Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО преподавателя | Ладанова Татьяна Юрьевна | ||||
Предмет, класс | Литература, 5 класс | ||||
Тема занятия | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | ||||
Цели занятия | Рассмотреть мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» | ||||
Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |||
Расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.В. Некрасова. Формировать представления об историческом прошлом России. Выявить активную гражданскую позицию Н.А. Некрасова. Обогащать словарный запас учащихся | Совершенствовать навыки анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности Развивать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения. Развивать навыки индивидуальной, парной и групповой форм работы | Воспитывать духовноразвитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности. Воспитывать эмпатию к героям литературных произведений. | |||
Вид урока | Урок открытия новых знаний | ||||
Межпредметные связи | История, русский язык, изобразительное искусство | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | ||||
Средства наглядности (таблицы, схемы, пособия, др.) | Учебник, портрет Н.А. Некрасова, таблицы для заполнения, наглядный материал, презентация, карточки для самооценки. | ||||
Планируемые результаты | Личностные | Предметные | Метапредметные | ||
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Понимание ключевых проблем изученного произведения, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, умение анализировать литературное произведение, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней. | Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
Этапы занятия | Время | Цели и задачи | Методы и приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный этап | 1 мин | Мобилизация учащихся для активной работы на занятии Мотивация на учебу. | Эмоциональное стимулирование | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Юрьевна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться с вами поближе и провести у вас очень интересный урок. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и нашим гостям. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Пожалуйста, присаживайтесь | Приветствуют, настраиваются на урок. | Личностные: способствуем положительному отношению к учению, познавательной деятельности, желаем приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Этап актуализации знаний | 3 мин | Актуализация опорных знаний учащихся | Беседа. Определение темы урока. Постановка задач. | Сейчас я прочитаю отрывок из произведения, с которым вы знакомились в начальной школе, а ваша задача – вспомнить его название и имя автора. Слайд 1 Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! - Правильно, ребята, действительно, это стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети». А вот как выглядит сам поэт. (Слайд 2 - Портрет Некрасова) Как вам кажется, судя по его портрету, каким он был человеком? | - Это стихотворение «Крестьянские дети», автор – Николай Алексеевич Некрасов - Он интеллигентный, серьезный, но добрый….. | Познавательные: Осознаем познавательную задачу. Регулятивные: планируюем в сотрудничестве в с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции Коммуникативные: высказываем свою точку зрения, формируем умение слушать и понимать других Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе Изучения нового материала | 6 мин | Мотивация на учение, Совместное формулирование темы и целей занятия. | Мы с вами вспомнили про стихотворение «Крестьянские дети», вспомнили, как зовут его автора. Теперь мы готовы сформулировать тему урока. Слайд 3 Сегодня на уроке перед нами стоит важная задача - нам предстоит ответить на следующие вопросы: Слайд 4 Кто? Почему? Какие? Как вы думаете, каким будет первый вопрос? Кто такой Николай Алексеевич Некрасов? Слайд 5 (Почему он писал о крестьянских детях? Как он изображал крестьянских детей?) Организация познавательной деятельности Обратите внимание на экран. Слайд 6 Творчество Некрасова знакомо вам с начальной школы. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер. Мать – Елена Андреевна, всю свою любовь и нежность отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 160 лет назад. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян, воспоминания об играх с крестьянскими детьми. - Теперь мы можем задать и второй вопрос. Почему? Слайд 7 Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. Детство самого поэта проходило на Волге, в местах с удивительно живописной природой. На Волге трудились бурлаки – люди, перевозившие на своих плечах груженые баржи. Картины подневольного труда крепостных крестьян с самого раннего детства врезались в память Некрасова… При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям. Посмотрите, в каких домах жили деревенские ребятишки в те годы. Обратите внимание на предметы быта, которые их окружали. - Теперь с вами знаем, кто такой Николай Алексеевич Некрасов и почему он писал о крестьянских детях. Дома вы прочитали стихотворение «Крестьянские дети». Как вы думаете, каковым будет третий наш вопрос? Слайд 8 | Формулируют тему урока , цели и задачи, прогнозируют предстоящую деятельность. Запись учащимися числа, темы урока. Тема урока «Слово о поэте Николае Алексеевиче Некрасове.