на угощение и домового с женой — попросить их зимой хорошо заботиться о домашней скотине (то есть в данном случае Домой зимой вполне активен). Например, сохранился такой обряд:

«Хозяин с хозяйкой идут на двор, становятся у ворот и говорят:-Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлять.При этом не крестясь, кланяются до земли на все четыре стороны и возвращаются в хату ужинать. Поужинав, оставляют на столе кушанье и посуду, покрывают все скатертью для того, чтобы домовому с домовихой было чем заговеть.»

Общение с домовым

Считалось, что иногда можно поговорить с незримым хозяином. В такие моменты он себя проявляет физически. Вот что писал об этом в своей исследовательской работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» С. А. Токарев:

«Если домовой навалится на спящего и начнет его давить, надо, проснувшись, спросить его: „К худу или к добру?“»

Следовательно, в определённых обстоятельствах, домового можно было услышать и даже задать ему некоторые волнующие человека вопросы. Но вот увидеть его невозможно почти никогда: в «обычные» дни он оставался незримым, а его появление «во плоти» должно было непременно служить предвестником каких-то важных и чаще опасных событий.

Также в записях М.Забылина сохранились указания на то, чего домовой не любит:

«Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего не видно.»

Заговор-обращение с колокольчиком к хозяину вашего дома (домовому).

Чтоб была в доме удача, нужно обязательно просить хозяина, да так, чтобы услышал вас. И тут нам колокольчик поможет. Берем колокольчик в правую руку, идем в кухню и становимся против плиты. Громко звоним в колокольчик и говорим: «Хозяин, убереги меня от всякой беды, дай мне силы и здравия, деньжат поболе, красу неземную, и любовь людскую. Да будет так.»

-8

Присядем на дорожку!

Считалось в Древней Руси, что если уехать наспех, то домовой последует за человеком и дом останется без присмотра.

Чтобы обмануть домового, люди делали вид, что никуда не уезжают: прекращали суету и рассаживались по местам. Когда, по их мнению, домовой возвращался к своим делам, можно было ехать.

Согласно другой версии, «присесть на дорожку», нужно было для того, чтобы домовой смог подать знак (уронить что-нибудь), что в дороге грозит опасность. Получив такой знак люди нередко отменяли свои поездки. Если же все было тихо и спокойно, можно было смело отправляться в путь

Как перевозить Домового в новый дом?

В древности, при переходе в другой дом, хозяева призывая домового на новоселье, брали из печи старого жилья горячие угли и переносили их на новый очаг.

Перевозили на метелке или в старых тапках хозяина дома, но для переезда Домовичка можно использовать пустой мешок или шкатулку.

Для этого раскрывают мешок, и кладут его в угол вечером накануне переезда. После этого объясняют духу, что переезжают в новый дом, и приглашают забрать его с собой. Утром забирают мешок, а в новом жилище раскрывают мешок и приглашают духа обживаться в новом доме

Особо капризным Домовятам простой мешок может прийтись не по вкусу. В этом случае нужна красивая шкатулка. Насыпают на дно ее хлебных крошек, а вечером накануне переезда оставляют ее на кухонном столе. Как и в случае с мешком, приглашают духа в шкатулку.

Для переезда также можно использовать старый ботинок или истоптанный тапок. Если в старом доме жил кот, его непременно нужно взять с собой. Дух обязательно последует за ним. При переезде не стоит забывать домашние тапочки, поскольку именно в них и останется Домовой. Тогда он обидится, а удача после переезда может отвернутся от семьи.

Покидая старый дом, его следует хорошенько убрать и вымыть полы. Протопить печь или включить духовку. Это поможет убрать из квартиры собственную энергетику. Оставляя квартиру грязной, можно навлечь беду на себя и новых хозяев.

-9

Защита дома

Каждый человек видит в собственном доме нерушимую крепость, то место, в котором он обретает уют и покой, защиту от внешнего мира. Поэтому защита жилья от неблагоприятных обстоятельств внешнего мира очень важна.

