Конспект занятия «Эмоции и здоровье»
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЭМОЦИИ И ЗДОРОВЬЕ»
(педагог Рубежанская Д.С.)
Участники занятия: обучающиеся театрального кружка «Непоседы».
Год обучения: 1-ый год обучения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема: «Эмоции и здоровье».
Цель: научить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; показать воздействие эмоций на здоровье человека.
Задачи:
Предметные:
- ознакомление обучающихся с эмоциональными состояниями человека.
Метапредметные:
- развитие умения понимать свои чувства и чувства других;
- развитие выразительной речи, мимики и движений.
Личностные:
- формирование коммуникативных навыков.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение; пиктограммы эмоциональных состояний; практическая деятельность.
Предварительная работа:
- знакомство с базовыми эмоциями во время знакомства с характерами героев спектаклей;
- прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия
I этап: Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Наслог «здравст»– хлопнуть в ладоши над головой, на слог «вуй» – хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог «те» – хлопнуть себя по коленкам.
- Ребята, а когда мы с вами здороваемся, что мы с вами друг другу желаем? (Здоровья). А как мы еще с вами можем поздороваться? (Объятиями).
- А как вы думаете, какую пользу приносят объятия?
- Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга?
- Девизом нашего занятия станут такие слова:
«Я умею думать, я умею рассуждать
Что полезно для здоровья, то и будем применять».
II этап: Объяснение нового материала
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в «Королевство». А в какое, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
- А от чего зависит наше настроение?(Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как).
- В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
- Ребята, а вы знаете, что такое эмоции?(Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем).
- А какие эмоции вы знаете? (Страх, гнев, радость, удивление, любопытство, зло, огорчение, восторг и др.)
- Кто догадался в какое Королевство мы с вами отправимся? («Королевство эмоций»).
(Звук входящего сообщения).
- Ребята, мне пришло сообщение. Давайте посмотрим, вдруг кому-то нужна наша помощь. А сообщение от жителей «Королевства эмоций»: «Злой Черный колдун заколдовал наше «Королевство эмоций». Теперь у нас не цветут цветы, не растут деревья, не поют птицы и жители королевства не могут выразить ни добрые, ни злые чувства». Они просят помощи у нас.
- Ребята, поможем жителям королевства?
- Тогда отправляемся в путь, чтобы расколдовать жителей «Королевства эмоций»!
- А чтобы не грустить, будем идти и петь песню. Ведь с песней в пути всегда интересней. (Песня «Дорога Добра»)
1 остановка:«Комната страха»
- Ну вот, мы и добрались до первой остановки. Присаживайтесь. Давайте с вами послушаем музыку («Музыка страха»).
- Какие звуки вы услышали? А какие чувства вы испытали при прослушивании этой музыки? (Страх, испуг, боязнь).
- А как вы думаете, какой человечек может здесь жить? ( Человечек – страх).
- Нарисуйте мне этого человечка (Зарисовки).
- Давайте заселим его в комнату.
- Ребята, а испытывать страх, бояться это хорошо или плохо? (Плохо, так как наш организм испытывает отрицательные эмоции, переживания).
- Чтобы очень сильно не бояться, нужно уметь бороться со страхами! Давайте поучимся это делать!
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, и повторим за мной такие слова: «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь». Когда я буду называть какого-либо страшного персонажа (кощея, волка, льва и т.п.), вам нужно быстро «превратиться» в него (изобразить) и замереть. Я выбираю самого страшного – он становится водящим. Игра продолжается.
Упражнение «У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. Например, вы увидели огромную злую собаку! У всех, кто боится, от страха большие глаза, трясущиеся руки и ноги(Дети изображают). А теперь представьте что-то доброе, веселое, приятное! (Лето,солнце, цветок, на него садится бабочка). Страх уменьшается. Вы перестаем о нем думать… И он вовсе исчезает. Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, страх исчез, вы улыбаетесь бабочке. А теперь улыбнитесь друг другу.
- Очень часто в жизни случаются ситуации, когда мы что-нибудь или кого-нибудь боимся. Так что же мы должны делать в эти моменты страха? (Постараться взять себя в руки, и думать о чем-то хорошем, добром, приятном).Нужно научиться управлять своим страхом.
- Ну а мы отправляемся дальше.
(Песня «Дорога добра»).
2 остановка:« Комната Злости».
(«Музыка зла»).
- Какой человек живёт в этой комнате? (Человечек-злость).
- Как вы догадались?
