12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Vfhbyf28
Смоленская обл.

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 6»


 


 

Музыкальный калейдоскоп

«Коснуться струнами души»

Классный руководитель: БАРАНОВА М.И.

г. Рославль

2017

Сценарий музыкального калейдоскопа

«Коснуться струнами души…»

Цель внеклассного мероприятия: Формирование эстетического воспитания.

Задачи внеклассного мероприятия: ознакомить с историей появления классической музыки; формировать осмысленный подход к музыкальным произведениям; привлечь к изучению дополнительной литературы по теме; готовить учащихся к более глубокому восприятию серьезной музыки; развивать творческие способности.

Оборудование: телевизор, компьютер, видео музыкальных произведений, портреты композиторов

 

Ролик №1 (Ролик записан на видеокамеру обучающимся 12 класса и транслируется по телевидению)

Учёный из будущего – Здравствуйте!

Сейчас 3004 год. Человечество живёт в «Золотом тысячелетии». На планете Земля уже нет правительства и власти, нет различия между народами и странами. А есть обобщающее понятие «Гражданин Земли». Каждый житель Земли осознаёт свою ответственность перед обществом.

Я являюсь одним из участников и организаторов эксперимента по влиянию музыки на мироздание. То, что мы открыли, повергло нас в шок, эксперимент показал нам удивительный, и вместе с тем, потрясающий даже наше мудрое сознание, факт: Великая Музыка и есть мироздание, и она управляет им. у вас нет тех знаний, которые имеем мы. Но тот факт, что мы обращаемся к вам из будущего, уже говорит о серьёзности положения.

Сейчас я вам попытаюсь объяснить и рассказать, в чём же могущество великой музыки. Для начала мы с вами должны настроить себя на неё, и с положительным настроем – это важно – взглянуть на ход развития Великой Музыки под другим углом. Всё началось с создания, с импульса, и этим импульсом явился звук.

Видео планет звезд и наскальных рисунков

Вед. 1: Сначала Бог сотворил тишину. Но тишина была скучна и пуста. И Дух божий томился в этой тишине. И сказал Бог: «Да будет звук!» И звук этот был прекрасен и чист. Но некому было оценить его…

И решил Бог сотворить человека по образу своему. И да услышит он звук во всем многообразии и будет складывать звуки в мелодии. И сотворил Бог мужчину и женщину. Так появилась Любовь. И благословил их Бог и сказал им: «Слушайте и будьте услышаны, творите музыку и воспевайте в ней любовь, несите ее миру…С тех самых пор любовь и музыка неразлучны.

Ученик: Так было: весна голубела,

И женщина древних веков

Огонь разводила и пела

Под щёлканье шустрых щеглов.

Была у забавы – синицы

Подслушана дробная трель, -

Петь так же искусно, как птицы,

Заставили люди свирель…

Я понял: из голоса ветра,

Где плещется в берег волна,

Возникла та музыка щедро,

Что в залах концертных слышна!

Уж с музыкой нам не проститься…

А в том и её красота,

Что в музыке – ветер, и птица,

И волны, и женщина та…

Вадим Семернин 

Вед. 2:Действительно, с музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань

Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а... с пением. Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музыкальное произведение.Мы не знаем,что именно пели японские посланники и как это фиксировалось на бумаге. Эта музыка неизвестна сегодня потому, что мы не знаем нотного письма, которым пользовались в древней Японии.Хотя, например, до нас дошла система нотной записи, принятая в другой стране древнего востока — Индии. гамма тоже состояла из семи нот. Каждая нота, как считали индусы, отражала определенное состояние души.«Зеркало гамм и мелодий», «Море эффектов», «Восторг обществ» — вот некоторые названия трактатов о музыке.

По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон.

(на фоне идут картинки наскальных рисунков..). 

Ролик №2(Ролик записан на видеокамеру обучающимся 12 класса и транслируется по телевидению)

Наступает эпоха средневековья эпоха рыцарей и серенад, чести и романсов.

