Музыкальное занятие в старшей группе детского сада "Музыкальные часы" на основе удмуртского фольклора.
Музыкальное занятие в старшей группе детского сада
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(музыкальная деятельность)
Тема «Музыкальные часы»
Выполнил: Музыкальный руководитель
МБДОУ Игринского детского сада №4
Перевозчикова Ольга Вениаминовна
Актуальность:
Музыкальное занятие – это всегда для ребенка встреча с чем-то необычным, интересным, похожим на праздник. А если еще используется нестандартный подход – то обыденное занятие превращается в увлекательное путешествие, интересную игру, волшебную сказку, что наибольшим образом мотивирует детей к деятельности. В своем занятии я использовала музыкальные произведения на основе удмуртского национального фольклора. В последнее время остро стоит проблема в сохранении и изучении национальной культуры. И как никто музыка обогащает впечатления детей и дает наибольшую возможность проявлению творческих способностей.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью в детском саду. В ходе игры дети, на фоне музыкальных произведений, неосознанно овладевают вокальными, хореографическими, ритмическими навыками. Поэтому занятие построено в виде игры "Волшебные часы". Они ведут нас по страницам времени.
Интеграция видов деятельности:
Музыкальное занятие рассматривается не как монополия одного вида деятельности «Музыка», а комплексный подход к знаниям и умениям детей. На занятии прослеживается интеграция музыки со следующими образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие (значение родного языка в формировании основ нравственности);
познавательное развитие (расширение представлений о малой Родине и истории человечества через знакомство с произведениями искусства)Родине,
речевое развитие (развитие речи детей, умение поддержать беседу, высказать свою точку зрения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира);
физическое развитие (формирование правильной осанки, совершенствование двигательных навыков, развитие инициативы и самостоятельности при выполнении движений),
художественно-эстетическое развитие (приобщение детей к народному искусству, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений. Развитие детского художественного творчества.)
Механизм и продолжительность реализации разработки:
Занятие разработано для старшего дошкольного возраста, как одно из цикла занятий по единой тематической неделе детского сада «Знакомство с народной культурой и традициями».
Вид занятия: Интегрированная непосредственная образовательная деятельностью
Форма образовательной деятельности: Игровая.
Продолжительность занятия 25-30минут.
Цель: Развивать музыкальные способности на основе удмуртской национальной культуры.
Задачи:
Воспитание любви и уважения к национальной культуре.
Закрепление знаний об удмуртских народных инструментах и их классификации.
Развитие танцевальных навыков на основе национальной хореографии.
Знакомство с удмуртской легендой "Италмас"
Учиться воспроизводить ритмический рисунок.
Совершенствование умений в пении сочетая с движением.
Планируемые результаты:
- вызвать интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в знании удмуртских народных инструментов, их происхождении и классификации;
- узнавать мелодии по отдельным фрагментам;
- развивать образное мышление, фантазию;
- осознанно высказываться о содержании и характере музыкального произведения;
- побудить к сопереживанию чувствам других людей через легенду «Италмас»;
- выразительное исполнение знакомых песен;
- уметь составлять хореографическую композицию из ранее знакомых танцевальных движений;
- развивать способность к самоконтролю и самооценке.
Подготовительная работа:
Поиск и накопление информации в методической, художественной литературе и интернет ресурсах.
Составление блока занятий «Музыкальная культура удмуртского народа», куда входит данное занятие.
Оснащение занятий музыкальным, художественным и наглядным материалом.
Составление презентаций к занятиям.
Последовательное изучение материала с детьми во время НОД.
Оборудование:
Музыкальный центр с USB-входом.
Компьютер.
Ноутбук с выходом к телевизору (диагональ 117).
Фортепиано.
Репертуар:
Музыкально-речевая игра «Здравствуйте» слова и музыка М.Картушиной.
Удмуртский хороводный танец «Ширъян».
Звучание удмуртских народных инструментов «Крезь» и «Чипчирган». (интернет ресурсы).
Удмуртская народная песня «Лымы тÖдьи».
«На горе мы видим дом» муз.О.Буйновской.
