Музыкальное занятие в старшей группе детского сада "Музыкальные часы" на основе удмуртского фольклора.

0
0
Материал опубликован 18 October












Музыкальное занятие в старшей группе детского сада



Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(музыкальная деятельность)



Тема «Музыкальные часы»



Выполнил: Музыкальный руководитель

МБДОУ Игринского детского сада №4

Перевозчикова Ольга Вениаминовна

























Актуальность:

Музыкальное занятие – это всегда для ребенка встреча с чем-то необычным, интересным, похожим на праздник. А если еще используется нестандартный подход – то обыденное занятие превращается в увлекательное путешествие, интересную игру, волшебную сказку, что наибольшим образом мотивирует детей к деятельности. В своем занятии я использовала музыкальные произведения на основе удмуртского национального фольклора. В последнее время остро стоит проблема в сохранении и изучении национальной культуры. И как никто музыка обогащает впечатления детей и дает наибольшую возможность проявлению творческих способностей.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью в детском саду. В ходе игры дети, на фоне музыкальных произведений, неосознанно овладевают вокальными, хореографическими, ритмическими навыками. Поэтому занятие построено в виде игры "Волшебные часы". Они ведут нас по страницам времени.

Интеграция видов деятельности:

Музыкальное занятие рассматривается не как монополия одного вида деятельности «Музыка», а комплексный подход к знаниям и умениям детей. На занятии прослеживается интеграция музыки со следующими образовательными областями:

социально-коммуникативное развитие (значение родного языка в формировании основ нравственности);

познавательное развитие (расширение представлений о малой Родине и истории человечества через знакомство с произведениями искусства)Родине,

речевое развитие (развитие речи детей, умение поддержать беседу, высказать свою точку зрения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира);

физическое развитие (формирование правильной осанки, совершенствование двигательных навыков, развитие инициативы и самостоятельности при выполнении движений),

художественно-эстетическое развитие (приобщение детей к народному искусству, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений. Развитие детского художественного творчества.)


Механизм и продолжительность реализации разработки:


Занятие разработано для старшего дошкольного возраста, как одно из цикла занятий по единой тематической неделе детского сада «Знакомство с народной культурой и традициями».

Вид занятия: Интегрированная непосредственная образовательная деятельностью

Форма образовательной деятельности: Игровая.

Продолжительность занятия 25-30минут.

Цель: Развивать музыкальные способности на основе удмуртской национальной культуры.

Задачи:

Воспитание любви и уважения к национальной культуре.

Закрепление знаний об удмуртских народных инструментах и их классификации.

Развитие танцевальных навыков на основе национальной хореографии.

Знакомство с удмуртской легендой "Италмас"

Учиться воспроизводить ритмический рисунок.

Совершенствование умений в пении сочетая с движением.

Планируемые результаты:

- вызвать интерес к звучащей на занятии музыке и к предложенным видам музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в знании удмуртских народных инструментов, их происхождении и классификации;

- узнавать мелодии по отдельным фрагментам;

- развивать образное мышление, фантазию;

- осознанно высказываться о содержании и характере музыкального произведения;

- побудить к сопереживанию чувствам других людей через легенду «Италмас»;

- выразительное исполнение знакомых песен;

- уметь составлять хореографическую композицию из ранее знакомых танцевальных движений;

- развивать способность к самоконтролю и самооценке.



Подготовительная работа:

Поиск и накопление информации в методической, художественной литературе и интернет ресурсах.

Составление блока занятий «Музыкальная культура удмуртского народа», куда входит данное занятие.

Оснащение занятий музыкальным, художественным и наглядным материалом.

Составление презентаций к занятиям.

Последовательное изучение материала с детьми во время НОД.

Оборудование:

Музыкальный центр с USB-входом.

Компьютер.

Ноутбук с выходом к телевизору (диагональ 117).

Фортепиано.



Репертуар:

Музыкально-речевая игра «Здравствуйте» слова и музыка М.Картушиной.

Удмуртский хороводный танец «Ширъян».

Звучание удмуртских народных инструментов «Крезь» и «Чипчирган». (интернет ресурсы).

Удмуртская народная песня «Лымы тÖдьи».

«На горе мы видим дом» муз.О.Буйновской.

