Конспект урока по литературе в 6 классе «М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи»
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема:
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
Мотив одиночества и изгнания в стихотворении "Тучи"
Цель урока:
вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; научить анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания;
-
-
развивать умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства.
прививать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
-
Тип урока: урок изучения новой темы. Урок с использованием элементов технологии критического мышления.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация.
Легко ли быть человеку одному? Что он испытывает, когда рядом нет близких людей, их поддержки, понимания? Попробуем в этом разобраться.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формулировка целей и задач урока
Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству М. Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете с детства. Вы уже знакомы с биографией и творчеством этого замечательного поэта из курса литературного чтения начальной школы и 5 класса.
Сегодня предлагаю вам продолжить разговор о поэте и его творчестве, рассмотреть мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи».
-Как вы думаете, какая цель стоит перед нами при изучении этой темы в 6 классе?
Правильно, мы должны повторить известные факты биографии поэта, дополнить их новыми сведениями, познакомиться со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, проанализировать их с учетом полученных знаний и работать над техникой выразительного чтения стихотворений.
Записать тему в тетрадь
Актуализация прежних знаний
Работа над портретом.
- Посмотрите на портрет М.Ю. Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке? (Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный)
- Обратите внимание на годы жизни поэта. Что вы можете сказать?
(Прожил недолгую жизнь. В 2014 году исполнится 200 лет со дня рождения М.Ю. Л.)
- В 5 классе мы познакомились с очень известным произведением Л. Каким? (Бородино)
- Какому важному историческому событию посвящено стих-е? (Бородинской битве)
В 2012 году мы праздновали 200летие со дня Бородинского сражения.
- Кто помнит строки из стих-я?
Учитель: М.Ю.Л. очень любил свою Родину, постоянно думал о ней. Но сам провел жизнь вдалеке от своего дома.
Слово учителя о биографии и жизни поэта
- Посмотрите на эпиграф: «Я сын страдания» Почему Л. Так написал о себе?
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества.
Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив сына у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.
Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он много читал, лепил, рисовал акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы.
В 1827 году Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ.
В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли, как и А. С. Пушкин.
Свободное письменное задание
Письменно в тетради ответить на вопрос (2 минуты)
-Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)
Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?
Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания стих-я «Тучи».
Несмотря на то, что стих-е было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.
Прослушивание стих-я из фонохрестоматии. Закройте глаза!
ПАУЗА!
Составление словарика к тексту стих-я. Выступление творческой группы.
Странник – 1. Странствующий ч-к (обычно голодный или бездомный). 2. Ч-к, идущий
пешком на богомолье.
Лазурный – цвета лазури, светло-синий.
Жемчуг – драгоценное украшение.
Изгнанник – ч-к, который изгнан откуда-нибудь.
Преступление – общественно-опасное действие, нарушающее закон.
Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь.
Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять.
Проверка восприятия текста:
-Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?
(Устное рисование)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. 3 раза!
Чтение учителем первой строфы.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».
- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)
- С каким словом оно рифмуется? («странники»)
- Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь)
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
– С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).
- Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
Запись в тетрадь определения:
Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.
Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.
-Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?
Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).
(Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.
Чтение учителем второй строфы.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
- Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?
-Кому задает поэт эти вопросы?
-Ждет ли он ответа на них?
Риторические вопросы! (Вопрос, на который не ожидается ответа, называется риторическим)
- Почему поэт должен расстаться с родиной?
- А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)
- Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию
Чтение учителем третьей строфы.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
- С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?
- Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?
В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Отработка выразительного чтения.
Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение
Работа в парах.
Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
Эпитеты |
Метафоры |
Сравнения |
Небесные Степь лазурная Цепь жемчужная Милый север Сторону южную Зависть тайная Злоба открытая Друзей клевета ядовитая Нивы бесплодные Вечно холодные Вечно свободные |
Вечные странники Судьбы ли решение Тяготит преступление Чужды вам страсти Чужды страдания Нет у вас родины Нет вам изгнания |
Как я, изгнанники |
Подведение итогов по анализу ст-я. Какова основная мысль ст-я?
Взаимоопрос (обсуждение в парах)
ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Итоговое выразительное чтение стих-я уч-ся
РЕФЛЕКСИЯ
Составить синквейн к стих-ю:
1 –тема (сущ-е)
2 – описание (2 прилаг-х)
3 – действие (3 глагола)
4 – фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме
5 – синоним темы (1 сущ-е)
Тучи
Небесные, холодные
Мчитесь, гонит, тяготит
Нет у вас родины
Свобода
Закончи предложения:
Самым интересным для меня на занятии было…
Сегодня на уроке трудным для меня было…
Урок заставил задуматься меня о…
Д/з: выучить стих-е наизусть
рисунок (по желанию)
Итоги урока