Урок литературы на тему «Н. Носов «Федина задача»
Технологическая карта урока
Целевой блок |
|
Тема: |
Н. Носов «Федина задача» |
Педагогическая цель: |
Ознакомление с произведением «Федина задача» |
Планируемые результаты: |
Предметные: развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развитие умения определять тему, главную мысль произведения; умение прогнозировать содержание произведения; объяснение нравственного смысла рассказа; умение понимать и объяснять поступки героев. |
Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; осознание сущности поведения героев; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; умение самостоятельно понимать поступки героев рассказа; делать свой нравственный выбор. |
|
Метапредметные УУД: *Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля; понимание учебной задачи урока и стремление ее осуществить; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с учебником; умение отвечать на итоговые вопросы; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке. |
|
*Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера; слушать и понимать речь других; развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы. |
|
*Познавательные: определение черт характера героя и обосновывать своё мнение; понимание значения словарных слов; определение отношения автора к героям и обоснование своего мнения; осуществление поиска информации в тексте; владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов. |
|
Инструментальный блок |
|
Задачи |
Продолжить знакомство с творчеством Н. Носова и с его новым произведением «Федина задача»; Совершенствовать навык чтения, умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; Расширять читательский кругозор; Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова. |
Тип урока: |
Урок открытия новых знаний |
Учебно – методический комплекс |
Учебник, проектор, компьютер, презентация, разработанная учителем, раздаточный материал, портрет. |
Организационно – деятельностный блок |
|
Основные понятия: |
Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полуденном, кафтан, чурбан. |
Организация пространства |
Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. |
Межпредметные связи: |
Русский язык, физкультура. |
Технология: сотрудничества, критического мышления, интерактивная, развивающего обучения.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты: |
1.Мотивационный |
- Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения и сегодня на уроке вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. |
Приветствие |
Личностные: мотивация к учебной деятельности. |
2. Постановка учебных задач |
- Посмотрите на портрет. Кто на нем изображен? - Правильно, а что вы знаете об этом писателе? - Посмотрим, насколько хорошо вы знаете его произведения. Я буду читать описание произведения, а вы должны его отгадать. В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. Как называется рассказ? Следующая история о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Что за рассказ? - Молодцы. Скажите, какие по характеру его рассказы? - В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. - Дома вы должны были познакомиться с новым произведением Н.Носова. Чтобы вспомнить с каким, расставьте буквы в порядке убывания. ениФда аЗачда. … выйди, расставь буквы на интерактивной доске. Какое слово получилось? - Какова же тема урока? - Какую цель поставим на урок? - Какие задачи поставим перед собой? - Перед вами план, по которому мы будем работать в ходе урока: 1. Вспомним произведение Н. Носова «Федина задача»; 2. Проанализируем героев произведения. 3. Выполним творческое задание по произведению. |
Николай Носов C 14 лет начать работать, писал рассказы для детей в юмористической форм.
«Фантазеры»
«Карасик»
Юмористические.
«Федина задача»
Н.Носов «Федина задача» Изучить произведение …Н.Носова «Федина задача». Продолжить знакомство с творчеством… Н. Носова и с произведением «Федина задача»; Совершенствовать навык… чтения, умение анализировать текст. |
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные: развитие навыка взаимоконтроля; развитие навыка целеполагания; понимание учебной задачи урока и стремление ее осуществить. |
3. Учебные действия |
- Откройте учебник на стр. 164. Дома вы должны были прочитать этот рассказ. - Почему он так называется? - Понравилось вам произведение? - Какие эмоции у вас вызвал этот рассказ? - Почему Федя не смог решить задачу? - Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему? - Прочитаем рассказ по цепочке, но сначала поработаем над сложными словами и выражениями. Как вы считаете, что означает слово: Полудённый – южный, полдневный Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России Рокочущий бас – громкий грубый голос Чурбан – глупый человек Кафтан – удлиненный пиджак - Я начну читать, затем вы продолжите. Внимательно следите за текстом. Читайте выразительно, соблюдая паузы, темп чтения. Произведение читаем не до конца. (до слов «Совсем запутали!» на 168 стр.) - Ребята, чем же закончилось произведение? Удалось ли Феде дочитать задачу? - Мы выполнили первый пункт плана? Отметим галочкой. Физкультминутка. |
Потому что рассказ о мальчике, который решал задачу. Смех. Потому что он отвлекался на телевизор. Можно, потому что он вызывает веселые эмоции.
Федя так и не смог дочитать и решить задачу. Он ушел с задачником к другу. Да. |
Познавательные: определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; понимание значения словарных слов. Коммуникативные: развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; умение точно выражать свои мысли. Личностные: умение самостоятельно понимать поступки героев рассказа; делать свой нравственный выбор. |
4. Контроль |
- Молодцы. Теперь я вам буду задавать вопросы, а вы будете искать ответ в тексте. - Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? - Как он это объяснил? - Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. - Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи. - Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре? - Поработаем в группах, объединитесь в 2 группы. Каждая группа выполнит свое задание. 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? Сколько концертных номеров прослушал Федя? 2 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Проверьте правильность выполненного задания. Если не допустили ни одной ошибки, поднимите зеленую фишку, допустили ошибку красную. - Молодцы вы успешно справились и со следующим пунктом, отметим его галочкой. - Вернемся к плану. Молодцы, вы выполнили последний пункт плана |
Отсутствие мамы и сестры. Никто не будет мешать делать уроки. Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки.
2, 6
5, 2
|
Познавательные: определение отношения автора к героям и обоснование своего мнения; осуществление поиска информации в тексте; владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов. Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с учебником. Личностные: осознание сущности поведения героев. |
5. Самоконтроль |
- Ребята, посмотрите, у вас на карточке план этого рассказа. Вам нужно расставить правильную нумерацию в последовательности сюжета. Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах. Можете приступать. □ Из телевизора послышались звуки рояля. □ Дома никого не было. □ Федя отрегулировал телевизор. □ Пойду лучше к Юре Сорокину. □ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала. - … прочитай ваш план. Если согласны, поднимите зеленую фишку, не согласны красную. - Вернемся к плану. Молодцы, вы выполнили последний пункт плана. |
1.Дома никого не было. 2.Федя отрегулировал телевизор. 3. Из телевизора послышались звуки рояля. 4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала. 5. Пойду лучше к Юре Сорокину.
|
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы |
6. Оценка |
- Итак, какова была цель урока? Мы ее достигли? - Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её? - Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? - Чему учит этот рассказ?
|
Изучить произведение Н.Носова «Федина задача». Да. Телевизор. Чтобы показать детям, что не нужно отвлекаться при выполнении уроков. Быть внимательным и невозможно сделать 2 дела одновременно. |
Регулятивные: умение отвечать на итоговые вопросы. |
7. Самооценка |
- Оцените свою работу на уроке. Какое сейчас у вас настроение? (показывают карточку настроения) - За урок 5 получает …, потому что она была активна, выразительно читала текст, правильно отвечала на вопросы. 4 получает …, так как она была неактивна, не на все вопросы отвечала правильно. - Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. |
Оценивают себя |
Регулятивные: формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке. |