Удмуртская народная танцевальная музыка (интернет ресурсы).

Содержание НОД:

Этапы

Деятельность музыкального руководителя

Предположительная деятельность детей

Содержание и управление презентацией

Интеграция образовательных областей

1 Организационный момент


Дети входят в зал под удмуртскую народную музыку. Выстраиваются в круг. Приветствуем друг друга музыкально. Исполняем музыкально-речевую игру «Здравствуй».


Речевая. Художественно-эстетическая

2 Введение в тему. Создание проблемной ситуации

Ребята, посмотрите внимательно на меня, что необычного вы видите?

Дети обращают внимание на шерстяные носки с удмуртским орнаментом



Познавательная

Действительно, я сегодня одела вместо туфель, удобные, теплые шерстяные носочки. А какие они?

Дети описывают носочки

А это не простые носочки, их вязала рукодельница. На них удмуртский национальный орнамент. Кто носочки надевает, сразу танец начинает. А мы знаем удмуртские танцевальные движения. Сейчас, кому мы наденем носочки, покажет нам одно из танцевальных движений удмуртов.



Физическая

воспитатель надевает на ребенка носочки, он показывает движение




Как много желающих примерить носочки и в них станцевать. Но нас много. А носочки одни. Что же нам делать?

Варианты детей


Социально-коммуникативная

3 Непосредственная образовательная деятельность.

Я думаю, что нужно каждому надеть такие носочки. Но в зале же их нет, ну-ка поищите и может найдете.




Пока дети ищут, музыкальный руководитель открывает экран с циферблатом


Слайды открываются по щелчку.

Слайд1

 t1729248117aa.png

Ничего не нащли?. А больше ничего необычного вы здесь не видели.

Дети обращают внимание на экран с часами

У нас в зале появились часы с весёлым циферблатом. Может они нам помогут. Что есть у часов. Стрелки. А что они делают. Идут. А как идут.
(Дети выполняют ритмическую гимнастику)
Тук да тук, тук да тук.
Раздаётся снова стук.
Часы время не теряют,
Всё вперёд они шагают.
Стрелки движутся вперёд,
Так идёт за годом год.

Дети выполняют ритмическую гимнастику

Физическая, Речевая




А посмотрите на наши часы. Кроме стрелок здесь есть черточки. Какие они?

Разные, длинные и короткие







На что они похожи? .

Подвести ответы детей к тому, что это похоже на ритмический рисунок

Сt1729248117ab.jpg лайд2

 t1729248117ac.png





На ритмический рисунок. Давайте попробуем его спеть.

Поем ритмический рисунок на часах и стрелка передвигается вперед, появляется картинка

 t1729248117ad.jpg


Просмотрите, мы заставили стрелки часов идти вперед. Стрелочка передвинулась вперед. А что же наши стрелочки скрывают!

Открываю картинки с изображением крезя и чипчиргана

Познавательная



Что мы здесь видим?

Ответы детей

Правильно, это удмуртские народные инструменты. А вы знаете как они звучат. Тогда вы точно угадаете, что мы сейчас услышим.

Включаю мелодию крезя, дети отвечают.

Молодцы, правильно. А теперь послушайте дальше, что мы еще услышим.

Слушаем продолжение музыки, дети отвечают.



Конечно, здесь звучат крезь и чипчирган вместе. К какой группе инструментов относится крезь?

Струнных


Почему? Потому что на нем есть струны. А на какой русский народный инструмент похож крезь?

На гусли

А к какой группе инструментов относится чипчирган?

Духовые. Потому что в них нужно дуть.

А почему?

А на какой русский народный инструмент похож чипчирган?

На дудочку.

А что отличает дудочку и чипчирган?

При игре на дудочке воздух нужно выдыхать из себя, а на чипчиргане вдыхать.

Правильно, молодцы. А давайте пофантазируем. Представим, что девочки играют на крезе, а мальчики на чипчиргане. Слушайте внимательно музыку и вступайте только тогда, когда нужно.

Имитируем игру на удмуртских народных инструментах, совмещая с пальчиковой гимнастикой

Физическая

Спасибо музыканты, у вас получилось все замечательно. Но посмотрите, что произошло с нашими часами. Стрелочки передвинулись снова вперед. Что же теперь скрывают наши умные часы.

