12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гуськова Татьяна Николаевна25
2

Самоанализ на тему «Музыкальная игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 101» города Миасса


 


 


 


 

Обобщение педагогического опыта работы

«Музыкальная игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

(работа на подтверждение высшей категории)


 


 


 


 


 

Автор: Гуськова Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

высшей категории МБДОУ № 101


 


 


 


 

Миасский городской округ

2020

Содержание


 

 

Y

Введение 3

Глава 1. Теоретический аспект развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкальной игровой деятельности 5

1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности» 5

1.2. Пути развития творческих способностей в процессе музыкального воспитания в ДОУ 8

Выводы по первой главе 12

Глава 2. Описание опыта работы по формированию музыкально-творческих способностей у дошкольников 13

2.1. Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка 14

2.2. Система работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкальной игровой деятельности 19

2.3. Анализ эффективности 24

Заключение 26

Список используемой литературы 27


 


 


 


 


 


 

 Введение

 

 

Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выгодский, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В. Асафьев, А.А. Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А. Ветлугина, Б.П. Юсов, А.А. Мелик – Пашев).

Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования музыкального творчества. Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с музыкой, развитий у них музыкального творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

На основании выше изложенного видно, что тема: «Музыкальная игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» является актуальной. Исходя из этого, была поставлена цель: изучение возможности использования музыкальной игровой деятельности как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: музыкальная игровая деятельность как средство развития творческих способностей.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

Проанализировать понятия творчество и творческие способности;

Рассмотреть возможные пути развития творческих способностей в процессе музыкального воспитания

Апробировать и проанализировать эффективность работы по развитию творческих способностей средствами музыкальной игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 


 

 Глава 1. Теоретический аспект развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкальной игровой деятельности

1.1. Определение понятий «творчество» и «творческие способности»

 

«Способность» - это одно из наиболее общих психологических понятий. В психолого-педагогической литературе встречается довольно большое количество определений данного понятия.

Например, С.Л. Рубинштейн определяет способности как сложное образование, которое включает в себя ряд качеств, без которых человек не смог бы реализовать какую-либо деятельность, а так же ряд свойств, которые формируются лишь в процессе специально организованной деятельности 7, с.319.

Чем сильнее развита у человека та или иная способность, тем качественнее его деятельность и тем быстрее он овладевает процессом какой-либо деятельности. Другими словами наличие способности к чему-либо, обуславливает более успешную учебу или работу в этой сфере, чем учеба или работа в той сфере, к которой человек способности не проявляет.

Обычно выделяют общие и специальные способности. Рассмотрим их особенности.

К общим способностям относят высокий уровень умения видеть проблему, выстраивать гипотезу, решать задачу, строить гипотезы, решать задачи, адекватно рассматривать результат. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общие мыслительные способности и общую способность к творчеству.

К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в специфических областях, например: способность к изучению иностранных языков, музыкальные способности, способности к рисованию и т.д. 7, с.13.

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве [18]. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

А.Н Леонтьев показал, что опре­деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо­соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра­диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей) [11]. Если с помощью специальных упражнений нау­чить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их часто­ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувстви­тельность и человек оказывается в состоянии различать звуки раз­ной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Вышеизложенное показывает, что понятие «способность» неразрывно связано с понятиями «творче­ство» и «творческая деятельность».

Творчество это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, исключительных, своеобразных результатов деятельности 5, с.33.

Творческая деятельность – это такой вид деятельности, благодаря которой создается что-то новое, приводящее к новым знаниям 10, с.46.

Творческие способности - это уникальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного вида. Определенный элемент творчества присутствует в любой деятельности человека, поэтому говорят о математических творческих способностях, о технических творческих способностях, поэтических творческих способностях и других.

Музыкально–творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки.

Картавцева М.Т. считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [11].

Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. «Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» [19].

Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности.

Первая – ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоционального переживания. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения.

Третья способность – ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.

Итак, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. При этом именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития музыкальных творческих способностей и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления музыкальных способностей останутся нереализованными.

