Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

3
0
Материал опубликован 19 May 2020


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО преподавателя

Ладанова Татьяна Юрьевна

Предмет, класс

Литература, 5 класс

Тема занятия

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»


Цели занятия

Рассмотреть мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»




Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.В. Некрасова.



Формировать представления об историческом прошлом России.



Выявить активную гражданскую позицию Н.А. Некрасова.

Обогащать словарный запас учащихся


Совершенствовать навыки анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности

Развивать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения.

Развивать навыки индивидуальной, парной и групповой форм работы

Воспитывать духовноразвитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности.


Воспитывать эмпатию к героям литературных произведений.

Вид урока

Урок открытия новых знаний

Межпредметные связи

История, русский язык, изобразительное искусство

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Средства наглядности (таблицы, схемы, пособия, др.)


Учебник, портрет Н.А. Некрасова, таблицы для заполнения, наглядный материал, презентация, карточки для самооценки.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Понимание ключевых проблем изученного произведения, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, умение анализировать литературное произведение, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней.


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности








ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ


Этапы

занятия

Время

Цели и задачи

Методы и приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формирование УУД

Организационный этап


1 мин

Мобилизация учащихся для активной работы на занятии

Мотивация на учебу.

Эмоциональное стимулирование


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Юрьевна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться с вами поближе и провести у вас очень интересный урок. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и нашим гостям. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения.

Пожалуйста, присаживайтесь

Приветствуют, настраиваются на урок.

Личностные: способствуем положительному отношению к учению, познавательной деятельности, желаем приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


Этап актуализации знаний


3 мин

Актуализация опорных

знаний учащихся

Беседа.

Определение темы урока.

Постановка задач.

Сейчас я прочитаю отрывок из произведения, с которым вы знакомились в начальной школе, а ваша задача – вспомнить его название и имя автора.


Слайд 1


Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!


- Правильно, ребята, действительно, это стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети». А вот как выглядит сам поэт.


(Слайд 2 - Портрет Некрасова)


Как вам кажется, судя по его портрету, каким он был человеком?








- Это стихотворение «Крестьянские дети», автор – Николай Алексеевич Некрасов














- Он интеллигентный, серьезный, но добрый…..

Познавательные:

Осознаем познавательную задачу.


Регулятивные:

планируюем в сотрудничестве в с учителем и одноклассниками или самостоятельно

необходимые действия, операции


Коммуникативные:

высказываем свою точку зрения, формируем умение слушать и понимать других


Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Подготовка учащихся к работе на основном этапе Изучения нового материала



6 мин

Мотивация на учение,

Совместное формулирование темы и целей занятия.










Мы с вами вспомнили про стихотворение «Крестьянские дети», вспомнили, как зовут его автора. Теперь мы готовы сформулировать тему урока.


Слайд 3








Сегодня на уроке перед нами стоит важная задача - нам предстоит ответить на следующие вопросы:


Слайд 4


Кто?

Почему?

Какие?


Как вы думаете, каким будет первый вопрос?

Кто такой Николай Алексеевич Некрасов?


Слайд 5


(Почему он писал о крестьянских детях?

Как он изображал крестьянских детей?)




Организация познавательной деятельности


Обратите внимание на экран.


Слайд 6


Творчество Некрасова знакомо вам с начальной школы. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер. Мать – Елена Андреевна, всю свою любовь и нежность отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.


Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 160 лет назад. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян, воспоминания об играх с крестьянскими детьми.



- Теперь мы можем задать и второй вопрос.

Почему?


Слайд 7


Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям, рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд.


Детство самого поэта проходило на Волге, в местах с удивительно живописной природой. На Волге трудились бурлаки – люди, перевозившие на своих плечах груженые баржи. Картины подневольного труда крепостных крестьян с самого раннего детства врезались в память Некрасова…

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям.

Посмотрите, в каких домах жили деревенские ребятишки в те годы. Обратите внимание на предметы быта, которые их окружали.


- Теперь с вами знаем, кто такой Николай Алексеевич Некрасов и почему он писал о крестьянских детях.


Дома вы прочитали стихотворение «Крестьянские дети».


Как вы думаете, каковым будет третий наш вопрос?


Слайд 8




Формулируют тему урока , цели и задачи, прогнозируют предстоящую деятельность. Запись учащимися числа, темы урока.