Открываю картинку девушки в удмуртском национальном костюме Италмас. Дети описывают картину, обращают внимание на наряд девушки.

Слайд3

t1729248117ae.pngt1729248117af.jpg

Познавательная




























































Художественно-эстетическая, социально-нравственная, речевая.

Ребята, эту девушку зовут Италмас. Но мы же знаем, что италмас это ….

Цветок.


Конечно, это цветок. А почему же девушку зовут Италмас.

Версии детей.

А у удмуртов есть такая легенда про девушку Италмас.( Знакомлю детей с легендой сопровождая презентацией.)





































Красивая девушка Италмас, совсем как из нашей песни. А в песенке, какая девушка?












































Дети вспоминают текст песни.

Слайд4

t1729248117ag.png

Слайд5

t1729248117ah.png

Слайд6

t1729248117ai.png

Слайд7

t1729248117aj.png

Слайд8

t1729248117ak.png

3.1 Развитие вокальных навыков

Мы её знаем очень хорошо, поэтому можем исполнить как настоящие артисты

Исполняем песню «Лымы теди».

А наши часы на месте не стоят, а идут вперед. Что же еще они спрятали.


Сt1729248117al.png лайд9









Открываем картину деревенского дома

Дети отвечают.

А о чем хочет напомнить нам эта картина.

Картина похожа на нашу знакомую песню

Удмурты, очень гостеприимный народ, любят встречать гостей и мы любим ходить в гости. Снйчас мы об этом споем.

Исполняют песню-игру «На горе мы видим дом». Выбираем дирижера.







Слайд10


Вот какие мы молодцы, не только петь, но и играть умеем. Но наши часики опять бегут вперед. Что же теперь они скрывают.


t1729248117am.png

3.2. Развитие музыкально-ритмических навыков

Открываю картинки с носочками.

Да вот же они, носочки. Вот куда спрятались. А мы их искали. Носочков так много, на всех хватит. Только как их забрать из часов?




Версии детей.

Познавательная

А может нам сами часы подскажут? Стрелочка снова передвинулась вперед.


t1729248117an.png

Слайд11

Открывается надпись.

Ребята, да это же волшебные слова. Давайте их вместе произнесем, может что то и получится.

Дети произносят.

Музыкальный руководитель достает детские носочки.


Вот вам каждому по носочкам. Надевайте их скорее и начинайте веселый удмуртский танец, который вы сочините сами. Вы знаете удмуртские танцевальные движения. Попробуйте их соединить так, что бы получился красивый танец.

Дети надевают носочки и исполняют танцевальные движения, пытаясь их соединить в хореографическую композицию.

Физическая,

Художественно-эстетическая.


Ребята, посмотрите, наши носочки простые, без узоров. А удмуртские, красивые с узорами. Вы их возьмете с собой и воспитатель поможет вам сделать вышивку национального узора и тогда они получаться такими же красивыми. Вы с собой возьмете новые носочки, а что еще нового вы сегодня унесете с собой с занятия. что нового вы узнали?


Дети вспоминают что они сегодня узнали нового, а что уже знали.

Социально-коммуникативная,

Речевая,

Познавательная.

4 Рефлексия

Слайд12

Мне сегодня очень понравилась встреча с вами, спасибо вам большое, но посмотрите, наша стрелочка на часах передвинулась и говорит, что пора прощаться. До свидания, ребята.


t1729248117ao.png





Список используемых источников. Интернет-ресурсы.



1. Золотой клубок: Удмуртский фольклор в детском саду. Л.В.Зеленина. – Ижевск: 1992.

2. Музыкальная палитра, №8, 2009г. Санкт-Петербург.

3. Удмуртское народное искусство. К.М.Климов. – Издательство «Удмуртия»: 1988.

4. maam.ru. Ритмические игры.

5. fundamental-research.ru. - «Крезь» рассказ об инструменте и легенда.

6. http://vorshud.unatlib.ru/ - Музыкальная культура удмуртского народа.

7. открыткаизижевска.рф – Удмуртская легенда «Италмас».

8. http://hotpleer.ru/ - Звучание удмуртского инструмента крезь. Удмуртская плясовая.

9. Яндекс. Картинки. – Картины к презентациям.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.