Тема детства в стихотворении «Крестьянские дети» Первый вопрос: Кто такой Н.А. Некрасов? - Почему он писал о крестьянских детях? - Какими предстают крестьянские дети в его произведениях? | Познавательные: устанавливаем причинно-следственные связи, делаем выводы. Формулируем познавательную цель. Регулятивные: Осознаем недостаточность своих знаний. Целеполагание. Коммуникативные: имеем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеем монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Постановка вопросов. Личностные: имеем желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению | |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | 4 + 4 + 7 = 15 мин | Формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока. | Опрос. Кластер. Работа в группах. | Задаёт вопросы. Помогает в составлении кластера. Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся Прежде чем начать разговор об этом произведении, давайте подумаем, из каких понятий состоит детство современных детей? Составим кластер «Современное детство». На это задание вам 2 минуты. - Выберите только те реалии, которые относятся к детству современного ребенка. У каждой группы на столе конверт с разными понятиями – современного детства и крестьянского. Дети выбирают листки только с понятиями, относящимися к современному детству. Проверка. Слайд 9. - Каким же предстает детство современного ребенка? - Спасибо, вы отлично постарались. Этот кластер еще пригодится нам в конце урока. - А теперь посмотрим, каким детство было во времена Некрасова. А поможет нам в этом стихотворение «Крестьянские дети». Прежде чем начинать работу над любым произведением, нужно обязательно объяснить все непонятные слова. В тексте стихотворения «Крестьянские дети» часто встречаются диалектные и устаревшие слова, давайте попробуем их объяснить. Перед вами таблица, в левом столбике которой перечислены непонятные пока слова, а в правом – их объяснения. Соединим слова из соседних столбиков! Я буду помогать. Поработаем в парах. На работу вам 2 минуты. вИрши- стихи нЕга-полное довольство, удовлетворение желаний, прихотей и тд наипАче-тем более, в особенности вестИмо-конечно, само собой, разумеется зАстить-заслонять, загораживать захудАть-обеднеть, обнищать, разориться лАва-деревянные мостки на реке рИга-постройка для сушки снопов с местом для обмолота снарЯд-отдельный инструмент, орудие содОм-беспорядок, шум, суматоха потрАфить-угодить, угождать мякИна-остатки колосьев после молотьбы чУхна(чухонцы) - эстонцы мордвА, черемисы (марийцы)- приволжские народы России пОжня-покос ловит лукошком лошадку-приманивает лошадь лукошком с овсом дУпель-промысловая птица изрЕчь-произнести, высказать, провозгласить дрОвни- крестьянские сани без кузова пЕгий-с большими пятнами, крапинами (о масти животных) Слайд 10 - А теперь, когда словарная работа проведена, обратимся к тексту стихотворения и поговорим о речевых характеристиках его героев. Речевые характеристики персонажей Слайд 11 - Перечитайте диалог детей в начале стихотворения. Встречаются ли в их речи грубые или неправильно произнесённые слова? Приведите примеры. Как характеризует детей употребление таких слов: черти, гляди-тко, чай (междометие), вона, погляди-тко, стволина, прибьёт, такому-то гусю? - Послушайте, о чём говорят герой и мужичок-сноготок. Какие слова и обороты речи мальчика Власа говорят о том, что он хочет выражаться, как взрослый, и чувствует себя взрослым? - Найдите в стихотворении слова, которыми автор называет крестьянских детей (например: шпионы мои, милые плуты, счастливый народ, низкого сорта люди и др.). Как в этих словах выражается авторская позиция по отношению к детям? | Учащиеся отвечают на вопросы. Составляют кластер. Квесты Доступное образование Гаджеты Интернет Удобная одежда Саморазвитие (6) - Веселым, беззаботным, полным новых знаний, развлечений. Отвечают на вопросы учителя, работают с таблицей. | Познавательные: формируем умение выявлять особенности текста, находить нужную информацию и анализировать ее, на основе анализа делать выводы. Коммуникативные: осуществляем совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: формируем умение работать сообща, регулировать свою деятельность при работе в группах и парах. Личностные: желаем приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Физкультминутка | Слайд 12 Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | |||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | 5 + 4 = 9 мин | Систематизировать знания, выработать умение решать уравнения удобным способом. Выявить уровень усвоения