 

1.2. Пути развития творческих способностей в процессе музыкального воспитания в ДОУ

 

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме. Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Но оно важно для самого ребенка.

Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.

 Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные  детям творческие задания. Успешность творческих  проявлений зависит от прочности певческих навыков у детей. Умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Кроме пения, детское творчество может проявляться ритмике и игре на детских музыкальных инструментах. Творческая активность в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально – ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике  возможно только в том случае, если его музыкально – эстетические представления постоянно обогащаются, если есть возможность проявит самостоятельность. Особое внимание следует уделить и подбору музыкальных произведений, которые служат сценарием для самостоятельных действий. Поэтический текст, образное слово должны помогать ребенку лучше понять содержание музыки.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизации, т.е. сочинении во время игры на инструменте, сиюминутном выражении впечатлений. Оно также возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий успешного музицирования – владение элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, звон капель дождя, шуршание травы и т.д.). Дети должны понимать, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от этого дети выбирают определенные выразительные средства, помогающие глубже прочувствовать и осознать особенности языка музыки.

Существует множество методик музыкально-эстетического развития детей, их художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается не сочетанию разных видов художественной деятельности, а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б. Бриттен, К. Орф, З. Кодай, П. Хиндемиш и отечественные: Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Минков и др.

В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей.

Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.

Основной принцип музыкальной игровой деятельности это тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Музыкально – игровая деятельность ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком – либо умении – например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально – игровую сценку, т. е. они ищут свои варианты и способы действия.

Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:

а) сюжетно – ролевые игры;

б) игра – импровизирование на детских музыкальных инструментах;

в) песенные и танцевальные импровизации;

г) театрализованные представления импровизационного характера.

Однако, в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:

а) игра с пением;

б) музыкально – дидактические игры, дополненные собственными вариантами;

в) сюжетно – ролевые игры (музыкальные игры – сказки, истории, концерт и прочее);

г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль – игра);

д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;

е) импровизированные ансамбли и оркестры.

Благодаря музыкальной игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как он ее понял.

Таким образом, развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

 

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, теоретический анализ материала показал что, творчество - это глубокий процесс, связанный с интересами и способностями человека. Творческие способности в свою очередь – это такие качества личности, которые предопределяют успех различной творческой деятельности и способствуют созданию какого-либо нового творческого продукта.

Дошкольный возраст это этап психического развития от 3 до 7 лет, который характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Главной предпосылкой становления творческих способностей детей дошкольного возраста выступает такое новообразование как любознательность. Возможность развития творческих способностей зависит от уровня и качества условий, создаваемых взрослыми в процессе воспитания и обучения дошкольника.

Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.

 

Глава 2. Описание опыта работы по формированию музыкально-творческих способностей у дошкольников

 

Система работы включала в себя следующие этапы:

I - ознакомление с инновационными авторскими программами и внедрение их в работу;

II - организация среды и создание условий для развития творчества дошкольников;

III - создание программы по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях;

V - интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.

V – Определение результативности работы. 

Свою систему работы я выстраиваю, используя современные программы и технологии, новую методическую литературу:

- Комплексные программы: «Программа обучения и воспитания в детском саду» «От рождения до школы» Под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой.

- Парциальные программы «Синтез» К.В. Тарасова, «Танцевальная мозаика» С.Л.Слуцкая.

- Методики и технологии «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепина, «Теория элементарного музицирования» К. Орф,

«Танцевальная ритмика» Т.И. Суворова, «Эмоциональное развитие ребёнка» С. Крюкова, «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер.

Дополнительная литература «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская, «Звук – волшебник» Т.Н. Девятова, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

 

2.1. Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка

 

Музыкально – образовательная среда:

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение одной из студий. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально – сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный и эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой.

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе):

совместная с воспитателем (в играх сюжетно – ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально – дидактических, музыкально – творческих и других; в процессе условно – образного и условно – схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э.П. Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимных моментах. Кроме того, дети посещают кружки, в которых осуществляется совместная с музыкальным руководителем деятельность;

самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Музыкально – образовательная среда семьи:

Здесь осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в детском саду).

Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду).

Музыкально – образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета).

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.

В нашем детском саду развивающая среда создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает в себя следующие центры:

Музыкальный центр – инструмент фортепиано на котором исполняется музыкальное произведение – интеграция в область «Познавательное развитие»;

репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Художественное-эстетическое развитие»;

набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие» (если шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями) ;

мультимедийное оборудование – интеграция в область «Речевое развитие» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения);

разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическое развитие» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками).

Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).

Примерное оборудование и материал:

дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область «Речевое развитие»;

легкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Физическое развитие»;

предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Речевое развитие»;

набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие»; мультимедийное оборудование (презентация песни).

Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.

Примерное оборудование:

игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие»;

атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Речевое развитие»;

предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическое развитие»; мультимедийное оборудование.

Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Примерное оборудование:

наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи» (игра в оркестре) ;

дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познавательное развитие»; мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Театральный центр – здесь собрано всё, что нужно для театрализованной деятельности: детские костюмы, мягкие куклы для игры спектакля, игрушки и декорации для настольного театра.

Центр изобразительного искусства – здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства – живописью, графикой, предметами народных промыслов, а также репродукции картин художников.

В данных центрах ребёнку предоставляется свобода для проявления творчества:

Свобода выбора: места работы (Момента начала и продолжительности); передвижения; материала.

Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников. К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, то есть готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

Условия творческого содействия воспитателей и детей:

Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;

Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.

Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;

Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

 

2.2. Система работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкальной игровой деятельности

Была разработана стратегия развития творчества дошкольников, определена структура учебно-воспитательной системы в работе над музыкально-творческим развитием, традиционные мероприятия для детей и родителей. Была составлена программа НОД по музыке, на которых особое место отведено атмосфере креативной педагогики и творческим заданиям, содержание и календарный план НОД.

Стратегия развития творчества дошкольников.

Прогноз: Развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Создание условий:

Обогащение чувственного опыта ребёнка во всех видах активности.

Организация творческой деятельности, адекватной данному возрасту – музыкальной, изобразительной, театрализованной, сюжетно – ролевой и режиссёрской игры.

Представление ребёнку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла.

Поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция, фантазии и воображения ребёнка.

В своей работе мы используем различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности.

Например, в начале каждого занятия мы здороваемся с детьми, пропевая: «Здравствуйте дети», дети отвечают так же пропевая: «Здравствуйте», так же предлагаем спеть громко, либо тихо, радостно или грустно, когда дети уже знают эти приемы, можно просто поинтересоваться: «А как бы вы хотели поздороваться?». Дети соответственно отвечают.

«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста предлагаем задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Например, опыт работы показал, что участие детей в музыкальных театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

Дети учатся в этих играх передавать в движении художествен­ный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Дети любят игры, в которых есть действие, ловля или прятки, выбор нового водящего. Например, в игре «Мяч» М. Красева (для подготовительной группы) детям нравятся ритмические движения с мячом, поскоки, сопровождение пением своих движений. В игре «Теремок» детей привлекают выступления в разных ролях и момент ловли, в игре «Как на тоненький ледок» — развитие сюжета. В игре «Ой, вставала я ранешенько» нравится индивидуальное исполнение роли и комический конец, когда медведь (мальчик, прикрытый шубой) «наступает» на девочку, а потом сбрасывает шубку и пускается с девочкой в пляс. игре «Медведюшка» М. Красева детей восхищает то, что медведь воспроизводит все действия, о которых поется в песне.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

На каждом НОД мы вводим минутку творчества:

«Волшебный сад»

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки музыкальный руководитель «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» - музыкальным руководителем, в соответствии со звучащей музыкой. В завершении произведения цветы снова должны «закрыться» в бутоны.