Человечество умнеет, вырастает, переходя к более мелодичным и глубоким звучаниям. Музыка становиться наукой

И вот в истории наступает момент, когда Великие люди, гении нот и мелодий смогли свои чувства, переживания превратить в музыку. Так создавалось великое. Великая музыка являла себя миру. Веря и надеясь, что человечество сможет воспользоваться ею во имя добра

2. Создание великой музыки

Вед.2:В XVIII веке немецкий композитор Георг Фридрих Гендель написал уже не церковную, а так называемую светскую ораторию, которая предназначалась для исполнения на концертах. Это была серьезная классическая музыка.

Эпоха классицизма дала миру таких выдающихся композиторов, как К.-В. Глюк, И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен. С тех пор все музыкальные произведения, которые соответствуют системе построения симфонической музыки эпохи Классицизма, называются классическими.

Портрет Вивальди

Вед.1 Музыка Вивальди - яркая, необычная из-за смешения тембров различных инструментов. Вивальди был священником. Однажды, когда интересная мелодия вдруг зазвучала в его душе и мыслях, он ушел прямо с церковной службы и отправился записывать музыку. Таковы была сила музыки и его таланта. Многие присутствующие в этот момент в церкви посчитали его сумасшедшим.

Вивальди - это волшебная, и чарующая, необыкновенная душевная музыка, которая передаёт дух того времени, атмосферу чувства.

Песня «Под музыку Вивальди», стихи А.Величанского
Музыка В.Берковского, С.Никитина, исполняет ГеоргийЮсупов


 

Портрет Моцарта


 

Вед.2: Моцарт начал писать музыку с пяти лет. Его первая симфония была написана в 9 лет.

- Одно из своих сложных произведений Моцарт сыграл для Сальери двумя руками и... носом.

- Самый знаменитый реквием - это «Реквием» Моцарта.


 

Звучит «Реквием» Моцарта. Учащиеся исполняют отрывок из пьесы А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Сальери. -Что ты сегодня пасмурен?

Моцарт.  -Я? Нет!

Сальери. -Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Обед хороший, славное вино,

А ты молчишь и хмуришься.

Моцарт. -Признаться,

Мой Реквием меня тревожит.

Сальери. -А! Ты сочиняешь Реквием? Давно ли?

Моцарт. -Давно, недели три. Но странный случай...

Не сказывал тебе я?

Сальери.- Нет.


 

Моцарт -Так слушай.

Недели три тому, пришел я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего - не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Реквием и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мною

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Реквием. Но между тем я...

Сальери.- Что?

Моцарт. Мне совестно признаться в этом...

Сальери. - В чем же?

Моцарт. -Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.


 

Портрет Бетховена


 

Вед.2: Реквием после смерти Моцарта дописывал его ученик. Зюймайер, соблюдая все указания композитора, которые он дал перед смертью. Моцарт стал тем, кто первым оценил ранние произведения юного (17-летнего) Бетховена. С 26 лет у Бетховена появились проблемы со слухом. Двадцать лет он боролся с этим недугом. Но это не помешало великому композитору создать гениальные произведения. . С годами болезнь прогрессирует. Композитор переживает страшную трагедию, но находит в себе мужество продолжать работу. «Я схвачу судьбу за глотку, - писал он. – Совсем согнуть меня ей не удастся». С этого времени не только творчество, но и жизнь композитора можно расценивать как подвиг – борьба с судьбой.
В этот период была написана пятая симфония, наиболее популярная из всех симфоний. Её называют наиболее совершенной, лучшей из всех. Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».


 

Звучит симфония №5:

Портрет Джульетты Гвиччарди.

 

Вед. 1 Бетховен влюбляется в свою ученицуДжульетту Гвиччарди. Девушка отвечает ему взаимностью, но потом предпочитает его другому. Бетховен несколько дней бродил по лесу. Его нашли обессиленного. Но в результате этой любви появилась бессмертная соната. В нем, в его музыке живет настоящая Любовь... Все вокруг твердят что Любовь должна быть взаимной.) Смешные) Любовь никому ничего не должна. Она может просто быть, и когда Она появляется, то уже никогда не исчезает. Если мы любим - нас не очень волнует ответная реакция любимой, любимого. Это не существенно. Существенна Любовь, рождающая красоту жизни! Любовь - не испытание, но дар! Принимая его с улыбкой, восхищением и желанием дарить эту любовь мы можем совершать чудеса!

   Бетховен - одно из чудес нашего мира! Мужчина, пронесший свою Любовь к возлюбленной через всю свою жизнь....

Звучит «Лунная соната»

                      Когда играют Лунную сонату,
                      Кометы замедляют свой полёт,
                      По кромке ночи розовой куда-то
                      Мелодия волшебная плывёт.
          
                      Тогда поток игривый не резвится
                      И тополь белым пухом не метёт,
                    Тогда в застывшей мгле ночная птица
                      Под сенью многолистной не поёт.
          
                      И грома не слышны тогда раскаты,
                      И ветер не касается ветвей...
                      Когда играют Лунную сонату,
                  Сама природа молча внемлет ей.

Игорь Пикулин


 

Вед.2: Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир, совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами…
От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

Первый концерт Никколо Паганини состоялся в двенадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику

Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии.

Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой.

Видео

Скрипач играл забытые мотивы, 
Смычок в руке — волшебное перо. 
Посланник красоты и гордой лиры… 
Играл на бис… В слезах его лицо. 

Лилась надеждой музыка разлуки, 
Надеждой предстоящих новых встреч. 
Шумящий зал затих под эти звуки… 
Лишь тихий плач, да вздрагиванье плеч. 

Играл солист, ниспосланный любовью. 
Терзала скрипка музыкой без слов. 
С отчаяньем каким-то, с грустной болью 
Несла в сердца мир потаенных снов. 

Переливались звуки лунным светом, 
Сонетами прекраснейших стихов — 
То вечность с нами делится секретом, 
Любовь и верность в музыке без слов

Дарья Иванова


 

Инсценировка:

Однажды, опаздывая на концерт, Паганини нанял извозчика и спросил:

Сколько стоит доехать до театра?

- Десять франков, - ответил извозчик.

- Вы шутите? - удивился Паганини, так как извозчик назвал сумму в десять раз большую, чем обычно.

- Нет, не шучу. Вы ведь берете по десять франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как вы играете на одной струне.

- Хорошо, - ответил Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

Видео «Шутка» Баха

Вед. 1При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство и даже зависть своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений И.С.Баха. Большой общественный интерес к музыке этого композитора возник много лет спустя, после его смерти

«Бах творит» музыка-А. Слизунов, слова-Стас Намин, исполняют обучающиеся 10 класса Курашенков Рустам и Абдулаев Айвар

3 (Ролик записан на видеокамеру обучающимся 12 класса и транслируется по телевидению)

Так творилось великое. Пришло время науки и великих открытий. Тайна великой музыки приоткрыла секреты мироздания.

Человек состоит из воды, множества химических элементов – не удивляйтесь – из музыки. С этим открытием приходит век, в котором происходит подмена живой музыки на электронную. В начале она не принималась всерьёз. Считалось что это ещё одна мода, но спустя года она превращается в мощную разрушительную силу для тела, души и сердца.

Вед 2. Все в нашей жизни подчинено определенному ритму: смена дней и ночей, месяцев и лет, стук вагонных колес и т. д.Ритмично капают даже капли воды из плохо закрытого крана. Упорядоченное чередование звуков и есть ритм. Мы знаем, какое волшебное влияние оказывает на нас музыкальный ритм. Даже малыши, не умеющие еще говорить, услышав ритмичную музыку, начинают приплясывать. Природа музыкального ритма загадочна. Люди всегда стремились познать эту тайну. Многие замечают положительный эффект и при слушании произведений П.И. Чайковского.

Видео «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони,
Одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.

Прислушайтесь…
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки,
Что рождаются в цветах!
А скрипачи…
Вон сколько их!
Взгляните…
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.
Здесь все поет…
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву…
Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам «ля мажор» сорву?