Удмуртская народная танцевальная музыка (интернет ресурсы).
Содержание НОД:
Этапы | Деятельность музыкального руководителя | Предположительная деятельность детей | Содержание и управление презентацией | Интеграция образовательных областей |
1 Организационный момент | Дети входят в зал под удмуртскую народную музыку. Выстраиваются в круг. Приветствуем друг друга музыкально. Исполняем музыкально-речевую игру «Здравствуй». | Речевая. Художественно-эстетическая | ||
2 Введение в тему. Создание проблемной ситуации | Ребята, посмотрите внимательно на меня, что необычного вы видите? | Дети обращают внимание на шерстяные носки с удмуртским орнаментом | Познавательная | |
Действительно, я сегодня одела вместо туфель, удобные, теплые шерстяные носочки. А какие они? | Дети описывают носочки | |||
А это не простые носочки, их вязала рукодельница. На них удмуртский национальный орнамент. Кто носочки надевает, сразу танец начинает. А мы знаем удмуртские танцевальные движения. Сейчас, кому мы наденем носочки, покажет нам одно из танцевальных движений удмуртов. | Физическая | |||
воспитатель надевает на ребенка носочки, он показывает движение | ||||
Как много желающих примерить носочки и в них станцевать. Но нас много. А носочки одни. Что же нам делать? | Варианты детей | Социально-коммуникативная | ||
3 Непосредственная образовательная деятельность. | Я думаю, что нужно каждому надеть такие носочки. Но в зале же их нет, ну-ка поищите и может найдете. | |||
Пока дети ищут, музыкальный руководитель открывает экран с циферблатом | Слайды открываются по щелчку. Слайд1
| |||
Ничего не нащли?. А больше ничего необычного вы здесь не видели. | Дети обращают внимание на экран с часами | |||
У нас в зале появились часы с весёлым циферблатом. Может они нам помогут. Что есть у часов. Стрелки. А что они делают. Идут. А как идут. | Дети выполняют ритмическую гимнастику | Физическая, Речевая | ||
А посмотрите на наши часы. Кроме стрелок здесь есть черточки. Какие они? | Разные, длинные и короткие | |||
На что они похожи? . | Подвести ответы детей к тому, что это похоже на ритмический рисунок | С лайд2
| ||
На ритмический рисунок. Давайте попробуем его спеть. | Поем ритмический рисунок на часах и стрелка передвигается вперед, появляется картинка |
| ||
Просмотрите, мы заставили стрелки часов идти вперед. Стрелочка передвинулась вперед. А что же наши стрелочки скрывают! | Открываю картинки с изображением крезя и чипчиргана | Познавательная | ||
Что мы здесь видим? | Ответы детей | |||
Правильно, это удмуртские народные инструменты. А вы знаете как они звучат. Тогда вы точно угадаете, что мы сейчас услышим. | Включаю мелодию крезя, дети отвечают. | |||
Молодцы, правильно. А теперь послушайте дальше, что мы еще услышим. | Слушаем продолжение музыки, дети отвечают. | |||
Конечно, здесь звучат крезь и чипчирган вместе. К какой группе инструментов относится крезь? | Струнных | |||
Почему? Потому что на нем есть струны. А на какой русский народный инструмент похож крезь? | На гусли | |||
А к какой группе инструментов относится чипчирган? | Духовые. Потому что в них нужно дуть. | |||
А почему? | ||||
А на какой русский народный инструмент похож чипчирган? | На дудочку. | |||
А что отличает дудочку и чипчирган? | При игре на дудочке воздух нужно выдыхать из себя, а на чипчиргане вдыхать. | |||
Правильно, молодцы. А давайте пофантазируем. Представим, что девочки играют на крезе, а мальчики на чипчиргане. Слушайте внимательно музыку и вступайте только тогда, когда нужно. | Имитируем игру на удмуртских народных инструментах, совмещая с пальчиковой гимнастикой | Физическая | ||
