Н. Носов « Огурцы»
Цели урока: развивать грамотную, связную речь, осознанное, эмоциональное чтение, умение высказывать свои мнения и отстаивать, способность прогнозировать содержание в процессе чтения,
Задачи урока:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с рассказом Носова «Огурцы»
- формировать умение анализировать текст;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, умение видеть художественное слово;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
О. В. Кубасова- учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, и презентация урока.
Ход и содержание урока
Организационный момент, тема (слайд 1)
- Ребята, поприветствуйте друг друга, садитесь. Давайте настроимся на рабочую обстановку.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
Мотивация учащихся
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Чему научиться?
Стадия вызова.
- Вспомним домашнее задание к этому уроку.
Ребята зачитывают свои мини-сочинения о поступке Дениса из произведения Драгунского.
Обмен мнениями.
- Какие чувства вызывает у вас человек, который совершает плохие поступки? Заслуживает ли он уважение со стороны других людей?
Составление кластера – индивидуальная мозговая атака (слайд2)
- Вспомним название раздела, который мы изучаем.
- Поработаем в группах. У каждой группы лежат карточки, где нужно вписать что может стать отрицательное явным и какая приятная тайна тоже может стать явной.
плохое хорошее
ударить
Тайное становится явным
увидеть подарок письмо
- Слово группам.
-Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь?
Работа по теме урока.
1.Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)
- Сегодня мы познакомимся с содержанием рассказа «Огурцы», а написал его известный писатель Николай Николаевич Носов( 1908-1976).
2. Слово учащимся. Знакомство с биографией Н. Носова. (слайд 4)
Ученица (слайды 4-8)
Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера Александра Васильевича Носова. Мать звали Мария Александровна. Он много знал и обладал разными талантами: увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке, играл в шахматы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.
Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
Ученик (слайды 9-12)
Н.Н.Носов – автор таких произведений как «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры». «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей».
Н.Н.Носов умер 34 года назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
Физминутка
На разминку становись!
Вправо-вправо покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай,
А теперь поднимем руки
И опустим их рывком,
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два.
Мы за парты сядем , вместе
Вновь возьмёмся за дела.
3. Словарная работа стр.115. (слайд 13)
- В тексте встретятся слова, которые могут вызвать затруднение в чтении. Потренируемся. Все вместе:
а) читай целыми словами.
место – поместил - поместились.
- А теперь по вариантам:
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о- гля- ды- вать- ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся- остановился
- По одному:
в) Читай внимательно.
соврал- сорвал
совать - соврать
нарвали- наврали
выпрошу - выброшу.
4. Первичное чтение произведения учителем и двумя детьми.
- Я и Вова с Лизой будем читать, а вы следите за нашим чтением и карандашом на полях делайте пометки (слайд 14)
! – восхищаюсь - каким-либо моментом, или
? – хочу спросить -если что-то не понятно
Физминутка для глаз. «Восьмерка»
5. Чтение и анализ рассказа Н. Носова. (слайд 15)
- Продолжим работу.
- Что мы узнали о двух друзьях?
- Как вы относитесь к поступку Павлика?
- А с вами когда-нибудь такое было?
- Как мама оценила поступок Котьки?
- Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Подтвердите словами из текста.
- Как оценил сторож раскаяние Котьки?
- Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
- Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
- Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. ( « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен») Сделайте вывод.
ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
- Поставьте на полях !? Мы вернемся к нему на следующем уроке.
6. Работа в парах по рядам. ( слайды 16- 17)
- А сейчас побудем в роли актеров. Поработаем в парах по рядам.
- 1 ряд в паре подготовится к «озвучиванию» 1 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с мамой. Страница учебника 119. Картинка в учебнике.
- 2 ряд подготовится к «озвучиванию» 2 картинки. Для помощи ищите диалог Котьки с дедушкой сторожем.
- А 3 ряд из пословиц выберите ту, которая выражает главную мысль этого произведения.
- Чему учит история с Котькой? (честность, чувство товарищества, отзывчивость) ( Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
Подведение итогов.
-Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок.
- Хочется особо отметить ребят, которые отличились на уроке…
( слайд 19) Дома: Вспомни, было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным, расскажи о нём.
1 и 2 группы - Стр.114-115 выразительное чтение.
2 группа - Разделить рассказ на части.
Рефлексия. ( слайд 18)
- Что же вы взяли для себя из этого урока? Начните свой ответ словами:
Я никогда не думал (ла), а теперь понял …
Я понял (ла), что за плохой поступок …