Тема урока «Слово о поэте Николае Алексеевиче Некрасове.Тема детства в стихотворении «Крестьянские дети»




Первый вопрос: Кто такой Н.А. Некрасов?














































- Почему он писал о крестьянских детях?






























- Какими предстают крестьянские дети в его произведениях?


Познавательные: устанавливаем причинно-следственные связи, делаем выводы. Формулируем познавательную цель.


Регулятивные:

Осознаем недостаточность

своих знаний. Целеполагание.


Коммуникативные: имеем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеем монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Постановка вопросов.


Личностные:

имеем желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению


4. Этап усвоения новых знаний и способов действий


4

+

4

+

7

=

15

мин


Формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.








Опрос. Кластер. Работа в группах.

Задаёт вопросы.

Помогает в составлении кластера.

Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся


Прежде чем начать разговор об этом произведении, давайте подумаем, из каких понятий состоит детство современных детей? Составим кластер «Современное детство». На это задание вам 2 минуты.


- Выберите только те реалии, которые относятся к детству современного ребенка.


У каждой группы на столе конверт с разными понятиями – современного детства и крестьянского. Дети выбирают листки только с понятиями, относящимися к современному детству.


Проверка.


Слайд 9.


- Каким же предстает детство современного ребенка?


- Спасибо, вы отлично постарались. Этот кластер еще пригодится нам в конце урока.


- А теперь посмотрим, каким детство было во времена Некрасова. А поможет нам в этом стихотворение «Крестьянские дети».


Прежде чем начинать работу над любым произведением, нужно обязательно объяснить все непонятные слова. В тексте стихотворения «Крестьянские дети» часто встречаются диалектные и устаревшие слова, давайте попробуем их объяснить.

Перед вами таблица, в левом столбике которой перечислены непонятные пока слова, а в правом – их объяснения. Соединим слова из соседних столбиков! Я буду помогать.


Поработаем в парах. На работу вам 2 минуты.


вИрши- стихи

нЕга-полное довольство, удовлетворение желаний, прихотей и тд

наипАче-тем более, в особенности

вестИмо-конечно, само собой, разумеется

зАстить-заслонять, загораживать

захудАть-обеднеть, обнищать, разориться

лАва-деревянные мостки на реке

рИга-постройка для сушки снопов с местом для обмолота

снарЯд-отдельный инструмент, орудие

содОм-беспорядок, шум, суматоха

потрАфить-угодить, угождать

мякИна-остатки колосьев после молотьбы

чУхна(чухонцы) - эстонцы

мордвА, черемисы (марийцы)- приволжские народы России

пОжня-покос

ловит лукошком лошадку-приманивает лошадь лукошком с овсом

дУпель-промысловая птица

изрЕчь-произнести, высказать, провозгласить

дрОвни- крестьянские сани без кузова

пЕгий-с большими пятнами, крапинами (о масти животных)


Слайд 10


- А теперь, когда словарная работа проведена, обратимся к тексту стихотворения и поговорим о речевых характеристиках его героев.


Речевые характеристики персонажей


Слайд 11


- Перечитайте диалог детей в начале стихотворения.


Встречаются ли в их речи грубые или неправильно произнесённые слова? Приведите примеры.


Как характеризует детей употребление таких слов: черти, гляди-тко, чай (междометие), вона, погляди-тко, стволина, прибьёт, такому-то гусю?


- Послушайте, о чём говорят герой и мужичок-сноготок.

Какие слова и обороты речи мальчика Власа говорят о том, что он хочет выражаться, как взрослый, и чувствует себя взрослым?


- Найдите в стихотворении слова, которыми автор называет крестьянских детей (например: шпионы мои, милые плуты, счастливый народ, низкого сорта люди и др.).

Как в этих словах выражается авторская позиция по отношению к детям?



Учащиеся отвечают на вопросы.


Составляют кластер.






Квесты

Доступное образование

Гаджеты

Интернет

Удобная одежда

Саморазвитие

(6)








- Веселым, беззаботным, полным новых знаний, развлечений.

















Отвечают на вопросы учителя, работают с таблицей.


Познавательные: формируем умение выявлять особенности текста, находить нужную информацию и анализировать ее, на основе анализа делать выводы.


Коммуникативные: осуществляем совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.


Регулятивные: формируем умение работать сообща, регулировать свою деятельность при работе в группах и парах.


Личностные: желаем приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


Физкультминутка




Слайд 12


Потрудились – отдохнем.


Встанем, глубоко вздохнем.


Руки в стороны, вперед,


Влево, вправо поворот.