 А. Д. Дементьев

Видео про влияние музыки на свойство воды


 

Вед. 1 Мы не задумываемся об огромном влиянии этих ритмов на наш внутренний мир, на самочувствие и поведение. А между тем, воздействие музыки на организм человека может быть успокаивающим и расслабляющим, подымающим жизненный тонус и раздражающим. Известны случаи, когда подростки после посещения дискотек под воздействием «музыки» шли  и крушили все на своем пути: разбивали витрины магазинов, обижали прохожих. Музыка является сильным оружием, которое может как созидать, так и разрушать личность человека. А какую музыку слушают наши дети, на какой музыке воспитываются, под чью дудку танцуют? Музыка со словами обладает 100% гипнотическим воздействием и внушаемостью, если мы ее принимаем, слушаем и поем. Перестаньте играть народную и классическую музыку – люди одичают, начнут болеть истреблять друг друга. Зона агрессивного «хэви металл», «панк-рока» и тому подобных, примитивной, морально распущенной «попсы» – это вообще не музыка в точном понимании этого слова. Людей загоняют в неё с помощью отравленной звуковой среды, которая формирует определенное состояние души и тела. Зона – это состояние организма: развращенное, преступное, одичалое. Такое состояние уже десятки лет кодируется электронными СМИ с помощью тотальной агрессивной рекламы: на телевидении и радио, в сфере быта, поездах и самолетах, на курортах, в ресторанах и столовых, магазинах и концертных залах, шоу-бизнесе – везде и всюду. Слушайте и пойте позитив, а не негатив, т.к. на все, что мы слышим, наш организм соответственно реагирует. Музыка имеет огромное влияние на формирование личности человека. Недаром в самых развитых странах высоко ценится, развивается и поощряется классическая музыка. Музыка определяет уровень культуры страны. Музыка учит мыслить человека, любить и состродать.

Играла скрипка, для глухих играла.
Кому-то в голову пришла идея
Устроить праздник, вроде карнавала,
И слабослышащих позвать людей.

Скрипач все знал...о, да, он мог фальшивить,
Мог даже не касаться струн смычком...
Но он сыграл...в глухом, беззвучном мире,
Как не играл до этого никто.

Им пела скрипка о любви и чуде,
Грустила нежно о большом и сложном,
Поплакала о том, чего не будет,
Утешила, что в жизни все возможно.

Скрипач закончил. В зале все поднялись.
Он оглушительней овации не знал,
Глухие люди скрипкой наслаждались
С его лица читая то, что он играл.

Саша Нестерова


 

4(Ролик записан на видеокамеру обучающимся 12 класса и транслируется по телевидению)

Мой рассказ плавно подошел к вашему современному миру. Что сейчас у вас происходит смешение стилей, музыка приобрела формы контроля над массами. Живую музыку забросили в древний, старый, пыльный сундук, а что дало взамен электронное мёртвое звучание? И что это несёт? Пороки человечества всё чаще и агрессивнее проявляют себя. Та музыка, которая творила мир и двигала прогресс вперёд своим импульсом жизни, теперь звучит в переходах и на айфонах, в электронных обработках. Эта дань музыки, которую вы еще платите, со временем будет только уменьшаться.


 

Вед. 1 В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах. 
Совсем иначе воспринимаются классические произведения. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза.

Мир безумный, сумасбродный - то ли паперть, то ли плаха,
Суета, разор и смута, плач и ругань, шум и гам…
А в подземном переходе музыкант играет Баха.
Снисходительно и скудно деньги падают к ногам.

Мельтешит поток прохожих, обгоняющих друг друга,
Племя сытых и голодных пробегает, топоча.
И просительно, призывно им вдогон несется фуга
Из-под красных и озябших, нервных пальцев скрипача.

…Этой жанровой картинке дай любое толкованье:
Назови гримасой века, заклейми её, поняв,
Что на заработки вышло молодое дарованье,
Высочайшее искусство на подачки разменяв.

Только, если не бояться говорить высоким слогом -
Пусть он суетен и грешен, но смычок в его руке -
Всё равно посредник между композитором и Богом,
Даже здесь - в убогом, смрадном и заплеванном мирке.

