Урок по музыке для 4 класса «Музыка Италии»
Пояснительная записка к презентации
Урок музыки. 4 класс.
Учитель: Вьюн Екатерина Александровна,
Иркутская обл., г. Тайшет МКОУ СОШ №23
/data/files/g1480000457.pptx (Музыка Италии Презентация)Музыка Италии.
Цели:
- знакомство с музыкальной культурой Италии, определение взаимопроникновение итальянской и русской музыки.
Планируемые результаты
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыке разных народов мира;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Метапредметные:
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
Тип урока: комбинированный.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
«Утро» Э. Григ.
«Заход солнца» Э.Григ.
«Санта Лючия» итальянская народная песня.
«Тарантелла» итальянский танец.
«Венецианская ночь» М.Глинка
1.Организационный этап. (Входят в класс под музыку «Утро» Э.Грига.)
Учитель: Добрый день, ребята. Вы зашли в класс, и вас встретила музыка. Вспомните, как она называется, и кто её написал?
Дети: Эдвард Григ «Утро»
Учитель: В какой стране жил Эдвард Григ?
Дети: В Норвегии.
Учитель: Верно, на прошлом уроке у нас с вами звучала музыка Норвегии. Какие ещё произведения Эдварда Грига вы знаете?
Дети: «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Заход солнца».
Учитель: Давайте вспомним песню «Заход солнца»
(Слайд 1)
(Вокально-хоровая работа над песней, разучивание 2 куплета)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в музыкальное путешествие по очень интересной стране, а какой именно попробуйте угадать сами.
(Слайд 2)
- жители этой страны очень любят макароны.
- знаменитая сказочная повесть «Чиполлино» Джани Радари была написана именно в этой стране.
- на карте эта страна похожа на сапожок.
Узнали о какой стране идёт речь?
Дети: Об Италии.
3. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Верно, сегодня на нашем уроке пойдёт разговор о музыке Италии. А что бы вам хотелось узнать об этой стране? Какие цели и задачи мы перед собой поставим?
Дети: Послушать итальянскую музыку, узнать, какая она бывает, чем отличается от музыки других народов.
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь «Музыка Италии».
(Слайд 3)
4. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, рассмотрите репродукции итальянских пейзажей, что их объединяет?
Дети: На всех картинах изображена вода.
Учитель: Апенинский полуостров, на котором располагается Италия, омывается водами Средиземного моря. Много портовых городов, много рек и даже есть город, который построен на воде - это Венеция. В нем нет улиц, их заменяют многочисленные каналы. Вместо автомобилей – Длинные черные лодки – гондолы. Управляют ими гондольеры. Прямо в каналы открываются двери домов, к ступенькам которых привязаны лодки. Вот в таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов и рождались песни лодочников-гондольеров – баркаролы.
Запишем это понятие в тетрадь.
(Слайд 4 )
Барка-лодка; баркарола- песнь лодочника, песнь на воде.
Одну из них я предлагаю вашему вниманию. Представьте, что вы сидите в гондоле, лодка бесшумно скользит по воде, а лодочник, управляя гондолой, услаждает ваш слух песней.
(Звучит итальянская народная песня «Санта Лючия»).
Учитель: понравилась?
Дети: очень
Учитель: Прозвучала итальянская народная песня «Санта Лючия». Запишите её название у себя в тетради.
Мы с вами говорили, что в народных песнях, как в зеркале отражается человек. Его жизнь, его настроение, характер. Какие черты итальянского характера почувствовали в песне?
Дети: спокойствие, лиричность, мягкость и т. д.
Учитель: Какими линиями изобразили бы мелодию песни?
Дети: плавные, волнистые.
(Слайд 5)
Учитель: Посмотрите, даже мелодия этой баркаролы похожа на волны.
Учитель: Песню исполнил Робертино Лоретти. Голос этого итальянского мальчика покорил слушателей всего мира в 50-е годы 20 века. В итальянском языке есть слово бельканто (Слайд 6), что означает прекрасное пение. Голос Р. Лоретти является ярким примером тому.
Мы сегодня на уроке разучим куплет этой замечательной песни на русском языке. Послушайте.
(Работа над разучиванием песни «Санта Лючия»)
Учитель: Давайте продолжим наше путешествие по Италии, послушайте музыку, чем же сейчас занимаются итальянцы? Какой жанр прозвучит? Какое настроение передаст?
(Слушание, танец «Тарантелла»)
Дети: Итальянцы танцуют весёлый танец, задорный, зажигательный, ритмичный.
Учитель: Правильно. Называется этот танец тарантелла. Запишите это новое слово в тетрадь.
(Слайд 7)
Кокой бы линией изобразили этот танец?
Дети: точки, яркие круги.
Учитель: Нарисуйте в тетради.
Какие движения исполняются в этом танце?
Дети: Быстрые, прыжками, красивые, изящные.
Учитель: давайте исполним этот танец:
Мальчики – руки за спину, движения ногами поочерёдно в лево в право,
Девочки – имитируют руками удары в бубен, выполняют прыжки.
(Исполнение танца под музыку)
Учитель: Молодцы! Теперь я вам предлагаю посмотреть, как исполняют этот танец профессионалы.
(Просмотр видеофрагмента, танец «Тарантелла»)
Учитель: Что увидели? Как был исполнен танец?
Дети: Очень красиво, все движения чёткие, одинаковые.
5.Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными.
Учитель: Итак, ребята, с какими жанрами итальянской музыки мы познакомились?
Дети: с баркаролой и тарантеллой.
(Слайд 8)
Учитель: Эти 2 жанра итальянской музыки очень точно передают сущность итальянского характера. Очень энергичные, горячие и стремительные, на первый взгляд, итальянцы в душе очень мягкие, романтичные и нежные.
Композиторы разных стран обращались и обращаются в своем творчестве к итальянской теме. Не являются исключением и русские композиторы. Михаил Иванович Глинка во время путешествия по Италии с интересом впитывал впечатления, связанные с музыкой, природой, бытом итальянцев; и не только записывал итальянские народные мелодии, но и сам пел и учился танцевать итальянские песни и танцы.
Сейчас в классе прозвучит одно из самых красивых «итальянских» сочинений Глинки. Полюбуйтесь музыкой и постарайтесь услышать: в жанре баркаролы или тарантеллы звучит сочинение. Что выражает?
( Звучит романс « Венецианская ночь»). (Слайд 9-10)
Дети: Эта музыка похожа на баркаролу. Она выражает нежное, спокойное, мечтательное настроение, нет стремительности, огня.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с Италией, но я надеюсь, что воспоминания об этой стране вы сохраните в памяти надолго.
Подведение итогов.
Что вы узнали об Италии? Что вам больше понравилось в нашем путешествии?
(Дети делятся впечатлениями). (Слайд 11)
У.- Нам надо было знать итальянский язык?
Д.- Нет. Нам помогла музыка, так как музыкальный язык не требует перевода.
У.- музыка только итальянская звучала на уроке?
Д.- Мы слушали музыку русских композиторов, которая рассказывала об Италии.
У.- Значит, в чём мы, ещё раз убедились? Есть границы у музыки?
Д.- Нет между музыкой разных народов, нет непереходимых границ.
У.- Мы прощаемся с Италией.
Домашнее задание: найти информацию, как появилось название танца «тарантелла».
Я благодарю вас за работу.
Рефлексия. Под какую музыку хотелось бы уйти с урока?
(Выходят под понравившуюся музыку)