Ритуалы направлены на обращение к домовому, который является хранителем каждого дома.

Дождаться вечера. Поставить в углу стола угощение домовому и сказать такие слова:
Батюшка домовой, ты щедрый своей добротой. Храни дом мой всегда, не спи и не дремли. Стань на защиту дома моего, охраняй его от воров и недоброжелателей. Пускай мои недруги обходят стороной мою крепость, никогда сюда не приходят.
Утром отдать угощение собакам или птичкам, поблагодарить хозяина дома за помощь.

Домовой и кошки

Домовой, как существо тесно связанное с домашним очагом, имеет особую связь с котами и кошками, которые также являются своеобразными хранителями дома, способными на тонком уровне управлять некоторыми его энергиями. Таким образом получается, что и домовой и кошки выполняют в общем-то одну задачу, а значит должны быть близки. Действительно, если говорить об облике домового и его проявлениях, то, согласно народным поверьям, он чаще всего оборачивается именно кошкой.

Домовушка (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.
По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.
Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие человеческие питомцы.Кошкам отведена большая роль в сказах и легендах славянской мифологии - это Кот Бабы Яги, Земляная Кошка (охраняет клады), Кот Баюн, Обдериха (Банница), Коргоруши (помощники Дворового), Арысь - Поле (оборотень), кот является любимым животным Домового (он может в него превращаться)..

О кошках, как героях славянских сказок и легенд можно говорить бесконечно. Но, нашим сегодня героем будет Кот Люб.

Люб - важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями, домашний дух, похожий на кота. У этого мифологического персонажа особенная миссия в доме - следить, чтоб страсть и любовь между супругами не угасала. По поверьям, Люб — очень красивое существо. И тем, кому посчастливилось его увидеть, он запомнится на всю жизнь. Выглядит он как большой кот с золотой шерстью, струящейся, словно солнечные лучи, а в зубках своих держит стебель стрелолиста (остролиста). У Люба большие уши, которыми он улавливает каждый шорох шебуршащейся нечисти. У Люба гипнотическое мурчание и мягкая поступь.

Богата народная молва на присказки да легенды. По одной из версий, Любушку-кота в помощь людям сотворила богиня красоты, плодородия и любви Лада, а помогали ей в этом ее дети — Лель (свет) и Леля (вода). Решили они, что Домовой не может за всем уследить, и соткали из солнечных лучей красавца кота.

Во времена рождения данного мифологического героя коты только-только входили в жизнь человека, считались диковинным животным, удивляли своими повадками, ласковостью. Разве мог кто другой так бережно охранять любовь -самое ценное, что есть у супругов?

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от супругов Нелюба — такого же кота, только черного и злобного. Кот Нелюб - злой дух - антипод Люба. Нелюб имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи.

В русских народных сказках мышь - это очень загадочный персонаж, один из самых распространенных мотивов это, когда она помогает герою, попавшему в беду. При этом мышка не выступает в качестве главного героя, но зачастую, появившись буквально на мгновение, разрешает ситуацию.
В славянской мифологии мышь была существом Богини Макоши во всех ее ипостасях. Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является Бгиней судьбы, по повериям славян, именно она занимается прядением нитей жизни, помощницами этой Богини являются Доля и Недоля. Макошь очень разносторонняя Богиня, она является покровительницей рукоделия, женщин, рожениц.

Поэтому на бытовом уровне, в домашних обрядах мышь чаще всего упоминается в связи с беременностью, родами и новорожденными детьми, поэтому мышь молили о здоровом потомстве. Именно у мыши скотоводы просили об обильном приплоде.

По древним поверьям - мышки, как и Домовой верные спутники человека в доме. Если мышей нет в доме, это не хорошая работа кошек, а верный признак скорой гибели жилища. Поэтому простое, жестокое убийство мышей не разрешалось так как это могло навлечь на дом беду. Мышей старались задабривать. И с каждого урожая обязательно выдавали мышке частичку.

С давних времен на Руси была своя традиция торжественно расставаться с выпавшим молочным зубом. Его отдавали мышке, при этом нужно произнести: «Мышка, мышка, на тебе зубок молочный репный, а мне дай костяной да крепкий!». После этого ребенок находил подарок от Мышки-норушки.

Волшебный шепоток ребенок должен был сказать, бросив свой зуб за речку, на печь или подпол.

В наши дни его нужно оставить в спичечной коробке под кроватью или отнести его к двери, можно положить на подоконник, в тёмный угол, где могут бегать мышки. Так мышке будет удобнее забрать зубик.

А, ещё по традиции строго - настрого запрещается детям трогать языком место выпавшего зуба, чтобы не зализать ранку и мышке было куда принести новый зуб.

У славян Млечный Путь, считавшийся дорогой души на тот свет, назывался «мышиная тропка».

В доме обитают кроме домового и другие духи

Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.

Обитает в домах, живет она за печкой или в хлеву с животными, может также поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев, а ночью проказничать: стучать горшками, кидается луком. Выглядит Кикимора старой и некрасивой, имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья.

Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Часто кикимор берут в жены домовые.

Шишок – маленький домашний чёрт
Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Лизун - один из многочисленных славянских домашних духов. Он любит жировать - то есть получать удовольствие: жить в тепле, незримо вертеться возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины или оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая её. Любит проказничать, но не со зла, а от скуки, просто забавляясь. Имеет весёлый нрав.

-10

Клетник

В славянских мифах так звали духа, который живёт в крестьянских домах. Клеть - кладовая, была его местом обитания.

Он был первым помощником домового, который осматривал хозяйское добро и отвечал за его сохранность.

Если осерчает на хозяина, может и мешки с мукой порвать, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. А может дурить и проказничать безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам и принося убытки.

Представляли его маленьким старичком с длинными волосами и бородой. Одежда вся в муке. Днём Клетник обычно отсыпается, а выходит по ночам.

-11

Матохи

Так называются духи, производящие всякого рода беспокойства, беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие неприятности. Коль скоро они незримы, уследить за ними очень трудно.

Больших бед матохи причинить не могут, но покуражиться очень любят: например, толкнуть хозяйку под руку, когда снимает с плиты горячие щи, или отвлечь, когда стережет закипающее молоко, чтобы убежало по всей кухне, или подзудить ребятишек стащить с противня только что испеченный пирожок и обжечь пальцы...

А уж девиц, которые вдергивают в иглу слишком длинную нитку, матохи нипочем в покое не оставят, пока всю нитку не запутают, не изорвут: лентяек они не любят, а ведь сказано же: "Длинная нитка — ленивая девка".

До сих пор, говоря слова "суматохи", "помехи" и "промахи", мы невольно вспоминаем этих духов - мелких домашних пакостников.

Благодарю за внимание!

Домовой – это достаточно проказливое существо, способное зло шутить. В сельских и городских быличках описываются схожие или одинаковые элементы поведения домового. При этом домовой прибавляет к рачительности обитателей дома помощь, а к лени – беду, что отражает старинную веру в помощь умерших предков, которую те оказывают живым родичам. Отсюда и связь домового с печью (куда для него клали маленькие куски хлеба), поскольку в древности верили, что душа покойного может попасть в дом через дымоход.

Домовой охранял дом от проникновения в него опасных для человека духов: навий, леших, русалок и прочих. Если в семье был разлад и ссоры, домовой ослабевал, а если благополучие, то его магическая сила увеличивалась. Хотя домовой мог наказать обитателей дома или зло над ними подшутить, он не был опасен для жизни человека.

«Вера в домового тесно связана с языческим обожанием огня (небесного — в образе Дажьбога и Перуна и земного — в образе Сварожича) и умерших предков. Такая связь и придала особенную крепость и знаменательность вере в домового».(Из статьи русского исследователя древнеславянского фольклора А. Н. Афанасьева «Дедушка домовой»)
«Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой и неповоротливый: всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов…иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.» (С.Максимов)

На тему образа домового у славян было проведено немало исследований. Особое место ему выделил в своей работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» советский этнограф и писатель С. А Токарев:

«В народе считали, что в доме может быть только один домовой; если заведется их по какому-нибудь случаю двое, они начинают ссориться между собою».

А в «Описании древнего славянского языческого баснословия» М. Попова про домовых написано следующее:

«Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями.»
«О языческом(православном) обожании очага ясно свидетельствуют народные предания наши и западных славян: обряды над бадняком и многоразличные гадания по пламени, углям, золе и лучинам как нельзя лучше подтверждают такое положение. Сначала поклонялись самому очагу; но с дальнейшим развитием язычества привзошли сюда новые верования, слились с верованием первоначальным,- и олицетворились в пластическом и наглядном образе домового».(А. Афанасьев «Дедушка домовой»)

В подтверждение этой версии можно привести записанный тем же автором обряд, связанный с переездом молодой семьи в новый дом:

«Ровно в полдень по солнцу свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью; потом растворяет двери и, обращаясь к заднему куту, говорит: „Милости просим, дедушка, к нам на новоежилье“. После того она отправляется с горшком на новый двор, где хозяин с хозяйкою встречают дедушку-домового с хлебом-солью у растворенных ворот. Свекровь стучится в верею и спрашивает: „Рады ли гостям?“ Хозяева с низкими поклонами отвечают:„Милости просим, дедушка, на новое место“. Свекровь идет в хоромы; впереди ее хозяин несет хлеб-соль, сзади провожает молодая хозяйка. В избе свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ею по всем углам, как будто выпуская домового; затем высыпает все уголья в печурку; горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома».

-6

Признаки присутствия домового в доме

  1. Домовые ночные существа, поэтому их присутствие ощущаете исключительно ночью. Зачастую маленький друг будет передвигаться ночью, после 12 часов ночи и на кухне. Если слышите шорохи и шаги, то скорей волосатый сосед совершает ночной обход.

  2. Вам никогда не бывает страшно находиться в темноте. Вы хорошо спите и не боитесь находиться в одиночестве.

  3. Если у вас есть кошка и она часто смотрит в одну точку и не откликается на голос, это абсолютно точный знак присутствия домового. Кошка так же мурчит, когда он заходит в комнату.

Довольный домовой

Задача домовых помогать, но когда домовому не нравится атмосфера в доме, беспорядок, хозяева ленивы и не следят за хозяйством,
домовой начинает злиться и может проказничать: вдруг внезапно ломается что-то, начинает стучать дверь, нечаянно бьется посуда и прочее.
Также они терпеть не могут ссор в семье, работу по ночам, неухоженный внешний вид домочадцев.
В этом случае его необходимо задобрить: прежде всего прибраться и сделать ему подарок, приготовить что-то вкусненькое, считается, что они любят сладкое.

-7

Угощение для домового

Угощение для домового — это своего рода знак внимания и уважения к нему, свидетельствующий о желании поддерживать дружеские отношения. При этом важно, чтобы угощение было не формальностью, а именно искренним жестом уважения. Славяне верили, что эта традиция помогает хранить связь с предками, а на бытовом уровне — если дух доволен и удовлетворен, то он будет беречь дом и его обитателей от бед и несчастий.

Подобного рода знаки внимания полагалось делать периодически в течение всего года, однако, к некоторым дням и праздникам они были приурочены особенно. Например:

7 февраля - народный календарь отмечает день Ефрема Сирина, «запечника, прибаутника, сверчкового заступника», который, как нетрудно понять из присказок, по сути перенял многие характеристики домашнего духа. Именно поэтому на Ефрема полагалось задабривать домового, оставляя ему небольшие подношения, при этом говорилось: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку».«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».«Дедушка-соседушка, люби мою скотинку».«Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.»

По другим данным самый главный день Домового, когда было принято обязательно угощать и задабривать хозяина дома, отмечался 10 февраля и носил название Велесечи или Кудеса/Кудесы. Кстати, в самом названии дня явно угадывается имя славянского бога Велеса и его потомков: если Велес — бог, то Велесичи — уже как бы «младшие боги», его дети или внуки, к которым, вероятно, относили и домашнего духа домового. «Кудесами» же часто назывался шаманский бубен, позволяющий установить связь с иным миром, а о глаголе «кудесничать» отражен целый ряд смыслов, связанных с обрядовыми шутками, прибаутками, розыгрышами и песнями.Праздник Кудесы в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

Праздник Кудесы в честь дедушки-соседушки сопровождался дарением гостинцев, музыкой и всем тем, чем обычно обладает любой другой важный праздник.

В этот день говорили: «Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!»

Или: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!»

Горшочек каши обязательно оставляли за печью и обкладывали горячими углями, для того, чтобы гостинец не остыл до полуночи. Именно в полночь домовой приходил ужинать. Если же этого не делать и относиться к своему домовому плохо, то он может разозлиться и будет озорничать, пока его не задобрить, что является очень сложным делом. Но на самом деле домовой - добрый дух. Он является хорошим хозяином в доме, помогает семье, но иногда шалит или вредничает.

Про мёд и как правильно кормить домового, чтобы деньги в доме. Мои хорошие, знаете ли вы, что мёд — это не только лакомство для нас, но и для наших домашних защитников — домовых?

Домовой, как хозяин вашего очага, заботится о благополучии дома. Особенно он любит малышей, оберегая их сон от злых мыслей и недобрых глаз. Но и у домового, как у любого существа, есть свои слабости. Одна из них — любовь к мёду.

Как угостить домового мёдом? Возьмите свежее, ароматное мёдо - домовые уважают только лучшее. Налейте немного мёда в красивое блюдце с узором. Это не просто вкусное угощение, а настоящее подношение. Наливая мёд, произнесите трижды: «Мёд золотой да сладкий, Дни наши пусть будут гладки. Помоги, домовёнок милый, Пусть будет в доме лад и сила».

После заговора чуть подуйте на мёд - это добавит вашему подношению теплоту и вашу энергию. Поставьте блюдце с мёдом за плиту или в угол кухни, где готовится пища. Если домовой вдруг перевернёт блюдце (он же шалун!) — не сердитесь. Просто промойте его, налейте мёда заново и повторите заговор шесть раз. Это он так проверяет, насколько вы искренни в своих намерениях.

Зачем всё это? Когда вы радуете домового, он отвечает вам взаимностью: приносит уют, защищает дом от ссор и неприятностей, а заодно помогает денежным потокам идти в ваш дом.

1 апреля - по народным поверьям именно в это время домовой просыпался после зимы. По старому стилю применявшемуся в повседневной жизни до 1918 г. на этот день приходился церковный праздник Марии Египетской и как раз в приметах и присказках, связанных с ним, ясно видна традиция на 1 апреля разыгрывать друг друга или символически обманывать в разных мелочах. Делалось это для того, чтобы запутать домового, уберечь себя от его шалостей. Это обрядовое действие связано с тем, что домовой — отчасти потустороннее существо, а в ином мире — «все наоборот». Так, для этого, чтобы Леший перестал водить кругами по лесу заблудившиеся надевают одежду наизнанку или меняют местами сапоги, а с Домовым — обманывают, чтобы не быть обманутым. «Вывернутая наизнанку» иномирная магия перестает действовать.

27 ноября — отмечается Филипп, Филиппово заговенье, то есть последний день перед началом рождественского поста. В этот день в народной обрядности полагалось приготовить обильную богатую трапезу и обязательно позвать на угощение и домового с женой — попросить их зимой хорошо заботиться о домашней скотине (то есть в данном случае Домой зимой вполне активен). Например, сохранился такой обряд:

«Хозяин с хозяйкой идут на двор, становятся у ворот и говорят:-Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлять.При этом не крестясь, кланяются до земли на все четыре стороны и возвращаются в хату ужинать. Поужинав, оставляют на столе кушанье и посуду, покрывают все скатертью для того, чтобы домовому с домовихой было чем заговеть.»

