Разработка урока музыки для 4 класса на тему «Музыка Белоруссии»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 4 класса на тему:
«Музыка Белоруссии»
Составитель- учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Цель:
Ознакомление с музыкой белорусского народа как частью национальной культуры.
Задачи:
познакомить учащихся с белорусским народным танцем «Бульба», с особенностями танцевальных мелодий Белоруссии.
развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.
Ход урока.
Вход в класс под музыку «Веснянка».
Организационный момент.
-Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства – музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода.
Целеполагание.
Вспомните славянские народы. Запись на доске.
Русские – украинцы – ……………? Ответы детей (Белорусы)
Мы уже знакомы с русской и украинской музыкой.
Как вы думаете, к музыке какого народа мы обратимся на уроке? (Белоруссия)
Объяснение нового материала
На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян.
Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.
Дуда (показывается изображение). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине.
Цимбалы (показывается изображение). Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии.
– К какой группе инструментов относится цимбала?
Давайте послушаем ее звучание, а затем ответите на вопрос. Вот звучание цимбалы.
Звучат Вариации на тему “Перепелочка”.
-К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент. Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет фортепиано. Послушайте белорусскую народную песню и помогите мне определить, что означает название песни. (Слушание белорусской народной песни “Бульба”.)
После слушания дети отвечают, что бульба – это картошка.
Анализ музыкального произведения.
характер;
жанр;
лад.
Сообщение учащегося.
Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень несхожую с музыкой других народов, иногда настолько близкую что, нам бывает трудно, определить, к какому именно народу она относится. Музыка всех народов представляет собой очень яркую и разнохарактерную картину. Но в тоже время между музыкой разных народов нет непреодолимых границ. Русская музыка понятна узбеку и японцу, латышская – украинцу и грузину. Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу.
Музыкальная разминка.
Исполнение плясовых движений
Распевание
Артикуляция разминка
Все ослы всегда упрямы,
Все не слушаются мамы.
Не хватает в мире слов
Уговаривать ослов.
Слушание:
Танцы- «Ленок», «Метелица», «Чарот». (ученики отмечают в этих танцах отношение человека к природе)
Танцы- «Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка») (сюжетные танцы)
Отмечается веселый характер музыки , двухдольный метр, быстрый темп,
Пение «Дождик дождь», «Балалайка»
Разучивание песни «Песенка - чудесенка»
Вокально- хоровая работа.
Итог:
C музыкой какого народа мы познакомились сегодня на уроке?
Приведите примеры позволяющие увидеть связь музыки разных народов?
Домашнее задание- выучить слова песни «Песенка – чудесенка», нарисовать белорусский костюм
Источник:
Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник / В.В. Алеев.- 8-е изд.,-стереотип.- М.: Дрофа, 2014 г.