- Покажите мне, как вы злитесь! (Рот открылся, зубы соединены.Рот может быть перекошенным у злого человечка).
- Что происходит с бровями? Покажите! (Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился).
- Что происходит с глазами? Покажите! (Глаза стали узкими, как щелочки).
- Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции?
- А давайте заселим нашего человечка в комнату.
Упражнение «Зеркало»
- Ребята, давайте с вами попробуем изобразить злость. Смотрите на себя в зеркало и изображайте злого человека.
- Вам нравится этот человечек? Почему? (Неприятно на него смотреть, не хочется с ним общаться).
Игра «Да - нет»
- Возьмите стульчики и давайте сядем полукругом. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать: топать, если хотите ответить «да»; если «нет», то ноги стоят на месте.
- Вы злитесь, когда приезжаете в гости к бабушке? (Нет).А что делаете?
- Вы злитесь, когда кушаете мороженое? (Нет).
- Когда на вас кричат, вы злитесь? (Да). Покажите как!
- А когда вам дарят подарки, вы злитесь? (Нет).
- Вы злитесь, когда вас целуют? (Нет).
- Вы злитесь когда у вас отбирают любимую игрушку? (Да).
- Вы злитесь, когда вам не покупают любимый шоколад? (Да).
- А что было делать приятней – злиться или радоваться?
- А какие же события любит человек – Злость?
- Давайте мы с вами нарисуем человека-злость.
- А как вы думаете это добрая или плохая эмоция? А как можно бороться со злом? (Гулять на свежем воздухе, чаще улыбаться, заняться спортом рисовать, включить воду, слушать музыку, рвать бумагу).
- Ребята, а сейчас сомните листочек с вашим злым человечком, тем самым избавимся от плохих эмоций и выкинем в мусорное ведро.
- Отправляемся дальше.
(Песня «Дорога добра»).
3 остановка: «Комната Радости».
(Звучит «Музыка добра»).
- Кого вы представили на этой поляне? (Человечек-радость).Давайте его нарисуем.
- А какое у него настроение?
- Дети, а что такое радость?(Когда все здоровы; все радуются, всем весело; когда никто не плачет и др.).
- Что вы делаете, когда вам радостно? А это мы сейчас узнаем.
Этюд «Кто как радуется»
- Ребята, встаньте в круг. Я буду вам предлагать действие, а вы должны, показать без слов, мимикой и жестами: как вы радуетесь при встрече с мамой; как вы встречаете гостей в свой день рождения; когда вам купили игрушку, о которой вы мечтали; а как вы радуетесь когда к вам в гости приехала бабушка.
- Когда вы изображали радостные моменты, использовали выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
- А как вы думаете это добрые или злые эмоции?
- Ребята, как вы думаете, эмоции влияют на наше здоровье?
- Как добрые эмоции влияют на здоровье? (Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит).
- Как злые эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова…). Поэтому нужно бороться с отрицательными эмоциями, быть добрым, веселым, помогать другим!
III этап: Закрепление
Упражнение «Закончи предложение»
- Подумайте хорошенько и закончите предложение: «Я радуюсь когда…»
- Какие эмоции при этом испытывали? (Положительные).
- «Я злюсь, когда…».
- Какие эмоции при этом испытывали? (Отрицательные).
- А сейчас разделимся на две группы. Я вам раздам карточки с эмоциями.
Первая группа должна определить, какие эмоции хорошо влияют на здоровье? Вторая группа должна определить, какие эмоции плохо влияют на здоровье?
- К какому человеку вы поселите добрые эмоции?
- В какую комнату поселите злые эмоции?
IV этап: Итог занятия
- Ребята, с какими эмоциями мы с вами сегодня познакомились?
- А что такое эмоции? (Эмоции – это чувства, состояния человека).
- На какие две группы делятся эмоции? (Положительные и отрицательные).
- Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? (Положительные).
- А с каким человечком мы с вами будем дружить?
- Что для этого нужно делать? (Быть всегда весёлым, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться, быть дружными).
Из всех эмоций лучше всех,
Которые рождают смех.
Смеяться право не грешно,
Когда действительно смешно!
Здоровья – царство смеха,
Сам смех – тропа к успеху.
И нам все удаётся
Когда душа смеётся!
В объятия смеха спеши
Смех это душ для души!
V этап: Рефлексия
- Я хочу вам подарить смайлики, но вы сами изобразите на них ту эмоцию, которую вы испытывайте сейчас. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А сейчас возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: «До новых встреч!»