Общение с домовым

Считалось, что иногда можно поговорить с незримым хозяином. В такие моменты он себя проявляет физически. Вот что писал об этом в своей исследовательской работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» С. А. Токарев:

«Если домовой навалится на спящего и начнет его давить, надо, проснувшись, спросить его: „К худу или к добру?“»

Следовательно, в определённых обстоятельствах, домового можно было услышать и даже задать ему некоторые волнующие человека вопросы. Но вот увидеть его невозможно почти никогда: в «обычные» дни он оставался незримым, а его появление «во плоти» должно было непременно служить предвестником каких-то важных и чаще опасных событий.

Также в записях М.Забылина сохранились указания на то, чего домовой не любит:

«Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего не видно.»

Заговор-обращение с колокольчиком к хозяину вашего дома (домовому).

Чтоб была в доме удача, нужно обязательно просить хозяина, да так, чтобы услышал вас. И тут нам колокольчик поможет. Берем колокольчик в правую руку, идем в кухню и становимся против плиты. Громко звоним в колокольчик и говорим: «Хозяин, убереги меня от всякой беды, дай мне силы и здравия, деньжат поболе, красу неземную, и любовь людскую. Да будет так.»

-8

Присядем на дорожку!

Считалось в Древней Руси, что если уехать наспех, то домовой последует за человеком и дом останется без присмотра.

Чтобы обмануть домового, люди делали вид, что никуда не уезжают: прекращали суету и рассаживались по местам. Когда, по их мнению, домовой возвращался к своим делам, можно было ехать.

Согласно другой версии, «присесть на дорожку», нужно было для того, чтобы домовой смог подать знак (уронить что-нибудь), что в дороге грозит опасность. Получив такой знак люди нередко отменяли свои поездки. Если же все было тихо и спокойно, можно было смело отправляться в путь

Как перевозить Домового в новый дом?

В древности, при переходе в другой дом, хозяева призывая домового на новоселье, брали из печи старого жилья горячие угли и переносили их на новый очаг.

Перевозили на метелке или в старых тапках хозяина дома, но для переезда Домовичка можно использовать пустой мешок или шкатулку.

Для этого раскрывают мешок, и кладут его в угол вечером накануне переезда. После этого объясняют духу, что переезжают в новый дом, и приглашают забрать его с собой. Утром забирают мешок, а в новом жилище раскрывают мешок и приглашают духа обживаться в новом доме

Особо капризным Домовятам простой мешок может прийтись не по вкусу. В этом случае нужна красивая шкатулка. Насыпают на дно ее хлебных крошек, а вечером накануне переезда оставляют ее на кухонном столе. Как и в случае с мешком, приглашают духа в шкатулку.

Для переезда также можно использовать старый ботинок или истоптанный тапок. Если в старом доме жил кот, его непременно нужно взять с собой. Дух обязательно последует за ним. При переезде не стоит забывать домашние тапочки, поскольку именно в них и останется Домовой. Тогда он обидится, а удача после переезда может отвернутся от семьи.

Покидая старый дом, его следует хорошенько убрать и вымыть полы. Протопить печь или включить духовку. Это поможет убрать из квартиры собственную энергетику. Оставляя квартиру грязной, можно навлечь беду на себя и новых хозяев.

-9

Защита дома

Каждый человек видит в собственном доме нерушимую крепость, то место, в котором он обретает уют и покой, защиту от внешнего мира. Поэтому защита жилья от неблагоприятных обстоятельств внешнего мира очень важна.

Ритуалы направлены на обращение к домовому, который является хранителем каждого дома.