Три наклона, прямо встать,


Руки вниз и вверх поднять.


Руки плавно опустили,


Всем улыбки подарили.



5. Этап закрепления новых знаний и способов действий




5

+

4

=

9

мин


Систематизировать знания, выработать умение решать уравнения удобным способом.

Выявить уровень усвоения нового материала


Работа в парах.

Беседа.


Но поэт изобразил крестьянских детей всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему?



Работаем парами. Перед вами таблица. Положительные и отрицательные стороны жизни крестьянских детей. Найдем строчки из текста, в которых автор описывает их жизнь. На это задание вам 5 минут.


Первая пара в группе работает над отрицательными сторонами, вторая – над положительными.



Положительное:

- В их жизни так много поэзии слито


-…до полдня грибы собирали


- Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра…


- А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко…


- Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!


- Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.


- Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…


- Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды…


Отрицательное:


-…низкого рода люди…


- …ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они…


- Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему…


- Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…



- Давайте прочитаем строки, где показаны положительные, а затем отрицательные стороны жизни крестьянских детей.

Приступает к заданию первая группа.


Слайд 13



- С какими же чувствами автор описывает крестьянских детей?


Слайд 14







- Что вызывает в нем жалость, негодование, сочувствие? Почему он беспокоится за судьбу крестьянских детей?













- Действительно, мы с вами в начале урока составлять кластер «Современное детство», сейчас мы рассмотрели мир детства времен Некрасова, и теперь мы с вами можем

сравнить, каким мы видим детство современного ребенка и детство ребенка крестьянского 19 века.



Слайд 15



- Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу.



Каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из произведения.


Разбиваются по парам. Отвечают на поставленные вопросы.


Отвечают по группам.




















































- С нежностью, с добрыми чувствами, потому что у него много теплых воспоминаний.

Но в то же время с жалостью, ведь в крестьянской жизни много трудностей.





- Они с детства познали тяготы жизни, в их жизни не все так гладко, как в жизни детей дворянских. Он беспокоится за них, они без образования, могут сгинуть, крестьянский труд не ценится, отношение помещиков к ним бывает очень грубым.






- Детство современного ребенка более беззаботное, родители стараются обеспечить его все, у детей есть все, что они захотят. Все сейчас имеют право на бесплатное образование, бесплатную медицину.

У нас есть все, что мы захотим.

Но все в наших руках, чтобы добиться всего, нужно трудиться.



Познавательные УУД:

читаем и слушаем, анализируют и извлекаем нужную информацию

самостоятельно создаем способы решения проблем поискового характера.


Коммуникативные:

Показываем владение диалогической формой речи, формулируем собственные мысли, высказываем и обосновываем свою точку зрения.


Регулятивные: планировуем своих действий в соответствии с поставленной задачей, регулируем свою работу в парах..



Личностные: желаем приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


6. Этап самоанализа, рефлексия деятельности



4 мин

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа.

Само- и взаимооценка.


- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?





- Удалось ли ему это?




- Удалось ли нам сегодня увидеть мир детства стихотворений Некрасова?



-Перед вами на ваших столах лежат кружочки. Пожалуйста, оцените свою активность на уроке, выбрав кружочек определенного цвета. Зеленый – очень активный, желтый – активный, красный – не хватило активности.

А теперь оцените так же сидящего напротив товарища.



- Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми


- Да, конечно! Ведь мы увидели мир детства Некрасова.



- Да.




Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их.

Познавательные: формируем умение на основе анализа делать выводы.


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.


Регулятивные: формируем умение оценивать свою работу на уроке, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные: формируем мотивацию к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


7. Этап информирования о домашнем задании и подведения итогов занятия



2 мин

Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание.


- Мы сегодня молодцы! И поэтому я приготовила для вас домашнее задание по выбору. Пожалуйста, по одному человеку из команды выйдите и вытяните для своей команды домашнее задание.


1.Написать мини-сочинение «Если бы у меня была волшебная палочка, я бы помог…».

2.Нарисовать иллюстрацию «Жизнь и забавы крестьянских детей».

3.Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

4.Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова изобразительно-выразительные средства

5. Подобрать материал фотовыставки «По некрасовским местам»


Слайд 16


Слайд 17

Вытягивают билет с домашним заданием для группы.

Записывают задание в дневники.

Личностные: формируем мотивацию к дальнейшему обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

​​​​​​​
Презентация к уроку
PPTX / 1.23 Мб




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации