Классный час «Мужское и женское» (10–11 класс)
Тема : «Мужское и женское.
Форма мероприятия: дебаты
Цели: развитие осознания полоролевой идентификации у старшеклассников, формирование представлений о культуре интимно-личностного взаимодействия, о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины.
Задачи:
Ввести понятия «гендерные отношения»
Проанализировать особенности проявления личностных качеств мужчины и женщины
формирование умения отстаивать свою позицию; вести диалог
Планируемые результаты:
· готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Подготовительная работа: распределить по классу столы так, чтобы участники смогли распределиться на 2 равных части. Перед началом классного часа на столы раскладываются листы А4, ручки.
Словарь:
Дебаты – это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Дебаты формируют:
Гендерные отношения – это взаимосвязь людей определенного пола в разных сферах жизни. Они предполагают соответствие определенной роли в обществе. В наше время продолжается борьба с гендерным неравенством.
Пол определяется отличиями физиологическими. Гендер – социально-психологическими.
СЛАЙД 1
Ход:
Приветствие. Установление контакта.
Распределение на группы.
Класс делится на две равные группы и рассаживается в противоположных частях кабинета. Деление происходит по желанию. В каждой группе выделяется человек, который будет записывать предложения и ответы участников (секретарь).
Командам объясняется, что им необходимо прослушать материал и придумать аргументы против/за определенную тему. Команда, которая приводила аргументы «за», в следующем туре высказывает аргументы «против».
Аргументы засчитываются, если приведен «живой пример».
Основная часть
Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в то же время отличаемся друг от друга: цвет глаз, рост, дата рождения и много другое.
Тема нашего занятия «Мужское и женское».
Природа создала мужчину и женщину разными по своей психологии и физиологии. Может, поэтому нам бывает трудно понять и принять друг друга?! Давайте попробуем, хотя бы на время наших занятий, доброжелательно и беспристрастно разобраться в тайнах мужского и женского пола.
СЛАЙД 2(вопросы)
Для начала мы определим понятия, и соберем в общую картину ваши представления о мужчинах и женщинах.
Задание: Каждой команде будет задаваться ряд вопросов для размышления. На запись ответов вам отведено 10 минут. Далее вам нужно будет выбрать представителя от команды, который будет зачитывать ответы и аргументы. На один вопрос-один представитель команды. После окончания представления определенного вопроса, противоположная команда может высказать свои предположения против аргументов противника. (на совещание дается 2 мин, высказывает один человек из команды).
Вопросы для команды 1:
• Что вы вкладываете в понятие женственность?
• Можно ли провести различия между женским и мужским умом?
• Кому тяжелее жить в нашем мире: женщине или мужчине?
• Как вы представляете себе идеальную девушку и идеального мужчину?
Вопросы для команды 2:
• Что вы вкладываете в понятие настоящий мужчина?
• Можно ли провести различия между женским и мужским умом?
• Кому тяжелее жить в нашем мире: женщине или мужчине?
• Как вы представляете себе идеальную девушку и идеального мужчину?
СЛАЙД 3(таймер) Видео Мужчины Пахоменко
Итак, мы с вами выяснили важные отличия между мужчинами и женщинами
СЛАЙД 4(дети о мж)
Попробуем разобраться в различиях между мужчиной и женщиной.
СЛАЙД 5
Различия полов наиболее ярко проявляются в физиологии и могут быть замечены с самого рождения. Так, девочки-младенцы сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода, более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины - к соленому. Мускулатура девушек развита слабее. Жировая ткань у мужчин иная, у них нет подкожного жира, но больше мускульной массы, поэтому они легче теряют вес. У мужчин шире грудная клетка, но более узкий таз. Женщины также отличаются от мужчин более тонкой талией. Такое телосложение женщины обусловлено ее функциями деторождения.
СЛАЙД 6
Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков. Смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и т. д. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет в среднем 11-13 лет. Причиной этого является не только более слабая, по сравнению с женским, жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя, табака, наркотиков, токсичных веществ и т. д.), увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.
Задание: Итак, у меня назрел вопрос ко всем участникам.
СЛАЙД 7
Согласны ли вы с тем, что современные идеалы женщины и мужчины претерпели изменения, что различия между ролью мужчины и женщины в обществе стираются? (да, меняются)
Следующая наша дискуссионная тема:
Согласны ли вы с тем, что женщины и мужчины скоро поменяются ролями? Как вы относитесь к приобретению мужчинами и женщинами качеств противоположного пола?
Правая команда приводит аргументы «ЗА» такое перестроение, левая «ПРОТИВ». Командам дается 5 минут на размышление и запись ответов, а также приведение примеров.
По истечению времени представители от команд зачитывают свои аргументы и объясняют почему они так решили. Если команда противников не согласна, они высказывают свои контраргументы с помощью поднятой руки.
СЛАЙД 8
Итак, мы с вами выяснили современное положение мужчин и женщин в нашем мире. Далее предлагаю поразмышлять над тем, что обычно объединяет мужчину и женщину – это семья.
В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Для начала нам необходимо определить понятия. Что же такое «гражданский брак», «сожительство»?
СЛАЙД 9
Есть ли разница между официальным и гражданским браком?
Команды отвечают при помощи поднятия руки.
СЛАЙД 10(видео различия со статьями)
СЛАЙД 11
Задание: Итак, мы разобрали основные отличия гражданского брака и сожительства. Теперь предлагаю нашим командам придумать и обосновать аргументы за и против. На размышление дается 5 минут, затем по 2 представителя от команды презентуют ответы команды.
СЛАЙД 12 таймер
1 команда: аргументы ЗА гражданский брак, аргументы ПРОТИВ сожительства.
2 команда: аргументы ПРОТИВ гражданского брака, аргументы ЗА сожительство.
СЛАЙД 13(дети о семье)
Заключительная часть. Подведение итогов.
Рефлексия
Итак, ребята, на данном занятии мы с вами узнали основные различия между мужчинами и женщинами, рассмотрели такие понятия как «гражданский брак» и «сожительство». Сейчас мы с вами подведем итоги нашего занятия.
Что же такое все-таки «гражданский брак»?
Какие качества больше присущи женскому роду, а какие мужскому?
Происходит ли на данный момент подмена ценностей, и переход к матриархату?
И в конце занятия хотелось бы провести с вами небольшую рефлексию.
На ваших столах квадратики различных цветов: красный, зеленый и черный.
Сейчас вы сделаете следующий выбор: если вам понравилось наше занятие, вы открыли для себя что-то новое, и желаете продолжить наш разговор, выбираете квадрат зеленого цвета.
Если тема нашего разговора особенно вас не интересовала, не затронула, для себя вы не нашли ничего нового, и не желаете продолжить тему, выбираете квадрат красного цвета.
Если считаете, что не стоило тратить время на разговор - черный.
(Квадратики крепят на доску)