Дождаться вечера. Поставить в углу стола угощение домовому и сказать такие слова:
Батюшка домовой, ты щедрый своей добротой. Храни дом мой всегда, не спи и не дремли. Стань на защиту дома моего, охраняй его от воров и недоброжелателей. Пускай мои недруги обходят стороной мою крепость, никогда сюда не приходят.
Утром отдать угощение собакам или птичкам, поблагодарить хозяина дома за помощь.

Домовой и кошки

Домовой, как существо тесно связанное с домашним очагом, имеет особую связь с котами и кошками, которые также являются своеобразными хранителями дома, способными на тонком уровне управлять некоторыми его энергиями. Таким образом получается, что и домовой и кошки выполняют в общем-то одну задачу, а значит должны быть близки. Действительно, если говорить об облике домового и его проявлениях, то, согласно народным поверьям, он чаще всего оборачивается именно кошкой.

Домовушка (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.
По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.
Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие человеческие питомцы.Кошкам отведена большая роль в сказах и легендах славянской мифологии - это Кот Бабы Яги, Земляная Кошка (охраняет клады), Кот Баюн, Обдериха (Банница), Коргоруши (помощники Дворового), Арысь - Поле (оборотень), кот является любимым животным Домового (он может в него превращаться)..

О кошках, как героях славянских сказок и легенд можно говорить бесконечно. Но, нашим сегодня героем будет Кот Люб.

Люб - важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями, домашний дух, похожий на кота. У этого мифологического персонажа особенная миссия в доме - следить, чтоб страсть и любовь между супругами не угасала. По поверьям, Люб — очень красивое существо. И тем, кому посчастливилось его увидеть, он запомнится на всю жизнь. Выглядит он как большой кот с золотой шерстью, струящейся, словно солнечные лучи, а в зубках своих держит стебель стрелолиста (остролиста). У Люба большие уши, которыми он улавливает каждый шорох шебуршащейся нечисти. У Люба гипнотическое мурчание и мягкая поступь.

Богата народная молва на присказки да легенды. По одной из версий, Любушку-кота в помощь людям сотворила богиня красоты, плодородия и любви Лада, а помогали ей в этом ее дети — Лель (свет) и Леля (вода). Решили они, что Домовой не может за всем уследить, и соткали из солнечных лучей красавца кота.

Во времена рождения данного мифологического героя коты только-только входили в жизнь человека, считались диковинным животным, удивляли своими повадками, ласковостью. Разве мог кто другой так бережно охранять любовь -самое ценное, что есть у супругов?

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от супругов Нелюба — такого же кота, только черного и злобного. Кот Нелюб - злой дух - антипод Люба. Нелюб имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи.

В русских народных сказках мышь - это очень загадочный персонаж, один из самых распространенных мотивов это, когда она помогает герою, попавшему в беду. При этом мышка не выступает в качестве главного героя, но зачастую, появившись буквально на мгновение, разрешает ситуацию.
В славянской мифологии мышь была существом Богини Макоши во всех ее ипостасях. Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является Бгиней судьбы, по повериям славян, именно она занимается прядением нитей жизни, помощницами этой Богини являются Доля и Недоля. Макошь очень разносторонняя Богиня, она является покровительницей рукоделия, женщин, рожениц.

Поэтому на бытовом уровне, в домашних обрядах мышь чаще всего упоминается в связи с беременностью, родами и новорожденными детьми, поэтому мышь молили о здоровом потомстве. Именно у мыши скотоводы просили об обильном приплоде.

По древним поверьям - мышки, как и Домовой верные спутники человека в доме. Если мышей нет в доме, это не хорошая работа кошек, а верный признак скорой гибели жилища. Поэтому простое, жестокое убийство мышей не разрешалось так как это могло навлечь на дом беду. Мышей старались задабривать. И с каждого урожая обязательно выдавали мышке частичку.

С давних времен на Руси была своя традиция торжественно расставаться с выпавшим молочным зубом. Его отдавали мышке, при этом нужно произнести: «Мышка, мышка, на тебе зубок молочный репный, а мне дай костяной да крепкий!». После этого ребенок находил подарок от Мышки-норушки.