Посреди забот и тягот, посреди больной эпохи,
В темной яме перехода вдруг очнусь, приторможу,
Вдруг почувствую, как горло перехватит мне на вдохе -
И в разверстый зев футляра что-нибудь да положу.

Любовь Сирота

Вед. 2 Следует заметить, что на развитие новых музыкальных стилей очень повлияло их смешивание. Народная музыка проникала в эстрадные ритмы, классическая — в электронную музыку. Таким образом, в 20 веке произошло не только синтезирование электронных звуков, но и слияние стилей. Сегодня, если взять отдельное произведение, бывает даже сложно определить, к какому направлению музыки оно принадлежит, так как смешивание стилей слишком очевидно. Например, когда музыка Баха, исполняется джазовым квартетом, задаешься вопросом: «Так что же мы слышим? Классику или джаз или электронную музыку».

Видео из кинофильма «Реквием по мечте»

Вед. 1Но музыка является для многих людей не только развлечением и ренгтоном на телефоне. Классическая музыка поднимает нам настроение и заставляет нас задуматься о хорошем и прекрасном, о светлом добром позитивном, где бы мы не находились на улице, в трамвае, метро или дома.

Рэп (стихи Татьяны Капутиной) читает обучающийся 12 класса

О, музыка, перед тобою - ниц -

простерлась в трепете одна из жриц,
моля благословить потуги дилетанта.
Лишь десять пальцев, ноты с двух страниц,
 а сколько одухотворенных лиц,
  и торжествующее сердце музыканта!

О, музыка, твоею красотой
нисходит в наши души дух святой.
Ведь, если б человек ел только хлеб единый,
наверно вымер мир, и мрак густой
одел бы в траур небосвод пустой,
да тишина ткала б из тлена паутину...

Ты стала панацеей от всех бед,
ты – культ прекрасного назло судьбе,
 в аду обыденности сирой и порочной -
дай сил для подвига младому мне

прошедшей мученический обет,
почти присутствием звучанье этих строчек.

Открой своей гармонии секрет,
чтоб высшим наслаждением согреть
могла душа мое мятежное безумство,
чтоб в звуках растворившийся поэт,
проник к тебе, в невидимый просвет
меж двух реальностей, рождающий искусство.

Там, в Золотых сеченьях всех систем,
парит страна Гармонии – Эдем, -
там Муз гарем, резвясь, ждет свадебного часа,
там сонмы рифм жужжат в цветах фонем,
там спит табун стреноженных поэм
под нервным оком своевольного Пегаса.

Там одиноко дремлющая страсть,
прозрачной протоплазмой притворясь,
хранит крещендо неродившейся стихии.
Там звуки грезят, кто во что горазд,
  и зреет ясной резкостью контраст
бравурной радости и лада ностальгии.

О, Музыка – Поэзии сестра!
Твои секреты знали мастера.
Открой моим мечтам Храм Реющего Звука,
пусть в ладе слов мелодии игра
взмывает с окрыленного пера,
стекая тремоло на утонченность слуха.

Наполни алфавит и звукоряд
канонами абсцисс и ординат,
пусть изощряясь в сути, но благоговея,
дерзающей строкой заговорят
  и звоны звезд у эмпирейских врат,
  и ангелов хорал – как грани откровенья.

О, музыка, твой волновой язык
из бесконечной тишины возник.
Сам Хаос хроматизмом лёг ему в основу,
но, словно молния в пылу грозы
рождает гром – Гармонии азы
  в тебя вдохнули жизнь лишь по веленью Слова.


 

Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=OaDnW7PIUvk

https://www.youtube.com/watch?v=QrwACLViieM

https://www.youtube.com/watch?v=t_MUDpCch6M

https://www.youtube.com/watch?v=NGO3vS7WIAw

https://www.youtube.com/watch?v=VvIb8VvfESo

https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

https://www.youtube.com/watch?v=qds0m8gQBVE

https://www.youtube.com/watch?v=ZTnY4LXCrSc

https://my.mail.ru/music/search/реквием%20Моцарта

https://www.youtube.com/watch?v=wi2My3p-Z8o

https://www.youtube.com/watch?v=hE_dSwfmFSc


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.