Спасибо музыканты, у вас получилось все замечательно. Но посмотрите, что произошло с нашими часами. Стрелочки передвинулись снова вперед. Что же теперь скрывают наши умные часы. | Открываю картинку девушки в удмуртском национальном костюме Италмас. Дети описывают картину, обращают внимание на наряд девушки. | Слайд3 | Познавательная Художественно-эстетическая, социально-нравственная, речевая. | |
Ребята, эту девушку зовут Италмас. Но мы же знаем, что италмас это …. | Цветок. | |||
Конечно, это цветок. А почему же девушку зовут Италмас. | Версии детей. | |||
А у удмуртов есть такая легенда про девушку Италмас.( Знакомлю детей с легендой сопровождая презентацией.) Красивая девушка Италмас, совсем как из нашей песни. А в песенке, какая девушка? | Дети вспоминают текст песни. | Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 | ||
3.1 Развитие вокальных навыков | Мы её знаем очень хорошо, поэтому можем исполнить как настоящие артисты | Исполняем песню «Лымы теди». | ||
А наши часы на месте не стоят, а идут вперед. Что же еще они спрятали. | С лайд9 | |||
Открываем картину деревенского дома | Дети отвечают. | |||
А о чем хочет напомнить нам эта картина. | Картина похожа на нашу знакомую песню | |||
Удмурты, очень гостеприимный народ, любят встречать гостей и мы любим ходить в гости. Снйчас мы об этом споем. | Исполняют песню-игру «На горе мы видим дом». Выбираем дирижера. | |||
Слайд10 | ||||
Вот какие мы молодцы, не только петь, но и играть умеем. Но наши часики опять бегут вперед. Что же теперь они скрывают. | ||||
3.2. Развитие музыкально-ритмических навыков | Открываю картинки с носочками. | |||
Да вот же они, носочки. Вот куда спрятались. А мы их искали. Носочков так много, на всех хватит. Только как их забрать из часов? | Версии детей. | Познавательная | ||
А может нам сами часы подскажут? Стрелочка снова передвинулась вперед. | ||||
Слайд11 Открывается надпись. | ||||
Ребята, да это же волшебные слова. Давайте их вместе произнесем, может что то и получится. | Дети произносят. | |||
Музыкальный руководитель достает детские носочки. | ||||
Вот вам каждому по носочкам. Надевайте их скорее и начинайте веселый удмуртский танец, который вы сочините сами. Вы знаете удмуртские танцевальные движения. Попробуйте их соединить так, что бы получился красивый танец. | Дети надевают носочки и исполняют танцевальные движения, пытаясь их соединить в хореографическую композицию. | Физическая, Художественно-эстетическая. | ||
Ребята, посмотрите, наши носочки простые, без узоров. А удмуртские, красивые с узорами. Вы их возьмете с собой и воспитатель поможет вам сделать вышивку национального узора и тогда они получаться такими же красивыми. Вы с собой возьмете новые носочки, а что еще нового вы сегодня унесете с собой с занятия. что нового вы узнали? | Дети вспоминают что они сегодня узнали нового, а что уже знали. | Социально-коммуникативная, Речевая, Познавательная. | ||
4 Рефлексия | ||||
Слайд12 | ||||
Мне сегодня очень понравилась встреча с вами, спасибо вам большое, но посмотрите, наша стрелочка на часах передвинулась и говорит, что пора прощаться. До свидания, ребята. |
Список используемых источников. Интернет-ресурсы.
1. Золотой клубок: Удмуртский фольклор в детском саду. Л.В.Зеленина. – Ижевск: 1992.
2. Музыкальная палитра, №8, 2009г. Санкт-Петербург.
3. Удмуртское народное искусство. К.М.Климов. – Издательство «Удмуртия»: 1988.
4. maam.ru. Ритмические игры.
5. fundamental-research.ru. - «Крезь» рассказ об инструменте и легенда.
6. http://vorshud.unatlib.ru/ - Музыкальная культура удмуртского народа.
7. открыткаизижевска.рф – Удмуртская легенда «Италмас».
8. http://hotpleer.ru/ - Звучание удмуртского инструмента крезь. Удмуртская плясовая.
9. Яндекс. Картинки. – Картины к презентациям.