Волшебный шепоток ребенок должен был сказать, бросив свой зуб за речку, на печь или подпол.

В наши дни его нужно оставить в спичечной коробке под кроватью или отнести его к двери, можно положить на подоконник, в тёмный угол, где могут бегать мышки. Так мышке будет удобнее забрать зубик.

А, ещё по традиции строго - настрого запрещается детям трогать языком место выпавшего зуба, чтобы не зализать ранку и мышке было куда принести новый зуб.

У славян Млечный Путь, считавшийся дорогой души на тот свет, назывался «мышиная тропка».

В доме обитают кроме домового и другие духи

Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.

Обитает в домах, живет она за печкой или в хлеву с животными, может также поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев, а ночью проказничать: стучать горшками, кидается луком. Выглядит Кикимора старой и некрасивой, имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья.

Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Часто кикимор берут в жены домовые.

Шишок – маленький домашний чёрт
Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Лизун - один из многочисленных славянских домашних духов. Он любит жировать - то есть получать удовольствие: жить в тепле, незримо вертеться возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины или оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая её. Любит проказничать, но не со зла, а от скуки, просто забавляясь. Имеет весёлый нрав.

-10

Клетник

В славянских мифах так звали духа, который живёт в крестьянских домах. Клеть - кладовая, была его местом обитания.

Он был первым помощником домового, который осматривал хозяйское добро и отвечал за его сохранность.

Если осерчает на хозяина, может и мешки с мукой порвать, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. А может дурить и проказничать безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам и принося убытки.

Представляли его маленьким старичком с длинными волосами и бородой. Одежда вся в муке. Днём Клетник обычно отсыпается, а выходит по ночам.

-11

Матохи

Так называются духи, производящие всякого рода беспокойства, беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие неприятности. Коль скоро они незримы, уследить за ними очень трудно.

Больших бед матохи причинить не могут, но покуражиться очень любят: например, толкнуть хозяйку под руку, когда снимает с плиты горячие щи, или отвлечь, когда стережет закипающее молоко, чтобы убежало по всей кухне, или подзудить ребятишек стащить с противня только что испеченный пирожок и обжечь пальцы...

А уж девиц, которые вдергивают в иглу слишком длинную нитку, матохи нипочем в покое не оставят, пока всю нитку не запутают, не изорвут: лентяек они не любят, а ведь сказано же: "Длинная нитка — ленивая девка".

До сих пор, говоря слова "суматохи", "помехи" и "промахи", мы невольно вспоминаем этих духов - мелких домашних пакостников.

Благодарю за внимание!


Источники:

https://bigenc.ru/c/domovoi-9ab3ce?ysclid=mejunyynwr952774685


https://zhizn.ru/p/15753


https://biographe.ru/char/domovoj/?ysclid=mejuovorvz607323602


https://www.livemaster.ru/topic/1470113-domovye-vse-pro-domovogo-otnosheniya-s-domovym?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f

Комментарии

Интересно, спасибо!

3
20 August

Благодарю!

1
20 August

Наталья Александровна,теоретический материал очень интересный. А практически как это происходит? В чемодане картинки, поделки? Просто интересна форма подачи. Я тоже провожу экскурсии "Музей в чемодане". Но у меня предметы, поэтому не могу представить, как Вы проводите

3
20 August

Доброго здравия! У меня комната с экспозицией предметов народного быта и фольклора. "Музей в чемодане" - это выездной проект (чемоданы + часть экспонатов), главное здесь -это живая нить народных сказов и образов + частичный показ.

4
20 August

Поняла, спасибо за ответ

2
20 August

Отличная работа! Спасибо!

2
21 August

Благодарю!

1
21 August

Отличная работа! Безупречное и яркое оформление, интересное содержание, узнала много нового для себя из Вашей работы. Спасибо!

1
21 August

Благодарю!

0
21 August