Технологическая карта урока «Н. Носов "На горке"» (2 класс)
Ф.И.О. автора: Наставшева Елена Ивановна
Место работы: МБОУ СОШ №1 ст.Хворостянка Добринского района Липецкой области
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Н. Носов «На горке».
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя |
1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; 3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности; получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими жизненными представлениями. Метапредметные : Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение; коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм |
Использованные технологии и формы обучения |
Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах. |
Образовательные ресурсы |
Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран. |
Сценарий урока.
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1 |
Оргмомент. Мотивация. Речевая разминка. |
-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим миром литературы. Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это ваши ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, раскрасьте пальчик зелёным цветом. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание и вы с ним не справились, раскрасьте пальчик красным цветом. Ну, а сейчас в путь. Куда же мы отправимся, читая новое литературное произведение? (слайд 2). В какое время года будут происходить события? Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Речевая разминка Слайд 3: Ма-ма-ма – на дворе стоит зима. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией. Оцените свою работу, раскрасив большой палец на листе-самооценке. |
Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся, как они будут оценивать свою деятельность на уроке. |
Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки. |
РУУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
2 |
Подготовка к восприятию текста |
- А что означает слово горка? Есть книга, которая знает про значения слов всё. Как она называется? Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». ( Слайд 4.) - А поведет нас на горку Николай Николаевич Носов (слайд 5 - портрет). С произведениями этого замечательного писателя мы уже встречались. Давайте вспомним названия некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (см. приложение № 1, слайд 6) Ну, а сейчас вернемся к нашей ладошке. Оцените свои знания произведений Носова, раскрасив указательный палец на листочке. - Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло между ребятами? О чём будет наше произведение? А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 7)
|
Организует деятельность учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его содержании. |
Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения . |
РУУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. |
3 |
Первичное восприятие текста, словарная работа |
Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного: (1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.) - Как вы думаете, Котьке, правда, нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам? ( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.) - Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть? (3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.) - Предположите, как дальше будут развиваться события. После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы: - Понравилось ли вам произведение Н. Носова? -Какой момент вам больше всего запомнился? - Какое настроение вызывает это произведение? Почему? - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ? Словарная работа (слайд 8) – Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. – Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?) Физкультминутка ( слайд 9). |
Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте. |
Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе. |
КУУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. ЛУУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. |
4 |
Самостоятельное чтение текста (слайд 10) |
-Оцените своё чтение и понимание текста, раскрасив средний пальчик на листе – самооценке. |
Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом. |
Учащиеся читают рассказ Носова, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки. |
ПУУД: - овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока |
5 |
Анализ произведения, выборочное чтение |
– Кто является главным героем рассказа? - Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа? – Как вы думаете, изменился ли Котька? -Трудно ли было отвечать на мои вопросы? Вернёмся к нашим ладошкам и оценим свою работу, раскрасив безымянный пальчик. - А теперь я предлагаю поработать в парах. У вас на столе лежит листок с заданием (см. приложение № 2). Заполните левую часть кластера, указав, каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите в правой части кластера, каким он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд 11). Проверим вашу работу. - А у вас были в жизни такие ситуации? -Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему? - Оцените свою работу в парах, раскрасив мизинец на своих листах самооценки. |
Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах. |
Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока. |
ПУУД : - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. КУУД: - умение договариваться, находить общее решение. |
6 |
Деление текста на части, составление плана |
– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки. Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника. – Я думаю, многие из вас уже готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием (слайд 12) Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки. |
Организует работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает дома выполнить задание по выбору. |
Составляют картинный план к тексту, выбирают задание для выполнения дома из того, что предложил учитель. |
ПУУД -построение логической цепи рассуждений. - структурирование знаний |
7 |
Итог урока. Рефлексия. |
-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? А чтобы выразить к нему своё отношение, давайте составим синквейн. (слайд 13 с инструкцией) Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках (слайд 14) А чтобы убедится в этом, давайте разместим наши раскрашенные ладошки на доске. |
Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. |
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают своё отношение к уроку. |
ЛУУД: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |