12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Локтева Татьяна Васильевна32

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

Организационный момент


- Прочитайте девиз нашего урока на доске, каждый про себя: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!».

- Никита, прочитай вслух.

- Как вы понимаете данную фразу?

- Фраза означает, что на уроке нужно работать, рассуждать, отвечать, о том, что знаете говорить, а не молчать.

- Давайте будем стараться придерживаться этого девиза на нашем уроке, согласны?

Читают про себя.



Читает.

Ответы детей.





Ответы детей.

Девиз записан на доске.

Актуализация знаний

Формулирование учащимися темы урока


- Ребята, посмотрите на доске портрет русского поэта Н. А. Некрасова, и фраза «Мужик с ноготь».

- В данной фразе зашифровано произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся.

- Для того чтобы данную фразу расшифровать вы должны каждое слово назвать ласково и тогда узнаете название произведения, которое будем сегодня читать.

- Что у вас получилось?

- Правильно мы с вами сегодня прочитаем произведение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок».














- Мужичок с ноготок.

На доске портрет Н. А. Некрасова и записана фраза «Мужик с ноготь».

Постановка цели урока


- Как вы думаете, почему он так назвал своего героя из-за чего?

- Ваши мнения разошлись, чтобы узнать, кто из вас прав, и почему автор назвал так своего героя нужно прочитать произведение, побеседовать и тогда мы с вами узнаем ответ.

- Так какая же цель нашего урока?

Ответы детей.





Ответы детей.



Работа по теме урока

Знакомством с биографией Н. А. Некрасова





















































Первичное восприятие.

Проверка полученного восприятия.







Словарная работа



















Вторичное, самостоятельное чтение стихотворения вслух



Беседа по содержанию прочитанного текста



















































Физкультминутка 



















































































Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста







Итог урока, рефлексия























Домашнее задание


- Прежде чем приступить к чтению произведения, я предлагаю вам познакомиться с биографией Н. А. Некрасова.

- А расскажет нам с вами о нём, Вика.

- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна, дворянка. Отец – Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

- Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

- Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.



- Спасибо, Вика.

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети". Обратите внимание на то, какая семья изображена на картине, как одеты дети.

- Что вы можете сказать о семье?





- Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. Но, если будет желание прочитать его раньше, можете взять данное произведение в библиотеке. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков стихотворения «Мужичок с ноготок».



- Послушайте стихотворение. Приготовьтесь ответить на вопрос:

- Кого встретил Н. А. Некрасов?

Чтение отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова "Мужичок с ноготок", учителем.

- Так кого встретил Н. А. Некрасов?

- Что узнали об этом мальчике?

- Каким представили его себе?

– А сейчас вы прочитаете стихотворение самостоятельно, но перед тем как вы начнёте читать, давайте разберем сложные слова, которые вам непонятны.

- Откройте учебники на с.151.

- Что значит «студёная пора»?

- «Хворост».

- «Шествуя».

- «Чинно».

- «Уздцы».

- Подумайте, что такое «полушубок»?

- Что значит «вестимо»?

- Посмотрите сноску в учебнике?

- «Миновал».

- «Мёртвая лошадь».

- А теперь прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение.

Самостоятельное чтение стихотворения Н. А. Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса).

- Как зовут мальчика?

- Сколько ему лет?

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.





- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?



- Где встретил Н. А. Некрасов мальчика?



- В какое время года произошла встреча?

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.





- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

- Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.


- Подумайте, почему мальчик так говорит?



- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.









- Некрасов Н. А. говорит, что мальчик шествует важно.

- Почему?



- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? 

- Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

- Почему он так говорит?





- Как разговаривает Влас?

- Найдите подтверждение своим словам в тексте.



- Почему он так разговаривает?



Чтение по ролям диалога мальчика с Н. А. Некрасовым, исключая слова автора.

- Давайте, прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика в парах.