нового материала | Работа в парах. Беседа. | Но поэт изобразил крестьянских детей всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему? Работаем парами. Перед вами таблица. Положительные и отрицательные стороны жизни крестьянских детей. Найдем строчки из текста, в которых автор описывает их жизнь. На это задание вам 5 минут. Первая пара в группе работает над отрицательными сторонами, вторая – над положительными. Положительное: - В их жизни так много поэзии слито -…до полдня грибы собирали - Река огласилась и смехом, и воем: Тут драка – не драка, игра – не игра… - А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко… - Гляди – уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! - Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. - Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем… - Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды… Отрицательное: -…низкого рода люди… - …ни науки, ни неги Не ведают в детстве они… - Но вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему… - Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды… - Давайте прочитаем строки, где показаны положительные, а затем отрицательные стороны жизни крестьянских детей. Приступает к заданию первая группа. Слайд 13 - С какими же чувствами автор описывает крестьянских детей? Слайд 14 - Что вызывает в нем жалость, негодование, сочувствие? Почему он беспокоится за судьбу крестьянских детей? - Действительно, мы с вами в начале урока составлять кластер «Современное детство», сейчас мы рассмотрели мир детства времен Некрасова, и теперь мы с вами можем сравнить, каким мы видим детство современного ребенка и детство ребенка крестьянского 19 века. Слайд 15 | - Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу. Каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из произведения. Разбиваются по парам. Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают по группам. - С нежностью, с добрыми чувствами, потому что у него много теплых воспоминаний. Но в то же время с жалостью, ведь в крестьянской жизни много трудностей. - Они с детства познали тяготы жизни, в их жизни не все так гладко, как в жизни детей дворянских. Он беспокоится за них, они без образования, могут сгинуть, крестьянский труд не ценится, отношение помещиков к ним бывает очень грубым. - Детство современного ребенка более беззаботное, родители стараются обеспечить его все, у детей есть все, что они захотят. Все сейчас имеют право на бесплатное образование, бесплатную медицину. У нас есть все, что мы захотим. Но все в наших руках, чтобы добиться всего, нужно трудиться. | Познавательные УУД: читаем и слушаем, анализируют и извлекаем нужную информацию самостоятельно создаем способы решения проблем поискового характера. Коммуникативные: Показываем владение диалогической формой речи, формулируем собственные мысли, высказываем и обосновываем свою точку зрения. Регулятивные: планировуем своих действий в соответствии с поставленной задачей, регулируем свою работу в парах.. Личностные: желаем приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
6. Этап самоанализа, рефлексия деятельности | 4 мин | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Беседа. Само- и взаимооценка. | - Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? - Удалось ли ему это? - Удалось ли нам сегодня увидеть мир детства стихотворений Некрасова? -Перед вами на ваших столах лежат кружочки. Пожалуйста, оцените свою активность на уроке, выбрав кружочек определенного цвета. Зеленый – очень активный, желтый – активный, красный – не хватило активности. А теперь оцените так же сидящего напротив товарища. | - Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми - Да, конечно! Ведь мы увидели мир детства Некрасова. - Да. Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их. | Познавательные: формируем умение на основе анализа делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение оценивать свою работу на уроке, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формируем мотивацию к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
7. Этап информирования о домашнем задании и подведения итогов занятия | 2 мин | Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание. | - Мы сегодня молодцы! И поэтому я приготовила для вас домашнее задание по выбору. Пожалуйста, по одному человеку из команды выйдите и вытяните для своей команды домашнее задание. 1.Написать мини-сочинение «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы помог…». 2.Нарисовать иллюстрацию «Жизнь и забавы крестьянских детей». 3.Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок». 4.Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова изобразительно-выразительные средства 5. Подобрать материал фотовыставки «По некрасовским местам» Слайд 16 Слайд 17 | Вытягивают билет с домашним заданием для группы. Записывают задание в дневники. | Личностные: формируем мотивацию к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |