Урок литературы на тему «Н. Носов «Федина задача»

1
0
Материал опубликован 13 November 2019

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема:

Н. Носов «Федина задача»

Педагогическая цель:

Ознакомление с произведением «Федина задача»

Планируемые результаты:

Предметные: развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развитие умения определять тему, главную мысль произведения; умение прогнозировать содержание произведения; объяснение нравственного смысла рассказа; умение понимать и объяснять поступки героев.

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; осознание сущности поведения героев; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; умение самостоятельно понимать поступки героев рассказа; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля; понимание учебной задачи урока и стремление ее осуществить; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с учебником; умение отвечать на итоговые вопросы; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.

*Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками, управление поведением партнера; слушать и понимать речь других; развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

*Познавательные: определение черт характера героя и обосновывать своё мнение; понимание значения словарных слов; определение отношения автора к героям и обоснование своего мнения; осуществление поиска информации в тексте; владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов.

Инструментальный блок

Задачи

Продолжить знакомство с творчеством Н. Носова и с его новым произведением «Федина задача»; Совершенствовать навык чтения, умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; Расширять читательский кругозор; Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Учебно – методический комплекс

Учебник, проектор, компьютер, презентация, разработанная учителем, раздаточный материал, портрет.

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия:

Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полуденном, кафтан, чурбан.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Межпредметные связи:

Русский язык, физкультура.

Технология: сотрудничества, критического мышления, интерактивная, развивающего обучения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты:

1.Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения и сегодня на уроке вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Приветствие

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

2. Постановка учебных задач

- Посмотрите на портрет. Кто на нем изображен?

- Правильно, а что вы знаете об этом писателе?

- Посмотрим, насколько хорошо вы знаете его произведения. Я буду читать описание произведения, а вы должны его отгадать.

В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое. Как называется рассказ?

Следующая история о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Что за рассказ?

- Молодцы. Скажите, какие по характеру его рассказы?

- В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

- Дома вы должны были познакомиться с новым произведением Н.Носова. Чтобы вспомнить с каким, расставьте буквы в порядке убывания. ениФда аЗачда. … выйди, расставь буквы на интерактивной доске. Какое слово получилось?

- Какова же тема урока?

- Какую цель поставим на урок?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Перед вами план, по которому мы будем работать в ходе урока: 1. Вспомним произведение Н. Носова «Федина задача»; 2. Проанализируем героев произведения. 3. Выполним творческое задание по произведению.

Николай Носов

C 14 лет начать работать, писал рассказы для детей в юмористической форм.

 

«Фантазеры»

 

 

«Карасик»

 

 

Юмористические.

 

«Федина задача»

 

Н.Носов «Федина задача»

Изучить произведение …Н.Носова «Федина задача».

Продолжить знакомство с творчеством… Н. Носова и с произведением «Федина задача»; Совершенствовать навык… чтения, умение анализировать текст.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

 

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

 

Регулятивные: развитие навыка взаимоконтроля; развитие навыка целеполагания; понимание учебной задачи урока и стремление ее осуществить.

3. Учебные действия

- Откройте учебник на стр. 164. Дома вы должны были прочитать этот рассказ.

- Почему он так называется?

- Понравилось вам произведение?

- Какие эмоции у вас вызвал этот рассказ?

- Почему Федя не смог решить задачу?

- Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?

- Прочитаем рассказ по цепочке, но сначала поработаем над сложными словами и выражениями. Как вы считаете, что означает слово:

Полудённый – южный, полдневный

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России

Рокочущий бас – громкий грубый голос

Чурбан – глупый человек

Кафтан – удлиненный пиджак

- Я начну читать, затем вы продолжите. Внимательно следите за текстом. Читайте выразительно, соблюдая паузы, темп чтения.

Произведение читаем не до конца. (до слов «Совсем запутали!» на 168 стр.)

- Ребята, чем же закончилось произведение? Удалось ли Феде дочитать задачу?

- Мы выполнили первый пункт плана? Отметим галочкой.

Физкультминутка.

Потому что рассказ о мальчике, который решал задачу.

Смех.

Потому что он отвлекался на телевизор.

Можно, потому что он вызывает веселые эмоции.

 

 

 

 

 

 

Федя так и не смог дочитать и решить задачу. Он ушел с задачником к другу.

Да.

Познавательные: определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; понимание значения словарных слов.

Коммуникативные: развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; умение точно выражать свои мысли.

Личностные: умение самостоятельно понимать поступки героев рассказа; делать свой нравственный выбор.

4. Контроль

- Молодцы. Теперь я вам буду задавать вопросы, а вы будете искать ответ в тексте.

- Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой?

- Как он это объяснил?

- Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам.

- Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи.

- Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре?

- Поработаем в группах, объединитесь в 2 группы. Каждая группа выполнит свое задание.

1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя?

Сколько концертных номеров прослушал Федя?

2 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»?

- Проверьте правильность выполненного задания. Если не допустили ни одной ошибки, поднимите зеленую фишку, допустили ошибку красную.

- Молодцы вы успешно справились и со следующим пунктом, отметим его галочкой.

- Вернемся к плану. Молодцы, вы выполнили последний пункт плана

 

Отсутствие мамы и сестры.

Никто не будет мешать делать уроки.

Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки.

 

 

 

 

2, 6

 

 

5, 2

 

 

Познавательные: определение отношения автора к героям и обоснование своего мнения; осуществление поиска информации в тексте; владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов.

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с учебником.

Личностные: осознание сущности поведения героев.

5. Самоконтроль

- Ребята, посмотрите, у вас на карточке план этого рассказа. Вам нужно расставить правильную нумерацию в последовательности сюжета. Работать вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах. Можете приступать.

Из телевизора послышались звуки рояля.

Дома никого не было.

Федя отрегулировал телевизор.

Пойду лучше к Юре Сорокину.

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.

- … прочитай ваш план. Если согласны, поднимите зеленую фишку, не согласны красную.

- Вернемся к плану. Молодцы, вы выполнили последний пункт плана.

1.Дома никого не было.

2.Федя отрегулировал телевизор.

3. Из телевизора послышались звуки рояля.

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

 

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; развитие способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы

6. Оценка

- Итак, какова была цель урока? Мы ее достигли?

- Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её?

- Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

- Чему учит этот рассказ?

 

Изучить произведение Н.Носова «Федина задача». Да.

Телевизор.

Чтобы показать детям, что не нужно отвлекаться при выполнении уроков.

Быть внимательным и невозможно сделать 2 дела одновременно.

Регулятивные: умение отвечать на итоговые вопросы.

7. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке. Какое сейчас у вас настроение? (показывают карточку настроения)

- За урок 5 получает …, потому что она была активна, выразительно читала текст, правильно отвечала на вопросы. 4 получает …, так как она была неактивна, не на все вопросы отвечала правильно.

- Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Оценивают себя

Регулятивные: формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.