12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белицкая Эльвира Михайловна1755
Работаю в сфере образования много лет. Люблю свою профессию и детей, с которыми провожу каждый свой день. Я- счастливый человек! Я- родом из детства!
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Творческий проект на тему

«Музыка и литература в залах картинной галереи»













Выполнила:

Ученица 5 «В» класса

МБОУсш № 12

Белицкая Ангелина



















Г. Дзержинск



Обоснование необходимости выполнения проекта


Учитель по музыке задал нам задание выполнить проект по нескольким темам. Я проанализировала предложенные темы и выбрала одну, которая мне ближе всех. Я люблю рисовать, хожу в художественную школу и поэтому я остановилась на теме: Музыка и литература в залах картинной галереи.


Первоначальные идеи

Я решила изучить эту тему и доказать, что музыка, живопись и литература тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга.

Великий художник Микеланджело Буонарроти сказал:

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».



Музыка может вызвать в нашем воображении какие - либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.

Слово «музыка», в переводе с греческого,означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Взять хотя бы живопись. Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. Музыка – частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.



Исследовательский этап:

Я изучила работы знаменитых художников и пришла к выводу, что я права в своих предположениях и сейчас попробую это доказать.

Связь живописи и музыки:

Эта связь прослеживается по двум направлениям:

1.Многие композиторы, вдохновившись картинами художников, писали музыку на эти произведения. Например:

1)Портрет Анны Петровны Керн, автор А. Арефьев-Богаев. Знаменитое стихотворение А.Пушкина "Я помню чудное мгновенье" посвящено Анне Керн, а композитор М.Глинка написал музыку романса, который стал одним из самых знаменитых романсов.



2)Картина "Царевна -Лебедь" Михаила Врубеля. Автор нарисовал свою жену в образе Царевны-Лебедя, вдохновлённый  оперой Н. А. Римского-Корсакова  "Сказка о царе Салтане".

t1611738260aa.gif



3)"Садко"картина Ильи Ефимовича Репина и "Садко"опера Николая Римского-Корсакова.



4)"Бурлаки на Волге" картина Ильи Репина и "Эй, дубинушка, ухнем" песнь волжских бурлаков, народная песня на музыку Михаила Балакиреева.



5)"Вечерний звон" русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева и "Вечерний звон" знаменитая картина  русского художника Исаака Левитана.

Музыка может вызвать в нашем воображении какие - либо зрительные образы, даже определённые картины; всматриваясь в картины, мы можем услышать в своём воображении ту или иную музыку.

Великий художник Микеланджело Буонарроти сказал:

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

2.направление связи музыки с живописью прослеживается в самих картинах. Многие художники изображали на полотнах музыкантов или музыкальные инструменты.

.t1611738260ab.gif

Художники во все времена изображали людей, играющих на музыкальных инструментах. Первые такие изображения пришли к нам из глубокой древности: стены храмов в Египте, вазы и амфоры Греции, картины художников эпохи Возрождения; у живописцев-романтиков произведения «напоены» музыкой.

Можно назвать эти картины «звучащими», потому что художники запечатлели процесс игры на музыкальных инструментах, позу музыкантов, положение их рук, мимику лица, их эмоции.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти . «Музыка – сестра живописи», говорил Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие» . Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе - содержание получает последовательно.

Связь между музыкой и литературой:



"Живопись- это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись." /Вольтер/

Выделяют две разновидности взаимосвязи литературы и живописи: полноценная разработка художником литературного материала, например, картина В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» по сюжету «Слова о полку Игореве», и создание картины на культурно-исторической основе, в том числе литературной, например, полотно В. Васнецова «Баян» которая напрямую не связанна с сюжетом «Слова…», но воссоздающая образ одного из героев произведения.

t1611738260ac.gif

Иногда складываются ошибочные впечатления о взаимосвязи литературного произведения и картины. Самый известный пример этого -иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «На Волге» картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», что часто встречается в учениках литературы. Однако, в стихотворении основной упор делается на описании красот реки, её пейзажа, а встреча с бурлаками является одним из многих эпизодов. А полотно Репина является жанровой картиной, где пейзаж всего лишь фон для действия, что никак не соответствует стихотворению. В русской живописи 19 века есть картина, гораздо больше подходящая для иллюстрации этого стихотворения - «Волга под Юрьевцем» Алексея Саврасова. Здесь, как и в стихотворении Некрасова, основной упор делается на бесконечный волжский простор, частью которого стали бурлаки. Как и поэт, который смотрит на реку с высокого берега, Саврасов «дает» свой пейзаж  с какой-то возвышенной точки. В этих произведения еще есть совпадающие детали, так, Некрасов упоминает монастырь, и на картине Саврасова четко просматриваются купола городского собора.

Далее рассказано о других, более или менее известных картинах русских художников, использующих сюжет или как-то перекликающихся с литературными произведениями.

К. Брюллов «Гадающая Светлана» и В. Жуковский «Светлана». Хотя название картины дает прямую отсылку к балладе Жуковского, Брюллов основной акцент сделал на психологическом портрете героини, которая «молчалива и грустна».

И. Репин «Дуэль Онегина и Ленского» и А. Пушкин «Евгений Онегин». Несмотря на использование литературного материала, что становится понятно из названия картины, Репину удалось выйти из рамок иллюстрации и создать самостоятельное произведение. При помощи обычных изобразительных средств он сумел передать психологическую характеристику героев.

В. Перов «Суд Пугачева» и А. Пушкин «Капитанская дочка». Вряд ли при работе над этой картиной художник ориентировался исключительно на повесть Пушкина. Однако нельзя ни отметить некоторую общность обоих произведений.

И. Репин «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и Н. Гоголь «Тарас Бульба». Как и в предыдущей паре, эти произведения вред ли связаны напрямую, однако их роднит общий образ Запорожской Сечи, с её «бешеным разгульем веселости».