- Но прежде, чем вы начнёте читать, давайте, спланируем вашу работу в парах. Составим план, по которому вы будите работать.

План:

1. Прочитать.

2. Определить границы диалога, т.к. мы читаем только диалог Н. А. Некрасова и мальчика.

3. Перечитать диалог с карандашом в руках, чтобы отметить слова героев и зачеркнуть слова автора.

4. Прочитать в парах диалог.

- А теперь соблюдая каждый пункт нашего плана, приступаем к работе.

- Выполняем первый пункт (второй, третий, четвёртый).

- Пара, которая прочитает первая, должна просигнализировать, о том, что готова – поднять руки вверх. Я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью).

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

















- Как вы думаете, как относится автор к мальчику?

- Почему так решили?



- А теперь давайте вернёмся к нашей цели, почему Н. А. Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?



- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем?

- Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н. А. написал это стихотворение?











- Удалось ли ему это?



- Оцените свою работу на уроке. Покажите своё настроение.



- Откройте дневники, запишем домашнее задание.

- Д/з: Выполнить задания на листочках, которые я вам раздам заранее и выучить стихотворение наизусть или прочитать выразительно диалог Н. А. Некрасова с мальчиком.

- На этом наш урок подошёл к концу, спасибо за работу!












Дети слушают биографию Н. А. Некрасова.

































Дети рассматривают иллюстрацию.



- Семья очень большая, дети выглядят бедно, т.к. вся их одежда передавалась от старшего ребенка к младшему, и в то время не было денег.



















- Маленького мальчика.

Ответы детей.

Ответы детей.







Дети открывают учебники.

- Очень холодно.

- Сухие сучья.

- Идя.

- Степенно, важно.

- Упряжь лошади.

- Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Конечно, разумеется.

- Исполнился.

- Значит остановилась.









- Власом.

- Шестой миновал.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.

- В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.

- В лесу.



- Зимой.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.


- С отцом пришёл в лес за дровами.



- Большая семья.

Семья-то большая, да два человека.
Всего мужиков-то: отец мой да я.


- Он понимает важность своей работы в семье.



- Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.





- Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.

- Не суетится, не резвится, не шалит.









Дети повторяют движения.





















«Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…»

- Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.



- Грубо и коротко.

«Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.













Дети составляют план вместе с учителем.















- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь, рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал…Ну, мёртвая!-



- Он его любит, с уважением.

- Он называет его ласково "мужичок", "малюточка).

- Хоть Влас еще очень маленький, Ведет он себя как взрослый.





Ответы детей.

Ответы детей.



- Влас - маленький труженик.



- Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми. Хотел показать, что у детей не было детства, а ведь детство самое ценное, что у нас есть!

Ответы детей.



Дети оценивают свою работу, показывая смайлик.







Дети записывают домашнее задание.
























































Иллюстрация на доске.











































Показать картинку



Сноска в учебнике

















































































































План работы учитель записывает на доске























































У каждого ученика есть смайлик, который отражает настроение.



Домашнее задание записано на доске


Тема урока: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети». Цель урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.

Планируемые результаты (целевые установки урока):


    Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.


    Метапредметные:

    регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

    познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

    Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из произведения, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять;

    личностно ориентированные (педагогика сотрудничества);

    проблемного, поискового обучения;

    диалогические;

    ИКТ.


Формы организации деятельности учащихся на уроке:

    фронтальный опрос;

    работа в парах;

    индивидуальный опрос.


Методы обучения:

    обучение средствами субъективизации;

    анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

    частично-поисковый;

    словесный;

    наглядно-иллюстративный.

Тип урока: изучение нового материала.


Форма урока: урок-диалог.

Учебный материал:

    учебник Л. А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс;

    тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока);


















МБОУ Сычёвская СОШ имени К. Ф. Лебединской





Конспект урока по литературному чтению на тему


Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»,

отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».





Выполнила: учитель начальных классов

Локтева Т. В.










2017 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.