12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головина Марина Владимировна37

Методические рекомендации по проведению уроков музыки в 5 классе по теме «Музыка и изобразительное искусство», программа Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой.

Автор: Головина Марина Владимировна, учитель музыки МБОУ «Гимназия №24» г. Калуги

Пояснительная записка

Границы отдельных искусств не столь абсолютны и замкнуты, как

это полагают теоретики: искусства часто переходят одно в другое,

один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом.

Р. Роллан

Программа 5 класса может быть дополнена такими отдельными темами, как «Музыка и архитектура» и «Музыка и скульптура». Введение данных тем не противоречит главным содержательным линиям учебного курса. Напротив, это позволяет углубить представление учащихся о взаимоотношениях музыки и архитектуры, а также установить внутренние связи между музыкальным искусством и скульптурой. На занятиях во 2 полугодии уже определялась тесная связь музыкальных произведений с таким пространственным искусством, как живопись. В продолжение этой темы одним из проблемных вопросов на уроке может стать следующий: «А есть ли родство между музыкой, архитектурой и скульптурой – тоже «молчаливыми» искусствами, предназначенными для зрительного восприятия?» Ответом послужит музыкальный материал, представленный в разработке, отражающий характер предполагаемых связей.

Первые уроки посвящены музыкальным произведениям, сочинённым под впечатлением архитектурных построек. В музыке действительно есть примеры, когда архитектурное сооружение вызывало сильный эмоциональный отклик у композитора, вдохновляло его на создание музыки.

Материал для проведения уроков

1 урок. «Воспет их подвиг музой»

«Часовня Вильгельма Телля» - так называется фортепьянная пьеса Ф. Листа, открывающая цикл «Время странствий». Этот цикл стал своеобразным музыкальным дневником впечатлений, полученных композитором во время его путешествий по Швейцарии. Чему же посвящена именно эта «дневниковая страница»? Что так, по словам композитора, взволновало его, породило потребность выразить пережитое чувство в музыке? Дополняя и обобщая слушательские впечатления пятиклассников, учитель обращает их внимание на героическое звучание уже начальной мелодии, написанной в форме речитатива. Необходимо отметить и всё более усиливающееся драматическое звучание и как итог развития - торжественный, величавый финал. Так в музыке была воссоздана одна из героических страниц в истории Швейцарии, и связана она с именем В. Телля – легендарного, неустрашимого предводителя швейцарских стрелков, восставших против ненавистного австрийского владычества. В Швейцарии в честь этого национального героя воздвигнуто несколько памятников. Один из них – это часовня. Она стоит на легендарном месте: именно здесь, на берегу озера, произошли события, положивших начало народному t1644693272aa.jpg восстанию. Само здание по своей архитектуре очень простое, но его история и связанные с ним события вдохновили композитора на создание фортепьянной пьесы.



2 урок. «Страна, где солнца свет так жгуч и ярок»

Архитектурное сооружение дало жизнь ещё одному известному произведению – пьесе К. Дебюсси «Ворота в Альгамбре». В отличие от Листа, написавшего музыку под личным впечатлением, Дебюсси не был в Гранаде, где расположен этот комплекс 14 века. Композитор увидел его на открытке, присланной ему испанским композитором де Фальи. Зрительное впечатление было настолько ярким, что Дебюсси решил: «Я что-нибудь сделаю из этого». При сочинении музыки композитор последовал своему собственному совету: «Если не можешь позволить себе отправиться в путешествие, делай это в своей фантазии». При анализе определить танцевальность прелюдии, восточный характер мелодий, выразительный ритм, характерный для восточных танцев. При просмотре изображения обратить внимание на живописный вид ворот, украшенных каменной резьбой, которая напоминает окаменевшее кружево. Предложить пятиклассникам соотнести эту архитектурную деталь с витиеватым рисунком мелодии. Яркие мелодии, ритмические и жанровые особенности пьесы– с помощью этих выразительных средств и передан характер постройки, её экзотический восточный колорит. Несомненно, эта прелюдия стала t1644693272ab.jpg t1644693272ac.jpgпосвящением и самой Испании, чей образ встаёт за музыкальной иллюстрацией к одному из самых знаменитых памятников этой страны.

3 урок. «Град на острове стоит».

На этом уроке перед учащимися предстанет целый город- сказочный Леденец, который «построили» А.С. Пушкин и Н.А. Римский-Корсаков. Пусть пятиклассники, слушая оркестровую картину «Три чуда», попробуют представить этот город, подаренный Гвидону царевной Лебедью. Совершая музыкальную прогулку по Леденцу, они услышат звон колоколов (тема Леденца), увидят учёную белку ( изящно оркестрованная русская народная песня «Во саду ли в огороде»). Перед ними предстанут богатыри, появляющиеся из волн под торжественное звучание марша. Наконец их встретит Царевна-Лебедь, напевы которой контрастируют предыдущим темам. Вся эта музыка наполнена энергией, светом,простодушной весёлостью. На протяжении всей «прогулки» слушателей будет сопровождать праздничное звучание фафар. Музыкальная картина настолько яркая, что учащимся нетрудно будет представить это сказочный музыкальный город, изобразить его на своих рисунках.При этом отметить, что главными помощниками здесь выступят инструменты симфонического оркестра. Именно они и делают образы зримыми. Действительно, оркестр композитора очень красочный. В партитуру оперы включены многочисленные соло, которыми буквально «вышита» вся оркестровая ткань. В картине «Три чуда» звучит соло флейты-пикколо (тема Белки), гобоя, арфы и скрипки (тема Лебедя). Тему Леденца исполняют флейта и арфа, в партитуру включены такие редко используемые инструменты, как ксилофон и челеста. После того как пятиклассники выполнят рисунок, можно показать эскизы декораций известных художников, на которых изображён город Леденец, таких как Врубель, Билибин, Коровин, Федоровский.

4 урок. На предлагаемом уроке устанавливается обратная связь: на нём будут представлены постройки, на создание которых архитекторов вдохновила именно музыка. Первая – «Танцующий дом» в Праге, столице Чехии. Здание спроектировано так, что его конфигурация действительно напоминает танцевальное па. Можно предложить учащимся определить, какой танец «исполняется» , подобрать какую-либо из знакомых мелодий или «сочинить» самим, рассказав о характере, настроении танца. Возможно, именно учитель подберёт несколько танцевальных фрагментов и предложит выбрать наиболее подходящий.

Несомненный интерес вызовет вид ещё одного здания, находящегося в китайском городе Хуайнань. Оно имеет форму скрипки и рояля.Несомненно, проектировщики здания не только большие фантазёры, но и настоящие любители музыки, так как архитектурный проект разрабатывался как памятник музыкальному искусству. Музыкальные инструменты тоже были выбраны неслучайно. Фортепиано и скрипка – одни из самых популярных и любимых инструментов как композиторами, так и слушателями.Данный урок предоставит возможность вспомнить об истории этих музыкальных инструментов, о великих композиторах, писавших для них музыку. Учитель может выбрать именно те произведения, которые раскрывают выразительные возможности этих инструментов. Пусть прозвучит музыка Вивальди, Баха, Паганини, произведения Шопена, Чайковского, Рахманинова.

t1644693272ad.jpgt1644693272ae.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.