И. Крамской «Русалки» и Н. Гоголь «Майская ночь». Согласно имеющимся данным, Крамской изначально планировал более бережно использовать сюжет Гоголя, но постепенно отошел от первоначального замысла, отказавшись от фантастичности в сторону поэтического начала, сделав акцент на томлении человеческого духа.

В. Перов «Старики родители на могиле сына» и И. Тургенев «Отцы и дети». Эта картина является обязательной иллюстрацией романа Тургенева, хотя однозначно не доказано, что художник использовал конкретно этот сюжет.

Ф. Васильев «Деревня» и произведения Н. Некрасова «Деревенские новости», «В деревне», «За городом» и «Начало поэмы». Все эти произведения объединяет мотив заброшенности, как наиболее точное отражение крестьянской доли. Однако и художник, и поэт пытаются найти красоту в этой неприглядной, но родной простоте. Через картину и стихотворения красной нитью проходит тема дороги, как пути в новую жизнь.

И. Прянишников «Порожняки» и Н.. Некрасов «Школьник». Эти два произведения объединяет общий лейтмотив – трудный путь к знаниям. К тому же в обоих случая сельская беднота показывается не как объект для сострадания, а как положительный герой.

В. Перов «Проводы покойника» и Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Хотя эта картина часто используется для иллюстрации поэмы, вероятнее всего художник и поэт размышляли на одинаковую тему - сложный душевный мир «маленького человека».

К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» и Н. Некрасов «Железная дорога». Как и в предыдущей паре, здесь не стоит говорить о прямом использовании сюжета стихотворения художником. Образ железной дороги, как бездушного прогресса, который перемалывает людские судьбы, всегда волновал деятелей искусства. Но, именно в произведениях Савицкого и Некрасова, несмотря на их серьезные различия, проскальзывают общие параллели.

В. Маковский «Свидание» и А. Чехов «Ванька». Для русской живописи Маковский является первооткрывателем жанра картины-новеллы. Его картина «Свидание» развивает тему, затронутую в рассказе Чехова «Ванька». Цель обоих произведений – вызвать сострадание у зрителя.

В. Маковский «Ночлежный дом» и М. Горький «На дне». В этом случае тоже проблематично говорить о прямой связи двух произведений, но в персонажах картины легко просматриваются некоторые герои драмы: Сатин - старик с фолиантом, Клещ - бывший мастеровой.

Г. Мясоедов «Страдная пора» и И. Бунин «Косцы». Оба произведения объединяют жизнеутверждающий пафос и радость труда в сочетании с гармонией природы и людей. Оба автора восхищаются крестьянским трудом, находя в нем особую незамысловатую поэзию.

М. Кустодиев цикл Праздники («Зима. Масленица», «Масленица», «Пасхальный день», «Вербный торг у Спасских ворот») и И. Шмелев «Лето Господне» (главы «Разговины», «Вербное воскресение» «Пасха», «Масленица»). К сожалению, одно из самых русских произведений отечественной литературы малоизвестно в современной России. И, если что-то соответствует «Лету Господню», так это цикл работ Кустодиева «Праздники». И Кустодиев, и Шмелев создавали свои творения по памяти, что придает им легкий оттенок ностальгии, который практически незаметен в общей атмосфере праздничности. В обоих произведениях чувствуется тоска то той добродушной хлебосольной России.

Демон в живописи М. Врубеля и поэзии М. Лермонтова. Для обоих авторов характерно восприятие Демона как воплощения творческого начала в душе художника.

В. Верещагин Цикл работ об Отечественной войне 1812 года и Л. Толстой «Война и мир». В данном случае, вероятно, не стоит отдельно говорить о совпадениях или использовании одинакового материала. Стоит отметить некоторые параллели в картине «Расстрел в Кремле» со сценой расстрела «поджигателей» в романе.

t1611738260ad.gif


Любимым занятием поэтов во все времена было написание стихов, посвященным красивым женщинам, например:

1.Картина Ф. Рокотова Портрет А.П.Струйской

Именно этой красивой женщине посвящены строки Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

2.Картина В.БоровиковскогоПортрет М.И.Лопухиной, на котором тоже очень красивая женщина, принадлежащая к известному роду Толстых.

t1611738260ae.gif

Ей посвятил строки, хотя и не очень известные, русский поэт Яков Полонский:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

3.Афанасий Фет. К Сикстинской мадонне

Вот сын её, - он - тайна Иеговы-

Лелеем девы чистыми руками,

У ног его земля под облаками,

На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы

Молиться ей мы на коленях сами

Или, как Сикст, блаженными очами

Встречать того, кто рабства сверг оковы....

Борис Садовской. И.Е. Репину

Царевна-пленница, злодей Иван,

Глумливых запорожцев вольный стан:

Во всем могуч, во всём великолепен,

В сиянии лучистом долгих лет

Над Русью встав, ты гонишь мрак и бред,

Художник-Солнце, благодатный Репин!

До сих пор связывают строки Александра Блока:

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука ...

с самым, пожалуй, известным полотном И.Крамского, которое называется Неизвестная.

t1611738260af.gif

Вывод:

Я думаю, что все мои предположения оказались верными и мне удалось доказать, что живопись, литература и музыка с древних времен проникали друг в друга, добавляя те или иные оттенки в творчество, принося вдохновение великим деятелям искусства, отражая в разных образах и формах внутренний мир художников, поэтов и композиторов.












Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 27.01.21 в 15:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за познавательнвй материал авторв и учителю.
Белицкая Эльвира Михайловна, 27.01.21 в 20:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за добрые слова.
Белицкая Эльвира Михайловна, 27.01.21 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, рада, что Вам понравилось.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.