«Мышки на зарядке»

Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Музыкальный руководитель рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы мышки. Дети делают движения по кругу, передавая роль ведущего друг другу.

«Тропинка»

В начале игры музыкальный руководитель задаёт эмоционально – образную ситуацию: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идёт впереди – ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искрен­нюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, ро­дителей, педагогов.

Для развития творческой деятельности детей мы используем наглядные пособия, атрибуты и оборудование, консультации и памятки для родителей. Мы привлекаем родителей к активному учас­тию детских праздниках, театральных постановках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Родители становятся непосредственны­ми творцами интересной жизни детей и в детском саду, и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о различных подхо­дах к воспитанию, что помогает в дальней­шем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить вер­ный выход из трудной ситуации.

Таким образом, планирование музыкальной деятельности является основополагающей составляющей для успешного комплексного музыкального воспитания детей в детском саду. Правильно организованные действия педагогов и родителей позволяют ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.             

 

2.3. Анализ эффективности

 

Анализ эффективности опыт работы показал, что через поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь дает возможность достичь гармонии личности, - личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности.

Сравнительный анализ результатов исследования уровней творческих способностей воспитанников

Таблица 1

 

2016-2017

2017-2018

2018-2019

I полугодие

II полугодие

I

полугодие

II полугодие

I

полугодие

Высокий уровень

17,4%

30,4%

32%

40%

53,6%

Средний уровень

73,9%

69,6%

68%

60%

46,4%

Низкий уровень

8,7%

-

-

-

-

 

По итогам сравнительного анализа количество детей с высоким уровнем увеличилось за счёт уменьшения детей со средним уровнем, а также по итогам последних полугодий детей с низким уровнем не выявлено.

Эти данные представлены в рисунке 1.

t1580113309aa.gif

Рисунок 1. Сравнительные показатели творческих способностей воспитанников

 

Таким образом, данная работа по формированию творческих способностей у дошкольников посредством игровой музыкальной деятельности эффективна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью опыта работы был поиск оптимальных и эффективных путей развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для её достижения была проанализирована литература по данной теме, также была разработана стратегия развития творчества дошкольников, определена структура учебно-воспитательной системы в работе над музыкально-творческим развитием, традиционные мероприятия для детей и родителей. Была составлена программа НОД по музыке, на которых особое место отведено атмосфере креативной педагогики и творческим заданиям, содержание и календарный план НОД.

Таким образом, только при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с музыкой, развитии у них музыкального творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. - 702 с.

Асеев, В.Т. Возрастная психология: учебное пособие / В.Т. Асеев. - Иркутск, 2006. - 366с.

Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и школьного возраста.- 2-е изд. испр. и доп. - СПб: ЛОИРО, 2010. - 220с.

Буренина, А.И. Театр всевозможного: учеб. метод. пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб. 2002-114с.

Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 6. – С. 33 – 34.

Галянт, И.Г. Интегративное художественно – творческое воспитание дошкольников, учебно – методическое пособие. Изд- во Челяб.гос. пед. ун-та, 2012. - 136с.

Галянт, И.Г. Орфей. Адаптация принципов и элементарного музицирования К. Орфа. в дошкольном образовательном учреждении.

Ендовицкая, Т.О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. – С. 46-49.

Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.

Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 209. – 59с.

Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - с. 37.

Крылов, Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. - 2017 - № 8. - С.11 - 15.

Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Лубовский // Психологическая наука и образование. – 2014. – №3. – С. 32 – 35.

Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании творческих способностей / Н. Мельникова // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 10. – С. 19 – 22.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336 с.

Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 21-27.

Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. - Вып.5.-СПб: «Музыкальная палитра», 2007. - 44 с.

Танцуй, малыш! авт. - сост. Т.И. Суворова.- СПб.: Музыкальная палитра, 2006. - 44с.

Танцевальная ритмика для детей: учеб. пособие. Вып 3. - СПб: Музыкальная палитра, 2010.- 40 с.

Фирилёва, Ж.Г. Сайкина У.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб: Детство – пресс - 352с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.